«Мой край — Мордовия моя».
план-конспект занятия на тему

Иванова Марина Владимировна

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mordoviya_itog_2.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Мой край — Мордовия моя».

Подготовила: воспитатель Иванова М.В.

Программное содержание:

Уточнить и закрепить знания  детей о г. Саранске (достопримечательностях, знание улиц, районов).

Закреплять знания детей о национальном, Мордовском костюме, о его основных элементах (рубаха, передник, головной убор).

Закреплять знания о промышленных предприятиях г. Саранска .Уточнить на каких предприятиях трудятся их родители, воспитывать уважение к людям труда.

Воспитывать интерес к Мордовским подвижным играм.

Расширять представления о памятниках, связанных с именами знаменитых людей, прославивших нашу республику.

Развивать интерес к истории родного края.

Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

Предварительная работа: Разучивание стихотворений о родном крае. Знакомство с мордовскими народными сказками. Проведение бесед, экскурсий в краеведческий музей, на природу. Знакомство с мордовской народной вышивкой, рассматривание иллюстраций.

Материал:

Иллюстрации, магнитофон, диск с Мордовскими песнями, гимн Мордовии, кукла мордовочка Алдуня  в национальном костюме, мордовский флаг, герб, карта Мордовии, Российский флаг, маски для п/и,  фартуков, краски, кисти, салфетки, подставки, обруч.

Ход НОД.

Занятие проводится в форме игры в КВН. Две команды детей  входят под музыку в группу.

Их встречает Хозяюшка ( кукла Алдуня в мордовском национальном костюме, приглашает в гости).

Хозяюшка:

Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада видеть вас. Есть в самом центре России уголок, который нам всем особенно близок и дорог. Это наша малая родина – Мордовия. И живут здесь замечательные, гостеприимные люди. Много стихов сочинили поэты о нашем Мордовском крае. Сейчас я попрошу ребят, прочесть нам стихотворение о родном городе.

Педагог: Здесь Родины моей начало

             Мой край – Мордовия моя! »

(Дети читают стихи)

Нет  на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

 Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы живем.

 Земли есть и красивей,

 Мне не надо иной:

Ты ведь тоже Россия,

 Край Мордовский мой!                

В России средь березовых просторов

Полянка есть –Мордовия моя.

Она как песня матери, с которой,

За горы уходили за моря!

Много лет среди равнины

Наш Саранск стоит старинный!

Зеленые улицы новые,

Проспекты, что солнца светлей.

Саранск мой – столица Мордовии!

Саранск –город завтрашних дней!

Люблю свой город всей душою

За то, что мирно жизнь течет,

И утром, солнцем озаренный,

Саранск мой в зелени встает!        

Педагог. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, где мы с вами живём. Кто скажет, как называется наша республика?

Дети. Мордовия.

Педагог. Правильно. (Показывает карту Мордовии и иллюстрации.) А какая она, наша Мордовия?

Дети. Большая, любимая, красивая, сильная.

Педагог. Это наша маленькая Родина. Родина – это то место, где человек родился и живёт.

   «В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина».

Ю. Яковлев

Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина?»  (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского).

Хозяюшка: Нашу игру мы начнем с разминки.

-В какой стране мы живем? (Мы живем в России.)

-Назовите столицу нашей Родины? (Столица нашей Родины Москва)

-В какой республики мы живем?

(Республика Мордовия)

-Назовите столицу нашей республики? (Саранск)

-Назовите государственные символы Республики Мордовии? (Флаг, герб, гимн).

 Гимном Республики Мордовия является музыкальное произведение Н. Кошелевой на стихи С.Кинякина.

Педагог. Гимн – торжественная песня, символ республики. Послушайте гимн Мордовии.

Звучит отрывок из гимна Мордовии.

Ребята, что вы услышали? Гимн Мордовии. Чем отличается Мордовский флаг от Российского?

(Цветом ,на мордовском флаге есть звезда).

Кто изображен на серебристом щите нашего герба?

(красная лиса).

-Кто глава Мордовии. ? ( Владимир Дмитриевич Волков).

-Люди,  какой национальности проживают в Р.М.(Мордва, татары, русские, чуваши, украинцы,  др.)

На каком языке разговаривают мордва?

 (На мокшанском и эрзянском).

Педагог:

А сейчас девочки прочитают стихи на Мордовском языке.

К нам в гости пришла девочка татарочка . .Она прочитает нам стихотворение на татарском языке.

 -Назовите улицы г .Саранск  (Пушкина, Есенина, Веселовского, Коммунистическая, Проспект 60 лет Октября, Войного и др.)

Назовите районы в г. Саранск? (Пролетарский, Октябрьский, Ленинский).

Физкультминутка «Во дворе стоит сосна».

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Педагог:

Ребята, а вы любите свой город Саранск?

А за что? Расскажите? (Наш город большой,  красивый, в городе много цветов, деревьев, чистые улицы, красивые здания, много заводов, фабрик).

Педагог: Саранск стал большим, современным культурным центром.

Много интересных мест есть в нашем городе.

- Как называется главная площадь нашего города?  (Советская).

Какой собор недавно построили? (Собор имени Ушакова. Кто  такой Ушаков? (Великий полководец).

- Назовите реки, которые протекают по территории нашей Республики?

(Инсар, Мокша, Сура, Алатырь, Саранка ).

-Почему наш город называется Саранск?(Он построен на реке Саранке).

-Какая  река в Мордовии самая большая?  (Мокша).

Какие музеи есть в городе? (Краеведческий, музей имени великого скульптора С.Д.Эрьзи

-Назовите старейшие города Республики (Ардатов, Краснослободск, Инсар, Рузаевка, Темников).

Педагог: Ребята, наш город известен и за границей своей продукцией ,которая выпускается на наших заводах и фабриках. Расскажите какие заводы и фабрики вы знаете?

(Завод «Лисма» -выпускают лампочки, «Автосамосвальный «- делают кузова для самосвалов, на фабрике «Ламзурь» -выпускают кондитерские изделия), «Биохимик»-делают лекарства, на фабрике «Мордовские узоры» - шьют мордовские костюмы, вышивают скатерти, салфетки).

Конкурс "Закончи пословицу"

В родном краю жизнь как (в раю) .

Человек без родины, что птица без (гнезда) .

Мордва проста с виду, да не даст себя (в обиду) .

Кто умеет трудиться, тот умеет и (жить) .

Доброе дело добром (оплачивается) .

От злости стареешь, от доброты (молодеешь) .

(Дети исполняют песню: «Мой, Саранск,ты город старинный».

Хозяюшка: Много сказок придумал наш мордовский народ. И чтобы узнать, как вы знаете мордовские сказки, давайте проведём следующий конкурс.

Конкурс "Угадай из какой я сказки?"

Детям предлагается рассмотреть иллюстрации к мордовским народным сказкам, отгадать их название.

Мордовские народные сказки: «Благодарный медведь» «Диль-диль, дедынька», «Как собака друга искала» ,«Чёрная корова» ,Горячие сани» и др.

Хозяюшка: Мордовская земля богата лесами, где растут деревья самых разных пород.

Какие деревья вы знаете? (Липа, береза, осина, дуб, тополь, рябина,клен,ива).

Конкурс"Назови дерево"

(Вопросы для игроков) .

- Из какого дерева строят дома? (Из сосны) .

- Из какого дерева делают посуду? (Из липы) .

- Из какого дерева делали корыта, вёдра (из осины, так как её древесина не гниёт).

- Что ещё делают в Мордовии из дерева? (Игрушки) .

Хозяюшка: Разнообразен и животный мир Мордовии. А теперь следующий конкурс.

Конкурс"Животный мир"

(Вопросы для игроков)

- Какие животные живут в мордовских лесах (медведь, волк, заяц, лиса, лось).

- В каком районе расположен Мордовский государственный заповедник (в Темниковском районе).

- Какая редкая птица обитает на территории заповедника (черный аист).

- -Какие редкие растения произрастают в Р.М.?(Лилия Саранска, Василек русский, купальница, сон-трава)

-Какие животные Р.М., занесены в Красную книгу? (зубр, выхухоль, сапсан).

Хозяюшка: Все вы знаете, что раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе, пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры.

Мордовская народная игра: «Петя- Петушок»

(дети ходят, взявшись за руки, вокруг водящего, который выбирает

себе соперника).

Петя, Петя, петушок

Листя  бойкане ,дружок!

Патясо  тюрхтямо

Пильксо топотямо.

(Петушок выбирает себе соперника и старается вытолкнуть его из

круга-обруча.

Дети поддерживают хлопками в ладоши игра повто-

ряется 2-3 раза).

Хозяюшка: Мордовия – уникальный, богатый своими культурными традициями регион России. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется мордовская вышивка.

Конурс "Мордовская вышивка"

- Какие цвета используются в мордовской вышивке? (черный, красный).

- Какие предметы украшались мордовской вышивкой

рубахи (панар,), передники ( сапоня), пояс (каркс), головные уборы (сорока,) .

- Назовите основные элементы мордовской вышивки. (Крест, зубчик, гармошка, фонарик)

-Какие особенности имеют мордовские узоры?

(они состоят из элементов геометрических фигур).

Хозяюшка: Люди во все времена старались украсить свою одежду. И раньше её украшали вышивкой. Я хочу вам предложить украсить мордовский передник-элементами мордовской вышивки.  

Физкульминутка:»Кисточка».

(Дети садятся за стол расписывают фартуки мордовским узором)

Хозяюшка: Давайте посмотрим, как участники конкурса постарались украсить мордовские передники.

(Работы вывешиваются на доску).

Молодцы, ребята ,большое вам спасибо.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие: "Цвети мой край - Мордовия моя!"

Развлекательное мероприятие (старшая группа): "Цвети мой край - Мордовия моя!"...

"Мой край - Мордовия моя"

НООД по социальному миру...

Консультация для родителей на тему: «Родной наш край - Мордовия»

   Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к с...

Викторина "Любимый край - Мордовия моя!"

Конспект нетрадиционногозанятия с участием родителей....

Цвети мой край, Мордовия моя!

Программное  содержание:1.Вовлечь  детей  в творческий процесс, используя нетрадиционные способы рисования «губкой».2.Формировать умение детей узнавать и называть народные сказки по илл...

«Цвети мой край, Мордовия моя"

"Цвети мой край, Мордовия моя"...