Как воспитать ребёнка ответственным.
статья на тему
Предложенный материал может являться консультационным для воспитателей дошкольных учреждений и родителей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА ОТВЕТСТВЕННЫМ.
Каждому из нас хотелось бы, чтобы ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы.
Юлия Василькина Психолог
Ответственность является одним из очень важных направлений воспитания. Родители мечтают, чтобы их дети выросли ответственными, самостоятельными людьми, которые умеют делать выбор, принимать решения и управлять своей жизнью. К сожалению, однако, часто имеет место противоположная картина: дети вырастают несамостоятельными, инфантильными, безответственными, они боятся или просто не хотят принимать никаких решений, занимают пассивную позицию, - а все заботы, связанные с их существованием, поручают, как и в детстве, родителям.
К сожалению, родители не всегда правильно понимают, что такое ответственность, и соответственно используют неверные и неэффективные способы, чтобы детей ответственности научить. Этот неверный взгляд на ответственность в самом общем виде можно охарактеризовать следующим образом: ответственность воспринимается в нем как набор неких внешних проявлений, например, действий, важность и смысл которых не находят внутреннего отклика у ребенка. Так, в вышеупомянутом примере родители перечисляют внешние действия: парень делал уроки, убирал квартиру, не опаздывал домой, - и относят их к проявлениям ответственности. В то же время при разговоре с этим мальчиком мы можем выяснить, что он не имеет интереса к учебе, не понимает, почему именно он должен убирать квартиру, стыдится перед друзьями, что так рано уходит домой, - и выполняет все это только из страха наказания. С течением времени, однако, возмущение и злость становятся сильнее этого страха - и искусственно установленные, лишенные в понимании ребенка смысла границы разрушаются. К сожалению, вместе с ними часто исчезают доверие, взаимопонимание и теплота в семейных отношениях.
Ответственность бывает разной: за поступки и действия, за слова и обязанности, за принятие решений и взятие обязательств. Это качество не дается ребенку от рождения, оно развивается с годами. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у подрастающего малыша, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет. Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения.
В Толковом словаре Ушакова понятие ответственность рассматривается, как положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств.
Быть ответственным - значит уметь самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять.
Что же даёт ответственность человеку?
- ответственность дает уважение: со стороны окружающих, а, так же, к самому себе.
- ответственность дает уверенность: в себе и своих силах.
- ответственность дает возможности: для самоконтроля и контроля над ситуациями.
Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание - основа ответственного поведения в будущем.
Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни дошкольника. Они все достойны того, чтобы их развивать. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в вашей воспитательной позиции, но так или иначе дошкольный возраст - это время, когда "зернышки" каждой из них должны быть "посажены".
Для детей дошкольного возраста доступны следующие виды ответственности:
- Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь.
- Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей.
- Ответственность за домашних любимцев.
- Ответственность за собственные вещи.
- Ответственность за данное слово и принятое решение.
- Экологическая ответственность.
Процесс развития ответственности происходит постепенно. Так, до 2 лет - возраст, когда ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает "вдруг". Он ориентируется на то, какую реакцию выдает его мама и другие близкие, и постепенно "заучивает" то, что делать не стоит.
3,5 лет - это период, в который у большинства детей наступает так называемый "кризис трех лет". В этот период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем четче они будут обозначены, тем больше будет у ребенка "опор", чтобы понять, какое поведение считается ответственным, а какое - нет. Пока ребенок находится в кризисе, может казаться, что он стал полностью безответственным.
4-5 лет. Это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения. Конечно, остается много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребенка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей, за которые ребенок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи, простые домашние обязанности.
5-7 лет характеризуется тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое - нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.
В связи с вышеперечисленным, можно предложить следующие методы и методики развития ответственности у детей дошкольного возраста.
Чтобы воспитать у ребенка такое чувство, как ответственность, можно руководствоваться следующими методами:
Метод подражания – это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении дошкольником поступков, поведения, или же определенных черт характера взрослого. Данный метод будет эффективен в формировании ответственности у ребенка, так как в основном именно взрослый является примером для подражания.
Метод убеждения так же применяется для развития ответственной личности. Убеждение ведет к определенным изменениям взглядов воспитанника, и так же, мотивационной основы его поведения.
Так же применяются различные методики для формирования ответственности у детей, например::
Разумные действия родителей.
Мамы, не разрешающие детям помогать по хозяйству, делать покупки, носить свои вещи вредят малышу. Как, если не примером и конкретными действиями, развить в ребенке чувство ответственности? Запомните: у малыша не должно быть осознания того, что, если он не сделает посильное сам, кто-то решит проблему за него. Самостоятельность и чувство ответственности – чувства взаимопорождающиеся.
Мой маленький друг.
Еще одним прекрасным способом вырастить здоровую, ответственную личность – завести домашнее животное. Но, в этом случае, родителям не стоит забывать, что без их помощи, постоянного контроля и советов малышу просто не обойтись. Ответственность за жизнь живого существа должна воспитываться на положительных моментах, а не на безысходности.
Малыш должен учиться менять ему туалет, выгуливать, кормить, а не только играться. Ваша позиция по этому поводу должна быть разумной и гуманной, фразы "ты просил – мы купили, поэтому смотри, а то выбросим" – ущербны по сути. Ими ты только прививаешь ребенку безразличие к жизни окружающих существ. И кто знает, что вырастет из такого ребенка.
Домашние хлопоты.
Конечно же, воспитать в ребенке чувство ответственности за короткое время невозможно. Ее нужно собирать по крупицам, с каждым прожитым годом и, порой, заложить это качество в личность ребенка помогают даже самые простые поручения или просьбы о помощи по хозяйству.
Пусть сын или дочь делают подвластные им домашние дела: уборка, мытье посуды, покупка молока и хлеба – не слишком сложное задание даже для первоклассника. Не ограничивай зону его ответственности уборкой игрушек.
Я – сильный.
Не ограничивай общение и зону ответственности ребенка ни перед младшими детьми – братьями или сестрами, ни людьми старшего поколения – бабушками и дедушками.
Даже минимальная помощь старикам или маленьким деткам – большой плюс к будущему ребенка. Но не стоит подавать такие действия ребенка, как подвиг – особенная похвала или ваш бурный восторг приучат ребенка к тому, что помогать младшим или старшим – необязательно, и делать это можно только по праздникам. Такая позиция, в конце концов, обернется именно против вас.
Чтобы стать ответственным ребенку необходимо выполнение определенного ряда факторов, таких как:
- Понимание поставленной задачи. Это знание того, что нужно сделать и каким образом это нужно сделать. Дети, особенно дошкольного возраста, многие вещи понимают по-своему. И задача родителей - четко, ясно и спокойно обсудить с ребенком, какая задача перед ним ставится.
- Согласие с поставленной задачей. У ребенка всегда должен быть выбор, что ему делать в данный момент, для более адекватного формирования ответственности («Ты сейчас что будешь делать: приберешь игрушки или польешь цветы?»). Если у ребенка есть выбор, то чувство ответственного поведения скорее проявится на практике.
- Умение самостоятельно мотивировать свои действия. Родители должны учить детей не только слушаться взрослых людей (внешняя мотивация), а учить их самодисциплине. Все самостоятельные желания помочь должны всегда сопровождаться похвалой и поддержкой родителей, а не зависеть от настроения мамы и папы (если ребенок своей «уборкой» помешал смотреть телевизор, то резкое замечание по этому поводу, либо фразы типа: «Дай мне отдохнуть, в конце концов!» отобьют у него всяческое желание в следующий раз помогать по дому).
С чего нужно начинать приучение ребенка к формированию ответственного поведения?
Как вариант, можно опираться на предлагаемую пошаговую схему воспитания у ребенка ответственности.
Сначала, ребенок может стать Вашим помощником. Впервые принимаясь за какое-то дело, ребенок испытывает очень много переживаний: получится ли у него, сделает ли он хорошо, похвалят ли его родители. Поэтому на этапе «ребенок - помощник» постарайтесь хвалить и поддерживать малыша, как можно чаще. Вы можете вместе вытирать пыль, мыть посуду, ухаживать за домашним питомцем, готовить несложную еду.
На втором этапе ребенок нуждается в напоминании и контроле. Но делать это стоит спокойно, доброжелательно и мягко, без особого давления, а лучше - в игровой форме («Мне кажется, я слышала только, что твои сапожки тихонько плачут с прихожей, очень ждут, когда же ты их помоешь и уберешь в шкаф!». А после того, как ребенок справится с заданием, обязательно похвалите его: «Как здорово, я напомнила тебе о твоей обуви только один раз, а ты уже все сделал! Какой ты у меня замечательный!»
На третьем этапе ребенок уже выполняет задание самостоятельно, ему уже не требуется напоминание и контроль, он четко знает, как и что он должен сделать.
Для того чтобы дети достаточно быстро освоили третий этап, родители не должны забывать о собственном примере ответственного поведения. Ведь, если папа в семье никогда ничего не делает по дому, но при этом, жестко требует выполнения каких-то домашних обязанностей от ребенка, малышу будет непонятна такая позиция. И, скорее всего, папино поведение станет, в скором времени, моделью для подражания. Вместо приучения к ответственности, родители получат обратный результат. Лучше всего, когда в семье у каждого есть какие-то, пусть небольшие и не требующие ежедневной включенности, обязанности. Но их исполнение никогда не будет ложиться на плечи остальных членов семьи.
Для воспитания в ребенке ответственности, родителям необходимо выполнить определенные условия:
- Любой ребенок нуждается в положительной самооценке. А дети дошкольного и младшего школьного возраста складывают мнение о самих себе только из слов значимых для них взрослых. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей. В то время как ребенок с низкой самооценкой, склонен видеть в любом незначительном деле непреодолимые препятствия и трудности. Поэтому, прежде чем приучать ребенка к ответственности, помогите ему развить самоуважение и позитивную самооценку. Тогда приступая к выполнению какого-то задания, ребенок сможет быть уверен, что он с ним справится и, несмотря ни на что, добьется результата.
- Обязательно вводите в жизнь ребенка разумные ограничения. Они обеспечат чувство защищенности и безопасности. Но правила и ограничения не должны вступать в явные противоречия с естественными потребностями ребенка. Ограничения и требования должны быть согласованы родителями между собой. Также очень важна последовательность их исполнения.
- Проявите терпение, будьте готовы к тому, что дети становятся ответственными не сразу. Должно пройти определенное время (зависит от темперамента ребенка, его характера и типа ваших взаимоотношений) для развития ответственного поведения. Старайтесь всегда учитывать возрастные особенности и накопленный детский или подростковый опыт.
Приучая ребенка к ответственности, не вмешивайтесь в дела, которые уже не требуют Вашего участия. Часто бывает, что кто-то из семьи не готов к принятию нового, более взрослого поведения ребенка, не может передать ему ответственность за то или иное дело. Договоритесь все вместе о тех обязанностях, которые под силу малышу, исполнение которых пойдет на пользу его развитию или социализации. И после этого уже не меняйте решений.
А вот если ребенок не справляется с чем-то сам, тогда позиция «Наблюдателя со стороны» не годится. Если ребенку нужна помощь, ни в коем случае не отказывайте ему. Окажите помощь в том, с чем у ребенка возникли реальные трудности. Однако, постарайтесь не делать того, что малыш в состоянии выполнить сам, так как он может привыкнуть всегда делить обязанности «на двоих».
Передавайте ответственность ребенку за его дела постепенно, медленно наполняйте его жизнь новыми обязанностями, поддерживая его похвалой. Если ребенок получает какой-то негативный опыт от исполнения им (либо неисполнения) каких-то заданий, объясните причину этого, обсудите вместе, каких ошибок можно было избежать. Этот опыт, также, как и позитивный, поможет ребенку стать увереннее в себе и самостоятельнее только при Вашем участии, внимании и эмоциональной поддержке. Фразы типа: «Пусть учится на своих ошибках» не всегда несут положительный смысл. Часто дети после неудач просто отказываются делать что-то самостоятельно, окончательно потеряв веру в свои силы. Поэтому задача родителей - всегда быть готовыми объяснить, что и где не получилось, и как сделать это лучше в следующий раз.
Ребенок в любом возрасте хочет видеть в родителях, прежде всего - друзей. Помните о том, что теплая эмоциональная поддержка, искренняя заинтересованность успехами и результатами, уважение к проделанному ребенком труду, даже не всегда удачному, все это - залог того, что ребенок будет стараться, преодолев все переживания и страхи, становиться самостоятельным и ответственным. Не навязывайте малышу какой-то вид деятельности, если видите, что в конкретный момент ему абсолютно не хочется им заниматься. Договоритесь, что задание обязательно будет выполнено, но чуть позже. Ведь способности и личность подрастающего малыша будут активно развиваться только в том виде деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
В вопросах воспитания ответственности у детей надо придерживаться золотой середины. Ведь при чрезмерной заботе родителей у детей развивается полная зависимость от них. А дети не раз в жизни попадут в трудную ситуацию. Взрослые не могут быть постоянно рядом с ребенком, но они могут обучить его, как следует поступать в разных жизненных ситуациях.
В заключении хотелось бы отметить следующее, что личность ребенка только формируется, и полной ответственности от него ждать не приходится, да и не нужно, т.к ответственность - это большая нагрузка даже для взрослой личности, и ребенок к ней пока не готов. Нужно деликатно и терпеливо закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более позднем возрасте.
Тест, который представлен ниже, поможет Вам узнать ответственный ли Вы человек.
1. Вернувшись из отпуска, вы обнаруживаете, что человек, замещавший вас, наделал множество ошибок и все запутал. Вы...
- молча исправляете ошибки, считая, что незачем кого-то обижать; (1)
- отправляетесь к начальству и заявляете, что ошибки сделаны не вами, поэтому к плохой работе вы не имеете никакого отношения; (0)
- вызываете своего заместителя на разговор, затем вместе с ним идете разбираться к начальству. (2)
2. Вы пообещали коллеге свою помощь в решении какой-то проблемы, но забыли об этом и...
- сделаете вид, что никому ничего не обещали; (0)
- извинитесь и скажете, что свое обещание обязательно выполните; (2)
- заявите, что завалены делами и не можете помнить обо всем на свете. (1)
3. Вас пригласили в госте к коллеге. Неожиданно к вам пришел друг. Вы…
- позвоните коллеге, извинитесь и скажете, что не сможете прийти; (1)
- пойдете вместе с другом (подругой); (0)
- несмотря ни на что, все равно пойдете в гости к пригласившему вас человеку. (2)
4. Проспав, вы опоздали на работу. Ваши действия...
- осторожно проскользнете в офис, надеясь, что начальство не заметит вашего опоздания. Если все же заметит, честно признаетесь, что проспали; (1)
- постараетесь придумать какую-нибудь правдоподобную историю, оправдывающую ваше опоздание (заболел кто-то из близких, автобус сломался и т. п.); (0)
- позвоните шефу из дома и заранее предупредите о своем опоздании. (2)
5. Задерживаетесь ли вы на работе сверхурочно?
- да, если это необходимо; (2)
- да, но потом вы обязательно требуете отгул; (1)
- нет, если вы что-то не доделали, то оставляете это на следующий день. (0)
6. Шеф в командировке, ваш непосредственный начальник внезапно заболел. Однако срочное дело нужно обязательно выполнить, и, кроме вас, его сделать больше некому. Вы...
- нервничаете, боитесь, что наделаете ошибок, поэтому ждете, пока кто-то из вышестоящих появится на работе; (1)
- возьмете все в свои руки и начнете заниматься этим делом; (2)
- даже и думать о нем не будете: это не входит в ваши полномочия. (0)
От 9 до 12 баллов. На вас можно положиться, и начальство ценит это. Вы способны контролировать ситуацию, самостоятельны и можете действовать принимать решения без указаний шефа. Вам нетрудно просчитать все последствия собственных действий. Только не кичитесь своей ответственностью перед другими, ведите себя скромно и спокойно, не подчеркивайте, что способнее других. В любом коллективе да найдутся завистники.
От 5 до 8 баллов. Вы — хороший, исполнительный работник, однако, если нужно взять на себя ответственность, принять самостоятельное решение, вам становится не по себе. Боитесь вы потому, что не уверены в своих возможностях, деловых способностях и профессиональных навыках. Вы опасаетесь идти на риск, но ведь известно, что не ошибается тот, кто не работает. Если вы станете более уверенным и решительным человеком, то добьетесь многого.
От 0 до 4 баллов. Начальство и коллеги не считают вас человеком ответственным. Вам не поручают важные дела, потому что вы можете все провалить. Если хотите изменить мнение о себе, старайтесь чаще предлагать коллегам свою помощь, даже если нужно выполнить очень неинтересную, рутинную работу. Так вы покажете, что стремитесь работать в коллективе, и вам начнут больше доверять, а вы приобретете больше уверенности в себе.
Список литературы:
- Долгополова А.Д. Методы и методики воспитания ответственности у детей дошкольного возраста/ Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И.Носова, 2015.
- 2012г., Информационно-психологический центр «Белый слон»
- Г.Е. Акимова, Е.В. Федорова, В.Н. Яковлева, Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет / СПб.: Речь, 2002.
- Ю.В. Василькина, Воспитание ответственности. Мама и малыш, 2007, №11.
- А.В. Шестакович, Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье / Шестакович А.В. – Москва: Книжный мир, 2001. – 98 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как воспитать чувство ответственности
Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Считается,...
Консультация дл родителей "Здоровье ребёнка - ответственность родителей!"
Родители рожают ребенка не как биологический объект, который сам способен взрастить в себе разумного и порядочного человека. Ребенок – это ангел, которого нужно адаптировать к этой жизни, чтобы жизнь ...
Как научить ребёнка ответственности.
Советы психолога, что надо делать, чтобы помочь своим детям преуспеть в жизни, стать самостоятельными и успешными людьми....
Как воспитать у ребёнка ответственность:3 главных принципа
В статье раскрываются 3 главных принципа воспитания ответственности,конкретизируется понятие "ответственность".Указаны характерные черты традиционного воспитания этого качества и представления ...
Консультация для родителей «Здоровье ребёнка – ответственность родителей!»
laquo;Здоровье ребёнка – ответственность родителей!»...
Вежливые слова для ребёнка. Как воспитать ребёнка вежливым?
Все родители стремятся научить ребенка вести себя вежливо, объясняют, как важно производить приятное впечатление на окружающих. Некоторые дети легко, просто и быстро усваивают правила поведения, а у д...
Консультация «7 правил, которые помогут Вам воспитать ребёнка ответственным человеком»
Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, или, иными словами, прогнозировать результаты своих действий. И ребенок может приобрести это качество при помощи родителей и ближайшег...