Консультация для воспитателей "Развитие связной речи – ТРИЗ - технология"
консультация на тему

Дмитриева Ольга Гавриловна

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи – ТРИЗ - технология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi.pptx2.89 МБ
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_triz.docx78.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация « Развитие связной речи – ТРИЗ - технология»

Слайд 2

Развитие связной речи – ТРИЗ - технология Технология обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине Технология обучения дошкольников составлению рифмованных текстов

Слайд 3

Технология обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием. При этом дошкольник должен не только самостоятельно разложить картинки в логической последовательности, но и составить по ним связный рассказ на данную тему.

Слайд 4

Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Для составления первых серий детям предлагается 2-3 картинки.

Слайд 5

К четырем годам предлагаются серии с 4-5 картинками.

Слайд 6

Детям в возрасте 5 лет в серии можно включать до 6 картинок, отражающих типичные события, знакомые детям этого возраста, а также серии картинок на основе сказочных ситуаций .

Слайд 7

Детям в возрасте 5-7 лет целесообразно предлагать серии из 6-8 картинок (личный опыт, наблюдение)

Слайд 8

Не рекомендуется использовать серии картинок с нарушенной логической цепочкой, а также серии картинок по сюжетам литературных произведений , знакомых детям, т.к. они не самостоятельно ищут причинно-следственные связи, а вспоминают тексты сказок или рассказов. Время игры не должно превышать для детей до 4 лет - 5-6 минут; до 5 лет – 10 минут; до 7 лет – 15 минут.

Слайд 9

Очень важно, чтобы взрослый мотивировал деятельность детей по составлению рассказа по серии картинок. Примеры мотивации: Для детей 3 лет: «порадоваться» картинкам, сложенным в нужной последовательности, пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст и т.п. Для детей 4-5 лет: использовать мотив помощи к какому-либо герою или мотив получения приза. Для детей 5-7 лет: мотив соревнования, подготовка к школе или создание из отдельных «кадров» целого фильма. Последовательность обучения предполагает предварительную подготовку и этапы игровых упражнений с последующей проверкой качества сформированного навыка.

Слайд 10

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Для подготовки детей к работе с серией картинок необходимо научить их анализировать реальные ситуации из жизни. В процессе организации в различных видах деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий. Цель таких бесед – научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат Основные задачи «раскадровки»: Упражнять детей в нахождении причинно-следственных связей, установленных автором текста; Формировать умение определять по действию героя его цель, фиксировать результат выполнения данной цели.

Слайд 11

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определенной последовательности и в достаточно быстром темпе, игровые задания проводятся динамично. Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематизированное изображение. Взрослый переходит к следующему этапу только в том случае, если ребенок освоил предыдущие задания.

Слайд 12

ЭТАПЫ РАБОТЫ С СЕРИЕЙ КАРТИНОК Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок позволяет им: освоить логические операции воссоздания последовательности событий по отдельным кадрам; составить речевой текст как сопровождение к серии картинок ; осознать последовательность этапов работы. В результате работы с серией картинок ребенок должен научиться: 1) Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета 2) Составлять связный краткий рассказ сюжета 3) Осознавать и озвучивать правила составления серии картинок

Слайд 13

1 этап. ПАРОВОЗИК Цель: научить ребёнка раскладывать картинки слева на право в одну линию без учёта последовательности сюжета ; по схеме узнавать игровые действия. Игровое действие: Даём ребёнку набор перепутанных картинок, просим разложить их в правильной последовательности в одну линию слева направо. «Паровозик из картинок».

Слайд 14

Этап 2 . « Назови место, где происходят события » Цель : научить ребёнка определять место действия объектов на каждой картинке и дать обобщение; по схеме этапа узнавать игровые действия. Игровое действие. - В каком месте происходит это событие? - Покажи схему, обозначающую место, где происходит событие .

Слайд 15

Этап 3 . « Определи время событий Цель : научить детей определять время событий с уточнением года и части суток ; по схеме этапа узнавать игровое действие. Игровое действие. - Кто быстрее скажет: в какое время года это происходит? - В какое время суток? - Найди схему, обозначающую «Время событий».

Слайд 16

Этап 4 . « Найди общих героев на всех картинках » Цель: научить детей находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии ; учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы ); по схеме этапа узнавать игровые действия. Игровое действие. Посмотри на каждый «вагончик» «паровозика» и найди главного героя. Давай придумаем ему имя. Скажи , во что он одет и какого он возраста? Что ещё нарисовано на всех картинках? Найди схему, обозначающую героев на всех картинках.

Слайд 17

Этап 5 . « Назови действия героев и догадайся, зачем он это делает ?» Игровые действия. Выберите любую картинку, например: «Мальчик стоит с санками у горки и смотрит в сторону горки». - Что делает мальчик? - Для чего он это делает? - Найди схему, обозначающую нашу игру. Цель: научить детей называть действия героев умозаключения, с какой целью это делается; учить делать обобщения (у всех героев есть какая-то цель и для её достижения они совершают определённые действие); по схеме этапа узнавать игровые действия.

Слайд 18

«Г – Д – Ц»

Слайд 19

Этап 6 . « Что за чем ?» Цель : учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки ; по схеме этапа узнавать игровые действия. Игровые действия. Предлагают ребёнку взять любую картинку и переложить её ближе к себе. Затем ещё раз назвать действия объекта Дальше играем «Что было раньше - что будет потом?». Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд. Найди схему «Что за чем?».

Слайд 20

Этап 7 . « Составь рассказ » Цель : учить детей составлять связный рассказ последовательно выложенной серии картинок ; по схеме этапа узнавать игровые действия. Игровые действия. Ребёнок составляет рассказ, используя приведённую базовую модель.

Слайд 21

Базовая модель Однажды (указание времени года, части суток). В таком – то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего на первом кадре). Такой – то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре). Делал (делали) то-то для того – то. Потом этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия). И далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий . В результате получилось то-то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой-то по характеру . Придумать название получившемуся рассказу .

Слайд 22

Варианты придумывания названий рассказов В названии рассказа даются обозначение главного героя и обозначение объекта, например В название рассказа вводится глагол или называется главное действие В названии рассказа проговаривается результат действия героя или его жизненное правило В названиях рассказов используется признак места В названиях рассказов используется признак времени

Слайд 23

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель : Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок Игровое действие: Игра проходит без сюжетных картинок – используются только схемы этапов. Педагог предлагает детям вспомнить, в какие игры они играли с картинками и какие действия при этом выполняли. Затем дети рассказывают «секрет» каждой схемы и раскладывают их по порядку.

Слайд 25

Обучение дошкольников составлению творческих рассказов по сюжетной картине (3,5 – 7 лет)

Слайд 26

Формы обучения рассказыванию: Традиционная Творческая Картина предъявляется детям в начале занятия, т.е. не демонстрируется им заранее. Воспитатель готовит вопросы детям по содержанию кар тины. Обычно дошкольники сами не задают вопросов. Рекомендуется использовать образец рассказа воспитателя по картине. На занятии всей группы детей заслушиваются рассказы, составленные только 3-5 ребятами. Качество рассказов оценивается воспитателем, как правило, на уровне «хорошо — плохо». Не ведет к развитию самостоятель ности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Невозможно пополнение словаря, формирование грамматического строя речи, а тем более составление собственного речевого про дукта за короткое время, отведенное на занятии (15-30 мин.). Рассказы детей фактически являются вариантами образца рас сказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстник ов , потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст — им отводится роль пассив ного слушателя. Уже через 1-2 дня забывают даже название картины и не помнят ее смыслового значения. Не решается задача формирования обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине, т.к. ребенок не пони мает , по каким правилам он строится. И в то же время ребенок должен к поступлению в школу уметь составлять рассказы по кар тине. Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит во время подготовительной работы до планируемого занятия. Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведенном месте. Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тре нингов со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывеши вается эмблема (или значок) совершенного мыслительного дей ствия. Позволяет получить гарантированный резуль тат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятель ности . Основная дидактическая задача — не обучение составле нию конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. Позволит ребенку успешно составлять связный текст по картине, а значит, мотивировать и активизировать свою познавательную позицию. Методика составления творческого рассказа по картине пред назначена для обучения детей 3,5-7 лет усвоению способов созда ния связного текста по сюжетной картине. Даже через неделю дети способны составить рассказ по данной картине по памяти. При этом их рассказы могут носить творческий, более оригинальный характер. У ребенка к концу дошкольного возраста формиру­ ются обобщенные правила организации умственной деятельности, и он не только составляет свой собственный рассказ по сюжетной картине, но и может рассказать, как он это делал . Работа с предметной картинкой, серией связанных карти нок, пейзажем, натюрмортом, портретом требует иных подходов. По ним созданы отдельные методики.

Слайд 27

Содержание этапов Перечисление объектов на картине. Нахождение на картине взаимосвязей между объектами. Составление сравнений, загадок, метафор. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины. Определение местонахождения объекта на картине. Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения. Описание объекта, изменяемого во времени. Нахождение смысловых характеристик картины.

Слайд 28

Этап 1. Определение объектов на картине Цели: учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их; учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей). Алгоритм определения состава картины Перечисли объекты, изображенные на картине. Схематически изобрази их на листе бумаги. Сгруппируй по какому-либо признаку. Правило этого этапа: «Посмотри на картину и назови объекты». Покажи его эмблему.

Слайд 30

Этап 2. «Найдите на картине взаимосвязи между объектами» Цели: учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине; учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками; учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим»; активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов). Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине Выдели два объекта на картине. Объясни, почему они между собой связаны. Объедини названные объекты стрелками. Скажи правило этого этапа: «Все объекты между собой связаны и я могу объяснить почему», «Один объект связан с другим, потому что...» и т.д.

Слайд 32

Этап 3. Составление сравнений, загадок или метафор по картине Цели: учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям; учить узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»; активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных). Алгоритм Пример 1. Выбери предмет, изображен­ ный на картине Мяч 2. Что ты можешь сказать, напри­ мер, о его форме? По форме мяч — круглый. Это его признак 3. Какие ее предметы, круглые по форме, ты знаешь? Круглые по форме колесо, солнце, Колобок... И т.д. 4. Составь словосочетание: «Мяч по форме похож на...» Мяч по форме похож на Колобок Алгоритм составления сравнений Алгоритм составления загадок Загадки составляются из трех сравнений одного объекта с другими. Выбери предмет на картине и перечисли его особенности — признаки (цвет, форму, его части...). Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку: Какой предмет? Что такое же у других предметов? Что делает? Кто или что делает так же? На что это похоже? Чем отличается? Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой. Найди в них общее. Составь текст загадки с помощью слов: «как», но не».

Слайд 33

Алгоритм составления сравнений Алгоритм Пример 1 . Выбери объект на картине. Мяч 2. Выбери признак объекта и назови проявление этого признака в данном объекте Форма. По форме - мяч круглый. 3. Найди проявление данного признака в другом объекте. Круглое по форме бывает колесо, солнце, Колобок и т.д. 4. Составь словосочетание: Объект - признак - другой объект. Мяч по форме круглый, такой же, как Колобок. 5. Скажи правило этого этапа. «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов». 6. Узнай эмблему этапа 3.

Слайд 34

Алгоритм составления загадок Загадки составляются из трех сравнений, сделанных по одному объекту. Выбери объект на картине и перечисли его признаки (есть цвет, фор­ма, части...). Выбери одну из трех моделей загадки: Модель 1 «Какой? Что такое же?» Модель 2 «Что делает? Кто или что делает так же?» Модель 3 «На что похоже? - Чем отличается?» Перечислить объекты, имеющие такие же признаки. Найди проявление разных признаков в других объектах. Составь единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не». Скажи правило этого этапа: «Я смотрю на объект и могу составить загадку». Узнай эмблему этапа.

Слайд 35

МОДЕЛЬ № 1 Колобок КАК

Слайд 36

Какой? Что бывает таким же? Какой? Что бывает таким же? КАК НО НЕ

Слайд 37

МОДЕЛЬ № 2 Лягушка КАК НО НЕ

Слайд 38

Что делает? Что (кто) делает так же?

Слайд 39

3. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается отличие. Объект→ Схожий объект→ Отличие На что похож? Чем отличается? Земля маленький воздушный шарик прочный яблоко несъедобный Допустим, сочиняем загадку о мяче Как Земля, но маленький, Как воздушный шарик, но прочный, Как яблоко, но несъедобный. Модель 3

Слайд 40

На что похоже? Чем отличается? НО НЕ НО

Слайд 41

Алгоритм составления метафоры Алгоритм Пример 1. Выбери объект 1 на картине. Слезы. 2. Выбери признак объекта и назови проявление этого признака в данном объекте. Признак - действие. По признаку действия - слезы ка­пают. 3. Найди проявление данного призна­ка в другом объекте 2. Дождик по действию тоже капает. 4. Укажи местонахождение объекта 1. Слезы на глазах у Тани. 5. Соедини объект 2 с местонахож­дением объекта 1. Объект 1 не называется. Составляет­ся метафора. Слезы на глазах + Дождик = Дож­дик глаз. «Дождик глаз» - метафора. 6 Составь загадочную фразу: «От расстройства у Тани на лице появился дождик глаз». 7. Скажи правило этого этапа. «Я могу сравнить объект и соста­вить загадочную фразу». 8. Узнай эмблему этапа.

Слайд 42

М

Слайд 43

Этап 4. Представьте возможные ощущений с помощью раз­ных органов чувств Цели: учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание); учить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»; активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения. Алгоритм мыслительных действий 1. Посмотри на картину, «войди в нее». 2. Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по картине. 3. Опиши свои ощущения. 4. Скажи правило этого этапа «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь». Узнай эмблемы четвертого этапа.

Слайд 45

Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины Цели: учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты; активизировать речь с помощью рифмующихся слов; учить детей находить эмблему этапа. Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я на­зываю объект и составляю про него рифмовку ». Алгоритм Алгоритм Пример 1. Подбери рифмующиеся слова к предметам на картине Мячик — зайчик; девочка — припевочка ; бантик — фантик; палочка — помогалочка и т.д. 2. Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом Жила-была девочка, И была она припевочка . На голове у нее бантик — Он похож на фантик. 3. Теперь составь стишок из этих четырех строчек Жила-была девочка, И была она припевочка ; На голове у нее бантик — Он похож на фантик 4. Добавь о девочке пятую строчку (можно без рифмы) по содер жанию картины Жила-была девочка, И была она припевочка ; На голове у нее бантик — Он похож на фантик. Она веселилась и не знала пока о своей неприятности. 5. Выразительно прочти стишок

Слайд 46

Этап 6. Определение местонахождения объектов на картине Цели: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространствен ные понятия (наречия); учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине» Алгоритм мыслительных действий Выбери объект, определи его местонахождение на плоскости карти­ны. Опиши объект с точки зрения расположения других объектов по от­ношению к нему: а) с позиции постороннего наблюдателя; б) в роли самого объекта. Скажи правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине». Узнай эмблему этапа.

Слайд 48

Этап 7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения Цели: упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени; учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине; учить узнавать эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня... характер» (определение вставляется по смыслу); активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта. Алгоритм мыслительных действий Выбери героя на картине. Определи его настроение или свойства характера. «Войди» в образ героя (представь себя им). Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине. П равило этого этапа: « Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня какой-то характер».

Слайд 49

Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени Цели: учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени; учить детей показывать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом»; активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было — будет; утро — вечер; весна — осень; раньше — позже; до того — после того...). Алгоритм мыслительных действий Выбери объект, определи его состояние в настоящее время. Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков, действий. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта. Правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».

Слайд 50

Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины Цели: учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины; учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений; активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины; учить детей узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Алгоритм мыслительных действий Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. (Текст читает педагог.) Рассмотри сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица или поговорка. Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины. Правило этого этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

Слайд 51

Итоговая беседа «Составление детьми творческих рассказов по картине » Воспитатель заранее составляет и записывает собственный творческий рассказ по картине. Это может быть стихотворная поэма или рассказ-рассуждение, размышление. По времени рассказ не должен превышать 2 – 3 мин. Накануне занятия воспитатель обращается сообщает детям, что завтра картина, которая «гостила» две недели в группе, будет прощаться с ними. Вначале детям предлагается рассказать в какие игры с картиной они играли. Воспитатель предлагает детям в качестве подарка картине составить свои рассказы.

Слайд 52

РЕКОМЕНДАЦИИ Игры с сюжетной картинкой не обязательно растягивать на две недели. Вы можете проводить их в любой последовательности. Но обязательно надо начинать с первых двух этапов. Заранее готовить эмблемы этапов не обязательно — лучше вместе с ребенком обсудить и составить схему (эмблему) уже проведенной игры. Попробуйте сами сочинить рассказ по картине, но озвучивайте его только после того, как ребенок рассказал свой. Обязательно записывайте детские рассказы! Проанализировав созданный ребенком текст, Вы можете наметить пути дальнейшего развития речи ребенка. Предложив ребенку сделать рисунок к рассказу, Вы научите его иллюстрировать собственные тексты. Собрав творческие продукты ребенка воедино, можете создать книгу речевого и изобразительного творчества!



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам.   Главной задачей развития связной речи ребёнка совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, составление различных видов рассказов и т. д. Все выше перечисленные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи.

Слайд 2.  Развитие связной речи с помощью ТРИЗ включает:

  • Технологию обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок
  • Технологию составления  детьми творческих рассказов по сюжетной картине
  • Технологию обучения дошкольников составлению рифмованных текстов

Слайд 3. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок

Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием. При этом дошкольник должен не только самостоятельно разложить картинки в логической последовательности, но и составить по ним связный рассказ на данную тему.

Слайд 4.

Обучение дошкольников работе  с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Для составления первых серий детям предлагается 2-3 картинки. Например «Девочка купает куклу»

Слайд 5.

К четырем годам предлагаются серии с 4-5 картинками. Сюжеты могут отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.)

Слайд 6.

Детям в возрасте 5 лет в серии можно включать до 6 картинок, отражающих типичные события, знакомые детям этого возраста (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или лес), а также серии картинок на основе сказочных ситуаций (собачка угощает друзей обедом, сова учит лесных зверей в школе и т.д.).

Слайд 7.

Детям в возрасте 5-7 лет целесообразно предлагать серии из 6-8 картинок, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых событий; сказочные ситуации из литературных произведений, незнакомых детям и т.д.). Желательно, чтобы взрослый самостоятельной создавал серии таких картинок. Детям не должна быть заранее известна последовательность в серии.

Слайд 8.

Не рекомендуется использовать серии картинок с нарушенной логической цепочкой, а также серии картинок по сюжетам литературных произведений ,  знакомых детям, т.к. они не самостоятельно ищут причинно-следственные связи, а вспоминают тексты сказок или рассказов.

Например, серия картинок «Сажаем фруктовый сад»: не выдерживает критики на предмет временной зависимости. На всех картинах даются изображения девочки и мальчика, одинаковые по возрасту, в одинаковой одежде. С момента посадки дерева до сбора урожая проходит несколько лет, а дети не выросли, не изменились внешне,. Логической последовательности в этой серии быть не может.

Время игры не  должно превышать для детей до 4 лет - 5-6 минут; до 5 лет – 10 минут; до 7 лет – 15 минут.

 Слайд 9.

Очень важно, чтобы взрослый мотивировал  деятельность детей по составлению рассказа по серии картинок.

Примеры мотивации:

  1. Для детей 3 лет: «порадоваться» картинкам, сложенным в нужной последовательности, пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст и т.п.
  2. Для детей 4-5 лет: использовать мотив помощи к какому-либо герою или мотив получения приза.
  3. Для детей 5-7 лет: мотив соревнования (работа на скорость без ошибок), подготовка к школе, игра в «Сыщиков» или создание из отдельных «кадров» целого фильма.

Последовательность обучения предполагает предварительную подготовку и этапы игровых упражнений с последующей проверкой качества сформированного навыка.

Слайд 10. Подготовительный этап.

Необходимо научить детей анализировать реальные ситуации из жизни. Например: в процессе умывания я спрашиваю детей:

- Что мы сейчас делаем?

- Дети: намыливаем руки.

- Что вы делали до этого?

- Дети: открыли кран.

- Что вы будете делать после того, как намылите рук

- Дети: смоем мыло, закроем кран и вытрем руки пол

- Зачем мы всё это делали?

- Дети: чтобы руки перед едой были чистые.

Цель таких бесед: научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать следственные связи и видеть результат.

В качестве подготовки может служить работа по анализу причинно-следственных связей в литературных произведениях.  После чтения литературного произведения педагог совместно с детьми производит «раскадровку» содержания текста с опорой на иллюстрации. Например:

1 кадр. Мама с дочкой разговаривают, мама держит корзиночку.

2 кадр; Красная Шапочка с корзинкой идет по лесу

3 кадр: Волк разговаривает с Красной Шапочкой и т.д.

Последовательность действий обсуждается на основе вопросов к детям:

- Кто изображен?  Что он делает?  Какая цель этого действия? Добился ли герой этой цели (результат)?

Слайд 11.

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определенной последовательности и в достаточно быстром темпе, игровые задания проводятся динамично. Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематизированное изображение. Взрослый переходит к следующему этапу только в том случае, если ребенок освоил предыдущие задания.

Слайд 12

 В результате работы с серией картинок ребенок должен научиться:

  1. Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета
  2. Составлять связный краткий рассказ сюжета
  3. Осознавать и озвучивать правила составления серии картинок

Слайд 13.  

Этап 1. Он называется «Паровозик из картинок».

Цель:

- научить ребёнка раскладывать картинки слева на право в одну линию без учёта последовательности сюжета;

- по схеме узнавать игровые действия.

Игровое действие.

Даём ребёнку набор перепутанных картинок (если дети 3-х лет, то достаточно 3-х картинок. Чем старше дети, тем большее количество картинок можно предложить. И, конечно же, надо учитывать и индивидуальные особенности ребёнка. Кому-то хватит 3-х картинок, а кому-то можно дать больше, просим разложить их в правильной последовательности в одну линию слева направо. «Паровозик из картинок».

Информация для педагогов:

  • Взрослый должен обеспечить достаточно места, на котором произвольно раскладывается серия картинок в ряд.
  • Не стоит задерживать ребенка на этом этапе, он занимает несколько секунд. Не следует позволять ребенку строить догадки типа «А вот это должно быть первым, а это – потом ….».
  • В ходе упражнения необходимо требовать соблюдения правила: после раскладывания не перемешивать картинки на столе (до них не дотрагиваться.)

Слайд 14.

Этап 2. «Назови место, где происходят события»

Цель:

- научить ребёнка определять место действия объектов на каждой картинке и дать обобщение;

- по схеме этапа узнавать игровые действия.

Игровое действие.

- В каком месте происходит это событие?

- Дети: на улице, на горке, во дворе.

- Покажи схему, обозначающую место, где происходит событие.

Информация для педагогов:

  • На начальном этапе следует подбирать картинки с одним общим местом действия (серия «Кошка, пытающаяся поймать воробья», общее место – полянка у пенька).
  • Со временем детям предлагают картинки, где место действия изменяется (серия «Про щенка», «место действия – двор, в который выгоняют щенка, и кухня, где разбивается чашка).

Слайд 15

Этап 3. «Определи время событий»

Цель:

- научить детей определять время событий с уточнением года и части суток;

- по схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие.

- Кто быстрее скажет: в какое время года это происходит?

- Дети: зимой, когда холодно.

- В какое время суток?

- Дети: днём.

- Найди схему, обозначающую «Время событий».

Информация для педагогов

На начальном этапе следует подбирать  серии картинок, где сюжет разворачивается в коротком временном отрезке («Кошка, пытающаяся поймать воробья) – светлое время суток и теплый период года). Принимаются ответы типа: «на картинке – день» и «это происходит летом».

  • Затем детям предлагаются серии картинок в большом временном разрыве (серия «выращиваем помидоры» - два времени года).
  • В случае затруднения в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года и частей суток.

Слайд 16

Этап 4. «Найди общих героев на всех картинках»

Цель:

- научить детей находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии;

- учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы);

- по схеме этапа узнавать игровые действия.

Игровое действие.

- Посмотри на каждый «вагончик» «паровозика» и найди главного героя.

- Ребёнок: главный герой - мальчик, потому что он изображён на всех картинках.

- Давай придумаем ему имя.

- Ребёнок: его зовут Коля.

- Скажи, во что он одет и какого он возраста?

- Ребёнок: он одет в курточку, шапку, сапоги, штаны, шарфик. Он ходит в садик.

- Что ещё нарисовано на всех картинках?

- Ребёнок: у Коли - санки. Ещё нарисовано дерево.

- Найди схему, обозначающую героев на всех картинках.

Информация для педагогов

  • Сложность восприятия героев на картинках в том, что у детей наглядно-образное мышление. Им часто кажется, что на картинках изображены разные мальчики и разные снеговики. Поэтому важно сформировать у ребенка понятие, что на всех картинках нарисован один сквозной герой – мальчик Коля, и он делает одного снеговика.
  • Живым объектам, нарисованным на картинках, можно придумать имена, при необходимости обозначить возраст, описать внешний вид, одежду.
  • На первых этапах работы надо подбирать картинки, где основные герои должны быть на переднем плане.
  • В дальнейшем используются серии картинок, на которых главный герой может отсутствовать, либо быть на втором плане.

Слайд 17

Этап 5.  «Назови действия героев и догадайся, зачем он это делает?»

Цель:

- научить детей называть действия героев умозаключения, с какой целью это делается;

- учить делать обобщения (у всех героев есть какая-то цель и для её достижения они совершают определённые действие);

- по схеме этапа узнавать игровые действия.

Игровые действия.

Выберите любую картинку, например: «Мальчик стоит с санками у горки и смотрит в сторону горки».

- Что делает мальчик?

- Дети: смотрит на горку.

- Для чего он это делает?

- Дети: он хочет покататься с горки и думает, как лучше на неё забраться.

- Найди схему, обозначающую нашу игру.

Информация для педагогов

  •   Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами на каждой картинке серии.

Слайд. 18

  •  Целесообразно этап «герой – действие – цель» сопровождать дополнительной буквенной схемой «Г – Д – Ц».
  •   Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры педагог или ребенок отодвигают картинки поочередно, начиная с крайней левой.

Слайд 19.

Этап 6. «Что за чем?»

Цель:

- учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки;

- по схеме этапа узнавать игровые действия.

Игровые действия.

Предлагаю ребёнку взять любую картинку и переложить её ближе к себе. Затем ещё раз назвать действия объекта Дальше играем «Что было раньше - что будет потом?». Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд.

- Возьми любую картинку, какая тебе больше нравится.

- Ребёнок: я хочу взять эту картинку, где Коля едет с горки.

- А что раньше делал Коля?

- Ребёнок: он взял санки, пришёл к горке.

- Найди эту картинку. Куда ты её поставишь, до или после выбранной тобой картинки?

- Ребёнок: сначала Коля оделся, взял санки и пошёл на улицу.

Какая картинка будет последней?

- Ребёнок: Коля съехал с горки и въехал в дерево, снег упал на Колю.

- Теперь разложи картинки так, чтобы было понятно о чем наш рассказ.

- Найди схему «Что за чем?».

Информация для педагогов

  • На 6 этапе педагог (или другие дети) контролируют правильность составленного одним из детей логического ряда серии картинок. Если ребенок нарушает последовательность расположения кадров, педагог не должен его поправлять сразу. Он предлагает посмотреть на оставшиеся картинки и поставить их между какими-либо картинками.
  • В случае нарушения логики временных связей предлагается вспомнить последовательность частей суток или времен года. Их характерные признаки.
  • В случае нарушения логики в установлении место действия педагог задает уточняющий вопрос «В каком месте происходит последующее действие?»
  • Если ошибка связана с изменением признаков объекта, педагог предлагает обсудить, в результате чего произошло изменение этого объекта.
  • Необходимо обобщить смысл сюжета серии картинок, сделать вывод и оценить результат действия героя с точки зрения «хорошо – плохо». Рекомендуется обозначить свойства характера ребенка.

В случае если ребенок быстро и верно выкладывает серию картинок. Взрослый может поспорить с ним, предложив заведомо неправильную последовательность. При этом решается задача формирования у ребенка умения доказывать свою правоту, исходя из объективных фактов. Рекомендуется учить ребенка доказательствам своей правоты с помощью речевых оборотов: «Я считаю, что правильно разложил картинки, потому что, во-первых…, во-вторых…., в-третьих…»

Слайд 20.

Этап 7.  «Составь рассказ»

Цель:

- учить детей составлять связный рассказ последовательно выложенной серии картинок;

- по схеме этапа узнавать игровые действия.

Игровые действия. Предложить ребенку расшифровать «секретное письмо», т.е. составить рассказ по серии картинок

Слайд 21

Фактически ребёнок составляет рассказ, используя приведённую базовую модель:

  1. Однажды (указание времени года, части суток).
  2. В таком – то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего на первом кадре).
  3. Такой – то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре).
  4. Делал (делали) то-то для того – то.
  5. Потом этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия).
  6. И далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его дейсвтиях и цели действий.
  7. В результате получилось то-то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой-то по характеру.
  8. Придумать название получившемуся рассказу.

Информация для педагогов:

  • Базовая модель в зависимости от возраста может использоваться частично.
  • Воспитатель объявляет игровое действие как итог деятельности «следователя», «сыщика», или «режиссера отснятого фильма». Лавное в рассказе ребенка – это повествование, поэтому заострять внимание на образных характеристиках не следует.
  • Не рекомендуется также позволять ребенку додумывать действия которых нет ка картинках.
  • По итогам составления рассказа придумывается его название.

Слайд 22.

Варианты придумывания названий рассказов:

  • В названии рассказа даются обозначение главного героя и обозначение объекта, например «Коля и снеговик».
  • В название рассказа вводится глагол или называется главное действие «Как Коля лепил снеговика»
  • В названии рассказа проговаривается результат действия героя или его жизненное правило «Как хорошо, что Коля такой умелый» или «без труда ничего не получится».
  • В названиях рассказов используется признак места – «Игры во дворе»
  • В названиях рассказов используется признак времени – «Зимние забавы»

Слайд 23.

Заключительный этап:

Цель: Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок

Игровое действие: Игра проходит без сюжетных картинок – используются только схемы этапов. Педагог предлагает детям вспомнить, в какие игры они играли с картинками и какие действия при этом выполняли. Затем дети рассказывают «секрет» каждой схемы и раскладывают их по порядку.

Слайд 24.

Педагог предлагает ребенку последовательно рассказать, что излбражено на схемах, т.е. сказать правила игры с серией картинок.

Возможные высказывания детей:

- эта схема говорит, что надо выложить «паровозик» из картинок.

- эта схема спрашивает. В каком месте происходит. И т.д.

Информация для педагогов.

  • Работа на этом шаге возможна с детьми с 4,5 – 5 лет.
  • Важно с начальных этапов не нарушать последовательность работы с серией картинок:
  • Педагог может принять рассказ как коллективное творчество присутствующих детей либо предложить только одному ребенку произвести полное «озвучивание». Другие же дети при этом выступают в роли зрителей.
  • Необходимо назвать рассказ и оценить цель и действия героя. В старшем дошкольном возрасте побуждать детей строить доказательную часть через словесные обороты: «Я считаю, что герой «такой», потому что, во – первых…, во-вторых…, в-третьих».

Слайд 25.

Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине.

Методика предназначена для обучения детей 3,5 – 7 лет усвоению способов создания связного текста по сюжетной картине.

Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

В сетке занятий творческое рассказывание по сюжетной картине рекомендуется проводить один раз в 1,5 месяца. Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит во время подготовительной работы до планируемого занятия. Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведенном месте. Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема или значок совершенного мыслительного действия.

Слайд 26. Формы работы.

Традиционная:

  1. Картина предъявляется детям в начале занятия, т.е. не демонстрируется им заранее.
  2. Воспитатель готовит вопросы детям по содержанию картины. Обычно дошкольники сами не задают вопросов.
  3. Рекомендуется использовать образец рассказа воспитателя по картине.
  4. На занятии всей группы детей заслушиваются рассказы, составленные только 3-5 ребятами.
  5. Качество рассказов оценивается воспитателем, как правило, на уровне «хорошо — плохо».
  6. Не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Невозможно пополнение словаря, формирование грамматического строя речи, а тем более составление собственного речевого продукта за короткое время, отведенное на занятии (15-30 мин.).
  7. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст — им отводится роль пассивного слушателя.
  8. Уже через 1-2 дня забывают даже название картины и не помнят ее смыслового значения.
  9. Не решается задача формирования обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине, т.к. ребенок не понимает, по каким правилам он строится. И в то же время ребенок должен к поступлению в школу уметь составлять рассказы по картине.

Творческая:

  1. Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит во время подготовительной работы до планируемого занятия.
  2. Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведенном месте.
  3. Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема (или значок) совершенного мыслительного действия.
  4. Позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.
  5. Основная  дидактическая задача — не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине.
  6. Позволит ребенку успешно составлять связный текст по картине, а значит, мотивировать и активизировать свою познавательную позицию.
  7. Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5-7 лет усвоению способов создания связного текста по сюжетной картине.
  8. Даже через неделю дети способны составить рассказ по данной картине по памяти. При этом их рассказы могут носить творческий, более оригинальный характер.
  9. У ребенка к концу дошкольного возраста формируются обобщенные правила организации умственной деятельности, и он не только составляет свой собственный рассказ по сюжетной картине, но и может рассказать, как он это делал.

  Работа с предметной картинкой, серией связанных картинок, пейзажем, натюрмортом, портретом требует иных подходов. По ним созданы отдельные методики.

Слайд 27. Этапы работы:

  1. Перечисление объектов на картине.
  2. Нахождение на картине взаимосвязей между объектами.
  3. Составление сравнений, загадок, метафор.
  4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.
  5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
  6. Определение местонахождения объекта на картине.
  7. Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения.
  8. Описание объекта, изменяемого во времени.
  9. Нахождение смысловых характеристик картины.

Слайд 29.

Этап 1.  «Определение объектов на картине».

Цели:

- учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их;

- учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»;

- активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).

Алгоритм определения состава картины

  • Перечисли объекты, изображенные на картине.
  • Схематически изобрази их на листе бумаги.
  • Сгруппируй по какому-либо признаку.
  • Правило этого этапа: «Посмотри на картину и назови объекты». Покажи его эмблему.

Оборудование: картина, лист бумаги, фломастер, эмблема этапа.

Информация для педагога:

  • Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.
  • Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов.
  • Моделирование объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д. Модели объектов, выделенных на картине, располагаются на листе бумаги так, чтобы общая композиция картины сохранялась. В старшем дошкольном возрасте схематизация объектов производится детьми.
  • При наличии однородных объектов на картине их группируют по какому либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету. Группы или классы выявленных объектов, обозначаются словом, но не схематизируются.
  • Предварительно должен быть составлен тематический словарь.
  • Последовательность называния объектов может быть любая.
  • Для мотивации детей к выделению объектов на картине кроме приемов «подзорная труба» можно использовать прием «бинокль» или приглашение «Волшебника Деления». Последовательность на называния объектов на картине может быть любой.
  • Выявлять части одного объекта можно с помощью приемов: «Аукцион», «Охота за потребностями», «Кто самый внимательный» и др. Все эти упражнения проводятся как соревнования с целью более полного выделения частей объектов.
  • Обязательным условием является обозначение "земля-небо", "пол - потолок". Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: "Такой - то объект лежит на полу, а этот - летает в небе.
  • По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.
  • Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные".

Слайд 30.

Этап 2. «Найдите на картине взаимосвязи между объектами»

Цели:

  • учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине;
  • учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками;
  • учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим»;
  • активизировать словарь дошкольников в соответствии с
    сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов).

Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине

  • Выдели два объекта на картине.
  • Объясни, почему они между собой связаны.
  • Объедини названные объекты стрелками.
  • Скажи правило этого этапа: «Все объекты между собой связаны и я могу объяснить почему», «Один объект связан с другим, потому что...» и т.д.

Оборудование: картина, лист бумаги с обозначенными на первом этапе объектами, фломастер контрастного цвета, эмблема этапа 2.

Слайд 31.

Информация для воспитателей:

Для составления осмысленного рассказа по картине нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два объекта, и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление...), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит...), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети...).

Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами на картине предлагаются следующие творческие задания:

  • пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (педагог указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал.
  • «Ищу друзей» — найти объекты, которые между собой связаны по взаимному эмоциональному расположению.

Работа по активизации речи сводится к обучению детей составлению не только простых предложений, но и предложений сложноподчиненных, с краткими рассказами-рассуждениями.

Модель таких рассказов:

  • сначала говорится утверждение, что с чем связано,
  • затем идет доказательное перечисление с помощью слов «во-первых.. потому что», «во-вторых..., потому что», «в-третьих, ...».
  • в конце делается вывод - подтверждение.

Последовательность объединения объектов может быть любая и зависит от выбора детей.

При затруднениях объяснения ребенком взаимосвязей между объектами предлагается коллективное обсуждение - «Бюро следователей». Особое значение при обсуждении имеет толерантность педагога (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей детьми).

Слайд 32. Этап 3. «Составление сравнений, загадок или метафор по картине»

Цель:

  • Учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям.
  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».
  • Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).

Оборудование: сюжетная картина, модели составления сравнений, загадок, метафор, фломастер, эмблема этапа 3.

Слайд 33. Алгоритм составления загадки

Алгоритм

Пример

1. Выбери объект на картине.

Мяч.

2. Выбери признак объекта и назови проявление этого признака в данном объекте.

Форма.

По форме - мяч круглый.

3. Найди проявление данного признака в другом объекте.

Круглое по форме бывает колесо, солнце, Колобок и т.д.

4. Составь словосочетание: Объект - признак - другой объект.

Мяч по форме круглый, такой же, как Колобок.

5. Скажи правило этого этапа.

«Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».

6. Узнай эмблему этапа 3.

Слайд 34. Алгоритм составления загадок

Загадки составляются из трех сравнений, сделанных по одному объекту.

  • Выбери объект на картине и перечисли его признаки (есть цвет, форма, части...).
  • Выбери одну из трех моделей загадки:

Модель 1 «Какой? Что такое же?»

Модель 2 «Что делает? Кто или что делает так же?»

Модель 3 «На что похоже? - Чем отличается?»

  • Перечислить объекты, имеющие такие же признаки.
  • Найди проявление разных признаков в других объектах.
  • Составь единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».
  • Скажи правило этого этапа: «Я смотрю на объект и могу составить загадку». Узнай эмблему этапа.

Слайд 35-36

Модель «Какой? Что такое же у другого объекта?»

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. Например: «Репейник, какой? Колючий как еж, кактус, елочка. Лохматый как собака, шуба, медведь. Липкий как жевательная резинка, непослушный ребенок, смола».

Из предложенных объектов, выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Загадка может быть составлена на «завышение» или на «занижение» признаков объекта.

Содержание загадки строится следующим образом: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими объектами.

Итог: «Колючий как еж, лохматый как собака, липкий, но не смола». Ответ: репейник.

Слайд 37-38

Модель «Что делает? Что делает так же?»

У объекта выделяются действия и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены.

Например: «Лягушка что делает? Прыгает как заяц или мяч. Ныряет как водолаз или утка. Плавает как лодочка или рыба».

Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими объектами.

Итог: «Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка,

Слайд 39 – 40

Модель «На что похоже? Чем отличается?»

По выбранному объекту ищутся похожие по внешнему облику объекты, фиксируются их отличительные признаки. Например: «Сандалии похожи на кораблики (по внешнему очертанию), но не плавают; как собачки, но не лают; как два братца, а не живые».

Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному этапу (ребенок сам выбирает объект и модель загадки).

При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью: первая строчка загадки по модели «Какой? Что такое же?», ггорая строчка по модели «Что делает? Что делает так же?», третья - по модели «На что похоже? Чем отличается?»

Пример загадки:

«Зеленая, но не лягушка; растет как грибок; похожа на пирамидку, но с ней не играют». Ответ: елка.

Для обучения детей составлению загадок необходимо осваивать модели в следующей последовательности.

Слайд 41

Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор

Метафора - это более сложная форма образной речи, поэтому модели метафоры предлагаются детям старшего дошкольного возраста в виде загадочных фраз.

Алгоритм

Пример

1. Выбери объект 1 на картине.

Слезы.

2. Выбери признак объекта и назови проявление этого признака в данном объекте.

Признак - действие.

По признаку действия - слезы капают.

3. Найди проявление данного признака в другом объекте 2.

Дождик по действию тоже капает.

4. Укажи местонахождение объекта 1.

Слезы на глазах у Тани.

5. Соедини объект 2 с местонахождением объекта 1.

Объект 1 не называется. Составляется метафора.

Слезы на глазах + Дождик = Дождик глаз.

«Дождик глаз» - метафора.

6.  Составь загадочную фразу:

«От расстройства у Тани на лице появился дождик глаз».

7. Скажи правило этого этапа.

«Я могу сравнить объект и составить загадочную фразу».

8. Узнай эмблему этапа.

Слайд 42

Информация для педагогов

Метафоры вначале составляются педагогом, детям предлагается их отгадать: «Про кого или про что я здесь говорю?». После отгадывания детьми объекта взрослый повторяет метафору и просит детей объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта.

Слайд 43.

Этап 4. «Представьте возможные ощущений с помощью разных  органов чувств».

Цель:

  • Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
  • Учить детей узнавать эмблемы этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
  • Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

Оборудование:  сюжетная картина «Спасаем мяч», три эмблемы четвертого этапа (изображение носа, уха, руки).

Алгоритм мыслительных действий

  1. Посмотри на картину, «войди в нее».
  2. Выбери орган чувств, который поможет «путешествовать» по картине.
  3. Сделай речевую зарисовку возможных ощущений.
  4. Скажи правило этого этапа «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь». Узнай эмблемы четвертого этапа.

Слайд 44.

Примеры

  1. Описание возможных ощущений, полученных с помощью слуха. Волшебник «Я слышу»:

«Я слышу, как мяч шлепнулся в лужу: плюх!»

«Я слышу, как прутик постукивает о мячик».

«Я слышу, как Таня плачет, а мальчик ее успокаивает и говорит: «Тише, Танечка, не плачь: не утонет в луже мяч».

«Я слышу, как шумит ветерок и щебечут птички».

«Я слышу, как мама зовет Таню домой».

  1. Описание возможных ощущений, полученных с помощью тактильного анализатора. Волшебник «Я ощущаю лицом и руками»:

«Я чувствую на ощупь, какой мячик мокрый, скользкий и теплый. Ведь лето, жарко и вода в луже совсем не холодная».

«Я чувствую, что на ощупь, прутик твердый, немного шершавый и упругий».

«Я чувствую, какая травка мягкая, шелковистая, немного сырая. Особенно около лужи».

«Я чувствую, как солнце припекает и жарко греет, но ветерок ласкает и обдувает».

«Я чувствую, какая на ощупь елочка колючая и веточки у нее как маленькие ежики».

  1. Описание возможных ощущений полученных через органы обоняния. Волшебник «Я нюхаю»:

«Пахнет свежестью и травой, потому что прошел дождик».

«Елочка пахнет очень приятно, чувствую запах цветов и меда».

«Я чувствую, как мяч пахнет резиной. Его ведь купили в магазине, он новый».

Информация для педагогов

        Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств необходимо с детьми уточнить, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными анализаторами. У человека пять органов чувств: нос, ухо, язык, рука, глаз. В работе с картиной мы используем прием приглашения волшебников - помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую на вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками»

Самое полное представление об объектах на картине дает глаз. Он определяет местонахождение объекта, размер, цвет, части и т.д. При работе с картиной нецелесообразно специально приглашать волшебника «Я вижу», т.к. картина воспринимается только зрительным анализатором.

Язык ощущает вкус. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, вкусное - невкусное, т.е. оценочное отношение героев картины к этому признаку. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным или неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Рука дает тактильные ощущения: информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях и др.

При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами. Представить и описать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли помогут волшебники «Я слышу», «Я чувствую запах»».

Для эффективной работы с детьми используется прием «вхождения в картину». Педагог побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает внимательно прислушаться, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д.

Даются творческие задания:

  • Пришел волшебник «Я нюхаю» (также и другие волшебники - помощники).
  • «Назови объекты, которые могут издавать звук».
  • «Я ощущаю лицом и руками...».

Рекомендуется начинать речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как...», «Здесь пахнет...», «Когда я трогаю руками...». Описание ощущений может идти с точки зрения как постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

Слайд 45.

Этап 5 «Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины».

Цель:

  • Учить детей подбирать рифмы к объектам на картине и составлять из них рифмованные тексты.
  • Активизировать речь за счет рифмующихся слов.
  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я называю объект и составляю про него рифмовку».

Оборудование:

  • сюжетная картина «Спасаем мяч», лист бумаги для фиксации рифмованых текстов, фломастер, эмблема пятого этапа.

Алгоритм составления рифмованных текстов создан на основе сочинения лимериков

Алгоритм

Пример

1. Подбери рифмующиеся слова к объектам на картине.

Мячик - зайчик, бантик - фантик, девочка - припевочка, палочка - помога- лочка и т.д.

2. Из пары слов составь двустрочник так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом.

Жила-была девочка,

И была она припевочка; На голове сидел бантик И был похож на фантик.

3. Из двухстрочников собери четверостишие.

Жила-была девочка,

И была она припевочка;

На голове сидел у нее бантик И был похож на фантик.

4. Добавь пятую строчку - вывод по содержанию картины. Пятая строчка не рифмуется.

Жила-была девочка,

И была она припевочка;

На голове у нее сидел бантик И был похож на фантик.

Она веселилась и не знала пока о своей неприятности.

5. Выразительно прочти рифмовку.

6. Скажи правило этого этапа и узнай эмблему этапа.

«Я называю объект и составляю про него рифмовку».

Работа по созданию рифмовок строится в определенной последовательности.

Сначала с детьми проводятся игры: «Складушки-ладушки», в которых подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой.

Далее детям предлагается из пары слов составить двустрочник так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом.

После проведенной предварительной работы переходят к этапу создания рифмовки. Пятая строчка рифмовки содержит вывод и не рифмуется.

Для составления рифмованных текстов по содержанию картины необходимо повторить признаки выбранного объекта, его связи, место действия и сами действия. В качестве объекта может выступать не только центральный или второстепенный объект, но и обобщенное понятие, например: дети..., игрушки..., семья..., деревья...

Слайд 46.

Этап 7. «Определите местонахождение объектов  на картине».

Цель:

  • Учить детей пространственной ориентировке на картине.
  • Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки (наречия).
  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».

Оборудование:  сюжетная картина, эмблема этапа 6.

Алгоритм мыслительных действий

  1. Выбери объект, определи его местонахождение на плоскости картины.
  2. Опиши объект с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:

а)        с позиции постороннего наблюдателя;

б)        в роли самого объекта.

  1. Скажи правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине». Узнай эмблему этапа.

Примеры рассказов детей, описывающие местонахождения объекта на картине

Лужа.

а)        На картине лужа. Она изображена чуть ниже центральной части, ближе к правой ее стороне.

б)        Я лужа на опушке леса. Вокруг меня — трава. Рядом стоит мальчик, чуть подальше девочки. Елочки от меня стоят так далеко, что я их почти не вижу.

Белый бантик.

а)        Белый бантик находится в левой центральной части картины.

б)        Я белый бантик. Хорошо устроился на голове у светловолосой девочки. Мы вместе с ней присели и оказались поближе к лужице, в которой я красиво отражаюсь.

Слайд 47.

Информация для педагогов

Каждый объект на картине имеет свое местонахождение и может быть описан через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства.

Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас детей, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая — правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний — нижний углы картины.

Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после, в глубине...

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: плоскостная «Да-нет», «Ожившая картина».

Игра «Да-нет» на плоскости

Игра «Да-нет» организуется следующим образом: педагог загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, устанавливают его местонахождение.

Вопросы задаются таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «Да» или «Нет». Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишнего пространства на плоскости.

Для облегчения процесса сужения поля поиска рекомендуется использовать какие-либо дополнительные ориентиры: веревочки, палочки, мел и т.д.

Игра «Ожившая картина»

Игра может быть продолжением плоскостной игры «Да-нет». Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка описать объект по месту на картине, а затем указать его на сцене. Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.

Сценой для моделирования ком позиции картины может служить ковер. После того как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов.

Смоделированная композиция картины наблюдается зрителями 5-7 секунд и поощряется аплодисментами. Данные игры с детьми рекомендуется использовать, начиная с четырех лет.

Слайд 48.

Этап 7. «Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения».

  • Упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени.
  • Учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине.
  • Учить узнавать эмблемы этапа и проговаривать правило: «Я превращаюсь в объект на картине, и у меня какой-то характер».
  • Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

Алгоритм мыслительных действий

  • Выбери объект (героя) на картине.
  • Определи его эмоциональное состояние, настроение или свойства характера.
  • Войди в образ героя.
  • Опиши восприятие изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
  • Скажи правило этого этапа: «Я превращаюсь в объект на картине, и у меня какой-то характер». Узнай эмблему этапа.

Пример:

Речевые зарисовки, составленные детьми совместно с педагогом от имени объекта

Грустный мяч.

Я грустный мяч. У меня всегда плохое настроение. Солнце светит или дождь идет, лежу ли я в сторонке или играю с детьми - все это не радостно. Я только вздыхаю и думаю: «Ох, какие дети все шумные. Почему они все время бегают? Ох-ох-ох!». Вот опять меня взяли. Сейчас будут бросать. Обязательно не удержат в руках, и тогда я точно попаду в лужу. Так и есть! Только бы не заплакать! О-хо-хо...

Информация для педагогов

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить:

- Возможные эмоциональные состояния и настроения: грустный - веселый, спокойный - возбужденный, сытый - голодный, здоровый - больной...

  • Разнообразные свойства характера: добрый - злой, трудолюбивый - ленивый, вежливый - грубый, умный - глупый...

-Признаки проявления эмоциональных состояний: веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех...), грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый...), больной (раздражается, ворчит, требует повышенного к себе внимания, жалуется на свое здоровье...),

добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет...).

  • Разнообразные средства интонационной выразительности речи и правила их применения:

темп речи, сила голоса, тембр.

Ребенок сам выбирает объект перевоплощения. От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестом и другими средствами интонационной выразительности речи.

Перед тем как обучить ребенка составлению речевых зарисовок от первого лица, необходимо провести следующие творческие задания:

  • «Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».
  • «Покажи действием и мимикой изменение твоего эмоционального состояния».
  • «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации. Опиши твое эмоциональное и физическое состояние с использованием междометий и разных средств выразительности речи».

Для обучения речевым зарисовкам от первого лица одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает черту характера. Идет описание состояния объекта, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Рекомендуется побуждать детей использовать приемы решения проблем и объяснение стабилизации его эмоционального состояния.

При выборе объекта и эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка. В старшем дошкольном возрасте следует побуждать ребенка брать на себя роль не только объектов, но и частей объекта (глаза куклы) или места происходящего (я - полянка, на которой происходят события).

От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) осуществляется переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный...).

Формы организации работы с детьми могут быть разными:

  • коллективные (вся группа детей сочиняет рассказ с точки зрения одного героя);
  • подгрупповые (педагог дает задания подгруппам детей по составлению рассказа с противоположными характеристиками одного героя);
  • индивидуальные (задания по составлению рассказа даются индивидуально каждому ребенку или самостоятельно выбираются ими).

Слайд 49.

Этап 8. «Описание объекта с изменением его характеристики во времени».

Цель:

  • Учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.
  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
  • Активизация словаря с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше - позже, до того - после того...).

Алгоритм мыслительных действий

  1. Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.
  2. Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков.
  3. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.
  4. Скажи правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом». Узнай эмблему этапа.

Пример:

Речевые зарисовки, составленные детьми с помощью волшебника Прошлого Времени

«Игры с мячом».

Ребята играли с мячом в разные игры: перебрасывали друг другу, подбрасывали вверх, играли в вышибалы... А когда стали играть в игру «А ну- ка отними!» - мячик выскользнул из рук мальчика и упал прямо в лужу, сейчас он там лежит.

«Магазин игрушек».

Прошлым летом мяч лежал в витрине магазина. Там было много разных мячей: маленькие и большие, одноцветные и разноцветные, и даже с симпатичными рисунками. Ребята заглядывались на красивые мячи, а родители их покупали. Очередь дошла и до нашего мячика. Его купили для Тани в подарок ко дню рождения.

Информация для педагогов

Картина рассматривается детьми как остановившийся миг. По сути же возможно развитие сюжета во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом изменений его признаков. Объекты растительного мира описываются по линии времен года. Представители животного мира — в рамках суток. Рукотворные объекты — с момента появления и вторичного использования.

Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Могут составляться речевые зарисовки фантастического плана: объект и его изменение в далеком прошлом или будущем.

В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше — позже, до того - после того...).

Слайд 50.

 Этап 9 «Найди смысловые характеристики картины»

Цель:

  • Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины.
  • Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.
  • Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.
  • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

Оборудование: сюжетная картина «Спасаем мяч», «Ромашка мудрости», эмблема этапа 9.

Алгоритм мыслительных действий

  • Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прочти текст пословиц и поговорок на них (текст читает педагог).
  • Рассмотри сюжет картины через призму каждой пословицы или поговорки.
  • Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит в качестве названия картины.
  • Скажи правило этого этапа «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Узнай эмблему этапа.

Информация для педагогов

Для осмысления содержания картины необходимо использовать пословицы и поговорки. Они могут иметь прямой и иносказательный смысл, более значимый по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Но смысл пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность человеку по-разному толковать его. Данная многозначность позволяет «привязать» житейскую мудрость к картине любого содержания. Важно при этом обосновать эту связь, подобрать к одной и той же картине разные пословицы и поговорки. В конечном итоге идет отбор логически обоснованных пословиц. На основе этого строятся речевые зарисовки типа рассуждений, которые зависят от жизненного опыта ребенка его позиции по отношению к ситуации на картине.

Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по рассуждению и запоминанию пословиц и поговорок.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Организация упражнении основана на приеме «Ромашки мудрости». Воспитателем готовятся листочки бумаги в форме лепестков, на которых написаны разные пословицы и поговорки, как знакомые, так и не знакомые детям. Вводится правило: выдерни «лепесток», объясни, по каким причинам так назвали картину? (Текст пословицы читает воспитатель, рассуждения происходят вместе с детьми.)

Следующая игра - «Найди самое удачное название картины». Конкретному ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к данной картине и объяснить, почему так можно назвать картину. В результате этого получается речевая зарисовка типа рассуждения. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам текста.

На начальном этапе используются не более пяти пословиц разной тематики, идет коллективное обсуждение каждой. Стратегия работы педагога с детьми такова, что происходит принятие одних пословиц и отвержение других.

На следующем этапе берется большее количество пословиц и поговорок, идет коллективное обсуждение с учетом правила: надо объяснить каждое название картины.

Третий этап включает в себя способность ребенка самостоятельно объяснить выбранное название картины, представленное в виде пословицы или поговорки.

Такая стратегия работы предполагает пассивное отношение ребенка к формулировке мудрости. Мы учим объяснять имеющуюся человеческую мудрость, а не самостоятельно формулировать жизненное правило. Объясняется это маленьким жизненным опытом ребенка

Слайд 51.

Итоговая беседа «Составление детьми творческих рассказов по картине».

Воспитатель заранее составляет и записывает собственный творческий рассказ по картине. Это может быть стихотворная поэма или рассказ-рассуждение, размышление. По времени рассказ не должен превышать 2 – 3 мин.

 Накануне занятия воспитатель обращается сообщает детям, что завтра картина, которая «гостила» две недели в группе, будет прощаться с ними. В группу придут гости.

Вначале детям предлагается рассказать в какие игры с картиной они играли. Воспитатель предлагает детям  в качестве подарка картине составить свои рассказы.

Рекомендуем игры «профессора Вопроскина»: где дети задают друг другу как можно больше вопросов по картине.

Педагогам необходимо планировать не более 6 – 7 сюжетных картин в год для составления рассказам по ним, т.к. как основная цель – не рассказ, а усвоение обобщенных способов составления рассказов по любым сюжетным картинкам.

Игры с сюжетной картинкой не обязательно растягивать на две недели. Вы можете проводить их в любой последовательности. Но обязательно надо начинать с первых двух этапов.

         Заранее готовить эмблемы этапов не обязательно — лучше вместе с ребенком обсудить и составить схему (эмблему) уже проведенной игры.

         Попробуйте сами сочинить рассказ по картине, но озвучивайте его только после того, как ребенок рассказал свой.

          Обязательно записывайте детские рассказы!

Проанализировав созданный ребенком текст, Вы можете наметить пути дальнейшего развития речи ребенка.

         Предложив ребенку сделать рисунок к рассказу, Вы научите его иллюстрировать собственные тексты. Собрав творческие продукты ребенка воедино, можете создать книгу речевого и изобразительного творчества!

Литература:

  1. Т.А. Сидорчук, Э.Э. Байрамова. Технология развития связной речи дошкольников. Ульяновск, 2015г.
  2. Т.А. Сидорчук. «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания. Ульяновск, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ технологии?»

Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ технологии?»...

Консультация для родителей "Игры по ТРИЗ-технологии"

Консультация для родителей "Игры по ТРИЗ-технологии"...

Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"

quot;Использование элементов  ТРИЗ  технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" В настоящее время педагоги особенно остро ста...

Консультация для родителей "Что такое ТРИЗ-технологии?"

Консультация направлена на ознакомление родителей с понятием ТРИЗ-технологии....

Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ — технология в дошкольном образовании»

Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ — технология в дошкольном образовании»...

Консультация для воспитателей "Игры по ТРИЗ технологии в ДОО"

Консультация для воспитателей: «Игры  по ТРИЗ технологии с дошкольниками»...

Консультация для родителей «Игры по ТРИЗ-технологии для второй младшей группы»

Консультация для родителей«Игры по ТРИЗ-технологии для второй младшей группы»...