Консультация для воспитателей "Горизонты родительской активности и этапы ее содержания"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Консультация может быть использована воспитателями в работе с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorizonty_roditelskoy_aktivnosti.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
                  «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

Консультация на тему:

«Горизонты родительской активности и этапы ее содержания».

Подготовила воспитатель:

Магомедова Марьям Абдулазизовна

В работе с родителями можно выделить следующие группы задач:

1) психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;

2) изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Первая группа задач делится на две подгруппы:

  1. Задачи информативного плана (например, познакомить родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ, дать советы по профилактике гриппа);

2) задачи обучающего плана (научить родителей руководить детской деятельностью: игрой, ручным трудом).

При этом необходимо соблюдать целевую установку. В зависимости от цели, при решении данных задач используются методы:

- индивидуальное или групповое консультирование;

- просмотр родителями занятий и режимных моментов;

- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности.

Решение группы задач обучающего плана невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать «добрый взгляд»  на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты; создавать условия для их проявления, упрочения; привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией, эту ситуацию можно назвать «психологией доверия».

Вторая группа задач предполагает следующие методы:

-анкетирование;

- опрос;

- беседы с членами семьи;

- наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное);

- создание педагогических ситуаций;

- анализ детских рисунков;

- анализ рассказов на заданную тему;

- запись вопросов родителей;

- сочинение родителей на тему «Мой ребенок»;

- фиксация дня ребенка;

- дневник адаптации ребенка к ДОУ.

Данные методы направлены на изучение семьи и установление контактов с ее членами. Они как нельзя лучше подходят для реализации положений новой философии взаимодействия педагогов с родителями.

Кроме задач и методов нового подхода, целесообразно отметить функции работы образовательного учреждения с семьей, выделенные Д. Лешли:

  1. ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ;
  2.  психолого-педагогическое просвещение родителей;
  3. вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность;
  4. помощь в воспитании в отдельных семьях;
  5. взаимодействие с общественными организациями родителей.

Первую функцию желательно реализовать еще до поступления ребенка в ДОУ. Заинтересованные в будущем развитии ребенка, родители смогут выбрать среди большого количества детских садов тот, который им подходит. Со своей стороны ДОУ, также заинтересованные в наполняемости групп, смогут установить контакты с семьями задолго до официального дня  прибытия ребенка. С этой целью можно  организовать следующие дополнительные услуги:

- группы почасового посещения;

- подготовка детей к школе;

-аэробики

- лечебной гимнастики

- физиокабинеты на базе детского сада;

- занятия в студии изобразительной деятельности.

Этими услугами могут воспользоваться не только дети, посещающие данный детский сад, но и приходящие, что повышает положение ДОУ в условиях современной конкуренции. С этой же целью можно рассылать красочные приглашения родителям микрорайона с целью посетить ДОУ при проведении мероприятий. Актуальны также буклеты с информацией об услугах детского сада, которые можно рассылать родителям, имеющим детей дошкольного возраста не посещающих дошкольное учреждение. Можно представить информацию о ДОУ поликлинике во время проведения «Дня здорового ребенка», женской консультации (готовится в виде ширмы-передвижки «Наша жизнь», «Так мы живем» и т. д.), подготовить рекламный ролик на телевидение.

Необходимо представить родителям письменную информацию о ДОУ. включающую:

- программу развития ДОУ;

- работу и график платных образовательных и иных (не образовательных)  услуг, предлагаемых ДОУ;

-  информацию о педагогических кадрах, работающих в ДОУ: диплом об основном и дополнительном образовании, стаж работы, квалификация, категория. наличие сертификата о курсах повышения квалификации; узкой специализации;

- работу узких специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, и др.) с указанием их квалификации, категории;

- работу физиокабинета и других услуг.

Для желающих в будущем отдать детей в данный детский сад устроить предварительную ознакомительную встречу. Эту встречу должен проводить заведующий ДОУ.

Родителей следует познакомить с воспитателем и группой, которую будет посещать ребенок. Воспитатель или заведующий показывает прихожую, спальню. Игровую и туалетную комнаты, Рассказывает о режиме дня в детском саду. Вместе обсуждается адаптационный период к детскому саду.

В разговоре с родителями желательно выяснить как можно больше об особенностях поведения ребенка и его привычках:

- в каких условиях живет (сколько человек в семье, есть ли другие дети, живут ли вместе с ними бабушка и дедушка и т. д. );

- какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.;

-как называют ребенка дома и как его нужно называть в детском саду;

- чем больше всего любит заниматься ребенок;

- какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают родителей.

В общении с родителями предлагается придерживаться следующих правил:

- в любое время родители или близкие родственники ребенка могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут  нужным;

- родители могут приводить и забирать ребенка в любое удобное для них время;

- воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно сна, питания, одежды ребенка;

- все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с согласия родителей.

Данные правила очень актуальны для нашего времени и несомненно, вызовут доверие родителей к ДОУ и воспитателям.

Решению второй функции (психолого-педагогическое просвещение родителей) в традиционных формах работы с семьей отводится достаточно внимания. В рамках нового подхода следует лишь изменить отношение к их реализации – информация должна быть актуальной для родителей и не являться простой формальностью. Предлагается использовать открытые занятия с детьми ДОУ. Для родителей: видеозаписи занятий, прогулок, игр детей, которые озвучиваются специалистами и предлагаются родителям; это хорошая память – получение информации о работе ДОУ. информирование о деятельности педагога и особенностях поведения своего ребенка.

Третья функция (вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность) предлагает следующие формы взаимодействия:

- участие в экскурсиях, поездках на природу, утренниках, ремонте и благоустройстве ДОУ;

- дежурства родителей в группах;

- проведение бесед с детьми на разные темы (о профессиях, охране здоровья и т. п.);

- участие в работе родительского комитета;

Стимулирование разнообразной воспитывающей деятельности детей и родителей дома осуществляется через совместные обучающие занятия в ДОУ, пропаганду различных игр и занятий на родительских собраниях и т. д.

В настоящее время выпускается очень много научно-популярной литературы для детей и родителей, которую можно с успехом использовать для этой цели:

Четвертая функция (помощь в воспитании в отдельных семьях) осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в развитии ребенка и уметь успокоить родителя. Если наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту, например к психологу. Очень важна здесь позиция, которую займет воспитатель в беседе с родителями: он ни в коем случае не должен применять в разговоре назидательный тон, высказывать оценочные суждения, ведущие к принижению возможностей родителей. Педагог должен выступать в роли собеседника и главная его задача полностью выслушать тревоги и сомнения человека, обратившегося к нему.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны, поскольку это:

- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных). В самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

- учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает  особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

- возможность родителям выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;

- укрепление внутрисемейных связей, к сожалению, проблемный вопрос в педагогике и психологии;

- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;

- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работы с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой философии взаимодействия с семьей удастся избежать недостатков, присущих старым формам работы с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. «Диалог как форма работы с семьей. Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...

«Диалог как форма работы с семьёй. Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...

«Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения, организо...

Конспект родительского собрания «Задачи воспитания и содержания работы с детьми первой младшей группы. Знакомство родителей с ФГОС»

Конспект родительского собрания  тема:                «Задачи воспитания и содержания работы с детьми  первой младшей группы. Знакомство родител...

Обучающее занятие для родителей. Этапы и содержание работы по коррекции звука Ж

Содержание:1. Артикуляционная гимнастика2. Массаж языка3. Дыхательная гимнастика4. Игры для автоматизации звука...

Консультация для родителей на тему «Разъяснение норм законодательства об ответственности родителей по ненадлежащему исполнению родительских обязанностей по воспитанию, образованию, содержанию ребёнка. Профилактика социального сиротства»

В современном обществе вопросы ответственного родительства становятся всё более актуальными. Консультация, посвящённая разъяснению норм законодательства, касающихся обязанностей родителей по воспитани...