Выступление на педагогическом совете с темой: "Музыкотерапия"
материал по теме

Май Дарья Александровна

Музыкотерапия (в переводе с греко-латинского «лечение музыкой») – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Музыка издревле сопровождала деятельность человека: труд, религиозные обряды с песнями, плясками, празднества. Ещё в Древней Греции было нормой жизни – уметь петь, сочинять, танцевать, то есть уже в века до н.э. музыка играла большую роль.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

      Музыкотерапия:

•       вызывает катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

•       облегчение осознания собственных переживаний;

•       укрепляет конфронтацию с жизненными проблемами;

•       способствует приобретению новых средств эмоциональной экспрессии, оптимизация творческих сил.

Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Так, духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя; пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию, но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».

Также возможно вы слышали о пренатальном (внутриутробном, до появления на свет ребёнка) развитии!

Музыкотерапия – контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка.

Музыка – это лекарство, которое слушают.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при её пассивном или активно восприятии.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.

    При пассивной музыкотерапии детям предлагается прослушать различные музыкальные произведения, соответствующие их настроению, в процессе чего выявляется эмоциональное переживание ребенка.

    При активной музыкотерапии ребенок вовлечен в работу с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Основной целью в этом случае является, устранение повышенной застенчивости, развитие коммуникативных навыков, формирование выдержки и самоконтроля.

Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем:

•   преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать;

•   установить контакт между взрослым и ребенком;

•   развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка;

•   занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

         В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется  в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук  не должен быть громким и в тоже время чрезмерно тихим.

Музыкотерапия включает: прослушивания музыкальных произведений, пение песен, ритмические - движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки  и изобразительной деятельности, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения.

Рекомендации по применению музыкотерапии в коррекционной работе с детьми:

·      Использовать для прослушивания произведение, которое нравится детям и доступно их возрасту;

·      Выбирать знакомые детям пьесы;

·      Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

Положительное влияние на ребенка оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения выбираются в соответствии с воздействием, оказываемом на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости.

Благотворными, успокаивающими оказываются произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского.

Возбуждающий эффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок, клубная музыка вызывает стрессовые реакции.

Разный терапевтический эффект также имеют музыкальные инструменты:

•   фортепиано – снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;

•   скрипка, флейта – расслабляют;

•   кларнет – улучшает кровообращение, нормализует сердечно – сосудистую систему;

•   ударные (барабаны, литавры и т. д.) – бодрят, придают силы.

Музыкальный руководитель проводит с участниками музыкальное упражнение «Вырази характер музыки движениями» или музыкально-ритмическую игру, например «Самолёт» гр. Чударики.

Печатный материал для участников: информационный буклет о музыкотерапии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия (в переводе с греко-латинского «лечение музыкой») – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Музыка издревле сопровождала деятельность человека: труд, религиозные обряды с песнями, плясками, празднества. Ещё в Древней Греции было нормой жизни – уметь петь, сочинять, танцевать, то есть уже в века до н.э. музыка играла большую роль.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

        Музыкотерапия:

  • вызывает катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
  • облегчение осознания собственных переживаний;
  • укрепляет конфронтацию с жизненными проблемами;
  • способствует приобретению новых средств эмоциональной экспрессии, оптимизация творческих сил.

Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Так, духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя; пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию, но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».

Также возможно вы слышали о пренатальном (внутриутробном, до появления на свет ребёнка) развитии!

Музыкотерапия – контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка.

Музыка – это лекарство, которое слушают.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при её пассивном или активно восприятии.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.

    При пассивной музыкотерапии детям предлагается прослушать различные музыкальные произведения, соответствующие их настроению, в процессе чего выявляется эмоциональное переживание ребенка.

    При активной музыкотерапии ребенок вовлечен в работу с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Основной целью в этом случае является, устранение повышенной застенчивости, развитие коммуникативных навыков, формирование выдержки и самоконтроля.

Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем:

  • преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать;
  • установить контакт между взрослым и ребенком;
  • развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка;
  • занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

                В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется  в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук  не должен быть громким и в тоже время чрезмерно тихим.

Музыкотерапия включает: прослушивания музыкальных произведений, пение песен, ритмические - движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки  и изобразительной деятельности, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения.

Рекомендации по применению музыкотерапии в коррекционной работе с детьми:

  • Использовать для прослушивания произведение, которое нравится детям и доступно их возрасту;
  • Выбирать знакомые детям пьесы;
  • Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

Положительное влияние на ребенка оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения выбираются в соответствии с воздействием, оказываемом на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости.

Благотворными, успокаивающими оказываются произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского.

Возбуждающий эффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок, клубная музыка вызывает стрессовые реакции.

Разный терапевтический эффект также имеют музыкальные инструменты:

  • фортепиано – снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;
  • скрипка, флейта – расслабляют;
  • кларнет – улучшает кровообращение, нормализует сердечно – сосудистую систему;
  • ударные (барабаны, литавры и т. д.) – бодрят, придают силы.

Музыкальный руководитель проводит с участниками музыкальное упражнение «Вырази характер музыки движениями» или музыкально-ритмическую игру, например «Самолёт» гр. Чударики.

Печатный материал для участников: информационный буклет о музыкотерапии.

 

 



Предварительный просмотр:

     Музыкальный руководитель ДОУ «Детский сад №81»        Дарья Александровна Филимонова

Музыка

  • вызывает катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
  • облегчение осознания собственных переживаний;
  • укрепляет конфронтацию с жизненными проблемами;
  • способствует приобретению новых средств эмоциональной экспрессии, оптимизация творческих сил.

/Users/darjafilimonova/Downloads/mozart_piccolo.jpg#Музыкотерапия   #Эффект_Моцарта   #Пренатальное_развитие_ребёнка   :хештеги


Терапевтическое воздействие музыки

/Users/darjafilimonova/Downloads/4a2e78e3e4.jpg/Users/darjafilimonova/Downloads/shema_instrumentov.jpg

фортепиано – снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;
скрипка, флейта – расслабляют;
кларнет – улучшает кровообращение, нормализует сердечно – сосудистую систему;
ударные (барабаны, литавры и т. д.) – бодрят, придают силы.

 Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния:

 Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности:
"Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.
 Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы:
"Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена
 Для общего успокоения:
"Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.
 Для снятия симптомов гипертонии и напряжённости в отношениях с другими людьми:
"Концерт ре-минор" для скрипки Баха.
 Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением:
"Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.
 Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения:
"Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.
 Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей:
"Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.
 Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности:
"Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.

/Users/darjafilimonova/Downloads/95a7ea02cffd68089f3d7bd3081f321a.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

Выступление на педагогическом совете Тема выступления: «Лепбук»

Выступление на педагогическом советеТема выступления: «Лепбук»...