Педагогическая гостиная "Наша самооценка"
методическая разработка на тему
Формирование у педагогов детского сада уверенность в себе, способность решать вопросы коллегиально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_gostinaya_nasha_samootsenka.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая гостиная «Наша самооценка»
Цель: формировать у воспитателей уверенность в себе, способность решать вопросы коллегиально.
Материал: листы бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия
Игра-приветствие.
Все стоят в кругу. Каждый педагог мимикой и жестом передает свое настроение и пожелание рядом стоящему человеку.
Ведущий: самооценка – наше мнение о себе. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем критериям:
1. когнитивная компетентность, т. е. способность решать проблемы и достигать поставленных целей;
2. социальная компетентность, т. е. способность поддерживать отношения с другими людьми;
3. физическая компетентность – «что я умею (или не умею) делать» (бегать, играть в футбол и т. д.) ;
4. кодекс поведения – «хороший ли я мальчик (девочка) ».
С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д.
Подробнее рассмотрим самооценку завышенную и заниженную. По критерию адекватности выделяют адекватную самооценку (то есть соответствующую действительности) и неадекватную (не соответствующую). Несоответствие может выражаться в завышении или занижении оценки.
Как по-вашему, какую оценку лучше иметь – завышенную или заниженную?
Психологи утверждают, что хуже именно заниженная. Чем же она плоха? Почему она хуже завышенной не только для самого субъекта, но и для тех, кто рядом с ним?
Человек, недооценивающий себя по каким-то параметрам, не будет браться за дело, к которому он вполне способен. А если и возьмется, то предчувствие неудачи, в конце концов, эту неудачу обеспечит (за счет неосознанной коррекции действий в сторону неудачи). В этом соотношении завышенная самооценка гораздо лучше: хоть она и толкает человека на планы, превышающие его возможности, создавая реальную перспективу потерпеть фиаско, она дает и возможность преуспеть хотя бы за счет включения в деятельность, за счет мобилизации дополнительных ресурсов.
Но заниженная самооценка вредит не только самому субъекту, но и его партнерам. Доказано, что плохое отношение к себе приводит к более негативному восприятию окружающих (коллег, учащихся и др., когда субъект приписывает им больше слабостей и недостатков, приписывает им худшие намерения. Другими словами, он думает об окружающих хуже, чем они есть на самом деле, и ждет от них худшего к себе отношения, чем это есть на самом деле. Это негативно влияет на его способность к сотрудничеству с другими, раскрытию себя в контакте с партнером. Однако все происходит непреднамеренно и поэтому не контролируется.
От чего зависит адекватность самооценки? Как она формируется?
Психологи выделяют два основных фактора формирования самооценки: первый – общение с окружающими, второй – собственную деятельность субъекта.
Критерии, на основании которых производится самооценка, зависят от характерных для человека ценностей, формировавшихся в течение всей его жизни, начиная с самого раннего возраста. Здесь важную роль сыграла родительская семья, родительские критерии оценок и самооценок, отношение родителей к ребенку. В ходе усвоения этих внешних критериев и оценок ребенок постепенно вырабатывает собственные критерии и собственные оценки.
Упражнение № 1. Сейчас мы выполним упражнение, которое позволит определить отношение к самим себе. Вам дается 5 минут, чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств «Мои положительные качества».
Вызвало ли затруднения данное упражнение? Если «да», то какие? Почему?
Теперь давайте проанализируем вашу работу.
Использовали ли вы местоимение «Я» и родовые окончания – «ая», когда писали качества, или вы употребили такую форму как «доброта», «трудолюбие»? Говорили ли вы себе, хотя бы мысленно, - «Я-добрая, я-умная»? Если бы сейчас вам предложили, в присутствии других людей, зачитать вслух эту свою положительную характеристику, вы смогли бы это сделать? Почему?
Упражнение № 2. Ладошка. Перед вами лист бумаги, обведите карандашом свою ладонь. Впишите, пожалуйста, в каждый пальчик человека, который имеет (или имел) самое большое значение для вашей жизни.
- Каким по счету был пальчик, в который вы вписали слово «Я»?
- Если вы вписали, то отражает ли этот номер действительно значение вашего «Я» в вашей жизни?
- Если же вы вообще не написали «Я», то почему?
Упражнение № 3 Открытка коллеге С помощью жеребьёвки выбрать для каждого коллегу. Из листа бумаги надо сделать открытку, и подписать используя ключевые слова - ум, доброта, красота, здоровье
Упражнение № 4 Предлагаю всем с помощью методики выявить уровень самооценки (приложение № 1). Уровень самооценки по данной методике отражает вашу уверенность или неуверенность в себе, конформность (зависимость от мнения окружающих) или самостоятельность.
Ведущий: По окончании нашей педагогической гостиной я хочу предложить Вам несколько советов и вот самый простой совет: Вечером записывайте минимум пять своих положительных качеств. У нас очень много хороших качеств, просто мы их не замечаем и не отслеживаем.
Приложение № 1
Вашему вниманию предлагается ряд суждений.
По ним возможны 5 вариантов ответов: 4 балла – очень часто; 3 балла – часто; 2 балла – иногда; 1 балл – редко; 0 баллов – никогда.
Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его:
Суждения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня. | ||||||
2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу. | ||||||
3. Я беспокоюсь о своем будущем. | ||||||
4. Многие меня ненавидят. | ||||||
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие. | ||||||
6. Я беспокоюсь за свое психическое здоровье. | ||||||
7. Я боюсь выглядеть глупцом. | ||||||
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой. | ||||||
9. Я боюсь выступить с речью перед незнакомыми людьми. | ||||||
10. Я часто допускаю ошибки. | ||||||
11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми. | ||||||
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе. | ||||||
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще. | ||||||
14. Я слишком скромна. | ||||||
15. Моя жизнь бесполезна. | ||||||
16. Многие неправильного мнения обо мне. | ||||||
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями. | ||||||
18. Люди ждут от меня очень многого. | ||||||
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями. | ||||||
20. Я слегка смущаюсь. | ||||||
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня. | ||||||
22. Я не чувствую себя в безопасности. | ||||||
23. Я часто волнуюсь, и понапрасну. | ||||||
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди. | ||||||
25. Я чувствую себя скованной | ||||||
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной. | ||||||
27. Я уверена, что люди почти все принимают легче, чем я. | ||||||
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность. | ||||||
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне. | ||||||
30. Как жаль, что я не так общительна. | ||||||
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверена в своей правоте. | ||||||
32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность. |
Подсчитайте общее количество баллов по всем суждениям:
0-25 – высокий 26-45 – средний 46-128 – низкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.
Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....
Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.
Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....
Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.
Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....
Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.
Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....
Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.
Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....
Консультация для педагогов САМООЦЕНКА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ И СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ.
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной сте...
Самооценка результатов педагогической деятельности в форме информационно-аналитической справки .
Самооценка результатов педагогической деятельности в форме информационно-аналитической справки на первую квалификационную категорию....