Картотека занятий "Песочная терапия"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Эврюкова Татьяна Лаврентьевна

Песочная терапия одина из разновидностей игртерапии. этот вид используется  при  эмоциональных нагрузках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dlya_pesochnoy_terapii.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

 «Песочные человечки»

Цель: Познакомить с песочным столом, правилами поведения в нем;

развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка; снизить психофизическое напряжение.

Смешные человечки

В песочнице живут

И без горячей печки

Куличики пекут

Мы пришли в гости к песочным человечкам и будем вместе с ними играть. Давай нарисуем на песке самих песочных человечков. Вот они какие!

Для того чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте его ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребенка и нарисуйте его пальчиком. После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно. Впоследствии, собираясь играть в песочницу, можно сказать ребенку «Мы идем в гости к песочным человечкам» или «Мы идем играть с песочными человечками».

 «Следы на песке»

Цель: Развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка; развитие тактильной чувствительности и воображения.

Кто оставил на песочке

Эти разные следочки?

Может, это был зайчишка?

Может, котик пробегал?

 Ну а, может, воробьишка

С мышкой польку танцевал?

Предложите малышу оставить на песке отпечаток своей ладошки. Желательно, чтобы песок был влажным, ровным. Возьмите разные предметы (например, формочки, игрушки, баночки) и прижмите их к песку, делая «оттиск». Посмотрите, что у вас получилось. Также можно палочкой обвести ладошку (формочку, игрушку) по контуру. Сначала сделайте это сами, потом возьмите ручку малыша в свою руку и обведите ладошку или предмет вместе. Этот контур можно дорисовать, превратив в забавную фигурку, выложить камешками или воткнуть по контуру палочки.

«Песочные часы»

Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса; знакомство со свойствами песка.

Знают часики у нас,

Что нам делать каждый час:

«Динь, динь, динь! Пора вставать!»

«Тик-тик-так! Пора гулять!»

«Ночь пришла. Бим-бом-бим-бом!

Спи скорее сладким сном!»

А бывают точные

Часики песочные»

Вам понадобятся две воронки – большая и маленькая. Их можно сделать своими руками из пластиковых бутылок. Воронки разного размера позволяют объяснить ребенку, почему из одной воронки песок высыпается быстрее, чем из другой. Для наглядности можно попробовать наполнить сразу обе воронки и одновременно приподнять их – из одной песок уже высыпался, а из другой все еще сыпется. Пусть малыш попробует самостоятельно провести опыты, позвольте ему вдоволь поиграть с воронками.

 «Игрушки-потеряшки»

Цель: Развитие зрительного и тактильного восприятия.

 Где ж у нас игрушки

Куклы да зверюшки?

Зайка с мишкой на полу,

Кукла новая в углу,

Яркий мячик под столом,

А матрешки под окном!

Мы еще не наигрались,

А игрушки разбежались!

 Наши игрушки, наверное, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть. Давай найдем игрушки в песке.

Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы ребенок их не видел. Предложите ему по очереди найти эти игрушки. Пусть малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую нужно вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку (лошадку, зайчика и т. д.) Если ребенок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует еще раз.

«Мышонок»

Цель: Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие умений выполнять действия по инструкции.

Ночь на дворе,

Мышонок в норе.

Норка в песке,

Дверь на замке.

Ночь позади,

Мышонок, выходи!

При словах «Ночь на дворе, мышонок в норе» -  ребенок засовывает руку поглубже в песок. «Норка в песке, дверь на замке - потихонечку счищайте песок с его ладошки, стараясь не коснуться ее («не потревожить мышонка»). Ладошка очищена от песка – «Ночь позади, мышонок, выходи!». Отряхните с ладошки ребенка остатки песка – «Вот он, мышонок!»

«Матрешки»

Цель: Научить ребенка выкладывать камешки по контуру на песке, установление закономерностей.

 У хорошеньких матрёшек

Сарафанчики в горошек,

Бусы разноцветные,

Издали приметные.

Для того чтобы сделать бусы для матрёшки, вам понадобятся мелкие камешки (жёлуди, шишки и т. п.).

Нарисуйте на песке кружок и попросите ребёнка выложить камешки по его контуру. Это и будут «бусы для матрёшки».

Таким же способом можно изобразить и саму матрёшку: нарисовать её контур на песке и выложить камешками.

Можно знакомить малыша с геометрическими фигурами, выкладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба.

«Я пеку, пеку, пеку»

Цель: Развитие и расширение представлений ребенка о рукотворном мире человека.

Ребёнок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

 «Козлик»

Цель: Закрепление сенсорных эталонов и представлений «высокие – низкие».

Строим горы из песка,

 Над горами облака.

Скачет козлик по горам:

Тут и там, тут и там!

Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца: «тут и там, тут и там». Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились «высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите «козлика».

Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка.

Пусть ребёнок переносит «козлика» с «высокой горки» на «низкую» и наоборот в соответствии с вашими командами.

Главное для малыша в этой игре — научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.

 «Речка и ручеек»

Цель: Познакомить со свойствами мокрого песка, научить пользоваться мокрым песком, стабилизация эмоционального состояния.

Вот большая река —

Широка, глубока,

А вот малый ручеёк —

Не широк, не глубок.

Большим, широким совочком выкопайте в песке «реку». Маленьким, более узким совочком — «ручеёк». Можно налить в них воды. Если у вас есть игрушечные кораблики (лодочки) разного размера, попросите малыша большой кораблик пустить в «реку», а маленький — в «ручеёк». А лучше всего вместе с ребёнком сделать несколько корабликов (больших и маленьких) из бумаги или коры дерева. Можно также использовать «подручные средства», например щепочки разной длины.

Играя с песком и водой, вы постепенно знакомите малыша с такими понятиями, как «высокий—низкий», «большой—маленький», «широкий—узкий», «длинный— короткий».

«Тигр в клетке»

Цель: Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе».

У тигра страшные клыки

И когти очень велики,

Но не боятся тигра детки...

А потому что тигр в клетке!

Для того чтобы «посадить тигра в клетку», вам понадобятся веточки или тонкие палочки. Нарисуйте на песке контур клетки: прямоугольник, квадрат или круг. Предложите малышу по этому контуру втыкать в песок палочки (веточки). Так у вас получится «клетка для тигра». В неё можно посадить маленького игрушечного тигра или другого «хищника». Животных можно сделать из желудей или шишек. При желании вы можете устроить в песочнице целый зоопарк.

«Поваренок»

Цель: Научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур.

Ну-ка, повар, наш дружок,

Испеки нам пирожок!

Для мишки-топтыжки —

Медовые коврижки,

Для белочки-вертушки —

Сладкие ватрушки.

А для ребятишек —

Пончиков да пышек!

Предложите ребёнку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца, «пышки» (лепим круглую «булочку», а посередине делаем вмятину). Пусть ребёнок угостит своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек. Для этой игры можно использовать формочки.

 

«Железная дорога»

Цель: Развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

Удивляются верблюды:

Что за диво, что за чудо? Мчится поезд по пескам —

Кто-то едет в гости к нам! Это северный олень,

Белый мишка и тюлень.

День в пустыне очень жаркий —

Привезли они подарки:

Пять коробочек снежков

Да сосулек пять мешков,

Эскимо отличное,

Сладкое, клубничное,

Для маленьких тушканчиков —

Вафельных стаканчиков.

Предложите ребёнку построить в песочнице железную дорогу. Нарисуйте на песке две параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга («рельсы»). Попросите малыша «уложить шпалы», то есть небольшие щепочки, палочки или веточки примерно одинаковой длины положить друг за другом поперёк «рельсов». Можно покатать по железной дороге маленький лёгкий паровозик или машинку. Также из влажного песка можно сделать гору. В её основании совочком выкопайте туннель и проведите через него «железнодорожный путь». Выкопайте канавку, перекиньте через неё дощечку («мостик»), а по сторонам «железной дороги» воткните в песок веточки («деревья»).

«Стадион»

Цель: Научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур, стабилизация эмоционального состояния.

Вот идёт футбольный матч,

Высоко взлетает мяч. Гол забит! Ура, ура!

Продолжается игра.

Устройте в вашей песочнице маленький «стадион». Чтобы слепить «футбольные ворота», сначала сделайте из мокрого песка заборчик. Зажмите песок ладонями так, чтобы получилась невысокая стеночка. Теперь сделайте «ворота» в виде буквы «П». Небольшим совочком можно загонять в ворота маленький резиновый или пластмассовый шарик. Можно поиграть и в «волейбол». Слепите длинную стенку. По обе стороны от неё расставьте «игроков» — мелкие игрушки. Перебрасывайте шарик через песочную стенку, стараясь не повредить её. Шарик для «волейбола» можно сделать из фольги.

«Песочный праздник»

Цель: Развитие моторики рук, тактильного восприятия, воображения.

Отмечает детвора

— день рожденья! Лепим с самого утра

Песочное печенье,

Торт песочный для затей

Ярко украшаем

И в песочницу детей

В гости приглашаем.

Тема: «В гостях у Песочного зайки »

Материал: Песочница, в ней песок (сухой и влажный), Зайка, пульверизаторы, магнитофон

Ход занятия Звучит спокойная, тихая музыка.

Педагог: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю!. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочный зайка,  который любит детей и очень хочет с вами познакомиться.

Педагог: А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с нем?...

Дети. Да!

Педагог: Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова.

Песочный зайка нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

Сердце свое для добра распахни!

Звучит музыка

Педагог: Вот мы и очутились в сказочной стране. Педагог берет зайку

-  Ребята, посмотрите зайка очень грустный… Давайте я спрошу у зайки, что случилось? Педагог делает вид, будто зайка говорит ему что-то на ухо, при этом меняет свое выражение лица: удивленное, озадаченное…

Педагог: Зайка  рассказал мне, что в Песочном лесу с красивыми цветами, голубыми озерами жили счастливые зверюшки. Они могли, есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, петь и танцевать. Но однажды налетел сильный  ветер  и уничтожил все в песочном лесу. И стал песочный  лес темным  и безжизненным.

Педагог: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь зайке вернуть красоту Песочного леса?

Давайте крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

Песочный  зайка нам помоги,

В лес волшебный  перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

В песочном лесу  окажемся мы!

Педагог: А вот и песочный лес, где живут друзья песочного зайца. Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить

Ритуал «входа» в Песочную страну

Упражнение «Здравствуй, песок!»  Дети различными способами дотрагиваются до песка

Педагог: Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?..

Дети: (сухой, шершавый, мягкий)

Педагог: Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!». Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?.. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом

Педагог: А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?...

Педагог: Давайте его погладим между ладонями. Возьмите в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем в руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!

Педагог: Молодцы, ребята, вот мы и развеселили песок!

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Педагог: Сильный ветер засыпал песком всех жителей песочного леса. Там им темно, холодно, одиноко. Мы должны помочь им.

Педагог предлагает детям аккуратно раскопать песочек во всех уголочках Песочного леса и вызволить друзей. Дети с рук откапывают спрятанные в песке игрушки

Педагог: Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ

Педагог: Ребята, мы спасли жителей Песочного леса, но посмотрите вокруг все разрушено. Нам с вами предстоит все создавать сначала. Посмотрите на песок, он какой?

Дети: Сухой

Педагог: А из такого песка можно что – нибудь построить?

Дети: НЕТ!!!

Педагог: Но нам нужно оживить песок водой.

Упражнение «Песочный дождик».  Каждому ребенку выдается пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок

Педагог: Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Берите их и начинайте поливать песок:

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей

И для мам и для пап

Кап – кап! Кап – кап!

Педагог: Вы чудо помощники! Песок вам очень благодарен.

Упражнение «Узоры на песке»

Педагог: А чтобы вернуть красоту песочному лесу давайте нарисуем красивые узоры на песке, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотрите, какие узоры на песке можно нарисовать. Педагог рисует узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Придумайте свой узор, рисунок.

Педагог: Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?

Дети: ответы

Педагог: Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н.Королевой «Маленькая страна»). Педагог протягивает детям коробочки с растениями (деревьями, цветами); различными зданиями, постройками. Дети расставляют предметы на песке

Педагог: Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники! А нам пора возвращаться По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья

Рефлексия занятия: Педагог: Дети, сегодня мы с вами познакомились с Песочным лесом и  спасли жителей Узнали, какой бывает песок. Чем отличается сухой песок от влажного. Сами приготовили влажный песок. Мы с вами сегодня совершили много хороших поступков. У меня радостное настроение, я рада помочь жителям Песочного леса . А какое у вас настроение и что нового узнали вы? (Ответы детей) Ритуал «выхода» из Песочной страны

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог!

Тема: «Путешествие золотой рыбки»

Материал: Песочница, в ней на песке - золотая рывка, вылепленная из влажного цветного песка.

Влажный песок, сухой цветной песок, поднос с камешками, формочки для песка в виде рыбок, музыкальное сопровождение

Ход занятия

Педагог приглашает детей к песочнице. Они встают вокруг «песочницы», прикрытой тканью

Педагог: Я пригласила вас, чтобы отправиться в удивительное путешествие . Но вначале произнесем волшебные слова. Положите свои раскрытые ладошки в песочницу, закройте глаза Ритуал «входа» в Песочную страну

В ладоши мы хлопнем раз, два, три

В песочной стране окажемся мы.

Педагог: Но надо помнить правила поведения в песочной стране.

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить:

Горы, реки и моря -

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна

Дети, поняли меня?!

Педагог:  Друзья мои, садитесь на стулья. Я расскажу вам историю про Золотую рыбку. (Звучит музыка)

В сказочной песочной стране жила прекрасная Золотая рыбка. Все обитатели ее любили, и она всех любила, но у нее не было подружек, похожих на нее

Однажды Золотая рыбка узнала, что в другой стране живут веселые, добрые, умелые дети, которые умеют лепить золотых рыбок

"Они мне обязательно помогут!" - подумала Золотая рыбка

И позвонила в наш детский сад

Она приглашает вас в Песочную страну

(Звучит музыка и педагог снимает ткань с песочницы)

Педагог: Посмотрите, вот она, Золотая рыбка! Правда, красивая?

Дети делятся впечатлениями

Педагог: Итак, друзья мои, как вы считаете, мы сможем помочь рыбке?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Давайте, попробуем слепить из влажного песка подружек золотой рыбке

(Звучит музыка, и педагог вместе с детьми лепит)

Педагог: Какие разные у нас получились рыбки, но все - таки они такие яркие, как Золотая рыбка. Что необходимо сделать, чтобы они засияли, засверкали и превратились в настоящих золотых рыбок?

Дети: (Предложения детей)

Педагог: Возможно, нам поможет цветной песок

Дети вместе с педагогом украшают рыбок

Педагог: Теперь все рыбки яркие. Давайте теперь украсим и водоем, где они обитают. На дне хорошо видны камешки

Педагог выставляет поднос с камешками, дети выкладывают их на песке

Педагог: В сказочной подводной стране есть растения. Кто знает, как они называются?

Дети: (Водоросли)

Педагог: Какого они цвета?

Дети: (Зеленого, красного)

Педагог: Возьмем цветной песок и "нарисуем" водоросли

По окончании работы педагог предлагает вымыть руки

Игра: «Рыбки»

(Звучит музыка)

Педагог: Дети, давайте с вами поиграем. Представьте, что вы маленькие, чудесные рыбки. Вы плещетесь в воде, играете друг с другом. Вам весело и спокойно

Дети изображают рыбок

Педагог: Но вдруг появилась злая акула. Вам стало страшно. Вы затаились на дне, и ждете, когда она уплывет

Педагог: Акула плавает вокруг рыбок, никого не находит и уплывает

Педагог: Вам становится спокойно, страх уходит, вы снова начинаете плавать. Дыхание ровное, вам хорошо и уютно

Педагог: Молодцы!

Рефлексия занятия:

Педагог: Сегодня мы научились правилам игры с песком. Помогли золотой рыбке найти друзей.  Мы с вами создавали сказку, а это самое прекрасное - быть добрым творцом

У меня сейчас очень хорошее настроение. А у вас? Я узнала много интересного и прекрасно отдохнула, играя с вами в  Песочной стране . А что узнали вы?

Дети: ответы детей

Педагог: А теперь пора прощаться с золотыми рыбками

Дети прощаются

Ритуал «выхода» из Песочной страны

Педагог: В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

Тема: «Колобок».

Материал: Песочница, в ней Колобок, вылепленный из влажного цветного песка, сухой и влажный цветной песок, игрушка Колобок

Ход занятия

Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью

Педагог: Здравствуйте, дети! Я снова очень рада видеть вас здесь. Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в Песочную страну. Сегодня к нам придет веселый и добрый гость. Он знает много сказок.

Ритуал «входа» в Песочную страну

Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание

В ладоши мы хлопнем раз, два, три

В песочной стране окажемся мы.

Звучит музыка. Педагог берет в руки игрушку — «Колобок»

Педагог: Откройте, пожалуйста, глаза. Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Давайте для нашего гостя повторим правила Песочной страны, чтобы он убедился, что мы их хорошо знаем

Музыка затихает. Дети вместе с педагогом повторяют стихотворение прошлых занятий со слов «Здесь нельзя...»

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить;

Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна

Дети, поняли меня!?

Рассказ Колобка Ребята, здравствуйте! Садитесь на стульчики. Я хочу, познакомиться с каждым из вас.

Начиная с педагога, дети берут Колобка в руки и называют ему свои имена

Вот мы с вами и познакомились. Я расскажу вам историю моего друга, тоже Колобка

Вы помните сказку о Колобке, знаете, какие неприятности случаются с Колобками?

Дети: (Ответы детей)

Вот и с этим моим другом случилась беда. Злой волк  очень разозлился  на него из-за того, что он добрый, весёлый, помогает всем вокруг. Взял и запер его одного в комнате. А чтобы её открыть нужно оставить отпечаток своей ладошки у двери, а ведь у меня нет рук

Я узнал, что в этом детском саду живут очень отважные дети. Вы мне и моему другу, Колобку, поможете?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Конечно, наши дети помогут твоему другу и не только освободят от злой волшебницы, но и слепят ещё для него друзей

Музыка затихает. Педагог снимает ткань с песочницы

Колобок: Посмотрите, вот мой друг, совсем один не может никуда двинуться. Как ему грустно и страшно!

Педагог: Не волнуйся Колобок, мы с ребятами поможем твоему другу. Дети, давайте сначала расколдуем дверь. Встаньте вокруг песочницы и оставьте отпечатки своих ладоней на песке

Дети выполняют

Педагог: Ура! Получилось! Мы дверь с вами расколдовали. А сейчас попробуем с помощью формочек слепить из сырого песка друзей для колобка

Звучит музыка. Педагог вместе с детьми лепит колобков

Колобок: Какие разные получились колобки, но все-таки чего — то не хватает

Педагог: Не волнуйся, сейчас - мы все исправим. Правда, дети? Как вы думаете, чего не хватает нашим колобкам?

Дети: (Предложения детей)

Педагог: Безусловно, нам поможет цветной песок, при помощи него мы сможем сделать колобкам глазки, ротик.

Дети разукрашивают колобков цветным песком

Педагог: Теперь все колобки в порядке

По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья

Релаксация: Звучит музыка

Упражнение «Воздушный шарик»

Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия, научить «вдыхать» и «выдыхать».

Инструкция:

1. Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните легкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из легких

2. Не торопясь, повторите. Дышите и представляйте, как шарик наполняется воздухом и становится больше

3. Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

4. Сделайте паузу, посчитайте до 5

5. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Задержите его, считая до 3, представьте, что вы надутый шарик

6. Выдохните. Почувствуйте, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.

Повторить упражнение 3-4 раза

Рефлексия занятия:

Педагог: Сегодня мы с вами познакомились с Колобком, который попросил у нас помощи. За кого он так сильно переживал?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Правильно, он беспокоился о своем друге. Как вы думаете, мы помогли ему?

Он стал счастливым?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Мы освободили Колобка от колдовства, помогли приобрести новых друзей и стать по - настоящему счастливым. Мы с вами создавали добрую сказку

Педагог: Вы были сегодня добрыми творцами. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что у знали вы? Какое у вас настроение?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: А сейчас, мои милые сказочники, пришла пора прощаться

Ритуал «выхода» из Песочной страны    В ладошки наши посмотри —

                                                                         Мудрее стали ведь они!

                                                                         Спасибо, милый наш песок,

                                                                           Ты нам смелее стать помог!

Тема: «Волшебный цветок»

Материал: Песочница, влажный песок, цветной песок, формочки для песка (в виде цветов), искусственные цветы, разноцветные камешки, кукла Аленушка

Ход занятия

Педагог приглашает детей к песочнице, прикрытой тканью. Они садятся на стулья вокруг

Педагог: Вы мои маленькие волшебники, а знаете, почему я вас так называю? Потому, что вы создаете сказку, добрую, светлую. Мы путешествуем с вами в Песочную страну. Вам нравится Песочная страна и то, чем мы с вами в ней занимаемся?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Сегодня мы с вами вновь отправимся в Песочную страну

Ритуал «входа» в Песочную страну

В ладоши мы хлопнем раз, два, три

В песочной стране окажемся мы.

Звучит музыка. Педагог берет в руки куклу Аленушку

Педагог: Откройте, пожалуйста, глаза. Посмотрите, кто к нам пришел в гости. Это Аленушка из песочной страны. Давайте для нашей гостьи повторим правила Песочной страны

Музыка затихает. Дети вместе с педагогом повторяют стихотворение прошлых занятий со слов «Здесь нельзя...»

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить;

Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна

Дети, поняли меня!?

Аленушка: Здравствуйте, люди добрые, дети малые! Зовут меня Алёнушка

Педагог: Здравствуй девица, что привело тебя к нам

Рассказ Аленушки.

Хожу я по свету белому, ищу волшебный цветок. Привиделся мне как - то раз удивительный сон, что нашла я цветок, который может выполнить любое желание

Педагог:  А какое у тебя желание?

Аленушка: Матушка моя заболела. Никакое лекарство ей не помогает. Хочу я отыскать цветок желаний и попросить его исцелить мою матушку. Отправилась я в путь - дорогу. Вышла в поле чистое, огляделась. Много вокруг красивых цветов: и бело - желтая ромашка, и голубой колокольчик, и синеглазый василек, и розовая полевая гвоздика, но волшебного цветка нет

Иду дальше, а на пути - густой зеленый лес. Под тенистыми кронами встретили меня ароматные ландыши, солнечно - золотистые одуванчики кивали мне пышными головками, по глади пруда скользили водяные лилии, но и там не было волшебного цветка

Решила я пойти на ярмарку: слышала от людей, что там можно отыскать разные диковины. И, действительно, увидела чудесные предметы, расписанные цветами небывалой красоты. Очень красивые цветы, но нет среди них того, что я ищу. Придется домой с пустыми руками возвращаться

Педагог: Не печалься, девица! Наши дети настоящие маленькие волшебники. Они тебе помогут. Правда, дети, поможем Аленушке?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Расскажи, как выглядит твой волшебный цветок?

Аленушка: Краше он неба ясного, ярче солнца красного, он пышный, воздушный, с нежными лепестками и дивным ароматом. Темной ночью как огонь горит, светлым днем как бриллиант блестит. Силой волшебной лучится каждый лепесток, цветок этот может любое желание исполнять

Педагог: Есть у нас Аленушка, волшебная песочница, а в ней волшебный песок. Чтобы наши детки не делали из этого песка, все превращается в волшебство. Ведь, правда, дети?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Ребята, мы сейчас с вами постараемся вылепить из цветного песка волшебные цветы для Аленушки

Педагог снимает ткань с песочницы. Звучит музыка

Педагог вместе с детьми лепит из цветного песка волшебный цветок с помощью формочек

Аленушка: Какие удивительные цветы! Как в моем сне! Спасибо, ребятушки! Я загадаю желание. Уж теперь - то моя мама поправится!

Педагог: волшебный цветок обязательно исполнит твоё желание, прощай Алёнушка!

По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья

Рефлексия занятия:

Педагог: Ребята, кто к нам приходил сегодня на занятие? Чем мы ей помогли?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: А если бы вы нашли чудесный цветок желаний, что попросили бы вы у него, какое бы желание загадали для себя, своих близких, своих друзей, всех добрых людей?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что узнали вы? Какое у вас настроение?

Дети: (Ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

Ритуал прощания

Тема: «Городок игрушек»

Материал: Песочница, влажный песок, цветной песок, игрушки «Киндер - сюрприз», матрешки

Ход занятия

Педагог приглашает детей, они садятся на стулья вокруг песочницы, прикрытой тканью

Педагог: Давайте поиграем! Мы на карусели сели

Дети встают в пары. Взявшись за руки, кружатся

Завертелись карусели.

Пересели на качели,

Вверх летели,

Вниз летели.

Взявшись за руки, один стоит, другой приседает, потом - наоборот

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает

Взявшись за руки, качаются вправо - влево, вперед - назад

Весла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем

Изображают, сидя на полу, как «гребут веслами»

К берегу пристала лодка

Мы на берег прыгнем ловко

Встают прыжком

Педагог: Дети, сегодня мы продолжаем путешествовать по Песочной стране. В Песочной стране есть удивительный городок «Игрушек», вот туда мы сегодня с вами отправимся

Ритуал «входа» в Песочную страну

Звучит музыка

В ладоши мы хлопнем раз, два, три

В песочной стране окажемся мы.

Педагог: Откройте, пожалуйста, глаза. Давайте все вместе повторим правила Песочной страны

Музыка затихает. Дети вместе с педагогом повторяют стихотворение прошлых занятий со слов «Здесь нельзя...»

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить;

Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна

Дети, поняли меня!?

Педагог: Педагог снимает ткань с песочницы

Возле двух лесных дорог,

Прямо на опушке,

Есть волшебный городок,

Где живут игрушки

Дружно, весело живут,

И танцуют, и поют

Педагог: Ой, что же случилось с нашим городком? Почему все жители на улице? (Берет в руки матрешку)

Педагог: Здравствуй, матрешка! Что случилось? Куда делись все дома?

Матрешка: Здравствуйте, а вы кто? Откуда вы приехали в наш городок?

Дети: (Ответы детей)

Матрешка: Мы сами не знаем. Вечером все жители нашего городка легли спать в своих уютных домиках, а утром проснулись под открытым небом. Не знаем, что нам делать, где мы будем жить? Кто нам поможет?

Педагог: Жителям вашего городка очень повезло. Наши детки помогут вам построить новые дома. Ты не смотри матрешка, что они еще маленькие. Они настоящие умельцы.

Поможем дети, жителям Городка игрушек, построить новые дома?

Дети: (Ответы детей)

Звучит музыка. Педагог, вместе с детьми, строит домики для каждой игрушки.

Матрешка: Ребята, спасибо вам! Вы настоящие умельцы. Наши дома стали еще красивее, чем были. Приезжайте к нам в гости еще

По окончании работы педагогог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья

Обсуждение с детьми их чувств, ощущений

Рефлексия занятия:

Педагог: Дети, сегодня на занятии вы были настоящими строителями. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? Какое у вас настроение?

Дети: (Ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

Все мы весело играли

И немножечко устали.

Посмотрели на часы -

В группу нам пора идти.

Педагог: До, свидания! До следующей встречи!

Тема: «Пироги пекла лиса»

Материал: Песочница, влажный песок, цветной песок, игрушки - лиса, мышка, зайка, белочка, синичка, ежик, волк, пчела, утка, сова, медведь, формочки для песка разной формы.

Ход занятия

Педагог приглашает детей в свой кабинет. Они садятся на стулья вокруг песочницы, прикрытой тканью

Педагог: Здравствуйте, мои маленькие волшебники! Я снова очень рада видеть вас здесь. Время творить чудеса настало! Все чудеса происходят в нашей Песочной стране

Ритуал «входа» в Песочную страну

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным

А еще желательно

Делать все внимательно!

Педагог: Откройте, пожалуйста, глаза. Давайте, все вместе повторим правила Песочной страны.

Музыка затихает. Дети вместе с педагогом повторяют стихотворение прошлых занятий со слов «Здесь нельзя...»

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить;

Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна

Дети, поняли меня!?

Педагог берет в руки игрушку - ежик.

Педагог: Посмотрите, детки, кто к нам сегодня пришел в гости?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Здравствуй, ежик! Мы рады видеть тебя у нас в гостях. Почему ты такой грустный? О чем ты задумался? Что случилось?

Ежик: Здравствуйте! Как же мне не быть грустным. У нас с моими лесными друзьями возникла большая проблема. А как ее решить, мы не знаем. Недавно в гостях у нас был Песочный принц, и он рассказывал, что в вашем детском саду живут настоящие волшебники, которые помогают всем. Может, ребята вы и нам поможете?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Ребята обязательно постараются тебе помочь. Ты только расскажи нам, что же произошло с тобой и твоими лесными друзьями?

Рассказ ежика:

Нас лиса пригласила в гости и угощала очень икусными пирогами.

Вот такие чудеса: пироги пекла лиса

Первый для норушки,

Мышки-поскребушки

Второй пирог для Зайки,

Для Зайки-побегайки

Третий - на тарелочке –

хлопотунье Белочке

Четвертый -для Синицы,

Красавицы-певицы

Пятый - для Ежихи,

известной всем портнихи.

Шестой пирог Волчишке,

задире-шалунишке

Седьмой пирог со сливой –

пчеле трудолюбивой

Восьмой - плясунье Уточке

в нарядной новой юбочке

Девятый - для Совы,

для умной головы

Десятый - самый лакомый –

Медведю косолапому

Вот такие чудеса, накормила всех Лиса!

Мы решили Лисоньку тоже пригласить в гости, а пироги печь никто не умеет. Помогите нам, пожалуйста, научите печь пироги

Педагог: Не волнуйся, ежик, мы тебя научим, и все с ребятами покажем. Поможем, детки, нашим лесным друзьям?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Ежик, а ты знаешь, из чего пекут пироги?

Ежик: Ну конечно, знаю, из муки.

Педагог: А из чего мука получается?

Ежик: Нет, я не знаю. Дети, а вы знаете?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Наши детки не только знают, но и сейчас покажут.

Ребята давайте поиграем в игру: «Каравай».

Наклоны корпуса вперед

В землю зернышко посадим –

Очень малое оно.

Глубокое приседание с постепенным вставанием

Но как солнышко засветит,

Прорастет мое зерно

Наклоны туловища вправо - влево, руки вверху.

Ветер тучку пригнал и водичку нам дал

Повороты вправо - влево, имитируя косьбу

Сожнет косарь зерно и размелет его

«Печь пирожки»

А хозяйка из муки испечет нам пироги

Педагог: Ежик тебе понравилась игра, ты все понял?

Ежик: Какая интересная игра, я обязательно ей научу своих друзей.

Педагог: Ну а сейчас мы тебе покажем самое главное, как делать пироги, и не только их. Ребята, покажем ежику, как можно слепить булочки, караваи, пряники, печенье?

Дети: (Ответы детей)

Педагог снимает ткань с песочницы. Звучит музыка. Педагог вместе с детьми лепит при помощи формочек булочки, пирожные, пироги и т. д., украшают цветным песком.

Ежик: Ребята, спасибо вам! Вы настоящие волшебники. Вы меня многому научили. Я теперь знаю, откуда берется мука, как при помощи формочек можно сделать много разных вкусностей. Я все расскажу и покажу своим друзьям. Думаю, у нас все получится, и мы хорошо встретим Лисоньку. Ей обязательно понравится

По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья

Рефлексия занятия:

Педагог: Дети, сегодня вы хорошо потрудились. Вы настоящие волшебники. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? Какое у вас настроение?

Дети: (Ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам друзьям помочь помог!

Педагог: До, свидания! До следующей встречи!

Тема: «У солнышка в гостях»

Материал: Песочница, на песке солнышко, влажный песок, цветной песок, формочки для песка (круглые), солнышко, туча, сделанные из бумаги, музыкальные молоточки

Ход занятия

Педагог приглашает детей в свой кабинет. Перед дверью они останавливаются. На стене висит большая туча, за ней на песке бумажное солнышко

Педагог: Здравствуйте, дети! Я снова очень рада видеть вас! Вы видите, дверь закрыта, тучка рассердилась, закрыла дверь и не хочет выпускать солнышко. А только солнышко может открыть нам дверь. Что делать, может, вы мне поможете? Давайте позовем солнышко, повторяйте за мной волшебные слова.

Солнышко - ведрышко!

Взойди поскорей

Освети, обогрей - телят да ягнят, еще маленьких ребят

Солнышко - ведрышко, выгляни в окошечко!

Твои детки плачут, по камушкам скачу.

Солнышко ясное, нарядись

Солнышко красное, покажись

Платье алое надень, подари нам красный день

После того, как дети произнесут слова, взрослый вытягивает потихоньку за леску солнышко.

Педагог: Ребята, расколдовали вы наше солнышко, оно спустилось к нам с неба, чтобы побыть с нами, обласкать, обогреть, поиграть. Солнышко просит, чтобы вы стали на весь день его маленькими детками - лучиками. Вы согласны?

Дети: (Ответы детей)

Они проходят и садятся на стулья вокруг песочницы

Педагог: Солнечные лучики встают вместе с солнышком рано, им надо обогреть всех людей, все растения, всех животных. Поэтому они должны быть сильными, выносливыми, добрыми, послушными

Педагог берет зеркальце, наводит на каждого ребенка

Педагог: Чтобы превратить вас совсем в солнечные лучики, я сейчас произнесу заклинание:

Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне

Педагог: Ну, вот теперь вы настоящие, солнечные лучики. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Прогулка»

Ход игры:

Дети сидят по кругу.

Педагог: Мы сейчас с вами пойдем на прогулку, но она необычная, мы будем гулять здесь, а помогать нам будут музыкальные молоточки

Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленно ударяет молоточком по ладони)

Дети повторяют такой же ритмический рисунок

А теперь мы вышли на улицу, свети солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так! (Частыми ударами передает бег)

Дети повторяют

Таня взяла мяч и стала медленно ударять о землю. (Медленные удары молоточком)

Дети повторяют

Остальные дети стали быстро бегать. Скок, скок. (Быстро ударяет молотком).

Дети повторяют

Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался ливень, (Постепенно ускоряет ритм ударов молоточком).

Дети повторяют

Испугались дети и побежали в детский сад (быстро и ритмично ударяет молоточком).

Дети повторяют

Педагог: Понравилась вам игра? Поиграем еще?

Дети: (Ответы детей)

Игра: «Солнышко и дождик»

Ход игры:

Звучит музыка. На слова «Дождик идет!» Дети бегут в свой дом, а на слова «Солнышко светит!» выходят на середину комнаты

Педагог: Какая хорошая погода! Солнечные лучики, пойдемте все гулять, играть! Стульчики это ваши домики от непогоды. Попробуйте сесть в свой домик и выглянуть в окошко. Ну, а теперь идите ко мне

Солнышко светит! (Дети двигаются, таниуют)

Посмотрите, дождик идет! (Дети убегают в домики)

Педагог: Ну, вот мы с вами поиграли. Солнечные лучики, а вам не кажется, что мы кое - что забыли? Какое назначение у солнечных лучиков? Что они должны делать?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Как же вы будете согревать все вокруг? А вы не забыли про нашу Песочную страну, с ее жителями тоже нужно поделиться своим теплом. Как мы это сделаем?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Правильно, отправимся в Песочную страну и на песке нарисуем много солнышек, чтобы им всегда было тепло и светло.

Ритуал «входа» в Песочную страну.

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди.

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным

А еще желательно

Делать все внимательно!

Педагог: А теперь повторим правила Песочной страны

Музыка затихает. Дети вместе с педагогом повторяют стихотворение прошлых занятий со слов «Здесь нельзя...»

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить;

Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна

Дети, поняли меня!?

Звучит музыка. Педагог вместе с детьми лепит при помощи круглых формочек из цветного песка солнышки

По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья

Рефлексия занятия:

Педагог: Солнечные лучики, какие вы молодцы, теперь в нашей Песочной стране всегда будет светло и тепло. И у ее жителей всегда будет хорошее настроение. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? Какое у вас настроение?

Дети: (Ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны

Педагог: Я с вами еще не прощаюсь, вы сегодня весь день будете солнечными лучиками. А чем должны заниматься солнечные лучики?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: Вы весь день будете творить добро, согревать всех своим хорошим настроением, совершать только хорошие поступки. Вечером мы с вами встретимся, и вы мне расскажете, как вы провели день. А я вас вместе с солнышком расколдуем, и вы превратитесь опять в детей

Прогулка:

Педагог приносит детям солнечные очки, цветную слюду и они наблюдают за закатом. Сравнивают форму солнца с кругом и квадратом. Предлагает погреть руки в лучах заходящего солнца.

Педагог: Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Выложи солнышко из палочек»

Ход игры: Дети давайте заходящему солнышку сделаем подарок, из палочек найденных на площадке будем выкладывать солнышко. Чтобы оно про нас не забыло, когда пойдет спать, и помнило, что на земле остались его маленькие лучики.

Рефлексия всего дня

Дети рассаживаются в круг на площадке

Педагог: Расскажите мои солнечные лучики, чем вы занимались весь день, какие хорошие, добрые поступки вы совершили, кого обогрели своим теплом, кому помогли?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: А теперь вам пора превращаться снова в детей, чтобы папы и мамы вас смогли узнать. Я произнесу заклинание, а вы повторяете за мной слова и движения, прикоснусь к каждому зеркальцем, и вы станете опять детьми

Утром солнышко восходит высоко

Поднимают руки вверх с раскрытыми ладонями от себя, разводят в стороны

Вечером заходит глубоко

Опускают руки вниз, чуть наклонившись

Днем гуляет по небу оно, согревает всех, лучи раскинув широко

Поднимают руки вверх, показывают, что держат шар, затем руки в стороны

Гладит ласково листочки и цветы,

Людям золотит и щеки, и носы

Поглаживают себе голову, щеки, нос

День прошел, и с неба на покой

Солнца шар садится за горой

Руки поднимают вверх, делают шар, опускают его вниз

Педагог: Солнечные лучики, закройте глаза, расслабьтесь, вспомните все хорошее, чем вы занимались весь день, я сейчас до каждого дотронусь зеркальцем, вы опять превратитесь в детей, откроете глаза. Теперь мои милые, протяните руки вперед и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик, приложите его к сердцу и повторяйте за мной:

Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"

Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...