Обследование словарного запаса детей дошкольного возраста.
консультация на тему
В ходе обследования словарного запаса решаются следующие задачи:
- определить количественный и качественный состав активного и пассивного словаря;
- выявить уровень владения значением лексических единиц;
- наметить рациональные пути формирования и совершенствования лексической стороны речи ребенка.
Обследование рекомендуется начинать с заданий, направленных на изучение активного словаря ребенка. Понимание (пассивный словарь) исследуется только в том случае, если в активной речи нет данной лексической единицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_slovarnogo_zapasa_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обследование словарного запаса детей дошкольного возраста.
В ходе обследования словарного запаса решаются следующие задачи:
- определить количественный и качественный состав активного и пассивного словаря;
- выявить уровень владения значением лексических единиц;
- наметить рациональные пути формирования и совершенствования лексической стороны речи ребенка.
Обследование рекомендуется начинать с заданий, направленных на изучение активного словаря ребенка. Понимание (пассивный словарь) исследуется только в том случае, если в активной речи нет данной лексической единицы.
Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, игрушки, картинки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь особое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление:
- умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам;
- способности к точному (в смысловом отношении) упорядочению слов;
- навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций);
- навыков составления различных типов высказываний.
Выявление уровня владения лексической стороной речи по разным возрастным группам.
Младший дошкольный возраст.
Выявить умения:
- называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, дом, мяч) и отвечающие на вопрос: кто это? Что это?
- обозначить признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы: какой? Какая?
- называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: что делает? Что можно с ним делать?
- употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);
- понимать противоположные значения слов (большой-маленький, громко-тихо)
Средний дошкольный возраст.
Выявить умения:
- понимать слова близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
- понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда)
- подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
- сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Старший дошкольный возраст.
- активизировать им. прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
-подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
- понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
- дифференцировать обобщающие понятия ( дикие и домашние животные).
Примерные виды заданий, используемые при обследовании словарного запаса.
Обследование объема пассивного и активного словарного запаса с опорой на картинки:
Ребенку предъявляются предметные картинки: книга, ручка, капуста, морковь и т.д. Количество картинок, и порядок их предъявления определяются его возрастом и индивидуальными особенностями (вниманием, работоспособностью и т.д.). При обследовании словаря ставится вопрос «Что это?», пассивного – задание «Покажи, где…»
Называние предмета по его описанию:
Инструкция: «Отгадайте, что это (кто это). Пример: покрыто перьями, летает». Даются задания разного уровня трудности.
Обобщающие понятия:
В рамках данного теста детям предлагается выполнить три задания:
1. Назвать картинки и соотнести их с видовым понятием. Ребенку предлагаются картинки: баклажан, лимон, огурец, яблоко, помидор, груша … Задание: «Назови (покажи) овощи, фрукты».
2. Перечислить ряд названий предметов, относящихся к данному педагогом обобщающему понятию. Ребенка просят перечислить, какие предметы мебели (обуви, одежды и т.д.) они знают.
3. Назвать обобщающее слово. Ребенку предлагается продолжить ряд предметов и назвать их обобщающим словом: тарелка…чашка…ложка…
Понимание сходных по звучанию слов.
Педагог показывает ребенку картинку и просит отгадать, что на ней нарисовано. Например, предлагается картинка «молоток». Инструкция: «Отгадай, что это: молоко или молоток?» Задание: подобрать подходящее по смыслу слово в предложении: на вершину горы … (взойти, войти); в класс … (взойти, войти).
Исправить предложение, заменив слова: Искусственный мастер соткал красивый ковер. В зале раздался заразный смех. Раздались буйные аплодисменты.
Лексическая сочетаемость слов.
- Подобрать к словам – названиям предметов соответствующие слова – названия их признаков и действий. Составить словосочетания по образцу: какой? Что делает? Пример: собака (какая?)- большая, (что делает?) - лает.
- Подобрать к им. прилагательным соответствующие существительные. Пример: мокрая трава (рука, тряпка и т.д.) Примерная подборка слов: тяжелый, радостный, прямой , ловкий и т.д.)
- Подобрать к глаголам соответствующие им. существительные. Пример: светит…(солнце, луна, фонарь…). Подбираются соответствующие существительные к глаголам: пишет, ползает, прыгает, кланяется, разливается.
Подбор слов - синонимов…
Инструкция: «Подбери слова, похожие по значению на данное». Пример: радость-веселье, труд-работа и т.д. Примерные слова: храбрость, печаль, пламя, несчастье, зной и т.д. (соответственно подбираются слова- глаголы и прилагательные).
Подбор слов - антонимов.
- Сравнить предметы, нарисованные на картинках. Пример: большой шар и маленький шар;
Высокий дом и маленький дом.
- Подобрать к словам – существительным, глаголам, прилагательным слова с противоположным значением: друг – враг, хороший-плохой, идти- стоять.
- Закончить предложения:
Пластилин мягкий, а камень….
Уголь черный, а снег…
Таня рисует хорошо, а Зина ….
Многозначность слова и его лексическая сочетаемость.
Задания, направленные на выявление понимания прямого и переносного значения слов и словосочетаний. Инструкции: «Послушай и ответь, можно ли так сказать?», «Объясни, что это значит?».
Составить словосочетания с данными прилагательными:
-глухой (город, старик, переулок, печь, комната, согласный звук);
-свежий (хлеб, земля, вечер, стол, след, небо, воздух);
-густой (клей, пакет, кисель, кустарник, борода, человек);
Составить словосочетания из слов 1-го и 2-го столбиков.
коричневый, карий платье, глаза, костюм
густой, дремучий лес, туман
горячий, знойный лето, вода, привет
смуглый, темный волосы, лицо, небо
старый, пожилой человек, учебник
Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам)
При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: 1 – высокий, 2 – средний и 3 (ниже среднего).
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего.
Использование литературы:
Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика о развитии речи детей дошкольного возраста. – М; 2004
Бессонного Т.П. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М; 1997.
Методы обследования речи у детей. Под ред. И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной. – М; 1996.
Консультация для воспитателей
Обследование словарного запаса детей дошкольного возраста.
Составила:
Учитель – логопед: Хайбуллина А.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...
Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...
Консультация для педагогов "Словарный запас детей дошкольного возраста"
Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают...
Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...
Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...