Игра – как средство воспитания творчеством
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 55 Калининского района
Санкт - Петербурга.
Тема: «Игра – как средство воспитания творчеством»
Музыкальный руководитель:
Гордеева Милена Юрьевна.
г.Санкт - Петербург 2016 г.
«Игра – как средство воспитания творчеством».
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок»
В.А.Сухомлинский.
В любом ребёнке - от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо, наоборот – развивается.
И в связи с этим встаёт задача не навредить, не «убить» в ребёнке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого важно всячески способствовать развитию творческих способностей – а это длинный и сложный путь.
Главной проблемой в начале любого обучения детей является их недостаточная мотивационная готовность к обучению.
Если удаётся обеспечить непосредственный интерес ребёнка к обучению, то оно и само развитие идёт вперёд. Преодолеть трудности мотивационного плана можно сделав обучение интересным занятием, т.е. проводя его в форме творческих и развивающих игр, рассчитанных на увлечённость ребёнка и на его обучение путём пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Кроме того в любой игре, как и в остальных видах творческой деятельности, не прерывается процесс воспитания детей.
Так что же такое игра?
Игра – это деятельность, которая отражает отношение личности к миру, что её окружает. Игра – это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий.
Человечество вновь и вновь создаёт свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы.
Узы, которые связывают игру и красоту, очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всякого свободная, вольная деятельность.
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие его к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью ребёнка.
Вывод: Значение игры для формирования личности трудно переоценить.
В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок познаёт мир в процессе деятельности.
Игры обогащают детей новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Они развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребёнка. Разнообразные движения и действия детей во время игры влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребёнка.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях.
Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, к чему ещё не готов.
Задача педагога – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает воспитательный процесс бессмысленным.
Игры должны предлагаться в соответствии с учётом необходимой последовательности этапов – от самых простых к более сложным.
В каждой игре необходимо опираться на то, что ребёнок уже умеет делать и что он сам любит делать. На этой основе надо вводить новые действия и новые задачи.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребёнком окружающего мира путём активного соучастия в творчестве и повседневной жизни людей.
Средствами игры являются:
- знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженные в образах речи,
в переживаниях и действиях ребёнка;
- способы действия с определёнными предметами в определённых обстоятельствах;
- те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
Главный мотив игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребёнку наслаждение.
Поэтому, правдиво и утверждение, что игра – это средство удовлетворения потребностей детей в отдыхе.
Особое место занимают игры, которые создают сами дети, - их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания.
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.
Развивающие игры – это игры, отражающие конкретные образы с помощью мимики, жестов, интонации и т.д., исключительно ценный способ вовлечения ребёнка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом и доступностью движений у малыша, постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.
В творчестве – ребёнка исправлять нельзя, и в игре нет слова «нет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....
Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников
В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...
Игра как средство воспитания детей дошкольного возраста.
Сообщение на педсовете...
Подвижные игры как средство воспитания дошкольников .
Подвижные игры как средство воспитания дошкольников ....
Консультация для родителей:Игра,как средство воспитания дошкольников
Консультация для родителей:Игра, как средство воспитания дошкольников...
Строительные игры как средство развития творчества у дошкольников.
занятие по конструированию....
«Взрослые, дети, игра» (музыкально - развивающие игры, как средство воспитания детей).
Памятка для родителей Тема: «Взрослые, дети, игра»(музыкально - развивающие игры, как средство воспитания детей)...