Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к защите Родины
проект (старшая группа) на тему
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних экономических, политических перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисциплинированные грамотные люди, которые готовы были бы учиться и работать на благо Отечества, и в случае необходимости встать на его защиту. Трудно ответить как стать патриотом, как живёт патриот, как по - настоящему любить своё Отечество. Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Что и отмечено в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»: «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchitniki_rodiny-pered.docx | 64.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарска Чувашской Республики Проект Тема: «Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к защите Родины» Воспитатель: Айнетдинова Заря Мухаметфатыховна 2016 г. |
Содержание
Актуальность
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних экономических, политических перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисциплинированные грамотные люди, которые готовы были бы учиться и работать на благо Отечества, и в случае необходимости встать на его защиту. Трудно ответить как стать патриотом, как живёт патриот, как по - настоящему любить своё Отечество. Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Что и отмечено в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»: «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, происходит резкое расслоение общества, наблюдается враждебность, эгоизм; у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Считается нормальным, любой ценой уклоняться от армии. Большинство старших дошкольников на вопрос: «Кто является героем?» называют персонажей современных фильмов и мультфильмов: Человек–паук, черепашки Ниндзя и др. А ведь наша страна издавна славится своими защитниками, которые совершали подвиги и охраняли границы родной земли. Много славных полководцев и простых солдат прославляли Россию с древних времен до наших дней. В связи с этим в дошкольных учреждениях просто необходимо проводить целенаправленную работу с детьми по их приобщению к истории нашей Родины. Знакомя детей с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви к Отчизне.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта позволит задействовать различные виды детской деятельности.
Гипотеза:
Если работа по формированию интереса детей к истории нашей страны и чувства гордости за воинов защищавших ее будет проводиться в системе, то это будет способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности и патриотизма.
Необходимость оптимизации работы по патриотическому воспитанию определила цель проекта.
Цель проекта:
Формирование у старших дошкольников интереса к истории нашей страны и чувства гордости за воинов, защищавших ее.
Задачи проекта:
- Изучить методическую литературу по данной теме;
- Знакомить детей с героическим прошлым нашей Родины;
- Привить интерес к былинным героям;
- Расширить и обобщить знания детей об истории Великой Отечественной войны;
- Расширить представления детей о российской армии;
- Воспитать чувство уважения к российскому воину;
- Привлечь родителей к совместным познавательно-методическим мероприятиям. Сформировать у них активную позицию в воспитании и образовании детей;
- Пополнить предметно-развивающую среду дидактическими материалами по формированию представлений о Защитниках Отечества.
Анализ внешней ситуации
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
|
|
Возможности | Угрозы и ограничения |
|
|
Анализ внутренней ситуации
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Возможности | Угрозы и ограничения |
|
|
Ожидаемые результаты:
- У детей появляется представление о героическом прошлом нашей Родины, былинных героях;
- Расширится представление детей о героизме российских солдат в годы Великой Отечественной войны и в наши дни;
- Сформируется чувство уважения к российскому воину, желание быть похожим на них;
- Повысится качество методического сопровождения;
- Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств.
- Предметно-развивающая среда пополнится дидактическими материалами по формированию представлений о защитниках Отечества.
Реализация проекта осуществляется по трем блокам:
Блок 1. Русские богатыри
Блок 2. Великая Отечественная война
Блок 3. Российская армия
Русские богатыри
Великая Отечественная война
Российская армия
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный | |||
Мероприятия | Цели | Ответственный | |
«Круглый стол» | Обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий по реализации проекта. | воспитатель | |
Диагностирование детей | Выявить уровень знаний детей по данной теме. | воспитатель | |
Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. | воспитатель | ||
Подбор художественной литературы, иллюстраций по теме проекта. | Обогащение предметно-развивающей среды | Воспитатель и родители | |
Изготовление атрибутов для с/р и театрализованных игр (шлем, меч, щит, плащ-накидка и т.д.) |
II этап - основной | ||
Первая неделя «Русские богатыри» | ||
Виды деятельности | Работа с детьми | Работа с родителями |
Непосредственно образовательная деятельность |
| 1. Рекомендации родителям: совместный просмотр фильмов-сказок: «Илья Муромец», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане» и т.п. (на выбор); посещение военно-патриотического музея в школе №8 (тема «древнее оружие»), музея истории города (с целью ознакомления с вооружением древних воинов). 2. Анкетирование родителей по теме: «Патриотическое воспитание детей». |
Вне Н.О.Д. |
| |
Исследовательская работа детей совместно с родителями: «Русские богатыри», «Воинское снаряжение русских богатырей». |
Вторая неделя –Великая Отечественная война | ||
Н.О.Д. |
|
-посетить музей боевой славы в школе №8 -собрать и оформить собранную информацию о тех членах семьи, которые были участниками Великой Отечественной войны 3. Предложить родителям список литературы, рекомендуемый для чтения детям о Великой Отечественной войне 1941-1944гг. |
Вне Н.О.Д. |
| |
Исследовательская работа детей совместно с родителями: «Мои дедушки и бабушки – участники ВОВ»; |
Третья неделя: «Российская Армия» | ||
Н.О.Д. | 1. Познавательная деятельность «Наша армия сильна»; 2. Чтение рассказа С. Баруздина «Странный клад»; 3. Рисование на тему «Пограничник с собакой»; 4. Поздравительная открытка к 23 февраля; 5. лепка «Пограничник с собакой». | 1.Рекомендации родителям: - папам рассказать своим детям о службе в армии (с рассматриванием фотографий из семейного архива); - принять участие в подборе фотографий, экспонатов для мини-музея ( о современной армии); - организовать совместный просмотр видео и кинофильмов о службе солдат в мирное время («Пес Алый», «Максим-Перепелица», «Голубые береты» и др.); - предложить детям книги-раскраски с изображением современной военной техники. 2. Предложить родителям список литературы, рекомендуемой для чтения детям. |
Вне Н.О.Д. |
| |
Исследовательская работа детей совместно с родителями: «Мой папа тоже служил в армии»; |
Заключительный этап. | |
1. | Просмотр презентации «Защитники Отечества». |
2. | Презентация исследовательских работ детей. |
3. | Родительское собрание с презентацией исследовательских работ детей. |
4. | Составление исторического альбома «Твои защитники, Россия». |
Ресурсы:
- В проекте участвуют дети старшей группы.
- Воспитатель – главное действующее лицо в осуществлении проекта.
- Музыкальный работник подбирает песни, инструментальные произведения, связанные с тематикой проекта.
- Инструктор по физической культуре подбирает подвижные игры по тематике проекта.
- К финансовой поддержке планируем привлечь родителей и использовать бюджетные средства.
- Родители участвуют во всех совместных мероприятиях.
Мониторинг
Оценка успешности детей в решении проблемы отслеживания через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
Оценка заинтересованности и участие в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей.
Эффективность деятельности определяется соотнесением ожидаемого результата и реального достигнутого.
Результативность.
Результативность деятельности определяется соотношением результатов диагностик в начале и в конце реализации проекта.
Диагностика уровня знаний старших дошкольников об истории своей страны и боевом прошлом русского народа; о защитниках Отечества, о былинных богатырях, об армии и видах войск.
Вопросы:
- Как называется наша страна?
- Как она называлась раньше?
- Кто защищал русскую землю?
- Кто такой богатырь?
- Каких богатырей вы знаете?
- Какое защитное вооружение богатырей ты знаешь?
- Какой праздник мы справляем 23 февраля?
- Кого мы называем защитниками Отечества?
- Назови военные профессии.
- Какие рода войск ты знаешь?
- Каким должен быть защитник Отечества?
- Какой праздник отмечается в нашей стране каждый год в начале мая?
- Как ты думаешь, почему наш народ отмечает праздник День Победы?
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Как долго длилась война?
- Кто встал на защиту нашей Родины?
- Кто такие ветераны?
- Есть ли в твоей семье ветераны Великой Отечественной войны?
Уровни усвоения материала:
Высокий уровень: знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребенок самостоятельно ведет повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы проверяющего.
Средний уровень: знания частично поверхностные, многие явления или события ребенку незнакомы; на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого.
Низкий уровень: ребенок затрудняется с ответом на вопросы даже с подсказкой взрослого.
Полученные результаты будут отражены в диаграммах.
Заключение
Проект рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе мы планируем продолжать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства.
Список литературы
- Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е.
- Программа «Социокультурные истоки». Истоковедение. Том 11, М.: Истоки, 2012 г.
- Книга «Верность родной земле»/М.: Истоки, 2013 г.
- Алешина Н.В. ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старая группа. М., 2005 г.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005 г.
- Ю.Е. Антонов «Великой победе посвящается», ТЦ Сфера, 2010
- А.П. Казаков, Т.А.Шорыгина «Детям о великой победе», Москва, 2012 г., издательство Гном
- Журнал «Воспитатель ДОУ», №5, 2011 г.
- Журнал «Воспитатель ДОУ», №2, 2014 г.
- Журнал «Воспитатель ДОУ», №4,2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.
Наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания , где в полной мере реализуется потребности в двигательной активности....
Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.
ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ИНТЕРЕС К ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ ОБУСЛОВЛЕН ...
Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания
Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и их возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностях необходимо, чтобы пони...
Взаимодействие с семьей по формированию у старших дошкольников, ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.
План по самообразованию...
Обобщение опыта по теме: ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ
Одной из важнейших задач ФГОС ДО является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образо...
"Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни "
Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденциейк росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития....
Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания
Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому, на этапе дошко...