Профилактика конфликтности в педагогическом коллективе.
методическая разработка на тему
Программа психопрофилактических занятий для педагогов, целью которых является профилактика и снижение уровня конфликтных ситуаций в профессиональном коллективе, а также повышение эмоционального фона и сплоченности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_konfliktov_v_pedagogicheskom_kollektive.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования
«Детский сад №42» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
«Профилактика конфликтных взаимоотношений в педагогическом коллективе»
Подготовила: педагог-психолог
Колесникова Е.А.
Сызрань, 2016
Программа профилактики конфликтных взаимоотношений в педагогическом коллективе
Цель: профилактика конфликтных взаимоотношений через улучшение социально-психологического климата в педагогическом коллективе и повышение уровня сплоченности коллектива.
Задачи:
1. Проведение информационного занятия «Методы разрешения конфликтов»
2. Проведение обучающих занятий - тренингов с членами педагогического коллектива.
Принципы работы с участниками:
1.Принцип активности участников группы: в ходе занятий постоянно вовлекать участников тренинга в различные виды деятельности - обсуждение, проигрывание ролевых ситуаций, выполнение упражнений.
2. Принцип исследовательской позиции: в процессе работы в группе создаются такие ситуации, когда участникам необходимо найти решение проблемы.
3.Принцип объективации поведения: поведение участников группы в течение занятий переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается в ходе занятий.
4.Принцип партнёрского общения работа в группе основывается на признании ценности личности другого человека, его мнении, интересе. Все решения принимаются с максимально-возможным учётом интересов всех участников тренинга.
При организации и проведении занятий необходимо руководствоваться следующими этическими нормами:
- Участие во всех упражнениях - добровольное.
- Участникам занятий предоставляется полная информация о способах и целях тренинга.
- При проведении упражнений и игр принимаются все меры предосторожности против психических и физических травм.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
№ | Мероприятия | Участники |
1 БЛОК: Ознакомительный | ||
1.1. | Доклад "Методы разрешения педагогических конфликтов". | Коллектив педагогов |
2 БЛОК: Диагностический. | ||
2.1. | Тест на определение уровня конфликтности Кноблох -Фальконетт | Коллектив педагогов |
2.2. | Экспресс-методика оценки социально -психологического климата в трудовом коллективе (А. С. Михалюк, Л. Ю. Шалыто) | Коллектив педагогов |
2.3. | Анкета "Стиль поведения в конфликте" (авт. Томас) | Коллектив педагогов |
3 БЛОК: Тренинговые занятия | ||
3.1. | Тема: "Знакомство" Задачи: 1. Знакомство с группой | Коллектив педагогов |
3.2. | Тема: "Устранение барьеров эмоционального общения". Задачи: 1.Научить отличать поведение уверенного от неуверенного и агрессивного. 3. Эмоциональное раскрепощение. | Коллектив педагогов |
3.3. | Тема: "Стили общения". Задачи: 1. Изучение разных стилей общения. | Коллектив педагогов |
3.4. | Тема: "Знакомство с принципами хорошего слушания". Задачи: 1. Выделение принципов хорошего слушания. | Коллектив педагогов |
3.5. | Тема: "Навыки совместной работы". Задачи: 1. Приобретение опыта совместной работы группы. | Коллектив педагогов |
3.6. | Тема: "Изучение сильных сторон своего характера, Задачи: 1. Помощь членам группы раскрыть в себе стороны характера. | Коллектив педагогов |
3.7. | Заключительное занятие: | Коллектив педагогов |
4 БЛОК: "Итоговая диагностика педагогического коллектива". | ||
4.1. | Контрольный срез по окончании цикла занятий. Определение динамики взаимоотношений в коллективе и эффективность программы. | Коллектив педагогов |
1 БЛОК. Педагогам предлагается прослушать доклад на тему "Методы разрешения педагогических конфликтов", который состоял из нескольких частей, в частности:
- Понятие конфликта, отличие конфликтной ситуации от конфликта, структура динамика, функции, типология
- Методы и стадии разрешения конфликтов
2 БЛОК. Диагностические исследования уровня конфликтности, социально-психологического климата в коллективе, стилей поведения в конфликтных ситуациях.
3 БЛОК. Специально разработанные игры и упражнения на сплочение коллектива. Материал для занятий подобран из различных психологических источников (см. Список литературы). Здесь были использованы упражнения на исследование участниками своих личностных особенностей, такие как "Имя и эпитет": "Сделай также как я"; "Скажи мне, кто твой друг"; "Мои сильные стороны" и другие. Среди упражнений на развитие навыков владения собою были следующие: "Заблудившийся рассказчик"; "Цвета эмоций" "Нахал"; "Выдержка" и другие.
На тренинговых занятиях внимание также уделялось развитию навыков совместной работы и стилям общения. Среди упражнений, использованных для этих целей были: "Перевоплощение": "Анабиоз": "Взаимодействие"; "Волшебный карандаш", "Гомеостат", "Резервуар" и т.д. (Приложение 5.)
Основная цель данного этапа: Организация деятельности по развитию позитивных межличностных отношений в педагогическом коллективе детского сада.
4 БЛОК. Итоговое диагностическое исследование. Данное исследование проводится по окончании тренинговых занятий аналогично первичной диагностике.
Цель данного этапа:Установление различий в отношениях между педагогами до тренинговых занятий и после их проведения, что определяет эффективность данной программы. Для повторного обследования педагогов были использованы те же методики, что и на первом этапе.
Содержание занятия | Задачи занятия |
Занятие 1. ЗНАКОМСТВО
| 1. Знакомство с группой |
ЗАНЯТИЕ 2. "Устранение барьеров эмоционального общения"
2. "Телепатия" (Невербальное общение) 5. "Холодный суп" (тренировка стиля поведения) |
1. Научить отличать поведение уверенного от неуверенного и агрессивного. |
ЗАНЯТИЕ 3. "Стили общения"
4. "Он - эмоция" (ведение конструктивного диалога) | 1. Изучение разных стилей общения |
ЗАНЯТИЕ 4: "Знакомствo с принципами хорошего слушания"
| 1. Выделение принципов хорошего слушания |
ЗАНЯТИЕ 5. "Навыки совместной работы"
4. Робот" (невербальное общение, общие точки прикосновения) | 1. Приобретение опыта совместной работы группы |
ЗАНЯТИЕ 6. "Обучение владению собой"
| 1. Осознание собственного влияния на людей |
ЗАНЯТИЕ 7. "Изучение сильных сторон своего характера"
| 1. Выделение принципов хорошего слушания. |
ЗАНЯТИЕ 8. Играем сказку. Подводим итоги. | 1. Овладение навыками работы в коллективе. |
Эффективность программы
Для того, чтобы определить эффективность данной программы по профилактике конфликтных взаимоотношений в педагогическом коллективе, необходимо проанализировать данные диагностических исследований. В итоговой диагностике, как и в первичной использовались следующие методики:
- Экспресс-методика оценки социально -психологического климата в трудовом коллективе (А. С. Михалюк, Л. Ю. Шалыто).
- Тест на определение уровня конфликтности Кноблох – Фальконетт.
- Анкета "Стиль поведения в конфликте" (авт. Томас).
Сравнительный анализ результатов двух диагностических исследований представлен в виде диаграмм в Приложении 4.
Результаты двух диагностических исследований, которые проводились до и после реализации программы профилактики конфликтных взаимоотношений в педагогическом коллективе , показывают положительную динамику в улучшении социально-психологического климата в коллективе, что позволяет охарактеризовать его на этапе завершения программы, как в целом благополучным. Тест на конфликтность показал, положительную динамику, которая повлияла в свою очередь на общую гармонизацию отношений в коллективе. Показатели выборов стилей поведения в конфликте, дают основания утверждать о в целом положительном эффекте профилактической программы. Стиль «компромисс» остался на своём лидирующем месте, наиболее эффективный стиль «сотрудничество» повысил своё значение на 1%, как и стиль «избежание», а вот самый неэффективный стиль «соперничество» понизил своё значение на 1%.
Таким образом, по результатам данного анализа, мы можем сделать выводы о том, что социально-психологический климат в коллективе улучшился, повысился уровень сплоченности педагогического коллектива. Цель данной программы достигнута, что является показателем её эффективности.
Заключение
Работать с конфликтами необходимо в момент их возникновения.
Если человек избегает конфликта потому, что считает себя бессильным или опасается его, ему нужно избавиться от этого, упражняясь в работе с конфликтами. Используйте свое знание для того, чтобы определить, в какой позиции вы находитесь: на своей стороне, на стороне противника или в нейтральной позиции. Если вы увязли в своей собственной позиции, то не сможете до конца выразить истинные ваши чувства или будете обижены другим человеком и не сможете выразить собственные обиду и гнев.
Если вы чувствуете себя нейтральным, не используйте эту позицию лишь для того, чтобы избежать конфликта или действовать покровительственно и отстранение. Используйте ваш нейтралитет для того, чтобы помочь себе и своему противнику наблюдать за конфликтом со стороны и давать полезные рекомендации.
То, в чем обвиняет вас ваш противник, даже в малой степени, - это ваши собственные двойные сигналы, чувства и эмоции, которые вы имеете или имели. Не забывайте о том, что ваш оппонент - это также та часть вас самих, которая вас почему-то тревожит. Ни одна из сторон не победит в конфликте, пока обе не поймут и не прольют свет на характер и природу другой из сторон. Просвещение - общая задача: пока не будут просвещены все, не будет просвещен никто.
Список литературы
1. Веренко И. С. Конфликтология. - М.: концерн Swiss, 1990.
2. Видоевич З., Голенкова З.Т. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. // Социс. - М., 1997, № 12. - С. 121-125.
3. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. - М.: Гардарики, 2001. - 526 стр.
4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: АО Аспект пресс, 1994.
5. Кравченко А.И. Социология. - М.: Акад. Проект, 2001
6. Лавриненко В. Н. Социология. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
7. Надимова А.К. Социальные конфликты на производстве. /Общество в разных изменениях. М., 1990. - С.67,70.
8. Пруйт Д., Рубин Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. - М.: Прайм-Еврознак, 2000. - 352 стр.
9. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. - М.: Центр, 1996.
10. Соколов С. В. Социальная конфликтология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
11. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. / ИСПИ РАН. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1996. - 282 с.
12. Социология. Учебное пособие. Издательство "Знание", г. Москва, 1995 г.
13. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты./ Уч. пос. - М.: Юристъ, 1997. - 239 с.
14. Шабров О.Ф. Конфликт социальный и конфликт политический: проблема управления // Политическая теория: тенденции и проблемы: Сб. статей. Вып.2. - М.: Луч, 1994. - С.49-54.
15. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". - М: ЦИТАДЕЛЬ, 1999.
16. Игры: Обучение, тренинг, досуг/Под. ред. Петруссинского. М.: Новая школа, 1994.
17. З.Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада
Конфликт- это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.Основная специ...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе"
Представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения....
Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"
Презентация "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе детского сада"...
Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ"
Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ" Цель: Дать представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, осо...
Рекомендации «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ».
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...
Игры и упражнения для профилактики конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе
представлен каталог игр и упражнений, направленных на профилактику конфликтных ситуаций в коллективе...
Тимбилдинг как эффективный метод профилактики конфликтов в педагогическом коллективе"
Жить в коллективе необходимо каждому человеку. Именно в коллективе он может получить опыт жизни в обществе в целом, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих качеств, знаний, умений,...