Консультация для воспитателей "Игры по ТРИЗ технологии в ДОО"
консультация

Кравченко Юлия Васильевна

Консультация для воспитателей: «Игры  по ТРИЗ технологии с дошкольниками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_triz_tehnologii.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Как играть в игры  по ТРИЗ технологии с дошкольниками»

Игра: "Сказка наизнанку".

Это один из вариантов игры в " перевирании" сказок. Он состоит в умышленном и более органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы.

Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый.

Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов.

Золушка, плохая  девчонка, довела до белого каления покладистую и добрую мачеху и отбила у хороших сводных сестер жениха:

Как играть:

• Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и  вытаскивать картинки друг за другом. Заранее обговаривая, какую сказку, будут «выворачивать наизнанку».

Например «выворачиваем на изнанку» сказку «Теремок». Первый игрок  начинает, он хозяин теремка, вытягивает первую картинку с изображением молотка, следующий игрок вытягивает картинку пилы, разговор:  

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, Молоток. А ты кто?

- А я - пила. Пусти меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, молоток и пила – инструменты. Или и у молотка и пилы, основание сделано из металла.   После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. И так, пока все карточки не окажутся в теремке, и   все изображения чем-то похожи на начальный объект.

Можно играть иначе, все время, меняя хозяина теремка. Сначала, молоток - хозяин, потом гость пила становится хозяином и так далее.

Игра: "Хорошо-плохо"

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры :

Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры.

1 вариант:

В: Съесть шоколадку - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть шоколадку - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

2 вариант:

В: Съесть шоколадку - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Сладкая шоколадка - это плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

В: Зубы заболят - это плохо. Почему?

Д: Будет больно, надо идти к врачу. Вовремя лечить зубы пока они не начали болеть.

То есть вопросы идут по цепочке.

В: Человек добыл огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло.  Можно приготовить пищу. Когда на природе папа разводит костер за ним интересно наблюдать.

В: Огонь - это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может произойти  пожар. Если дом сгорит, то людям  будет негде жить.

В: Листопад - это хорошо?

Д: Да! Земля становиться красивой, Можно шуршать листьями под ногами.

В: Листья под ногами - плохо. Почему?

Д:  Можно оступиться, не заметить под ногами ямку, или палку.

Игра: " Чем был - чем стал"

Правила игры :

1-ый вариант: Ведущий называет материал: глина, дерево, ткань, стекло, песок, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы используются  для его изготовлении.

Ход игры:

В: Древесина.  Раньше это было дерево.

Д: Из древесины сделана мебель, посуда, украшения.  В библиотеке деревянные полки для книг.  У моей бабушке деревянный дом и баня. У моей мамы есть  бусы из деревянных бусин.

В: Что хорошего в деревянном доме?

Д: Он теплый, в нем хорошо дышать .

В: А что плохого в таком доме?

Д: Такой дом может загореться, и люди останутся без жилья.

В: А что еще может быть из дерева?

 

Игра: "Черное – белое ”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. ( Пример:  "Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.)

 Объекты могут быть как одушевленные так и неодушевленные.

Игра: "Да – Нетка” или "Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т. д.

Игра: "Маша – Растеряша "

Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем карандаш? Зачем окно? Зачем стул? И т.д.

Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

Ход игры : 

1-й вариантведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, карандаш). Чем я теперь буду

(называет функцию потерянного предмета, например, колбасу резать?

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: отломить, отпилить, Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

2-й вариант: то же, что в 1-м варианте, но роль Маши-Растеряши предоставляется по очереди всем участникам игры. Ведущий может до начала игры попросить детей, чтобы они загадали потерянный предмет. Затем он назначает Машей-Растеряшей одного из детей. Ответчиком можно назначить, допустим, соседнего ребенка. Тогда он после удачного ответа становится Машей-Растеряшей и обращается к следующему по цепочке участнику игры. Таким образом, обеспечивается участие каждого ребенка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ТРИЗ технологии "Мозговой штурм".

оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе ...

Консультация для педагогов "ТРИЗ технология"

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало»...

Консультация для родителей. ТРИЗ- технология, игры и увлекательные занятия дома.

Занятия с детьми с использованием элементов ТРИЗ-технологии. Увлекательные игры для дошкольников и их родителей....

Консультация для педагогов "ТРИЗ технологии в ДОУ".

Использование ТРИЗ технологии в ДОУ открывает возможности дошкольников: развитие связной речи, развитие воображения, формирование системного мышления.В данной консультации приведены основные методы и ...

Консультация для педагогов "ТРИЗ-технология как эффективное средство развития математических способностей детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные особенности работы с детьми дошкольного возраста по математическому развитию посредством ТРИЗ-технолгии....

Консультация для родителей « ТРИЗ - технология в саду и дома»?»

Замечательный человек, учёный, инженер, изобретатель, писатель – фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер – создал две очень интересные и весьма эффективные ...