Театрализованная деятельность в ДОУ, воспитатель Олейникова Н.А.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Семеновых Екатерина Васильевна

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности.  Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста  различными видами искусства и театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannaya_deyatelnost.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

«Весь мир – театр, а люди в нём актёры» (Вильям Шекспир)

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности.  Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста  различными видами искусства и театрализованной деятельности.

Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра.  Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из её видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь - это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

         Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театрализованная деятельность даёт возможность ребёнку всесторонне развиваться.

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить  в  них  радость  сотворчества, то создавай  им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами». (Ш.А. Амонашвили).

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в ФГОС дошкольного образования, ребёнок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности дошкольников.

Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер.

При организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста необходимо подбирать такие художественные произведения, которые бы заинтересовывали детей, вызывали сильные чувства и переживания.  

К театрализованной деятельности детей  нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместно с родителями можно изготовить декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.). В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей   можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления  открыто и честно. Ребёнок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Как результат работы педагогов по развитию способностей дошкольников в музыкальной и театрализованной деятельности, мы пришли к выводу, что в настоящее время в обществе назрела проблема в формировании свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Все эти качества присущи так называемым «одарённым» детям.

        Одарённые дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, они представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.

        Проблема воспитания и обучения одарённых детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одарённости у детей.

        Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство, трудно себе представить.

        Опираясь на труды Л.С. Рубинштейна и Б.М. Теплова в области психологии, в которых классифицированы понятия «способностей», одарённости» и «таланта» по единому основанию – успешности деятельности, принимая принцип подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге «всеобщей одарённости», а в уважении к уникальности каждой личности, к её неповторимости  

Педагогический коллектив стал заниматься вопросами выявление одарённых детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными детьми  стала одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

         Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребёнка-дошкольника.

Мы поставили перед собой вопрос об организационных формах работы с одарёнными детьми и решили, что   одарённые дети должны обучаться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одарённости других воспитанников.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребёнка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и лёгкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

Исходя из этого, для развития творческих способностей дошкольников педагоги своевременно выявляют детей с предпосылками одарённости, проводят специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей.  

«Одарённость человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод». (Василий Александрович  Сухомлинский).

Одарённые дети нашего детского сада (мы из называем «звёздочки») участвуют в различных мероприятиях на уровне города и края в рамках социального партнёрства: культурные национальные центры города Краснодара, детские школы искусств, Краснодарский историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына, детская библиотека им. А. Гайдара, Дом культуры, Геронтологический центр г. Краснодара, Кубанское казачье войско, Совет ветеранов и др.  

Для дальнейшего развития талантов наши специалисты – инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, педагог-психолог, воспитатели способствуют   реализации индивидуальной траектории развития, интеллектуальных и других способностей ребенка, используют разнообразные формы и методы работы с одарёнными детьми, а также  рекомендуют родителям определить ребёнка в кружки, спортивные секции и т.д.  На сегодняшний день у нас есть дети, добившиеся успехов в спорте (фигуристы, каратисты, легкоатлеты, гимнасты, футболисты), в музыке, танцах, художественном творчестве и т.д.  Взаимодействие с социумом  позволяет показать   достижения,   успехи наших воспитанников. 

       На наш взгляд, для успешного развития способностей одарённых детей важным условием является подготовка педагогических кадров. Сам педагог должен быть непременно талантливым, способным к творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, умелым организатором, психологом, владеющим передовыми педагогическими технологиями.

 В течение пяти лет мы создавали материально-техническую базу: приобретение системы видеозаписи и видеовоспроизведения, интерактивного кабинета,  множительной  техники, микшерного пульта, акустической системы; обеспечение канцелярскими товарами  для художественно-эстетической деятельности,  декораций, театральных костюмов для детей и взрослых и т.д.

 В детском саду проводятся традиционные и нетрадиционные праздники, в которые мы включаем как детей, так и взрослых. Итак, какие итоги мы можем подвести за последние семь лет?



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребенок уже написал письмо новогоднему волшебнику? Пока нет? Тогда самое время сделать это с ним вместе прямо сейчас. Воспитатель Олейникова Н.А.

Нельзя не признать, что занятым мамам и папам порой нелегко выкроить время и сесть вместе со своим ребенком за письменный стол. Тем более по такому несерьезному поводу. Но, если подумать, вера в деда ...

Игры нашего детства, воспитатель Олейникова Н.А.

«Детство, детство, ты куда спешишь?» - поётся в старой песне…А оно, действительно, убежало и не оглянулось. Оглядываемся лишь мы и с грустной улыбкой вспоминаем то беззаботное время, когда мы бегали п...

Театрализованная деятельность (консультация для воспитателей)

Театрализованная игра - как средство социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольников....

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Использование театрализованной деятельности в работе воспитателя с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю статью об использовании театрализованной деятельности в работе с заикающимися детьми....