Педагогическая гостиная "Наша самооценка"
методическая разработка на тему

Чернова Тамара Николаевна

Формирование у педагогов детского сада уверенность в себе, способность решать вопросы коллегиально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_gostinaya_nasha_samootsenka.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая гостиная   «Наша самооценка»

  Цель: формировать у воспитателей уверенность в себе, способность решать вопросы коллегиально.

 Материал: листы бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия

 Игра-приветствие.

 Все стоят в кругу. Каждый педагог мимикой и жестом передает свое настроение и пожелание рядом стоящему человеку.

Ведущий: самооценка – наше мнение о себе. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем критериям:

 1. когнитивная компетентность, т. е. способность решать проблемы и достигать поставленных целей;

 2. социальная компетентность, т. е. способность поддерживать отношения с другими людьми;

 3. физическая компетентность – «что я умею (или не умею) делать» (бегать, играть в футбол и т. д.) ;

 4. кодекс поведения – «хороший ли я мальчик (девочка) ».

 С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д.

 Подробнее рассмотрим самооценку завышенную и заниженную. По критерию адекватности выделяют адекватную самооценку (то есть соответствующую действительности) и неадекватную (не соответствующую). Несоответствие может выражаться в завышении или занижении оценки.

 Как по-вашему, какую оценку лучше иметь – завышенную или заниженную?

 Психологи утверждают, что хуже именно заниженная. Чем же она плоха? Почему она хуже завышенной не только для самого субъекта, но и для тех, кто рядом с ним?

 Человек, недооценивающий себя по каким-то параметрам, не будет браться за дело, к которому он вполне способен. А если и возьмется, то предчувствие неудачи, в конце концов, эту неудачу обеспечит (за счет неосознанной коррекции действий в сторону неудачи). В этом соотношении завышенная самооценка гораздо лучше: хоть она и толкает человека на планы, превышающие его возможности, создавая реальную перспективу потерпеть фиаско, она дает и возможность преуспеть хотя бы за счет включения в деятельность, за счет мобилизации дополнительных ресурсов.

 Но заниженная самооценка вредит не только самому субъекту, но и его партнерам. Доказано, что плохое отношение к себе приводит к более негативному восприятию окружающих (коллег, учащихся и др., когда субъект приписывает им больше слабостей и недостатков, приписывает им худшие намерения. Другими словами, он думает об окружающих хуже, чем они есть на самом деле, и ждет от них худшего к себе отношения, чем это есть на самом деле. Это негативно влияет на его способность к сотрудничеству с другими, раскрытию себя в контакте с партнером. Однако все происходит непреднамеренно и поэтому не контролируется.

 От чего зависит адекватность самооценки? Как она формируется?

 Психологи выделяют два основных фактора формирования самооценки: первый – общение с окружающими,  второй – собственную деятельность субъекта.

 Критерии, на основании которых производится самооценка, зависят от характерных для человека ценностей, формировавшихся в течение всей его жизни, начиная с самого раннего возраста. Здесь важную роль сыграла родительская семья, родительские критерии оценок и самооценок, отношение родителей к ребенку. В ходе усвоения этих внешних критериев и оценок ребенок постепенно вырабатывает собственные критерии и собственные оценки.

Упражнение № 1.   Сейчас мы выполним упражнение, которое позволит определить отношение к самим себе. Вам дается 5 минут, чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств «Мои положительные качества».

       Вызвало ли затруднения данное упражнение? Если «да», то какие? Почему?

 Теперь давайте проанализируем вашу работу.

Использовали ли вы местоимение «Я» и родовые окончания – «ая», когда писали качества, или вы употребили такую форму как «доброта», «трудолюбие»? Говорили ли вы себе, хотя бы мысленно, - «Я-добрая, я-умная»? Если бы сейчас вам предложили, в присутствии других людей, зачитать вслух эту свою положительную характеристику, вы смогли бы это сделать? Почему?

Упражнение № 2. Ладошка. Перед вами лист бумаги, обведите карандашом свою  ладонь. Впишите, пожалуйста, в каждый пальчик человека, который имеет (или имел) самое большое значение для вашей жизни.

  1. Каким по счету был пальчик, в который вы вписали слово «Я»?
  2. Если вы вписали, то отражает ли этот номер действительно значение вашего «Я» в вашей жизни?
  3. Если же вы вообще не написали «Я», то почему?

Упражнение № 3 Открытка коллеге   С помощью жеребьёвки выбрать для каждого коллегу. Из листа бумаги надо сделать открытку, и подписать используя ключевые слова - ум, доброта, красота, здоровье 

Упражнение № 4  Предлагаю всем с помощью методики выявить уровень самооценки (приложение № 1). Уровень самооценки по данной методике отражает вашу уверенность или неуверенность в себе, конформность (зависимость от мнения окружающих) или самостоятельность.

Ведущий: По окончании нашей педагогической гостиной я хочу предложить Вам несколько советов и вот самый простой совет:  Вечером записывайте минимум пять  своих положительных качеств. У нас очень много хороших качеств, просто мы их не замечаем и не отслеживаем.

Приложение № 1

Вашему вниманию предлагается ряд суждений.

По ним возможны 5 вариантов ответов:   4 балла – очень часто;   3 балла – часто;   2 балла – иногда;   1 балл – редко;  0 баллов – никогда.

          Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его:

Суждения

0

1

2

3

4

5

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое здоровье.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступить с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромна.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь, и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованной

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверена, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общительна.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверена в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

 Подсчитайте общее количество баллов по всем суждениям:

 0-25 – высокий                26-45 – средний                  46-128 – низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Консультация для педагогов САМООЦЕНКА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ И СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной сте...

Самооценка результатов педагогической деятельности в форме информационно-аналитической справки .

Самооценка результатов педагогической деятельности  в форме информационно-аналитической справки на первую квалификационную категорию....