Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников.
статья на тему
Анализ научных трудов ведущих педагогов по экологическому воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Концептуальные основы системы
экологического образования дошкольников.
На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации проблема взаимодействия человека и природы является одной из наиболее актуальных и вместе с тем противоречивых проблем. С одной стороны, человечество зародилось в процессе эволюции Земли и является неотъемлемой частью природы, с другой – человечество на протяжении всей истории своего существования вынуждено использовать природные ресурсы для удовлетворения своих жизненно необходимых, значимых потребностей.
Длительный период времени использование не носило разрушительного характера, о чём свидетельствуют произведения народного эпоса – былины, сказания, предания и пр. в произведениях эпоса фиксируется «любовное отношение к природе» - человек живёт как продолжение и выражение природы и считает грехом противопоставления себя ей.
Диаметрально противоположный взгляд на природу начинает формироваться в европейской культуре, когда природу начинают рассматривать с позиции лишь материальной ценности. В результате в первой половине 20 столетия изменения окружающей среды под воздействием человека приобрели угрожающий характер. Развитие современной науки, техногенных процессов неизбежно привело к повышению активности людей в природе – своей естественной среде обитания. Технический прогресс повлёк и возрастание потребностей людей. Человечество всё более видоизменяет и активно модифицирует, адаптирует, приспосабливает природу под свои потребности, воспринимает её с позиции собственной выгоды, утилитарно-прагматически, тем самым отдаляя себя от природной среды. Нарушение гармонии в отношении человека и природы, неизбежно привело к нарушению гармонии внутри самого человека, в связи с чем возникает проблема целенаправленного формирования потребностной сферы личности, ориентации потребностей человечества не только на потребление природных ресурсов, но и на их преумножение.
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людей. Именно поэтому человечество должно быть заинтересовано в сохранении целостности, гармонии в природе, предотвращении нарушений биологического равновесия и взаимодействия её объектов. Человечеству необходимо осознать и помнить, что природа является не только объектом материального обогащения. Она – неиссякаемый источник обогащения духовного, нравственного, эстетического, неисчерпаемый источник развития интеллектуальной и познавательной сферы.
Помочь решению экологических проблем, призвана система экологического образования всех слоёв населения, и особенно подрастающего поколения.
Если обратиться к истории становления экологического образования, то в его развитии можно выделить три этапа:
1-й этап (до 1970 г.) – природоохранное образование;
2-й этап (1970 – 1992г.) – экологическое образование;
3-й этап (1992г. – до настоящего времени) – образование для устойчивого развития.
Практически с момента своего определения в самостоятельное направление экологическое образование становится предметом пристального внимания различных международных организаций. На значимость экологического образования как основного средства позитивно-конструктивного преобразования общественного и индивидуального экологического сознания обращается внимание на многих международных форумах по проблеме окружающей среды.
На необходимость грамотного подхода к построению системы экологического образования обращают внимание такие учёные, как: Н.Ф.Винокурова, Н.Н.Моисеев, Г.А.Ягодин и др. По их мнению, современные образовательные учреждения всех ступеней и уровней должны стать главным источником и организующим звеном экологического образования, формирования экологической личности, способной ценить и преумножать богатства родной природы.
Что же необходимо понимать под термином «экологическое образование»?
Анализ исследований показал, что существуют разные подходы к его трактовке. Так, А.Н.Захлебный полагает, что экологическое образование – это элемент общего образования, связанный с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества (человека).
Н.М.Мамежова и И.Т.Суравегина считают, что экологическое образование – это целенаправленный процесс формирования ответственного отношения детей к окружающей природе во всех видах деятельности.
Согласно Н.Ф.Реймерсу, экологическое образование – это педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы.
Таким образом, под экологическим образованием понимается целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы на основе синтеза эмоционально-чувственного, интеллектуального и деятельностно - практического компонентов. При этом сущностной основой, целью экологического образования должно стать формирование экологической культуры личности и общества как синтеза практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающей его выживание и развитие.
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными её ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания, а также функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии, экологии человека, - не может остаться в стороне от познания современного ребёнка (Н.О.Пичугина, Г.А.Айдашева, С.В.Ассаулова).
Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем в соответствии с «Концепцией общего среднего экологического образования» успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи экологического воспитания – это цели создания и реализации воспитательно- образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей.
Исследуя особенности осуществления современного экологического образования, учёные выделяют следующие моменты:
- оно проходит в условиях глобального экологического кризиса, что требует адекватного поведения людей и принятия незамедлительных мер по улучшению стабилизации природной среды;
- ему соответствует довольно высокий уровень развития науки об окружающей среде;
- человечество стало более информационным в области развития естественных и общественных наук.
Рассматривая вопросы построения системы экологического образования, необходимо обратить внимание и на базовые, принципиальные позиции организации деятельности в данном направлении.
Необходимо отметить, что учёные по-разному подходят к решению этого вопроса. Например, С.Г.Гильмиярова, выделяя экологическое образование как составную часть целостного образовательного процесса, отмечает, что оно должно подчиняться в первую очередь общим закономерностям и принципам дидактики.
Автор предлагает следующие принципы организации экологического образования:
Всеобщность. Предполагает обязательность экологического образования на всех возрастных этапах развития человека;
Непрерывность. Обеспечивает последовательное развитие и обогащение экологической культуры как в каждой отдельной личности, так и в обществе в целом, предполагает преемственность образовательных
программ и технологий, тем самым оптимально обеспечивая переход на последующие ступени экологического образования, реализация которого возможна при условии сочетание педагогических методов обучения и воспитания с политическими , экономическими, нравственными и непосредственно практическими способами воздействия на экологическое сознание и поведение людей;
Системность. Создание эффективной системы непрерывного экологического образования, охватывающей все слои населения; наличие достаточного количества доступных образовательных услуг и качества управления всей системой непрерывного экологического образования;
Интегративность. Отражает уникальную способность экологии как науки интегрировать различные области теоретического значения и практической деятельности людей(синтез гуманитарных и естественных наук). Имеет два аспекта: вертикальный и горизонтальный. Вертикальная координация обеспечивает непрерывность, последрвательность и преемственность экологического образования в течении всего времени обучения. Горизонтальная координация означает взаимосвязь как между самими предметами экологического цикла, так и между дисциплинами экологического цикла и другими учебными дисциплинами. Реализация принципа вертикальной и горизонтальной координации предполагает координацию учебных программ и педагогических технологий различных образовательных учреждений, создаёт предпосылки согласованной образовательной политики в системе непрерывного экологического образования;
Гибкость и вариативность. Гибкость требует периодического пересмотра содержания в соответствии с изменяющимися потребностями человека и общества в экологическом образовании; вариативность – разнообразия экологических программ;
Культуросообразность. Предполагает учёт национально-культурных традиций, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей; реализуется через региональный компонент содержания экологического образования;
Экогуманизм. (как нравственный императив). Согласно этому принципу отношение человека к природе должно основываться на нравственном начале. Одно из проявлений данного принципа – отказ от антропоцентризма в учебных программах. Сострадательное отношение к природе предполагает и сострадательное отношение к человеку. Человек должен рассматриваться как неотъемлемая часть природы, связанная с ней множеством нитей. Принцип экогуманизма предполагает создание особой эколого-гуманной атмосферы учебного заведения, в котором осуществляется совместная деятельность, создаются оптимальные условия для проявления и развития творческой индивидуальности каждой личности.
Учёт особенностей экологического образования позволяет выделить и его специфические принципы, типичные только для данного вида образования. Одним из таких принципов теоретически выделяется принцип природосообразности, который был сформулирован ещё великим чешским педагогом 17 столетия Я.А. Коменским.
Л.В.Моисеева и С.Н.Николаева дополняют перечень принципов организации экологического образования, включая:
-принцип гуманизации, утверждающий право каждого человека на жизнь в комфортной, благоприятной среде;
-принцип научности, предполагабщий построение экологического образования на основе учёта основных достижений современного научного знания не только в области эколого-биологических наук, но и в области психологии и педагогики;
-принцип позитивного прогнозирования, предполагающий организацию системы экологического образования с первых этапов жизни человека – с периода раннего и дошкольного детства и до его смерти;
-принцип систематичности, который предусматривает единство целей, задач, методов, приёмов, средств и способов экологической работы.
Под пристальным вниманием учёных находится и самый сложный компонент всего педагогического процесса – содержательный. Так, А.Н.Захлебный, рассматривая вопросы содержания экологического образования, выделяет четыре взаимосвязанных компонента:
- познавательный;
- ценностный компонент – осознание человеком значения природы как уникальной ценности (не только утилитарной, но и познавательной, эстетической, практической и т.д.);
- нормативный компонент – овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;
- деятельностный компонент – овладение видами и способами общественно полезной практической деятельности, направленный на формирование умений, применяемых в экологической сфере.
Современное экологическое образование можно представить в виде гуманитарной культурно-творческой модели, которую отличают следующие теорико-методологические идеи:
- идея самоценности живого, неживого и мыслящего, отражающая аксиологическтй подход к современной картине мира;
- идея единства человека и природных основ жизни;
- идея личностного становления человека в процессе взаимодействия с миром природы;
- идея субъективности, предполагающей, что в центре внимания находится развитие
Субъектного опыта человека, который включает индивидуальный и всеобщий опыт общения с природно-культурным окружением;
- идея проблемно-творческой направленности содержания экологического образования;
- идея сознательной направленности экологического образования в контексте жизнетворчества, объединяющая существующие стратегии экологизации образования (природоохранения, ресурсоохранная, валеологическая и т.д.);
- идея глубинного диалога личности с природой, партнёрства, равноправия в противовес идеологии покорения, борьбы, господства.
Сущностная особенность современного экологического образования заключается в реализации идей коэволюционного подхода к решению проблемы взаимодействия «человек = природа» под «коэволюцией» принято понимать соразвитие человека и природы в процессе взаимодействия. Исходя из этого, в основе коэволюционного подхода должен быть заложен принцип разумного и рационального использования природной среды и природных ресурсов. Достичь этого возможно только изменением характера и направленности сознания людей, переориентировав сознание каждого человека с прагматической модели взаимодействия с миром природ на духовно-нравственную, гуманистическую, ценностную модель.
Не случайно многие учёные отмечают, что экологический кризис нельзя рассматривать лишь как проблему сохранения окружающей среды. Разрушение природы - есть не что иное, как разрушение личности, внутреннего мира человека, его сознания, ценностных установок.
Психолог С.П.Рубинштейн писал: «Специфическим способом существования человека является наличие у человека сознания и действий. Поэтому отношение субъекта к «объективной реальности» - это не только идеальное познавательное отношение, но и практическое действие словом, отношение сущего к сущему. Значит не возникает вопроса, как попасть в сферу сущего, - мы всегда в ней. Непрерывно совершается «общение», взаимодействие сущих, их взаимопроникновение и сопротивление друг другу. В чём состоит это «общение»? Общение с другими сущими, взаимодействие с ними осуществляется посредством действий человека и его сознания, в регуляции этих действий посредством сознания». Смысл жизни человека учёный видит в познании законов и тайн природы, проникновении познания во Вселенную, осознании ощущении мощи познания и потому величия человека.
Современные учёные всё активнее поднимают проблему формирования экологического сознания личности. Как полагает Н.С.Дежникова, до сознания каждого человека, населяющего нашу планету, необходимо донести идею теснейшей взаимосвязи человека с окружающим миром, включая и мир природы; показать, что человек, как часть природы, находится в определённой зависимости от неё не
только биологически, но и духовно; а окружающий мир природы для людей должен стать объектом постоянной заботы, и за его благополучие несёт персональную ответственность.
Начальным звеном непрерывной системы экологического образования по праву необходимо рассматривать дошкольное экологическое образование. Ведь именно дошкольное детство является базовым, исходным этапом формирования личности. Дошкольный возраст – это период. Когда ребёнок делает первые шаги «по пути постижения мира природы». На этом этапе своего развития он «открыт» тому, что его окружает. И если говорить об организации системы экологического образования дошкольников в рамках данного концептуального подхода, то основой экологической работы дошкольного образовательного учреждения должно стать развитие эмоциональной, чувственной сферы детей. Дошкольное детство – это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни
малыша, управляют и регулируют все остальные его психические функции. Эмоции детей дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, красочными, необычными, непроизвольно привлекающими внимание предметами и объектами окружающей действительности. А что как не природа, окружающая ребёнка с первых моментов его жизни, изобилует разнообразием необычных форм и красок, звуков и запахов?! Необходимо так же учитывать, что эмоции имеют огромное значение и в плане управления, регуляции детьми своего поведения, контроля за характером взаимоотношений дошкольников с окружающим миром. Положительные эмоции ребёнка составляют основу его позитивного, созидательного отношения к миру природы.
Эмоциональное развитие детей в процессе их взаимодействия с природным окружением оказывает самое непосредственное влияние на их интеллектуальное развитие, на накопление необходимой информации о мире природы. Ведь не случайно базовым компонентом познавательного отношения человека к окружающей действительности выделяется именно эмоциональный компонент.
Таким образом, мы видим, что с позиций современного, коэволюционного подхода некоторым образом изменяются акценты экологического образования подрастающего поколения.
Успех в экологическом воспитании детей четвёртого года жизни обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагирует на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Задача этого возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной ребёнку, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ним. Всё, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, глядят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-73208-1538910584.jpg)
Труд в природе в системе экологического образования дошкольников
Содержание работы:1. Значение и место труда в природе в системе экологического образования дошкольников ………………………………………………………………….. 32. Формы организации труда детей в природе.………………………………. 43. Органи...
Формирование экологических представлений как основы системы экологических знаний дошкольников о живой и неживой природе
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие эко...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/06/picture-56112-1554515622.jpg)
Сборник дидактических игр в системе экологического образования дошкольников
В сборнике раскрывается методика проведения с детьми 3—7 лет дидактических игр по экологии. Содержание игр направлено на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, вол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/04/picture-764467-1457088403.jpg)
Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников.
Анализ научной литературы по теме экологического воспитанимя дошкольников. Историческая справка. Основные концепции и направления...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Эти игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, вызывают у них интерес к объектам природы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/29/picture-615391-1427616342.jpg)
РОЛЬ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
РОЛЬ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/11/picture-1371040-1639214500.jpg)
Консультация для воспитателей «Значение труда в природе в системе экологического образования дошкольников»
Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе экологического образования дошкольников. В процессе труда у детей формируется бережное и заботливое отношение к природе....