Речь на кончиках пальцев
консультация (младшая группа) по теме
Роль развития мелкой моторики рук очень велика, т.к. уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук. Так же пальчиковые игры становятся одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого ребенку для его эмоционального развития.
Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_na_konchikah_paltsev.docx | 535.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речь на кончиках пальцев»
Материал подготовила: Баранова Ю.Д., воспитатель
Роль развития мелкой моторики рук очень велика, т.к. уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук. Так же пальчиковые игры становятся одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого ребенку для его эмоционального развития.
Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.
Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку.
В развитии пальчиков поможет и всем знакомый пластилин. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога.
Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.
Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше.
Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.
Так же Вашему вниманию предлагаются игры с пальчиками, подобранные в соответствии с определённой лексической темой, изучаемой с детьми в детском саду.
«Овощи»
У девочки Зиночки | Дети делают ладошки «корзиночкой» |
Овощи в корзиночке; |
|
Вот пузатый кабачок | Сгибают пальчики, начиная с большого. |
Положила на бочок, |
|
Наша Зина – молодец! | Показывают большой палец. |
«Фрукты»
Этот пальчик - апельсин, | Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. |
Он, конечно, не один, |
|
Фрукт для вас и для нас. | Показывают ладошками вокруг и на себя. |
«Грибы»
Я корзину в лес беру, | Указывают на себя, делают ладошки «корзинкой» |
Там грибы я соберу. | Разводят ладошки в стороны и снова соединяют. |
Удивляется мой друг: | Показывают удивление, поднимая плечи вверх. |
«Сколько здесь грибов | Разводят руки в стороны. |
Подосиновик, маслёнок, | Поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки. |
Подберёзовик, опёнок, |
|
Боровик, лисичка, груздь – |
|
А мухомор не понесу, | Большой палец левой руки оставляют, грозят им. |
Пусть останется в лесу! |
|
«Поздняя осень»
Солнышко греет уже еле-еле; | Поочерёдно соединяют, начиная с больших пальцы обеих рук (на каждую примету). |
Перелётные птицы на юг улетели; |
|
Голы деревья, пустынны поля, |
|
Река покрывается льдом в ноябре – | Руки сжимают в замок. |
Поздняя осень стоит на дворе. | Разводят руками перед собой. |
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок, | Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца. |
У гусыни есть гусёнок, |
|
У индюшки – индюшонок, |
|
У каждой мамы малыши | Показывают пальчики, играя ими. |
Все красивы, хороши! |
|
«Дикие животные»
Это зайчонок, это бельчонок, | Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. |
Это лисёнок, это волчонок, |
|
А это спешит, ковыляет спросонок | Вращают большим пальцем. |
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. |
|
«Домашние животные»
Довольна корова своими телятами, | Показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших |
Овечка довольна своими |
|
А я довольна своими ребятами! | Показывают на себя и разводят ладони в стороны. |
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? | Разводят ладони в стороны, указывают на себя. |
В снежки играть, на лыжах бегать, | Сжимая и разжимая ладошки, имитируют бросание снежков вперёд; сжимают кулачки обеих рук, как будто взяли лыжные палки в руки и имитируют езду на лыжах. |
На коньках по льду кататься, | Ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочередные движения вперёд-назад то правой, то левой рукой. |
Вниз с горы на санках мчаться. | Волнообразные движения ладонями вверх-вниз перед собой. |
«Новогодние игрушки»
Праздник приближается, | Поднимают руки вверх «к макушке ёлки» и, опускают вниз, разводят в стороны. |
Ёлка наряжается |
|
Мы развешали игрушки: | Указывают ладонями на себя и разводят их в стороны. |
Бусы, шарики, хлопушки. | Показывают ладонями бусы на груди, очерчивают ладонями форму шара перед собой, хлопают в ладоши. |
А здесь фонарики висят, | Крутят ладошками в воздухе – «фонарики». |
Блеском радуют ребят. |
|
«Кто спит зимой»
Медведь в берлоге крепко спит, | Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. |
Всю зиму до весны сопит. |
|
Только заиньке не спится – | Показывают большой палец, вращая им. |
Убегает от лисицы. |
|
Мелькает он среди кустов, | Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот. |
Напетлял и был таков! |
|
«Наша армия»
Аты - баты, аты - баты! | Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. |
На парад идут солдаты! |
|
Вот идут танкисты, |
|
«Наши мамы»
Много мам на белом свете, | Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи. |
Всех их очень любят дети! |
|
Журналист и инженер, | Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. |
Повар, милиционер, |
|
Швея, кондуктор и учитель, |
|
Мамы разные нужны, | Сжимают обе ладошки в «замочек» |
Мамы разные важны! | Разводят руки, поднимают ладошками вверх. |
«Игрушки»
У Антошки есть игрушки: | Поочерёдно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого. |
Вот весёлая игрушка. |
|
Вот железная машина. |
|
«Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! | Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок. |
Молоток бери, мой друг! |
|
Мы построим новый дом, | Ставят рядом ладошки «стены» |
Есть окошко в доме том. | Складывают указательные пальцы «палочкой», остальные соединяют «крышей». |
Есть ещё одно повыше, |
|
Есть труба вверху на крыше. | Мизинец отставляют в сторону – труба. |
Дом готов, зовём гостей: | Показывают оба указательных пальца |
«Проходите поскорей!» | Делают приглашающий жест рукой. |
«Мебель»
Мебель я начну считать: | Показывают ладошки обеих рук. |
Кресло, стол, диван, кровать, | Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки. |
Полка, тумбочка, буфет, |
|
Шкаф, комод и табурет. |
|
Много мебели назвали, | Разжимают кулачки и показывают ладошки. |
Десять пальчиков зажали! | Сжимают кулачки и поднимают их вверх. |
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать – | Показывают обе ладошки с широко расставленными пальцами. |
Будем транспорт называть: |
|
Автомобиль и вертолёт, | Сгибают пальчики, начиная с мизинца |
Трамвай, метро и самолёт. |
|
Пять пальцев мы в кулак зажали, | Поднимают сжатые кулачки вверх. |
Пять видов транспорта назвали. | Разжимают ладошки обеих рук. |
«Круглый год»
Круглый год, круглый год! | Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем. |
За зимой весна идёт, | Поочерёдно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). |
А за весною следом |
|
Торопится к нам лето. |
|
И у кого не спросим – |
|
Идёт за летом осень. |
|
И за осенью сама |
|
Вновь идёт, спешит зима. | Повторяют другой рукой. |
«Перелетные птицы»
Тили-тили, тили-тили – | Скрещивают большие пальцы, машут ладошками. |
С юга птицы прилетели! |
|
Прилетел к нам скворушка – | Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. |
Серенькое пёрышко. |
|
Жаворонок, соловей |
|
Все вернулись, прилетели, | Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. |
Песни звонкие запели! | Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют» |
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем – | Сжимают и разжимают пальцы. |
Насекомых называем. |
|
Бабочка, кузнечик, муха, | Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого. |
Это жук с зелёным брюхом. |
|
Это кто же тут звенит? | Вращают мизинцем. |
Ой, сюда комар летит! |
|
Прячьтесь! | Прячут руки за спину. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Речь на кончиках пальцев"
Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....
Речь на кончиках пальцев
В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...
Развитие речи на кончиках пальцев
Консультация для родителей...
Речь на кончиках пальцев.
Игры с предметами на развитие мелкой моторики и речи....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинара-практикума для родителей по развитию речи детей 2-3 лет на тему «Речь на кончиках пальцев»
Семинар-практикум для родителей, посвященный развитию речи детей 2-3 лет...
Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...
Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"
Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...