Поло-ролевое воспитание дошкольников в театрализованной игровой деятельности
учебно-методическое пособие на тему
Предварительный просмотр:
Актуальность поло-ролевого воспитания детей в театрально-игровой деятельности
Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется?
(Варианты ответов педагогов)
Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду.
Чем же мы отличаемся друг от друга, мужчины и женщины?
(Варианты ответов педагогов)
Сегодня биологи ставят под сомнение разделение людей на два противоположных пола только по этим физиологическим признакам.
Всегда рождались люди с неопределенными морфологическими признаками и возникали сомнения, к какому полу их отнести. Часто можно услышать в речи такие выражения: “Не баба, а мужик в юбке” или “ Штаны носит, а ведет себя как женщина”. Это говорит о том, что существуют социокультурные аспекты в различии мужского и женского. Так, например, заметны различия в социокультуре африканской и европейской: в Европе множество украшений на себе носят женщины, а в Африке – это привилегия мужчин, или юбки в Шотландии – это национальная одежда мужчин, а юбки в Европейском обществе всегда считались предметом женского туалета.
В современное время наблюдаются изменения в морфологии пола в связи с изменением статуса женщины в обществе. Во многих странах женщины получили равноправие, многие женщины занимают лидирующее положение среди мужчин. Истинно мужские профессии становятся теперь доступны и для женщин. В современном обществе женщины занимаются тяжелым физическим трудом.
Ученые провели исследования изменений женщин с XIX по XX века и сделали выводы:
– на смену женской фигуре, называемой “песочные часы” (узкие плечи, тонкая талия и широкие бедра) пришла фигура наших современниц – прямоугольник (плечи и бедра одинаковой ширины). Уже не редкость, когда фигура женщины напоминает треугольник -чисто мужской вариант;
– у некоторых женщин в организме начинают преобладать мужские гормоны, наблюдается огрубение голоса и полысение головы.
Поэтому в современной науке принято четко разграничивать конституционные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их понятием пола и тендера.
Пол в переводе с латинского означает “порождать”. Это биологические различия между людьми, определяемые генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
“Гендер” – это социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии людей. Общество всегда определяет средства и границы проявления активности мужчин и женщин. В любом обществе существуют свои критерии: что можно и что нельзя. Общество через культуру диктует правила поведения для мужчин и женщин – своеобразные правила этикета. Культура является признаком поведения, которое называет мужским и женским.
Гендер – социальный пол, взаимодействие человека с другими людьми в социуме и поведение в разных ситуациях может быть разным. Биологическая женщина может стать “мужчиной”, т.е. ее поведение будет напоминать мужское – курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В данный момент ее социальный пол – мужской.
Доктор Джон Мани заявлял о гибкости тендерной идентичности. А вот биофизик Мильтон Даймонд опроверг теорию Мани и доказал, что тендерная идентичность жестко связана с мозгом с момента зачатия.
Начиная с 1970 года, ведутся споры о том, что определяет поведение и образ жизни человека – биология или среда. Может ли воспитание взять верх над биологией и определить собственно сам биологический пол?
Записи биотоков мозга у девочек и мальчиков уже разные. По биотокам можно определить, кто из них есть кто. Ребенок только после трех лет начинает осознавать свой пол. С момента рождения начинается его воспитание и гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Когда биологический и социальный пол идентичны, то наступает гармония внутри личности и гармония во взаимодействии с окружающими людьми.
Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли мужчины?
Какие условия для развития создавать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины?
Эти вопросы всегда возникали в обществе.
В педагогике известны разные теории воспитания и обучения мальчиков и девочек.
Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Чтобы воспитывать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше. Ведь именно эти знания помогут создать образовательную модель, способствующую совпадению биологического и социального пола.
Хочется сказать, что совместное обучение мальчиков и девочек стало популярным в XX веке в Европе, а в 1908 году этому примеру последовал и Санкт-Петербург. После революции эта практика продолжилась. Педагоги психологи подчеркивали, что совместное обучение способствует армированию дружбы между противоположными полами. Другой недостаток совместного обучения мальчиков и девочек в том. что в образовательных учреждениях одни женщины. Это отрицательно сказывается на поведении мальчиков. Они перенимают женский тип поведения.
Политика нашего государства в советское послереволюционное время была поставлена так, что образ матери был господствующим семейном воспитании, и он же был основным в женском образовании. Отцу в семье отводилась второстепенная роль. Его явным предназначением было – служить Отечеству. Кроме этого, те и другие должны были трудиться на благо своей социалистической Родине. Результаты этой политики мы пожинаем, посей день. Главенствующую роль в семье часто занимают женщины, мужчины часто уходят от воспитания детей, самоотстраняются, или уходят на второй план. Редко встретишь семью, где папа – глава семьи во всех смыслах этого слова.
В современное время много неполных семей. Часто встречаются семьи, в которых мама совместно с бабушкой воспитывает сына (внука). В таких семьях мальчики больше времени проводят с матерью или бабушкой и образ отца становится менее привлекательным. В школе и в детском саду мальчиков тоже окружают женщины. Часто взрослые осуждают “немужское поведение” мальчиков, забывая, что перед ними еще ребенок, личность которого еще формируется. И это способствует формированию неврозов.
В программно-методическом обеспечении ДОУ России тендерные особенности не учитываются.
Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек.
В результате совсем не мужественные мальчики подвергаются со стороны педагогов травмирующему воздействию. У мальчиков формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.
Наблюдения за работой педагогов показывают, что их обращение к воспитанникам часто ограничивается словами “дети”, что не способствует идентификации ребенком образа “я” с определенной социальной ролью.
В предметно-развивающей среде часто наблюдается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания “девчоночьих” материалов и пособий.
Из всего сказанного, понятно, что проблема тендерного воспитания в современное время существует, и решить ее за короткий срок не реально, но уделять ей внимание все же следует. Эту проблему мы попробовали решать через театрально-игровую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности»
Основные задачи современного музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности связаны с формированием основ музыкально-эстетической культуры детей дошколь...
План проводимых мероприятий творческой группы. По работе над второй годовой задачи детского сада «НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
План проводимых мероприятий творческой группы № 2По работе над второй годовой задачи детского сада«НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию игровой деятельности.
В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. именно поэтому и возникла потребность в разработке совершенно нового направлени...
Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников по средством игровой деятельности»
Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников по средством игровой деятельности»...
Семинар-практикум по теме «Трудовое воспитание дошкольников: отличие от игровой деятельности, структура, методика проведения, РППС, календарный план мероприятий»
Приках о проведении семинара-практикума и выписка из годового плана за 2021-2022 учебный год...
Семинар-практикум «Трудовое воспитание дошкольников: отличие от игровой деятельности, структура, методика проведения, РППС, календарный план мероприятий»
Документы, подтверждающие проведение семинара-практикума...
Презентация "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами театрально - игровой деятельности".
Приобщение детей к национальным и общечеловеческим ценностям – является одной из актуальных проблем педагогической практики. Поэтому внедряя в образовательный процесс региональный компонент, как...