Проект «Новый год пришел чудесный, а он – сказочник известный»
план-конспект занятия на тему

Сайфутдинова Фануза Зарифовна

Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
 раскрытие ценности взаимопомощи и совместного творчества детей и их родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pro_novyy_god.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Новый год пришел чудесный, а он – сказочник известный».

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, она является одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме.

Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. Поэтому сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания у детей чувств, развития их внутренней жизни, творчества. Сказки для детей несут в себе кроме воспитательного и развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они:

- развивают слух и произношение;

- способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас.

Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. Большое количество людей  заболели немыслимой ранее болезнью – интернетоманией. Говорят, мы сегодня живем совсем в иной культуре, чем 10-15 лет назад. В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение, во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное, поэтому я считаю, что наш проект  актуален, так как русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению, позволяют вернуть и вписать в жизнь ребенка принципы веры, добра, милосердия. Сказка приобщает ребенка к общечеловеческому опыту и русским традициям.

По проектам я работаю не первый год и уже неоднократно обращалась к сказочной тематике, но каждый раз проект по сказкам проходит по-новому в зависимости от времени года, желания детей  и многого другого. Например, этим летом мы работали вместе с детьми и родителями по проекту «Сказка своими руками» , основной целью которого было пополнение развивающей среды участка. После завершения проекта на участке появился уголок сказки. Проект «Новый год пришел чудесный, а он – сказочник известный» проходил в канун Нового года и Рождества с 24 декабря по 14 января. Поэтому я включила в проект новогоднюю и рождественскую тематику, предложила детям поучаствовать в Рождественском марафоне, то есть на примере положительных сказочных героев мы в реальной жизни постарались сделать конкретные  дела добра и милосердия. Таким образом , новизна проекта заключается в интеграции сказочной  и  новогодней тематики.

Цель проекта:

 Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
раскрытие ценности взаимопомощи и совместного творчества детей и их родителей.

Задачи:

Обучающие:

 1. Познакомить детей с историей новогоднего праздника, с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный) ; совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

2. Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное; учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты, движения; учить испытывать радость от сочинительства, возможности поделиться с друзьями.

3.Формировать навыки продуктивной деятельности (учить делать поделки из бумаги и бросового материала)

Развивающие:

1. Содействовать развитию познавательной сферы детей (внимание, мышление, воображение, речь)

2. Развивать эстетический вкус.

3. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

Воспитательные:

 Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие,  потребность радовать близких и незнакомых людей (детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации).

 Тип проекта − групповой, кратковременный, 2-х недельный.

По содержанию: познавательно-творческий .

Участники:

- дети подготовительной группы;

- родители воспитанников;    

- воспитатели группы, музыкальный руководитель.

В перспективном плане отражена непосредственная образовательная деятельность, совместная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей, взаимодействие  с родителями.

В ходе проекта  осуществлялась интеграция образовательных областей. 

Читали с детьми русские народные сказки: «Снегурочка», «Мороз Иванович», «Заюшкина избушка» и др. Пересказывали сказки, заучивали пословицы, поговорки, рассматривали иллюстрации к сказкам. Дети самостоятельно придумывали сказки по замыслу, по условиям. Например, дети получили письмо от Бабы Яги, где она жаловалась на то, что все считают ее злой, и попросила детей сочинить сказки, где она будет доброй; в ответ на это дети сочинили интересные сказки про добрую Бабу Ягу. Одна из таких сказок на этой неделе будет напечатана в газете «Авангард». Совместно с воспитателями и родителями дети оформили общую книгу « Сказочная зимушка», в которую собрали рисунки, иллюстрации, зимние открытки, стихи и другой материал, который их заинтересовал. Были проведены беседы о разных новогодних традициях, преданиях . Детям было дано задание поговорить с родителями и узнать как они в детстве праздновали новый год, какие подарки получали. Выяснилось, что раньше родители на новый год получали конфеты в подарок, а сейчас Дед Мороз  чаще всего приносит детям игрушки.

Мы с детьми инсценировали прочитанные сказки, для детей старшей и младшей группы по сказке «Теремок на новый лад» был организован показ театрализованного представления. Перед новым годом  дети сами захотели написать письмо деду Морозу в Вел. Устюг, в нем они рассказали о себе и задали деду Морозу много интересных вопросов. Такие, например, «Чем занимается Дед Мороз, когда не развозит детям подарки?, Где живут у Деда Мороза олени, Чем он их кормит?» Ответ от Деда мороза из Великого Устюга  мы еще пока не получили, но ждем.

Также  интересной была и новогодняя переписка с детьми группы «Говорушки», которая находится на ул. Юбилейной. Дети написали друг другу письма, нарисовали рисунки и передали в подарок игрушку. Оказалось, что дети не забыли друг друга и помнят своих товарищей, с которыми они в том году были вместе в одной группе.

Дети, родители и педагоги приняли активное участие в Рождественском марафоне: приготовили и передали через специалиста Людмилу Алексеевну подарки для детей из малообеспеченных семей,  детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Трогательно было видеть, как дети сложили все свои конфеты, которые они принесли из дома  все вместе на стол, а потом раскладывали их сами по мешочкам и клали в каждый мешочек свои самодельные открытки.

В январе состоялась встреча с детьми воскресной школы: под руководством Пушкаревой  Валентины Евгеньевны были  показаны две театрализованные сказки на тему Рождества Христова.

Мы рисовали с детьми на тему «Сказочная зимушка», «Любимые сказки», лепили снеговика из сказки Сутеева. Интересными получились поделки из бросового материала, картона и цветной бумаги «Русские богатыри», «Игрушки на елку», «Дедушка Мороз». Вместе с детьми мы сделали игру «Разрезные картинки», настольные  театры по сказкам «Три медведя», «Волк и семеро козлят» , «Бычок смоляной бочок»  и ширму для них.

Совместно с музыкантом подобрали и разучили новогодние песни, танцы, стихи, подготовились к новогоднему утреннику, который прошел в форме музыкального театрализованного представления .

Завершился проект презентацией  в форме КВНа , в котором приняли участие дети и родители.  Был приглашен корреспондент газеты Авангард Александр Шпилев. КВН проходил очень весело: дети с удовольствием отгадывали загадки, играли в словесные игры, инсценировали знакомые сказки. В трудную минуту на помощь им приходили родители, которые были в их команде.

В реализации проекта родители принимали активное участие: пополнили театральные уголки самодельными  персонажами к сказкам «Снегурочка», «Кот, петух и лиса», повторяли с детьми дома сказки, которые мы инсценировали, приобрели два набора масок, несколько сказок в наш книжный уголок. Кроме того, как я уже сказала, включились в Рождественский марафон и в игру КВН.

ВЫВОДЫ

1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, инсценировать.

2.Технология проектирования  сделала детей активными участниками воспитательного процесса: дети сами искали ответы на свои вопросы.

3. Дети научились рассказывать содержание некоторых сказок с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя; называть сказку, прослушав отрывок из нее, называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, понимать мораль сказки.

4. Возрос у детей и интерес к театральной деятельности; они научились  узнавать и называть различные виды театров, лучше стали    использовать различные средства выразительности.

5. Дети почувствовали.  как приятно делать добрые дела не только знакомым и близким, но и тем, кого не знаешь, у них появилось желание и в дальнейшем разучивать и представлять сказки для детей других групп.


6.Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок, а театральный уголок- новыми видами театра.

Результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми старшей группы "Откуда Новый год пришел?"

Материал знакомит детей с  традицией  русского народа праздновать Новый год, и украшать елку....

Новый год пришел к нам в гости.

1.   СТИХИ О ЗИМЕ2. Логопедические задания для дошкольников.3. Загадки...

Новогодний праздник "Новый год пришел в нам в гости".

Сценарий для детей 1 младшей группы....

Сценарий новогоднего утренника для детей первой группы раннего возраста «Новый год пришел к нам в гости»

Цель: создание у детей праздничного настроения.Программное содержание:Образовательные:Познакомить детей с праздником «Новый год» в детском саду.Формировать умение выполнять движения в соот...

СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО УТРЕННИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «Новый год пришел к нам в гости»

СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО УТРЕННИКАДЛЯ ДЕТЕЙ 1 ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ:«Новый год пришел к нам в гости»Цель: создание у детей праздничного настроения.Программное содержание: О...