«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников и социумом»
материал на тему
Выступление на семинаре по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников и социумом».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rabota_s_roditelyami_i_sotsiumom.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 213» Октябрьского района г. Саратова
Выступление
по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников и социумом»
Подготовила: Смоленскова Ю.А., заведующий МДОУ «Детский сад № 213»
Саратов – 2016
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).
Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Ведь положительный результат, может быть, достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью нашего учреждения.
Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог – дети - родители».
Родители являются активными участниками образовательного процесса, управления в нашем дошкольном учреждении. В соответствии с Уставом детского сада у нас функционирует родительский комитет МДОУ «Детский сад № 213», которым руководит председатель, избранный общим родительским собранием.
Деятельность детского сада в целом и каждого сотрудника в отдельности направлена на реализацию социального заказа родителей, интересов детей. Основным инструментом по его изучению является мониторинг, который организуется в нашем учреждении в различных формах – анкетирование, беседа непосредственно при общении и по телефону.
Так, на основе проведённого мониторинга в практику нашей работы с сентября 2013 года была введена группа кратковременного пребывания. Деятельность данной группы кратковременного пребывания заключается в предоставлении образовательных услуг детям в возрасте от 4,5 до 7 лет. Режим работы группы был с 8-30 до 12-30. Воспитателем организовывается деятельность с детьми в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования нашего учреждения.
В 2014 году по результатам анкетирования был организован консультативный пункт для родителей, посещающих наше учреждение.
В 2015 году, проведя мониторинг, администрацией Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» было принято решение о создании на базе нашего учреждения консультативный центр для родителей детей, не посещающих детский сад. Педагогами было проведено интервьюирование родителей, в ходе которого выявлены наиболее интересующие родителей вопросы, темы; разработан план работы консультативного пункта; подобран иллюстративный, теоретический, практический материал.
Одной из основных задач консультативного центра является: Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающим дошкольное образовательное учреждение, получающим дошкольное образование в форме семейного образования.
Заседания консультативного центра проводятся 1 раз в месяц в различных формах:
- Круглый стол;
- Консультации;
- Практикумы.
- Педагогические гостиные;
- Индивидуальные и подгрупповые консультации;
- Занятия с элементами тренинга;
- Лектории.
Результатом работы консультативного центра можно считать положительные отзывы родителей, благодарности.
Для позитивной социализации наших воспитанников в своей работе мы используем разнообразные формы взаимодействия с родителями
(законными представителями), которые отражены в основной образовательной программе дошкольного образования нашего учреждения. Анализируя их можно условно выделить четыре основных направления работы с родителями в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в нашем учреждении: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
1. Познавательное направление направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- общие, групповые собрания;
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки семейных и детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;
- совместные экскурсии, посещение культурных учреждений при участии родителей (театр, музеи) с целью расширения представлений об окружающем мире, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств;
- выходные экскурсии ребёнка с родителями по району проживания, городу с целью знакомства. Совместный поиск исторических сведений о нём;
- совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.)
- совместное создание предметно-развивающей среды, создание в группе «коллекций» - наборы открыток, календарей, минералов и др. предметов для познавательно-творческой работы;
- семейные проекты. Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения.
2. Информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
3. Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Данное направление включает:
- родительский уголок: включающий различную информацию. Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
- нормативные документы;
- продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);
- папки-передвижки. Форма работы: через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
- фотовыставки;
- выпуск газет.
4. Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
- праздники, которые можно закончить чаепитием.
- развлечения;
- празднование дней рождения;
- акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
Совместная работа педагогов и родителей проводимая в нашем учреждении с семьей, имеет следующий результат:
- ребенок в центре внимания и отношений;
- родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения внутри своей семьи;
- педагоги узнают больше о семье и ребенке;
- дети чувствуют себя комфортней, спокойней, увереннее в социуме;
- расширяется круг общения и взаимодействия, как для родителей, так и для детей;
- полученный опыт взаимодействия в детском саду выносится и используется за пределами его в других ситуациях (дома, во дворе, на прогулке и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников."
Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.Просвещение родителей в области педегогики и детской психологии....
Консультация для родителей "Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно - эстетического развития ребёнка."
Эстетическое развитие ребёнка имеет важное значение для его подготовки к школе. Но такого рода развитие не осуществляется само по себе. Для этого требуется большая, напряжённая и кропотливая работа по...
Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями
Формы взаимодействия с родителями...
Рекомендации по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с родителями
Семья и детский сад - два важных института социализации ребёнка. Огромную роль для всестороннего развития детей, подготовки их к школьному обучению, играет тесное в...
Консультация «Зачем нужен ВФСК ГТО в дошкольном возрасте»? Целевая аудитория: родители/законные представители воспитанников ДОО
Посмотрим с физической точки зрения, почему ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошколят? Физическое развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки. Например, в два года ребенок уже...
Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) и социумом как фактор повышения уровня качества образования
Презентация педагогического опыта дошкольной образовательной организации по организации работы с родителями и социальными партнерами с целью повышения качества дошкрольного образования и социализации ...
Консультация для воспитателей «Организация взаимодействия учителя логопеда, специалистов и родителей (законных представителей) воспитанников в рамках речевого развития».
Развитие речи ребенка – дошкольника – длительный и трудоемкий процесс, требующий и заслуживающий особого внимания, как педагогов – воспитателей, так и родителей. Тенденция к увеличен...