Проект «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»
проект (средняя группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №16 «Петушок»
Проект
«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»
Автор: Осипова Т.М.,
воспитатель
Средняя группа
Дата начала работы: сентябрь 2020г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2021г.
Пояснительная записка
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»
А.Энштейн
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым:
«Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Паспорт проекта
Вид проекта: поисково-исследовательский.
Сроки проекта: долгосрочный. Проект рассчитан на один год для детей подготовительной к школе группы.
Участники проекта: воспитатель группы, средней группы, родители воспитанников.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Актуальность
«Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю».
Конфуций.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. В работах отечественных педагогов Н. Н. Поддьяковой, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говориться, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».
Выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект входе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно — исследовательскую функцию, создавая условия, раскрывается содержание данного объекта.
Однако, тема экспериментирование не достаточно хорошо представлена в методической литературе, поэтому она актуальна на сегодняшний день и требует предварительной подготовки, то есть начиная с младшей группы, усложняя деятельность, заканчивая подготовительной группы.
Дети дошкольного возраста активно обращаются к опытам и экспериментам. Им нужно помочь перейти от совместного к самостоятельному познанию окружающего мира через поисково-исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
В поисково–исследовательской деятельности детей расширяется словарный запас детей, развивается умение верно строить диалоги, положительно влияет на развитие связной речи, дает детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения.
Эксперименты мы можем проводить не только в детском саду, но и дома в кругу семьи вместе с родителями.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для исследовательской активности детей;
2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
3. Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.
Содержание реализации проекта:
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Развлечения.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Целевая прогулка.
Структура проведения игры–экспериментирования:
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так?);
ситуация выбора.
Объект исследования: познавательно-исследовательская в ДОУ и дома.
Гипотеза:
Уровень развития познавательных интересов у воспитанников будет наиболее высоким, если:
дошкольник будет использовать опытно-экспериментальную деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) - как сквозной механизм развития детей старшего дошкольного возраста;
организует развивающую предметно-пространственную среду для детского экспериментирования и самостоятельного применения детьми полученных знаний;
создаст условия для участия родителей (законных представителей) в опытно-экспериментальной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной
Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.
3 этап – заключительный
Определить эффективность проведенной работы
Провести анализ полученных результатов.
№ п/п | Содержание | Сроки | ответственный | ||
| I этап. Подготовительный | ||||
1 | Изучить и проанализировать методическую литературу по теме | Сентябрь | Осипова Т.М. | ||
3 | Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности | Сентябрь | Осипова Т.М. | ||
| II этап. Основной | ||||
2 | Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей | Сентябрь-Май | . Осипова Т.М. | ||
| III этап. Заключительный | ||||
1 | Определить эффективность проведённой работы | Май | . Осипова Т.М. | ||
2 | Провести анализ полученных результатов | Май | Осипова Т.М. | ||
Ожидаемый результат:
повышение уровня познавательной активности детей подготовительной группы,
формирование у детей уверенность в себе и своих силах,
развитие мыслительные операции и творческие способности,
предоставить возможность личностного роста ребенка,
обогатить предметно - развивающую среду в группе.
Литература
Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.
Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. -М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eksper.dokument_microsoft_office_word.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №16 «Петушок»
Проект
«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»
Автор: Осипова Т.М.,
воспитатель
Средняя группа
Дата начала работы: сентябрь 2020г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2021г.
Пояснительная записка
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»
А.Энштейн
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым:
«Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Паспорт проекта
Вид проекта: поисково-исследовательский.
Сроки проекта: долгосрочный. Проект рассчитан на один год для детей подготовительной к школе группы.
Участники проекта: воспитатель группы, средней группы, родители воспитанников.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Актуальность
«Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю».
Конфуций.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. В работах отечественных педагогов Н. Н. Поддьяковой, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говориться, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».
Выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект входе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно — исследовательскую функцию, создавая условия, раскрывается содержание данного объекта.
Однако, тема экспериментирование не достаточно хорошо представлена в методической литературе, поэтому она актуальна на сегодняшний день и требует предварительной подготовки, то есть начиная с младшей группы, усложняя деятельность, заканчивая подготовительной группы.
Дети дошкольного возраста активно обращаются к опытам и экспериментам. Им нужно помочь перейти от совместного к самостоятельному познанию окружающего мира через поисково-исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
В поисково–исследовательской деятельности детей расширяется словарный запас детей, развивается умение верно строить диалоги, положительно влияет на развитие связной речи, дает детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения.
Эксперименты мы можем проводить не только в детском саду, но и дома в кругу семьи вместе с родителями.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для исследовательской активности детей;
2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
3. Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.
Содержание реализации проекта:
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Развлечения.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Целевая прогулка.
Структура проведения игры–экспериментирования:
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так?);
ситуация выбора.
Объект исследования: познавательно-исследовательская в ДОУ и дома.
Гипотеза:
Уровень развития познавательных интересов у воспитанников будет наиболее высоким, если:
дошкольник будет использовать опытно-экспериментальную деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) - как сквозной механизм развития детей старшего дошкольного возраста;
организует развивающую предметно-пространственную среду для детского экспериментирования и самостоятельного применения детьми полученных знаний;
создаст условия для участия родителей (законных представителей) в опытно-экспериментальной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной
Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.
3 этап – заключительный
Определить эффективность проведенной работы
Провести анализ полученных результатов.
№ п/п | Содержание | Сроки | ответственный | ||
| I этап. Подготовительный | ||||
1 | Изучить и проанализировать методическую литературу по теме | Сентябрь | Осипова Т.М. | ||
3 | Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности | Сентябрь | Осипова Т.М. | ||
| II этап. Основной | ||||
2 | Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей | Сентябрь-Май | . Осипова Т.М. | ||
| III этап. Заключительный | ||||
1 | Определить эффективность проведённой работы | Май | . Осипова Т.М. | ||
2 | Провести анализ полученных результатов | Май |
Ожидаемый результат:
повышение уровня познавательной активности детей подготовительной группы,
формирование у детей уверенность в себе и своих силах,
развитие мыслительные операции и творческие способности,
предоставить возможность личностного роста ребенка,
обогатить предметно - развивающую среду в группе.
Литература
Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.
Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. -М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М.: ТЦ «Сфера», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)
В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
в индивидуальном плане по самообразованию воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...
Консультация для воспитателей "Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования "
Консультация "Развитие позавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе зкспериментирования "...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Консультация для педагогов "Развитие позновательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе эксперементирования"...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
laquo;Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»...
Методическая разработка "«Развитие поисково – исследовательской дея-тельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного образования младших школьников. Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериме...
Проект "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
Проект "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"...