Консультация для воспитателей "Горизонты родительской активности и этапы ее содержания"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Консультация может быть использована воспитателями в работе с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
Консультация на тему:
«Горизонты родительской активности и этапы ее содержания».
Подготовила воспитатель:
Магомедова Марьям Абдулазизовна
В работе с родителями можно выделить следующие группы задач:
1) психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;
2) изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Первая группа задач делится на две подгруппы:
- Задачи информативного плана (например, познакомить родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ, дать советы по профилактике гриппа);
2) задачи обучающего плана (научить родителей руководить детской деятельностью: игрой, ручным трудом).
При этом необходимо соблюдать целевую установку. В зависимости от цели, при решении данных задач используются методы:
- индивидуальное или групповое консультирование;
- просмотр родителями занятий и режимных моментов;
- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности.
Решение группы задач обучающего плана невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты; создавать условия для их проявления, упрочения; привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией, эту ситуацию можно назвать «психологией доверия».
Вторая группа задач предполагает следующие методы:
-анкетирование;
- опрос;
- беседы с членами семьи;
- наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное);
- создание педагогических ситуаций;
- анализ детских рисунков;
- анализ рассказов на заданную тему;
- запись вопросов родителей;
- сочинение родителей на тему «Мой ребенок»;
- фиксация дня ребенка;
- дневник адаптации ребенка к ДОУ.
Данные методы направлены на изучение семьи и установление контактов с ее членами. Они как нельзя лучше подходят для реализации положений новой философии взаимодействия педагогов с родителями.
Кроме задач и методов нового подхода, целесообразно отметить функции работы образовательного учреждения с семьей, выделенные Д. Лешли:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность;
- помощь в воспитании в отдельных семьях;
- взаимодействие с общественными организациями родителей.
Первую функцию желательно реализовать еще до поступления ребенка в ДОУ. Заинтересованные в будущем развитии ребенка, родители смогут выбрать среди большого количества детских садов тот, который им подходит. Со своей стороны ДОУ, также заинтересованные в наполняемости групп, смогут установить контакты с семьями задолго до официального дня прибытия ребенка. С этой целью можно организовать следующие дополнительные услуги:
- группы почасового посещения;
- подготовка детей к школе;
-аэробики
- лечебной гимнастики
- физиокабинеты на базе детского сада;
- занятия в студии изобразительной деятельности.
Этими услугами могут воспользоваться не только дети, посещающие данный детский сад, но и приходящие, что повышает положение ДОУ в условиях современной конкуренции. С этой же целью можно рассылать красочные приглашения родителям микрорайона с целью посетить ДОУ при проведении мероприятий. Актуальны также буклеты с информацией об услугах детского сада, которые можно рассылать родителям, имеющим детей дошкольного возраста не посещающих дошкольное учреждение. Можно представить информацию о ДОУ поликлинике во время проведения «Дня здорового ребенка», женской консультации (готовится в виде ширмы-передвижки «Наша жизнь», «Так мы живем» и т. д.), подготовить рекламный ролик на телевидение.
Необходимо представить родителям письменную информацию о ДОУ. включающую:
- программу развития ДОУ;
- работу и график платных образовательных и иных (не образовательных) услуг, предлагаемых ДОУ;
- информацию о педагогических кадрах, работающих в ДОУ: диплом об основном и дополнительном образовании, стаж работы, квалификация, категория. наличие сертификата о курсах повышения квалификации; узкой специализации;
- работу узких специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, и др.) с указанием их квалификации, категории;
- работу физиокабинета и других услуг.
Для желающих в будущем отдать детей в данный детский сад устроить предварительную ознакомительную встречу. Эту встречу должен проводить заведующий ДОУ.
Родителей следует познакомить с воспитателем и группой, которую будет посещать ребенок. Воспитатель или заведующий показывает прихожую, спальню. Игровую и туалетную комнаты, Рассказывает о режиме дня в детском саду. Вместе обсуждается адаптационный период к детскому саду.
В разговоре с родителями желательно выяснить как можно больше об особенностях поведения ребенка и его привычках:
- в каких условиях живет (сколько человек в семье, есть ли другие дети, живут ли вместе с ними бабушка и дедушка и т. д. );
- какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.;
-как называют ребенка дома и как его нужно называть в детском саду;
- чем больше всего любит заниматься ребенок;
- какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают родителей.
В общении с родителями предлагается придерживаться следующих правил:
- в любое время родители или близкие родственники ребенка могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;
- родители могут приводить и забирать ребенка в любое удобное для них время;
- воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно сна, питания, одежды ребенка;
- все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с согласия родителей.
Данные правила очень актуальны для нашего времени и несомненно, вызовут доверие родителей к ДОУ и воспитателям.
Решению второй функции (психолого-педагогическое просвещение родителей) в традиционных формах работы с семьей отводится достаточно внимания. В рамках нового подхода следует лишь изменить отношение к их реализации – информация должна быть актуальной для родителей и не являться простой формальностью. Предлагается использовать открытые занятия с детьми ДОУ. Для родителей: видеозаписи занятий, прогулок, игр детей, которые озвучиваются специалистами и предлагаются родителям; это хорошая память – получение информации о работе ДОУ. информирование о деятельности педагога и особенностях поведения своего ребенка.
Третья функция (вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность) предлагает следующие формы взаимодействия:
- участие в экскурсиях, поездках на природу, утренниках, ремонте и благоустройстве ДОУ;
- дежурства родителей в группах;
- проведение бесед с детьми на разные темы (о профессиях, охране здоровья и т. п.);
- участие в работе родительского комитета;
Стимулирование разнообразной воспитывающей деятельности детей и родителей дома осуществляется через совместные обучающие занятия в ДОУ, пропаганду различных игр и занятий на родительских собраниях и т. д.
В настоящее время выпускается очень много научно-популярной литературы для детей и родителей, которую можно с успехом использовать для этой цели:
Четвертая функция (помощь в воспитании в отдельных семьях) осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в развитии ребенка и уметь успокоить родителя. Если наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту, например к психологу. Очень важна здесь позиция, которую займет воспитатель в беседе с родителями: он ни в коем случае не должен применять в разговоре назидательный тон, высказывать оценочные суждения, ведущие к принижению возможностей родителей. Педагог должен выступать в роли собеседника и главная его задача полностью выслушать тревоги и сомнения человека, обратившегося к нему.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны, поскольку это:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных). В самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
- учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
- возможность родителям выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей, к сожалению, проблемный вопрос в педагогике и психологии;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работы с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой философии взаимодействия с семьей удастся избежать недостатков, присущих старым формам работы с семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-227903-1364193811.jpg)
Работа с родителями. «Диалог как форма работы с семьей. Педагогические идеи по повышению родительской активности»
В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/10/picture-199808-1668066319.jpg)
«Диалог как форма работы с семьёй. Педагогические идеи по повышению родительской активности»
В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/07/picture-1040161-1551978950.jpg)
«Педагогические идеи по повышению родительской активности»
В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения, организо...
Конспект родительского собрания «Задачи воспитания и содержания работы с детьми первой младшей группы. Знакомство родителей с ФГОС»
Конспект родительского собрания тема: «Задачи воспитания и содержания работы с детьми первой младшей группы. Знакомство родител...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/28/picture-953347-1506590821.jpg)
Обучающее занятие для родителей. Этапы и содержание работы по коррекции звука Ж
Содержание:1. Артикуляционная гимнастика2. Массаж языка3. Дыхательная гимнастика4. Игры для автоматизации звука...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1268267-1601492221.jpg)
Консультация для родителей на тему «Разъяснение норм законодательства об ответственности родителей по ненадлежащему исполнению родительских обязанностей по воспитанию, образованию, содержанию ребёнка. Профилактика социального сиротства»
В современном обществе вопросы ответственного родительства становятся всё более актуальными. Консультация, посвящённая разъяснению норм законодательства, касающихся обязанностей родителей по воспитани...