Трудовое воспитание дошкольника
статья на тему

Яковлева Нина Ивановна

Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

А. С. Макаренко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_doshkolnika.odt25.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

Яковлева Нина Ивановна

Должность и место работы:

воспитатель МБДО У Детский сад № 89 «Ладушки»

Трудовое воспитание дошкольника

        Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством для формирования культуры межличностных отношений. Нам взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы нашидети стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы. Известный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский глубоко верил воблагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своейдуши в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже неможет стать злым, недобрым человеком».

        Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым. Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективноготруда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка»[2, 12].

        А.С. Макаренко говорил, что  основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

        Отношение к труду во многом зависит от того, какое значение придаемэтому мы, педагоги.Воспитатель осуществляет широкую программу трудового воспитания. Он формирует знания о трудовых процессах (цели, материалах инструментах, трудовых действиях и результате) и их направленности(получение общественно полезного продукта). Формирует необходимыедля участия в труде умения. Эти знания и умения обеспечиваютуспешность самостоятельного труда детей[4, 54].

Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и наформирование личностных качеств, например самостоятельности.Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться,протереть пыль, убрать игрушки на место и др., но и помочь другимдетям. Это позволяет ему не только утвердиться в коллективе вкачестве умелого и отзывчивого товарища, приобрести уверенность всебе, в своих возможностях.Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детейправильного отношения к собственному труду: готовностиучаствовать в любой работе независимо от ее привлекательности,доводить дело до конца, прилагать трудовые усилия. Все это создаетблагоприятную основу воспитания таких качеств, какответственность, инициативность, целеустремленность,настойчивость, решительность.Овладение трудовыми навыками дает возможность участвовать вобщем труде. В этих условиях у детей формируется активная позиция вколлективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводитьдело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальнойотдачей сил[1, 28].

        Задачи трудового воспитания связаны с содержанием труда (система трудовых действий), с целями воспитания (идеал поведения втруде). Но навыки формируются не ради навыков, они являются важнымсредством реализации конечной цели трудового воспитания –формирования готовности к труду на общую пользу. Поэтому трудовоеобучение и трудовое воспитание задачи их решать в совокупности. Педагог ставит и решает сразу несколько задач: формирует новыеумения и навыки и закрепляет уже имеющиеся; воспитывает интерес ктруду; умение собственными силами достигать результата,пробуждать и развивать чувство удовлетворения своей работой,уверенность в том, что если хорошо подумать и постараться, томногое можно сделать самому, помочь окружающим.

        Задача педагога – помочь ребенку освоить позицию субъектаэлементарной трудовой деятельности, то есть понимать свою рольв повседневном труде, самостоятельно выполнять необходимыетрудовые процессы, осуществлять самоконтроль. Это способствуетсамоутверждению ребенка, осознании им своей умелости, включению вреальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками[8, 23].

        Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться; воспитание навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых ичерез непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; формирования уважительного отношения к людям труда[7, 45].

Литература

  1. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 221 с.
  2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 1998. 119 с.
  3. Грей Д. Дети - с небес: Уроки воспитания. Как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе. М.: София, 2013. 384 c.
  4. Карпюк Г.А. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение. 2012. №4. С. 54.
  5. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 c.
  6. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие. М.: Владос, 2005.321 с.
  7. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М.: Просвещение, 1991. 324 c.
  8. Фонарев А., Теплюк С. Предпосылки трудового воспитания // Дошкольное воспитание. 2011. № 8. С. 23.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников !...

трудовое воспитание дошкольников

перспективные планы по трудовому воспитанию дошкольников...

Трудовое воспитание дошкольников.

В данной презентации, представлены задачи трудового воспитания на основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре. Формы организации труда. Решение нравственных задач. Формы...

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...