Проект по поисково-исследовательской деятельности "Как человек использует дары природы"
проект (средняя группа) на тему
Актуальность . Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Проект позволяет формировать у детей новые знания и умения, полученные в экспериментальной деятельности со взрослым, которые становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 31.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
Проект – «Как человек использует дары природы».
Образовательная область «Познание». ФЦКМ.
Деятельность – поисково-исследовательская – экспериментирование.
Возраст: 4- 5 лет.
Тип проекта долгосрочный
Время проведения - 2016-2017 учебный год
Участники проекта - дети средней группы, родители, педагоги;
Интеграция областей: «познание», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».
Актуальность . Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Проект позволяет формировать у детей новые знания и умения, полученные в экспериментальной деятельности со взрослым, которые становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Гипотеза: человек использует природный материал в своём мире, преобразуя его, основываясь на его свойства и качества.
Цель: развитие собственной активности детей, стимулируемой взрослым, которая становится достоянием самого ребёнка.
Задачи:
- Развивать мыслительную активность и творческие способности;
- Воспитывать бережное отношение к предметам окружающего мира;
- Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;
- Организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей;
- Формировать представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня, дерева, ткани;
- Учить применять полученные знания в жизни.
Предполагаемый результат:
- Владеет понятиями: воздух, металл, пластмасса, дерево, резина, ткань, камень, стекло;
- Называет свойства и качества предметов окружающего его мира;
- Устанавливает связи между материалом предмета и способом его применения;
- Проявляет интерес к предметам окружающего мира.
Структура проведения экспериментирований
- Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи).
- Выдвижение предложений (гипотез) отбор, способы проверки.
- Проверка гипотез.
- Подведение итогов, вывод.
- Фиксация результатов (используется журнал).
- Вопросы детей.
Обеспечение проектной деятельности:
Материально техническое обеспечение – РППС
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности:
- приборы-помощники: лупы, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл, резина);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;
- утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др. ;
- прочие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Учебно-методический комплекс
Диагностика уровней развития детей поисково-исследовательской деятельности:
Проводится по следующим показателям и критериям.
- Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- Предлагает возможные решения;
- Проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- Делает выводы в соответствии с результатами проверки;
- Применяет выводы к новым данным;
- Делает обобщения.
Этапы осуществления проектом.
1 этап - Подготовительный | Организация и проведение мониторинга, определение цели и задач проекта |
2 этап - Основной | Реализация проекта: проведение занятий. |
3 этап – Итоговый | Организация и проведение мониторинга; Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. |
Перспективное планирование
Дата проведения | Участники | Место проведения | Тема занятия | Задачи | Ответственный | Форма проведения |
05.09. 2016 12.09. 2016 19.09.2016 26.09.2016 | Все дети. | Площадка Группа. | «Что нас окружает» «Откуда пришла бумага» «Какая разная бумага» | Исследование: из чего сделаны наши игрушки. Познакомить с разными видами бумаги и её качествами» Исследование свойств и качеств бумаги во время игровой деятельности, в исследовательской деятельности в группе. Прошлое бумаги. – Беседы в повседневной жизни. | Воспитатель Черенева И.М. | Эсккурсия Занятие Эксперимент |
03.10.2016 10.10.2016 17.10.2016 24.10.2016 | Все дети. | Группа. | «Где ты, воздух?» «Воздух-воздух». «Растения- источник кислорода». «Где прячется воздух в человеке» | Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать словарь: кислород, невидимый, прозрачный; воспитывать бережное отношение к природе; Закрепить знания о том, что дыхание – основа жизни, об основных функциях носа; Способствовать освоению детьми первичных приемов дыхательной гимнастики и правил основного дыхания; Способствовать воспитанию основ культуры здорового образа жизни | Воспитатель Черенева И.М. | Занятие |
07.11. 2016 14.11. 2016 21.11. 2016 28.11. 2016 | Все дети. | «Дерево умеет плавать» «История металла» «В мире ложечки» «Приключения карандаша» | Поиск предметов из дерева и металла, дети устанавливают: почему этот предмет из дерева, а этот – из металла, основываясь на их качества. формировать понятие о том, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие нет; познакомить со свойствами дерева, металла; учить детей проводить элементарные опыты; учить соотносить предметы к природному или рукотворному миру; Устанавливать причинно-следственные связи между предметом и возможностями человека; Воспитывать уважительное отношение к людям тяжелых профессий: кочегар, сталевар, шахтер. | Воспитатель Черенева И.М. | Занятие | |
05.12. 2016 12.12. 2016 19.12. 2016 26.12. 2016 | Все дети. | «Откуда берётся ткань» «В мире ткани» «Я швея» «История пуговицы» | Выясняют почему эта вещь сшита из такой ткани, основываясь на качества ткани. У детей в доступе кусочки разных тканей, которые они могут рвать, резать, нюхать, мочить и др. Познакомить с разными видами тканей; Обратить внимание на отдельные свойства; побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием ткани и временем года; воспитывать бережное отношение к одежде. | Воспитатель Черенева И.М. | Занятие | |
09.01. 2017 16.01.2017 23.01.2017 | Все дети. | В гостях у воды Капитошка в гостях у ребят Украсим ёлочку | Наблюдение, исследование свойств и качеств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Расширять знания детей о свойствах воды; Обогащать лексику детей словами признаками, родственными словами; Развивать диалогическую речь детей; Развивать тактильные ощущения; Формировать познавательную активность при экспериментировании со льдом. | Воспитатель Черенева И.М. | Занятие | |
.02. 2017 .02. 2017 02. 2017 .02. 2017 | Все дети. | В мире стекла Стеклянный город Чем был, чем стал Хорошо - плохо | Исследование свойств и качеств стекла во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Помочь выявить свойства стекла(прозрачное, цветное, прочное, гладкое); Воспитывать бережное отношение к вещам; Развивать любознательность; Активизировать словарь: прозрачный, цветное, прочное, гладкое; Развивать логическое мышление (соотнести к неживой природе и рукотворному миру). | Воспитатель Черенева И.М. | Занятие | |
.03. 2017 .03. 2017 .03. 2017 .03. 2017 | Все дети. | Где вода Посадим дерево Глиняные игрушки Построим домик | Исследование свойств песка, глины, камня во время игровой деятельности на прогулке. Беседы о жизни людей в прошлых веках. Выяснить свойства ваты и камня; Определить их качества (твердый и мягкий); Закреплять умения находить твердые и мягкие предметы на ощупь; Расширять представления о строительных профессиях; Закрепить навыки экспериментирования. | Воспитатель Черенева И.М. | Занятие | |
.04. 2017 .04. 2017 .04. 2017 .04. 2017 | Все дети. | Узнай о себе шарик На чём полетят человечки В мире пластмассы Незнайкин клад | Исследование свойств и качеств резины и пластмассы во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Воспитатель Черенева И.М. | Занятие | |
.05. 2017 .05. 2017 .05. 2017 | Все дети. | В музее вещей В мире материала Кому нужен материал Что из чего будет | Закрепление изученного. Угадай что из чего сделано. | Воспитатель Черенева И.М. | Занятие |
Литература:
- Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы» .- М.: Сфера, 2010.
- Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» . – М.: Сфера, 2010.
- Открытые мероприятия для детей средней группы детского сада. – Воронеж, 2014.
- Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac145.htm
- Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex46.htm
- Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac145.htm
- Алябьева Е.А. «Сказки о предметах и их свойствах»
- Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. «Детское экспериментирование» - М.: Сфера, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по поисково-исследовательской деятельности «ПЫТЛИВЫЙ ПОИСКОВИЧОК»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и...
Сообщение из опыта работы «Планирование поисково – исследовательской деятельности и основ безопасности в природе
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность...
Проект по поисково-исследовательской деятельности "Волшебница- соль" для старшей группы
ВведениеАктуальность:Дети- пытливые иссл...
Планирование поисково - исследовательской деятельности и основ безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворять присущую ему любознательность...
Проект «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка - детский сад №16 «Петушок» Проект«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольн...
Проект " По поисково-исследовательской деятельности в старшей группе"
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игр...
Проект "По поисково-исследовательской деятельности в старшей группе" (фотоотчет)
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игр...