Опыт работы
статья на тему
Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Развитие естественнонаучных представлений о космосе включает в себя обеспечение условий для развития элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях.
Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление?
В этом я увидела необходимость работы над темой "Формирование элементарных представлений о космосе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Формирование элементарных представлений о космосе"
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность.
Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Развитие естественнонаучных представлений о космосе включает в себя обеспечение условий для развития элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях.
Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление?
В этом я увидела необходимость работы над темой "Формирование элементарных представлений о космосе".
Исходя из выбранного мною направления, я поставила перед собой цель: "Сформировать у детей старшего дошкольного возраста доступные представления о космическом пространстве и освоении космоса людьми."
В соответствии с поставленной целью, я сформулировала перед собой следующие задачи:
1. Дать детям первоначальные знания о строении Солнечной системы.
2. Познакомить детей с наукой «Астрономия», людьми, посвятившими себя изучению данной области науки.
3. Формировать познавательный интерес к природе земного и небесного пространства.
4. Дать элементарные представления о физических приборах для изучения
космического пространства.
5. Формировать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация).
6. Развивать речь и мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
7. Устанавливать позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в процессе естественнонаучной познавательной деятельности.
Для достижения данной цели мне потребовался комплексный подход по
реализации поставленных задач.
Для того чтобы выявить первичные представления детей о космосе и спланировать дальнейшую работу я провела диагностику детей. В обследовании участвовало 26 детей 5-7 лет. На начальном этапе результаты обследования показали:
0 % детей имеет высокий уровень.
39% детей имеют средний уровень
61% детей имеет низкий уровень.
Проанализировав полученные данные, я начала свою работу с формирования интеллектуального компонента, который предполагает наличие у детей знаний о разных сторонах социальной действительности. Здесь важным явился правильный отбор материала, который заключался в выборе информации и наглядности соответствующей возрасту детей, а также её доступность для восприятия дошкольниками.
Для знакомства детей с понятием «космос», формирования познавательного интереса к космосу, мной выделены разделы работы с детьми по данной теме: «Земля и небо», «Земля и Луна», «Солнце и его семья», «Мир Галактики», «Космос и человек».
По мере освоения тем, в познавательном уголке постепенно появились альбомы: «Вселенная. Галактики», «Солнечная система», «Покорители космоса», детские энциклопедии «Астрономия для детей», сверхновый атлас вселенной «Космос», плакаты «Солнечная система», «Созвездия».
Здесь же удобно расположились новые и интересные дидактические игры: «Созвездия. Знаки зодиака», «Планеты солнечной системы», «Путешествие в космос», самодельные пазлы «Ракета».
Обращаясь к материалам уголка, дети обсуждали между собой уже полученные знания, спорили и доказывали друг другу правомерность той или иной мысли. Для стимуляции интереса к изучению предстоящей темы, я иногда помещала новый дидактический материал в уголок без ведома детей.
Эмоциональный компонент обеспечивал проникновение знаний в сферу чувств и переживаний ребёнка. Поэтому при ознакомлении детей с космосом я часто использовала познавательные сказки А. Балтина: «Звери в космосе», «Звёздное чаепитие», «В космосе»; Дж. Родари «Космический цыплёнок»; легенду о Млечном пути; сказку о Луне; Е. Левитана «Сказочная Вселенная»; «Рассказы о Гагарине» Ю.М.Нагибина; стихотворения и загадки о космосе, а также разнообразные видео - материалы о строении солнечной системы, о звёздах и созвездиях, о покорителях космического пространства, о жизни космонавтов на МКС.
Практически-действенный компонент представлен практическими действиями детей, спектр которых достаточно широк. Это игры, рисование, лепка, конструирование, моделирование, экспериментирование и др. Полученные знания детей я закрепляла с помощью практической деятельности – использовала традиционные и нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиком, мыльными пузырями, граттаж), лепку из пластилина: «Инопланетяне», «Летающие тарелки», пластилинографию «Вселенная», «Ракета в космосе», аппликацию «В космосе», оригами «В открытом космосе» (ракета, космонавт), конструирование из бросового материала «Ракета», рисовали в космических раскрасках. Дети творили с огромным удовольствием и наслаждением. Мои ребята очень любят экспериментировать. В совместной деятельности я организовывала опыты, помогающие понять причины темноты в космосе, узнать о том, почему светится звёздное небо, установить методом наглядного моделирования как происходит смена дня и ночи. Результаты своих знаний дошкольники отражают в сюжетно-ролевой игре «Космонавты», которая стала одной из любимейших игр моих детей, а также в разнообразных дидактических играх.
Кроме того, еженедельно в группе работал кружок «Альтаир». В нашем детском саду есть мини-планетарий, где можно наблюдать солнечную систему с планетами, соответствующими соотношению размеров во вселенной, кометой, орбитами, на стенах разместились различные созвездия, соответствующие зодиакальным знакам.
Дети моей группы были так сильно увлечены темой космоса, что я посчитала целесообразным продолжить её изучение, используя метод проектной деятельности.
Педагогический проект «Космические дали» дал им возможность получить более глубокие знания, синтезировать, комбинировать и активно использовать информацию о космосе в своей деятельности. Работа над данным проектом имела большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний у детей сформировалось целостное видение картины космического мира. В основе данного проекта лежит неподдельный интерес дошкольников к познанию мира космоса, стремление к новым открытиям, потребность в умственных впечатлениях. Передо мной встала задача: удовлетворить познавательные потребности детей, что в свою очередь привело к формированию у них познавательной активности, воспитанию патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), формированию нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.). Итогом проектной деятельности было спортивно-познавательное мероприятие совместно с родителями "Юный космонавт".
Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи. Родители моих воспитанников активно участвуют в жизни группы. Участвуя в проекте, они вместе с детьми сочиняли космические сказки, изготавливали поделки и рисунки для выставки «Этот загадочный космос». Консультации «Знакомим детей с космосом», «Играем в космонавтов» подсказали родителям как правильно и доходчиво рассказывать детям о космосе, а также о том, как интересно можно развернуть игру в космонавтов дома.
Показатели итогового диагностического обследования свидетельствуют о
том, что после проведённой работы низкий уровень знаний детей отсутствует.
- высокий уровень – у 54% детей;
- средний уровень – у 34,5% детей;
- низкий уровень – у 11,5% детей.
Данный педагогический опыт может быть использован воспитателями дошкольного учреждения, педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, имеющими разный уровень педагогического мастерства, работающими с творческим интересом. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Результаты своего опыта я преставила коллегам на педагогическом совете в форме презентации.
Регулярно стараюсь поделиться своим накопленным опытом работы с другими педагогами путем трансляции через средства массовой информации (интернет-сервис)Доказательством этого являются свидетельства о публикации, сертификаты и дипломы участника конкурсов, дипломы победителя.
Совместные и индивидуальные работы детей в ходе работы участвовали в интернет-конкурсах:
· Международный детский творческий конкурс "Космическое путешествие"- сертификат куратору;
· Всероссийский конкурс "Детская одаренность" - II место,
· Всероссийский творческий конкурс "Рассударики" в номинации "Космос" -
II место,
· Конкурс детского рисунка ко дню Космонавтики "Космические приключения" - I место.
Итоги моей работы подтверждают, что комплексная, планомерная и систематическая работа по развитию познавательного интереса помогла старшим дошкольникам сформировать первичные представления о космическом пространстве, освоении космоса людьми, целостной картине мира. Можно с уверенностью сказать, что поставленные мною задачи успешно реализованы, цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...