Работа воспитателя по развитию воображения у детей.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Калугина Ольга Валентиновна

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей, путем переработки имеющихся представлений и понятий. Это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Василий Васильевич Давыдов- известный советский педагог и психолог считает, что воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей.  Однако для того чтобы воображение возникло и стало развиваться, необходим определенный фундамент, который помогают формировать взрослые. В данной статье даны практические рекомендации для педагогов, а также родителей, которые хотят помочь ребенку в развитии воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа воспитателя по развитию воображения у детей.

Развитие воображения у детей  3-4 лет. Задача воспитания воображения очень сложна уже потому, что она может быть решена только в творческой деятельности. Педагогика должна быть творческой, а это значит, что в данной области очень трудно найти подходящие «рецепты» для всех детей. Педагогический процесс должен каждый раз строиться заново, влияя одновременно и на взрослого, и на ребенка. Это означает, что человек, который руководит развитием воображения, должен быть творческой личностью. Таким образом, задача развития воображения предполагает прежде всего воспитание взрослых, способных творчески направлять этот процесс, будить в ребенке волшебника.

Развивать воображение можно только в совместной деятельности взрослого и детей, где все равны. Обязанности взрослого при этом заключаются, во-первых, в показе разнообразных творческих проявлений и способов деятельности, во-вторых, в такой организации жизни ребенка, чтобы сами условия ее требовали творческих, а не стандартных решений.

В совместной с ребенком деятельности взрослый является не только самым умным и самым знающим, но и самым творческим участником, каждый раз по-новому выполняя знакомые детям задания. Взрослый своим поведением и поступками раскрывает детям неожиданные для них стороны окружающего мира. Малыш должен понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены несколькими путями, что окружающий мир бесконечно богат и разнообразен и может быть осмыслен с самых различных позиций.

При формировании у ребенка воображения взрослому очень может помочь перевоплощение в игровой персонаж, который побуждает малыша воображать ту или иную ситуацию.

В то же время при развитии воображения нельзя ограничиваться только позицией взрослого как равного. Необходимо использовать и другую роль. Позиция «взрослого взрослого» поможет вам не только учитывать наличный уровень развития воображения ребенка, но активно развивать его, используя «зону ближайшего развития». С одной стороны, взрослый, находящийся на такой позиции, помогает ребенку осмысливать и переосмысливать различные ситуации и собственные действия и поступки. Так, например, обнаружив, что малыш бесцельно манипулирует с кубиком, взрослый говорит: «Ах, какая у тебя красивая машина! А куда она едет?» и т.п. И обычно ребенок, не видевший в кубике никакой машины, вдруг начинает ее видеть.

         Педагогам при развитии воображения по средствам игры дошкольников важно учитывать три основных условия: уровень развития воображения, ведущий вид игры в данном возрасте, особенности связи между воображением и игрой в этот период.

         В 3-4 года пусковым моментом для развития воображения является предметная среда. В этом возрасте дети любят играть в режиссерские игры и ближе к 4 годам в образно- ролевые.
На первом этапе надо научить малышей неоднозначно воспринимать окружающие их предметы. Во-первых, пока ребенок не научился воображать, уберем от него игрушки, имеющие свою, неподвластную малышу логику, с которыми можно действовать лишь однозначно (например, заводные, электронные). Взамен же дадим ему многофункциональные предметы, т.е. предметы, которые могут быть в игре самыми разными вещами в зависимости от ситуации. Это разнообразные кубики (лучше, если на них ничего не нарисовано), коробочки, крупные пуговицы, небьющиеся пустые пузыречки, части конструкторов и т.п. Но предметы сами по себе не разовьют воображение малыша. Здесь нужна ваша помощь. Предложите ребенку кубик и попросите его... покатать машинку. Или дайте ему пузырек, который надо укачать и уложить спать. Если малыш легко справится с этими заданиями, то немного усложните их. Попросите один и тот же кубик и покатать, как машинку, и погладить им, как утюжком, и т.п. Если же ребенку трудно, если ваша просьба застанет его врасплох, выполните задание сами. Большего эффекта вы можете достичь, если будете сопровождать свои действия какими-нибудь специфическими звуками, например, катая машинку, гудеть, а, гладя утюгом, шипеть. Вначале ребенок будет просто наблюдать. Затем предложите ему выполнить такие задания совместно с вами (вы берете руки малыша в свои и повторяете все действия). Кроме этих заданий, особенно если ребенок испытывает при их выполнении какие-либо трудности, обязательно пытайтесь «втянуть» его в вашу взрослую деятельность. Вот вы варите суп. Можно сказать малышу: «Кастрюля закипела, вот как бурлит вода — буль-буль. Сейчас положу жарить лук, сковорода уже нагрелась, шипит от злости — ш-ш-ш». Наблюдения ребенка за вашими действиями, эмоциональное участие в них, сочувствие и сопереживание помогут ему в выполнении игровых заданий.

Очень хорошо, если вы сумеете после варки супа, когда ребенок был просто зрителем, разыграть то же самое на кубиках и коробочках, привлекая малыша уже в качестве активного участника. После того как ребенок научится самостоятельно «убаюкивать» флакончик и «гладить» кубиком, можно переходить к следующему, второму этапу. Это отнюдь не означает, что к таким заданиям и играм больше нет возврата. Если они не надоели ребенку и он с удовольствием в них играет, расширяйте круг предметов и заданий и играйте на здоровье! Сюжетно-ролевая игра подводит ребенка вплотную к той способности, которая характеризует воображение взрослого человека, - к способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений.

Если ребенок уже перешагнул этот возраст, вы знаете, как у детей «прорезывается» тяга к знаниям и появляется интерес и любовь к книге.

2 этап- Дети этого возраста могут довольно долго заниматься «чтением» и рассматриванием картинок. На этой их любви и привязанности и построены самые разные задания, появляющиеся на втором этапе формирования воображения. Дети 3-4 лет не понимают ( недостаточно понимают) изображенные картинки, поэтому для них очень полезны задания, в которых следует разгадать смысл картинки. Например, придумать по картинке сказку или историю. Лучше начинать со знакомой сказки или книжки. Если малышу трудно сочинить, то можно ему помочь, задавая наводящие вопросы. Или можно оживить изображение, , т.е делать то, что нарисовано, например бежать, прыгать, а затем попросить найти малыша картинку, на которой изображено такое же действие.

! Читая или рассказывая ребенку истории или сказки, нужно обязательно обращать его внимание на рисунки. Если в книге нет иллюстраций или они не выразительные, то можно вместе с ребенком нарисовать картину к любимой сказке.

3 этап- организация индивидуальных режиссерских игр. Воспитатель должен создать условия, в которых ребенок сможет играть в режиссерские игры: 1. индивидуальное пространство- будь то ширмы, занавес, домик под столом, картонные коробки и другое. 2. Обеспечить ребенку наличие мелкого игрового и неигрового материала( кубики, машинки, кубики ит.д.) Предметов должно быть достаточное количество, чтобы не ограничивать фантазию ребенка. 3. Условия организации режиссерской игры. В отличие от других видов игр, которые легко включают в себя взрослого как равноправного участника игры, режиссерские игры отводят ему скорее роль зрителя. Правда, зритель этот не только хлопает и восторгается, но просит пояснить те или иные действия. Это развивает ребенка, обогащает созданный им сюжет. Часто от взрослого зависит и возникновение самой игры. Задания «Придумай и покажи сказку», «Покажи, что ты видел на прогулке», «Изобрази мультфильм» и т.п. помогают детям найти интересное занятие и служат толчком к режиссерской игре.

Возникновение у ребенка самостоятельной режиссерской игры связано с его участием в разного рода совместных со взрослым делах. Вначале малышу отводится роль зрителя. Организацией режиссерской игры не кончается целенаправленное развитие воображения в младшем дошкольном возрасте. Если вы помните, для детей этого возраста характерна еще одна игра — образно-ролевая. Образно-ролевая игра тесно связана с театрализацией и почти полностью основана на личном опыте дошкольника. Важно воспитателю донести до родителей, что крайне необходимо с самого раннего детства водить ребенка на спектакли, а еще лучше делать его не просто зрителем, а участником домашних постановок. Важно играть с детьми в такие игры, как « Дедушка Мазай», «Море волнуется раз…», которые способствуют развитию воображения.

         Развитие воображения у детей 4-5 лет. Воспитатель должен понимать, что в эти годы доминирует сюжетно- ролевая игра. И задача педагога заключается в умении научить ребенка играть! Во-первых нужно познакомит ребенка с той сферой деятельности, которую он будет обыгрывать. Во вторых, обучить игре, как передачи игрового опыта. В третьих, подобрать детям игрушки, адекватные их воображению ( куклы, машинки без современных эффектов), игрушки, с которыми ребенок может действовать- правильно создать предметно- развивающую среду. А затем вместе с детьми последовательно пройти 5 ступенек для обучения сюжетно-ролевой игре:

1 степень- Познакомить ребенка с той действительностью, которую он впоследствии будет отображать в игре. Для этого воспитатель должен придумать историю, подобрать соответствующие книги, напомнить ребенку то, что он уже знает, напрямую познакомить с какой- либо сферой деятельности- например организовать экскурсию в зоопарк, парикмахерскую, магазин , театр, объяснить детям кто чем занимается.

2 ступень- поиграть с детьми в отобразительную игру- посмотреть мультфильм и предложить поиграть в него. Сюжетно- образную игру можно организовать и не по «чужим» сценариям, а как повторение того, что происходило с самим ребенком. Ребенок открывает для себя слова « понарошку», « как будто», что очень важно для развития игры и воображения.

3 ступень- Воспитатель организует с детьми игру- драматизацию- один из видов сюжетно- ролевой игры. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги.

4 ступень- переход к непосредственным играм с ребенком. Например в парикмахерскую. Задача педагога организовывать игру каждый раз по разному, дабы избежать простог запоминания и слепого повторения действий.

5 ступень- на этой ступени игра с ребенком заключается в повторение всех, ранее пройденных действий, но ребенок должен играть с воображаемой игрушкой.

Сначала ребёнок должен научиться проявлять в игре свою творческую инициативу, организовывать, планировать и направлять. Очень полезны для развития воображения творческие игры-драматизации, в которых дети разыгрывают какую-либо знакомую сказку. Возникает необходимость представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить фантастические действия героев сказки. После того, как воспитатель совместно с детьми пройдет все 5 ступеней можно сказать, что те дети, которые справились могут участвовать в сюжетно- ролевой игре. Они уже умеют воображать ситуации  и находить выход в нестандартных случаях.

        Развитие воображения у детей 5-6 лет. В этом возрасте у ребенка появляется способность управлять своим воображением, что в свою очередь делает его произвольным. Для детей этого возраста характерны игры с правилами, где источник игры- воображение. игра с правилами возникает после развития сю-жетно-ролевой игры и является, по словам Д. Б. Эльконина, ее прямым продолжением. Вместе с тем эта взаимосвязь двух видов игр требует от нас, взрослых, пристального внимания и наблюдательности.

! Так, не следует вводить игры с правилами до того момента, пока ребенок в полной мере не овладеет сюжетно-ролевой игрой. 

Процесс развития воображения у детей 5—6 лет неоднороден и предполагает пять этапов:

1 этап- мы учим детей объединять как можно большее количество предметов рассказом. Для этого используются различные предметы (лучше мелкие), картинки с изображением предметов, маленькие игрушки, переводные картинки и т.п. Очень хорошим и полезным материалом для таких заданий оказываются кубики, на которых рядом с буквой изображен определенный предмет. мы учим детей объединять как можно большее количество предметов. Для этого используются различные предметы (лучше мелкие), картинки с изображением предметов, маленькие игрушки, переводные картинки и т.п. Очень хорошим и полезным материалом для таких заданий оказываются кубики, на которых рядом с буквой изображен определенный предмет. 

2 этап- взрослый задает сюжет, идею, а дети сами формулируют правило.

3 этап- имея правила придумать историю

4 этап-  игры с правилами. Если сравнить игру с правилами с другими видами игр, то можно увидеть одну очень важную особенность. Так, если в остальные игры дети начинают играть почти сразу, иногда сами не замечая, что уже играют, то игра с правилами требует подготовительного этапа. смысл подготовительного к игре с правилами этапа — в овладении способом игры. Чтобы закрепить это важное достижение (а в некоторых случаях — чтобы привести к этому достижению), необходимо искусственно удлинить этот этап, специально обратив на него внимание детей. Так, можно отыскивать или придумывать новые правила к играм, уточнять старые, использовать в новой игре старые правила. Здесь просто незаменим детский игровой опыт. Только в нем ребенок и приобретет навыки, необходимые для воображения. Давайте возрождать дворовые игры, привлекать в них всех детей, от малышей до подростков, и, конечно, не забывать, что самым лучшим партнером для ребенка являемся мы, взрослые.

        Развитие воображения у детей 6-7 лет.

Так же как и у детей предыдущей возрастной группы, воображение является истоком их игры. Единственное отличие — доминирующий вид игры, здесь игра режиссерская. Приемы обучения игре очень похожи на применявшиеся нами при работе с детьми 5—6 лет, но они имеют свою специфику — последовательное прохождение четырех этапов.

1 этап- Самое первое задание для детей 6—7 лет почти не отличается от того, которое давалось в предыдущей возрастной группе: объединить по возможности большее количество предметов. Но включается соревновательный компонент. Важно только чтобы соревновательный момент не затмил собой другого ребенка, а включил бы в себя как необходимые компоненты сотрудничество и совместную деятельность.

2 этап- проведение индивидуальных режиссерских игр.

При организации режиссерских игр с детьми 6—7 лет применяют четыре задания: самостоятельная игра; показ истории, рассказанной взрослым или другим ребенком; окончание незнакомой сказки, предложенной кем-то другим; самостоятельная игра.

3 этап- умение совместно сочинять сказки. Очень важно только, чтобы все остальные внимательно его слушали и учитывали уже рассказанное при сочинении своей части. Участвующий в этих занятиях взрослый должен быть и инициатором, и направляющим, особенно если кто-нибудь начнет вести свою линию, не принимая во внимание позиции других.

4 этап- Ребенок самостоятельно или с партнером придумывает какую-то историю и с помощью кубиков и игрушек изображает ее. Другой малыш, один или с помощниками, должен угадать, а затем рассказать и разыграть предложенную предметную ситуацию. Таким образом, ребенок не только создает и обыгрывает свой сюжет, но и угадывает и показывает чужой сюжет, т.е. должен суметь предметно представить свой замысел и создать замысел по предметной ситуации, придуманной другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста"

процесс полоролевой идентификации необходим для полноценного развития личности ребёнка...

консультация для воспитателей «Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста»

Педагог должен помнить, что перед ним не просто дети, а мальчики и девочки, разнополые дети требуют к себе разный подход....

План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию.  2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...

«Работа воспитателя, по развитию игровых умений детей 2-го года жизни»

Статья на тему:«Работа воспитателя, по развитию игровых умений детей 2-го года жизни»...

Консультация для воспитателей" Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста»

Воображение является важнейшей стороной человеческой жизни.Воображение у ребенка начинает совершенствоваться достаточно рано, оно слабее, чем у взрослого, однако богаче и занимает немного места в его ...

Рекомендации для воспитателей на тему "Развитие воображения у детей"

Воображение и фантазия - это мир, в котором живет ребенок. И не важно имеет ли какие-то особенности в развитии или нет. Детей очень важно мотивировать на создание творческих и прекрасных идей, проекто...