Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников.
статья на тему
Анализ научных трудов ведущих педагогов по экологическому воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptualnye_osnovy_sistemy_ekologicheskogo_vospitaniya.docx | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Концептуальные основы системы
экологического образования дошкольников.
На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации проблема взаимодействия человека и природы является одной из наиболее актуальных и вместе с тем противоречивых проблем. С одной стороны, человечество зародилось в процессе эволюции Земли и является неотъемлемой частью природы, с другой – человечество на протяжении всей истории своего существования вынуждено использовать природные ресурсы для удовлетворения своих жизненно необходимых, значимых потребностей.
Длительный период времени использование не носило разрушительного характера, о чём свидетельствуют произведения народного эпоса – былины, сказания, предания и пр. в произведениях эпоса фиксируется «любовное отношение к природе» - человек живёт как продолжение и выражение природы и считает грехом противопоставления себя ей.
Диаметрально противоположный взгляд на природу начинает формироваться в европейской культуре, когда природу начинают рассматривать с позиции лишь материальной ценности. В результате в первой половине 20 столетия изменения окружающей среды под воздействием человека приобрели угрожающий характер. Развитие современной науки, техногенных процессов неизбежно привело к повышению активности людей в природе – своей естественной среде обитания. Технический прогресс повлёк и возрастание потребностей людей. Человечество всё более видоизменяет и активно модифицирует, адаптирует, приспосабливает природу под свои потребности, воспринимает её с позиции собственной выгоды, утилитарно-прагматически, тем самым отдаляя себя от природной среды. Нарушение гармонии в отношении человека и природы, неизбежно привело к нарушению гармонии внутри самого человека, в связи с чем возникает проблема целенаправленного формирования потребностной сферы личности, ориентации потребностей человечества не только на потребление природных ресурсов, но и на их преумножение.
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людей. Именно поэтому человечество должно быть заинтересовано в сохранении целостности, гармонии в природе, предотвращении нарушений биологического равновесия и взаимодействия её объектов. Человечеству необходимо осознать и помнить, что природа является не только объектом материального обогащения. Она – неиссякаемый источник обогащения духовного, нравственного, эстетического, неисчерпаемый источник развития интеллектуальной и познавательной сферы.
Помочь решению экологических проблем, призвана система экологического образования всех слоёв населения, и особенно подрастающего поколения.
Если обратиться к истории становления экологического образования, то в его развитии можно выделить три этапа:
1-й этап (до 1970 г.) – природоохранное образование;
2-й этап (1970 – 1992г.) – экологическое образование;
3-й этап (1992г. – до настоящего времени) – образование для устойчивого развития.
Практически с момента своего определения в самостоятельное направление экологическое образование становится предметом пристального внимания различных международных организаций. На значимость экологического образования как основного средства позитивно-конструктивного преобразования общественного и индивидуального экологического сознания обращается внимание на многих международных форумах по проблеме окружающей среды.
На необходимость грамотного подхода к построению системы экологического образования обращают внимание такие учёные, как: Н.Ф.Винокурова, Н.Н.Моисеев, Г.А.Ягодин и др. По их мнению, современные образовательные учреждения всех ступеней и уровней должны стать главным источником и организующим звеном экологического образования, формирования экологической личности, способной ценить и преумножать богатства родной природы.
Что же необходимо понимать под термином «экологическое образование»?
Анализ исследований показал, что существуют разные подходы к его трактовке. Так, А.Н.Захлебный полагает, что экологическое образование – это элемент общего образования, связанный с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества (человека).
Н.М.Мамежова и И.Т.Суравегина считают, что экологическое образование – это целенаправленный процесс формирования ответственного отношения детей к окружающей природе во всех видах деятельности.
Согласно Н.Ф.Реймерсу, экологическое образование – это педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы.
Таким образом, под экологическим образованием понимается целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы на основе синтеза эмоционально-чувственного, интеллектуального и деятельностно - практического компонентов. При этом сущностной основой, целью экологического образования должно стать формирование экологической культуры личности и общества как синтеза практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающей его выживание и развитие.
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными её ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания, а также функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии, экологии человека, - не может остаться в стороне от познания современного ребёнка (Н.О.Пичугина, Г.А.Айдашева, С.В.Ассаулова).
Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем в соответствии с «Концепцией общего среднего экологического образования» успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи экологического воспитания – это цели создания и реализации воспитательно- образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей.
Исследуя особенности осуществления современного экологического образования, учёные выделяют следующие моменты:
- оно проходит в условиях глобального экологического кризиса, что требует адекватного поведения людей и принятия незамедлительных мер по улучшению стабилизации природной среды;
- ему соответствует довольно высокий уровень развития науки об окружающей среде;
- человечество стало более информационным в области развития естественных и общественных наук.
Рассматривая вопросы построения системы экологического образования, необходимо обратить внимание и на базовые, принципиальные позиции организации деятельности в данном направлении.
Необходимо отметить, что учёные по-разному подходят к решению этого вопроса. Например, С.Г.Гильмиярова, выделяя экологическое образование как составную часть целостного образовательного процесса, отмечает, что оно должно подчиняться в первую очередь общим закономерностям и принципам дидактики.
Автор предлагает следующие принципы организации экологического образования:
Всеобщность. Предполагает обязательность экологического образования на всех возрастных этапах развития человека;
Непрерывность. Обеспечивает последовательное развитие и обогащение экологической культуры как в каждой отдельной личности, так и в обществе в целом, предполагает преемственность образовательных
программ и технологий, тем самым оптимально обеспечивая переход на последующие ступени экологического образования, реализация которого возможна при условии сочетание педагогических методов обучения и воспитания с политическими , экономическими, нравственными и непосредственно практическими способами воздействия на экологическое сознание и поведение людей;
Системность. Создание эффективной системы непрерывного экологического образования, охватывающей все слои населения; наличие достаточного количества доступных образовательных услуг и качества управления всей системой непрерывного экологического образования;
Интегративность. Отражает уникальную способность экологии как науки интегрировать различные области теоретического значения и практической деятельности людей(синтез гуманитарных и естественных наук). Имеет два аспекта: вертикальный и горизонтальный. Вертикальная координация обеспечивает непрерывность, последрвательность и преемственность экологического образования в течении всего времени обучения. Горизонтальная координация означает взаимосвязь как между самими предметами экологического цикла, так и между дисциплинами экологического цикла и другими учебными дисциплинами. Реализация принципа вертикальной и горизонтальной координации предполагает координацию учебных программ и педагогических технологий различных образовательных учреждений, создаёт предпосылки согласованной образовательной политики в системе непрерывного экологического образования;
Гибкость и вариативность. Гибкость требует периодического пересмотра содержания в соответствии с изменяющимися потребностями человека и общества в экологическом образовании; вариативность – разнообразия экологических программ;
Культуросообразность. Предполагает учёт национально-культурных традиций, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей; реализуется через региональный компонент содержания экологического образования;
Экогуманизм. (как нравственный императив). Согласно этому принципу отношение человека к природе должно основываться на нравственном начале. Одно из проявлений данного принципа – отказ от антропоцентризма в учебных программах. Сострадательное отношение к природе предполагает и сострадательное отношение к человеку. Человек должен рассматриваться как неотъемлемая часть природы, связанная с ней множеством нитей. Принцип экогуманизма предполагает создание особой эколого-гуманной атмосферы учебного заведения, в котором осуществляется совместная деятельность, создаются оптимальные условия для проявления и развития творческой индивидуальности каждой личности.
Учёт особенностей экологического образования позволяет выделить и его специфические принципы, типичные только для данного вида образования. Одним из таких принципов теоретически выделяется принцип природосообразности, который был сформулирован ещё великим чешским педагогом 17 столетия Я.А. Коменским.
Л.В.Моисеева и С.Н.Николаева дополняют перечень принципов организации экологического образования, включая:
-принцип гуманизации, утверждающий право каждого человека на жизнь в комфортной, благоприятной среде;
-принцип научности, предполагабщий построение экологического образования на основе учёта основных достижений современного научного знания не только в области эколого-биологических наук, но и в области психологии и педагогики;
-принцип позитивного прогнозирования, предполагающий организацию системы экологического образования с первых этапов жизни человека – с периода раннего и дошкольного детства и до его смерти;
-принцип систематичности, который предусматривает единство целей, задач, методов, приёмов, средств и способов экологической работы.
Под пристальным вниманием учёных находится и самый сложный компонент всего педагогического процесса – содержательный. Так, А.Н.Захлебный, рассматривая вопросы содержания экологического образования, выделяет четыре взаимосвязанных компонента:
- познавательный;
- ценностный компонент – осознание человеком значения природы как уникальной ценности (не только утилитарной, но и познавательной, эстетической, практической и т.д.);
- нормативный компонент – овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;
- деятельностный компонент – овладение видами и способами общественно полезной практической деятельности, направленный на формирование умений, применяемых в экологической сфере.
Современное экологическое образование можно представить в виде гуманитарной культурно-творческой модели, которую отличают следующие теорико-методологические идеи:
- идея самоценности живого, неживого и мыслящего, отражающая аксиологическтй подход к современной картине мира;
- идея единства человека и природных основ жизни;
- идея личностного становления человека в процессе взаимодействия с миром природы;
- идея субъективности, предполагающей, что в центре внимания находится развитие
Субъектного опыта человека, который включает индивидуальный и всеобщий опыт общения с природно-культурным окружением;
- идея проблемно-творческой направленности содержания экологического образования;
- идея сознательной направленности экологического образования в контексте жизнетворчества, объединяющая существующие стратегии экологизации образования (природоохранения, ресурсоохранная, валеологическая и т.д.);
- идея глубинного диалога личности с природой, партнёрства, равноправия в противовес идеологии покорения, борьбы, господства.
Сущностная особенность современного экологического образования заключается в реализации идей коэволюционного подхода к решению проблемы взаимодействия «человек = природа» под «коэволюцией» принято понимать соразвитие человека и природы в процессе взаимодействия. Исходя из этого, в основе коэволюционного подхода должен быть заложен принцип разумного и рационального использования природной среды и природных ресурсов. Достичь этого возможно только изменением характера и направленности сознания людей, переориентировав сознание каждого человека с прагматической модели взаимодействия с миром природ на духовно-нравственную, гуманистическую, ценностную модель.
Не случайно многие учёные отмечают, что экологический кризис нельзя рассматривать лишь как проблему сохранения окружающей среды. Разрушение природы - есть не что иное, как разрушение личности, внутреннего мира человека, его сознания, ценностных установок.
Психолог С.П.Рубинштейн писал: «Специфическим способом существования человека является наличие у человека сознания и действий. Поэтому отношение субъекта к «объективной реальности» - это не только идеальное познавательное отношение, но и практическое действие словом, отношение сущего к сущему. Значит не возникает вопроса, как попасть в сферу сущего, - мы всегда в ней. Непрерывно совершается «общение», взаимодействие сущих, их взаимопроникновение и сопротивление друг другу. В чём состоит это «общение»? Общение с другими сущими, взаимодействие с ними осуществляется посредством действий человека и его сознания, в регуляции этих действий посредством сознания». Смысл жизни человека учёный видит в познании законов и тайн природы, проникновении познания во Вселенную, осознании ощущении мощи познания и потому величия человека.
Современные учёные всё активнее поднимают проблему формирования экологического сознания личности. Как полагает Н.С.Дежникова, до сознания каждого человека, населяющего нашу планету, необходимо донести идею теснейшей взаимосвязи человека с окружающим миром, включая и мир природы; показать, что человек, как часть природы, находится в определённой зависимости от неё не
только биологически, но и духовно; а окружающий мир природы для людей должен стать объектом постоянной заботы, и за его благополучие несёт персональную ответственность.
Начальным звеном непрерывной системы экологического образования по праву необходимо рассматривать дошкольное экологическое образование. Ведь именно дошкольное детство является базовым, исходным этапом формирования личности. Дошкольный возраст – это период. Когда ребёнок делает первые шаги «по пути постижения мира природы». На этом этапе своего развития он «открыт» тому, что его окружает. И если говорить об организации системы экологического образования дошкольников в рамках данного концептуального подхода, то основой экологической работы дошкольного образовательного учреждения должно стать развитие эмоциональной, чувственной сферы детей. Дошкольное детство – это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни
малыша, управляют и регулируют все остальные его психические функции. Эмоции детей дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, красочными, необычными, непроизвольно привлекающими внимание предметами и объектами окружающей действительности. А что как не природа, окружающая ребёнка с первых моментов его жизни, изобилует разнообразием необычных форм и красок, звуков и запахов?! Необходимо так же учитывать, что эмоции имеют огромное значение и в плане управления, регуляции детьми своего поведения, контроля за характером взаимоотношений дошкольников с окружающим миром. Положительные эмоции ребёнка составляют основу его позитивного, созидательного отношения к миру природы.
Эмоциональное развитие детей в процессе их взаимодействия с природным окружением оказывает самое непосредственное влияние на их интеллектуальное развитие, на накопление необходимой информации о мире природы. Ведь не случайно базовым компонентом познавательного отношения человека к окружающей действительности выделяется именно эмоциональный компонент.
Таким образом, мы видим, что с позиций современного, коэволюционного подхода некоторым образом изменяются акценты экологического образования подрастающего поколения.
Успех в экологическом воспитании детей четвёртого года жизни обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагирует на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Задача этого возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной ребёнку, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ним. Всё, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, глядят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Труд в природе в системе экологического образования дошкольников
Содержание работы:1. Значение и место труда в природе в системе экологического образования дошкольников ………………………………………………………………….. 32. Формы организации труда детей в природе.………………………………. 43. Органи...
Формирование экологических представлений как основы системы экологических знаний дошкольников о живой и неживой природе
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие эко...
Сборник дидактических игр в системе экологического образования дошкольников
В сборнике раскрывается методика проведения с детьми 3—7 лет дидактических игр по экологии. Содержание игр направлено на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, вол...
Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников.
Анализ научной литературы по теме экологического воспитанимя дошкольников. Историческая справка. Основные концепции и направления...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Эти игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, вызывают у них интерес к объектам природы...
РОЛЬ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
РОЛЬ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Консультация для воспитателей «Значение труда в природе в системе экологического образования дошкольников»
Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе экологического образования дошкольников. В процессе труда у детей формируется бережное и заботливое отношение к природе....