Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка на тему

Енишевская Елена Александровна

Выступление на городском методическом объединении по теме "Исполльзование здоровьесберегающих технологий в  образовательном процессе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

в воспитательно – образовательном процессе  МДОАУ ЦРР № 1

СЛАЙД 1

Первостепенные задачи нашего дошкольного учреждения:

обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья во время нахождения его в дошкольном учреждении;

сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни;

научить использовать их в повседневной жизни.

Задача сохранения и укрепления здоровья детей для нас всегда была приоритетной.

Проведенный педагогами мониторинг здоровья и физического развития детей нашего ДОУ в начале 2012 года выявил проблемы:

  • отсутствие достоверной всеобъемлющей информации по вопросу укреплению здоровья детей;
  • отсутствие системы работы в условиях ДОУ и семьи по формированию осознанного отношения детей к собственному здоровью и стремления к здоровому образу жизни.

Кризисная ситуация была и в том, что данная работа  проводилась в нашем детском саду медленно, бессистемно и неэффективно: недостаточная культура семьи, слабое материально – техническое обеспечение, отсутствие заинтересованности педагогов.

СЛАЙД 2

В 2012 году,  при написании годового плана работы ДОУ, педагоги,  учитывая реальное состояние здоровья детей, выбрали методическую тему на 2 года «Повышение качества оздоровительной работы с детьми через внедрение инновационных подходов к физкультурно – оздоровительной  работе в ДОУ».

Разработали способы решения проблемы через:

  • создание предметно-развивающей среды в ДОУ, формирующей  здоровье;
  • организованную оздоровительную работу с семьей;
  • повышение мастерства педагогов, через освоение новых здоровьесберегающих технологий;
  • отслеживания мониторинга здоровья каждого ребенка.

СЛАЙД 3

Перед дошкольным учреждением поставили следующие задачи (на слайде).

Как это проходит сейчас  у нас расскажу поподробнее.

Обучение здоровому образу жизни детей проводим в виде игровых, практических, интегрированных занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Рассказываем о вреде курения, алкоголя и наркотиков.  

СЛАЙД 4

В процессе этой работы дети приобрели навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Мониторинг состояния  здоровья и физического развития детей строим на основе диагностики, которую проводит инструктор по физической культуре с участием педагогов и медицинской сестры. На основе данных мониторинга воспитатели планируют физкультурно – оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья каждого ребёнка в карте индивидуального развития «Паспорт здоровья и развития ребёнка».

СЛАЙД 5

Стимулирование и сохранение здоровья  осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами ДОУ в режимных моментах в течение дня в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз - эти формы работы хорошо всем известны, а я сейчас расскажу о нетрадиционных видах коррекции здоровья, которые используются в нашем детском саду.

1. Кинезиотерапия.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиологическая коррекция в нашем ДОУ реализуется в следующих видах:

  • кинезиологические упражнения, проводимые ежедневно по 5 минут,  способствуют развитию речи, мышления, интеллектуальных возможностей, математических способностей, облегчают процесс письма, запоминания у ребёнка.
  • игры в «сухом» бассейне (коррекция зрительно – пространственного, зрительного и тактильного анализаторов);

СЛАЙД 6

  • песочный игротренинг в центрах песка и воды (развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук);
  • театрализованная деятельность (развитие пластичности и выразительности движений);

СЛАЙД 7

2. Употребление кислородного коктейля – с профилактической целью.

3. Психокоррекция:

  • психогимнастика – проводится 1 раз в неделю от 25 минут и более вне занятий;                  
  • релаксация – проводится 1 раз в день как снятие мышечного и эмоционального напряжения в конце занятий по мере утомляемости детей или в течение дня в режимных моментах, если дети перевозбуждены;
  • изотерапия - рисование пальчиками, игры с песком, водой, глиной 1 раз в неделю как успокаивающее и расслабляющее действие на психику ребёнка;
  • сказкотерапия - проводится 1 раз в месяц в течение дня в режимных моментах как развитие творчества, самостоятельности, способствующей непроизвольному расслаблению организма, снятию нервного напряжения.   СЛАЙД 8

СЛАЙД 8

В детском саду с 1980 года проводится профилактика и лечение зрения у детей. В работе используются следующие аппараты: мускулотренер, синоптофор, макулотестер, аппарат ПОЗД-1, светотест, амблиотренер, компьютер с программами «Клинок» и «Цветок» и «Чибис», которые были приобретены на выигранный грант.

СЛАЙД 1

В 2012 году мы приняли участие в городском конкурсе на лучший проект социальной направленности  выиграли грант 87.400 рублей за проект «Ясный взгляд» и приобрели  лазерный офтальмотерапевтический аппарат для лечения методом стимуляции сетчатки амблиопии и других рефракционных заболеваний у детей  и подростков «СПЕКЛ-М».

В детском саду реализуются проекты, направленные на поддержку и формирование здоровья детей.

При автономии появилась новая возможность сбережения здоровья детей - использование дополнительных платных услуг:

  • «Ритмическая мозаика» - ритмопластика.
  • Занятия на детских спортивных тренажёрах –  комплекс упражнений проводится 2 раза в неделю инструктором по физкультуре.
  • Фитбол – гимнастика - комплекс упражнений проводится 2 раза в  неделю, служит нетрадиционным средством профилактики нарушений осанки у детей;

СЛАЙД 9

  • Нейройога – самый перспективный на сегодняшний день метод нормализации и активизации работы головного мозга, созданный специалистами Центра управления стрессом в городе Санкт Петербурге.  Отдельные упражнения нейройоги педагоги ДОУ успешно применяют  и  в непосредственно образовательной деятельности в качестве физкультурных пауз.
  • Оздоровительный массаж.
  • Физиолечение: тубус-кварц «Солнышко»; аппарат УВЧ; кислородный коктейлер; бактерицидные лампы; электрофорез аппарат «Поток-1».
  • Комплексное оздоровление: 2 раза в год для ослабленных детей проводим фитотерапию, оздоровительный массаж, тубус – кварц, оздоровительную гимнастику, употребление кислородного коктейля, который помогает укреплять иммунитет, витаминотерапию, ионизацию.

СЛАЙД 10

Для щадящей адаптации детей раннего возраста в детском саду организованна  группа «Вместе с мамой» по одному часу два раза в неделю, «Студия раннего развития» по два часа каждый день.

В каждой группе воспитателями подобран и оформлен материал по оздоровительной работе с детьми: комплексы дыхательных, артикуляционных, пальчиковых гимнастик, подвижные игры, комплексы для занятий с ЧБД, комплексы, направленные на профилактику нарушений плоскостопия и осанки.

Данная работа не даст положительного результата без привлечения родителей. Поэтому регулярно информируем их о целях, задачах и результатах  физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, проводим проблемно - ориентированный анализ для сопоставления достигнутых результатов с прогнозируемыми и мониторинг потребностей родителей воспитанников в дополнительных услугах оздоровительной направленности.

СЛАЙД 11

На сайте детского сада каждый родитель может оставить свои пожелания, вопросы, связанные со здоровьем, воспитанием и развитием его ребенка на которые он обязательно получит ответ.

В  нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. Физкультурный зал оборудован спортивным модулем, фитболами (30 штук), детскими спортивными тренажёрами, которые мы приобрели на выигранный  в марте 2011 года муниципальный грант конкурса проектов «Растим победителей Олимпиады» в номинации «Проведение культурных и спортивных мероприятий».  

На территории ДОУ есть спортивная площадка со всем необходимым оборудованием. На каждой игровой площадке так же находятся спортивные снаряды. В каждой группе есть спортивные центры и центры по профилактике детского  дорожно – транспортного травматизма с доступными для детей атрибутами.

В ДОУ оборудованы медицинский кабинет,  процедурный и физиокабинет с необходимым оборудованием». Имеется  кабинет лечения нарушений зрения у детей. 

Таким образом, можно сказать - оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной, комфортабельной, рационально организованной и насыщенной.  

СЛАЙД 12

Совместно с детской городской поликлиникой  разработали и утвердили план лечебно - профилактических мероприятий в ДОУ, который включает комплекс воспитательных и профилактических мер по укреплению здоровья растущего организма, приобщение детей к здоровому образу жизни.

В результате проведенной  работы  снизились  показатели  заболеваемости    детей

на 4 %.

СЛАЙД 13

Выпускники нашего детского сада жизнерадостны и подвижны, активно участвуют в соревнованиях спортивной школы города, посещают спортивные секции в школе. Воспитанники ДОУ ежегодно побеждают на городских спортивных фестивалях, посвящённых Всероссийскому Дню физкультурника:

«Здоровые дети – сильная Россия» август 2012 года – третье место, «Здоровье¸ музыка, движение» - август 2013 года – второе место, «Весёлые старты» - август 2014 года – первое место.

Выросла положительная динамика  посещения детьми дошкольного образовательного учреждения на 21%.

Таким образом, в ДОУ созданы такие условия, которые помогают ребятам сформировать потребность в физическом самосовершенствовании, то есть желание активно и самостоятельно расширять свой двигательный опыт, проявлять интерес к занятию физкультурой, прилагать волевые усилия к достижению высоких показателей в основных видах деятельности за счет повышения собственной активности.

СЛАЙД 14

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В данный момент мы работаем над созданием проекта «Мобильная педагогическая помощь».

В рамках данного проекта поставлена задача помочь детям с ограниченными возможностями. В проекте предусмотрено оборудование сенсорной и солевой комнат, приобретение комплекта психологического инструментария «Иматон», логотерапевтического комлекса БОС, оборудования для детей инвалидов (вертикализатор).

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...