Творческая студия "Голос" Организованная образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития с детьми 6-7 лет
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Бочкарёва Ирина Николаевна

Организованная образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития с детьми 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект31.29 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО  

Музыкальный руководитель:

Бочкарёва Ирина Николаевна

Воспитатель: Крючкович Наталья Александровна

Место работы   (наименование дошкольного образовательного учреждения)

Муниципальное бюджетное дошкольное   образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 28» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Возрастная  группа

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Образовательная  область

«Художественно-эстетическое развитие»  

Тема НОД

Творческая студия «Голос»

Цель НОД

Создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей и приобщение дошкольников к вокальному и изобразительному искусству.

Использованная образовательная программа

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы;

«Ладушки» И.Н.Каплунова, И. Новоскольцева;

Региональная  программа дошкольного  образования. Р.К. Шаехова

Программное содержание

Обучающие   задачи:

- продолжать знакомить с упражнениями и играми для развития вокальных навыков;

- учить петь осмысленно и выразительно;

- закрепить  элементарные музыкальные понятия: ритм, ансамбль;

- познакомить с нетрадиционными техниками рисования.

Развивающие:

- развивать интерес к вокальному искусству и нетрадиционным видам техники рисования;

- развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать чёткую, ясную певческую дикцию;

- развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память;

- развивать певческие навыки и умения;

-развивать мышление, зрительное  и  слуховое   внимание, речь;

-развивать музыкально-художественное творчество.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности;

- воспитывать умение петь в ансамбле и умение взаимодействовать со сверстниками;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие» - формировать представления о здоровом образе жизни, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия.

«Социально-коммуникативное развитие» - развитие эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к  сверстникам и взрослым, развивать умение договариваться, формировать готовность к совместной деятельности.

«Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, формирование звуковой культуры речи, выработка качественных движений органов артикуляции, развитие координации речи с движением.

«Познавательное развитие» - ознакомление с понятиями: ритм, ансамбль, дикция. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования: раздувание краски трубочкой, создание песчаных картин.

Дидактическое   обеспечение занятия

Использование мультимедийного оборудования, ноутбук, фортепиано, шумовые инструменты, зеркала, дидактическое пособие «Цветы и бабочки», цветной картон, акварельные краски, трубочки, клей-карандаш, цветной песок, сценические костюмы: колпачки для гномиков, крылья для бабочек.  

Структура занятия

1.Вводная часть (5 мин.)

Цель: создание интереса, эмоционального настроя на деятельность.

2. Основная часть (22 мин.)

Цель: реализация задач программного содержания.

Методические приемы:

- Техника раздувания краски трубочкой

- Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

- Ритмическое упражнение «Барабан»

- Ритмическая танцевальная разминка «Тучка»

- Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

- Игра со скороговоркой «Бык-бычок»

- Фонопедическая игра «Поющие бабочки»

- Использование авторского многофункционального игрового пособия «Цветы и бабочки»

- Упражнение на выработку певческой установки «Петь приятно и удобно»

- Игровое распевание «Похлопаем в ладоши»

- Работа над песней

- Рефлексия: создание «песчаных» картин

3.Заключительная часть (3 мин)

Цель: подведение  итогов занятия.

Использованная литература

- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009г.

- Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей, М., 2009г.

- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, М., 2008г.

- Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры, СПб, 1999 г.

- Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет, Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008г.

- Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Издательство «Музыкальная палитра», 2008г.

- Лыкова И.А.  Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие, 2011г.

- Евтодьева А.А. «Учимся петь и танцевать, играя», Калуга, 2007г.

- Орлова Т.М., Бекина С.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет,  М., 1988 г.

- Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников, Волгоград, 2009г.

- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, М., Издательство ''Прометей'', 1992г.

- Тарасова К. статья «К постановке детского певческого голоса»/ «Музыкальный руководитель» №1-2005г.

- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

Этапы работы

Вводная часть

Дети под музыку заходят в зал.

Вос-ль. Ребята, посмотрите сколько сегодня гостей в зале. Поздоровайтесь.

М.р. Здравствуйте, ребята, я рада нашей новой встрече! Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и подарим всем  хорошее настроение.

Музыкальное приветствие «Здравствуй, небо голубое» М.Л. Лазарев

М.р. Присаживайтесь на стульчики, и внимание на экран (на экране  заставка мультфильма на песню «Как  кричит крокодил). Вы узнали этот мультфильм? Правильно, это мультфильм на шуточную песню «Как кричит крокодил», который мы с вами создали вместе в мультстудии с помощью ваших рисунков и вашего исполнения. А сегодня я вас хочу пригласить в другую студию. Посмотрите на экран. (На экране музыкальная заставка телепередачи проекта «Голос-дети»). 

Вы узнали эту телепередачу? Конечно, это известный всем проект «Голос - дети». Кто-нибудь смотрел эту передачу? А вам нравится, как там поют дети?  Да, это настоящие певцы и артисты. Но чтобы стать хорошим певцом, нужно очень многому научиться. И сегодня я приглашаю вас в студию проекта «Голос». Но для того, чтобы вам оказаться на сцене, необходимо пройти подготовку в творческих студиях. А наши гости побудут в роли наставников и будут нам помогать своими полезными советами. Согласны?

Основная часть

М.р. Начинаем нашу экскурсию, и я приглашаю вас в первую студию (на экране надпись – Студия «Развивалочка». Дети проходят к столу, на котором лежит большой лист бумаги, краски и трубочки).

М.р. Мы с вами в студии «Развивалочка». Здесь мы будем развивать, тренировать наши лёгкие. А для чего нужно тренировать лёгкие? (Ответы детей: чтобы не болеть, хорошо дышать, легко дышать, когда мы поём). Конечно, чтобы наши лёгкие были здоровыми, и мы могли  легко дышать во время пения.

Вос-ль. Посмотрите, перед вами лежит лист бумаги. На нём жидкие пятна краски. Сейчас мы будем рисовать, раздувая краску трубочкой в разных направлениях, и тем самым, развивать силу вдоха и выдоха. Напоминаю, что вдох должен быть быстрым и глубоким, а выдох медленным (дети выполняют дыхательную гимнастику)

Раздувание краски трубочкой

Вос-ль. Вот такая необычная картина у нас получилась и если внимательно на неё посмотреть, то можно пофантазировать и увидеть на ней какие-то интересные изображения.

М.р. Ребята, во время пения очень важно правильно дышать. Напомните мне, пожалуйста, как мы берём дыхание? (Ответы детей: через нос, плечи не поднимаем, воздух идёт в живот, живот надувается как шарик, вдох быстрый, бесшумный и глубокий). Поиграем в игру «Воздушный шарик». По моей руке надуваем шарик – делаем короткий вдох через нос, задерживаем дыхание, и шарик быстро лопается на звук «с». Следите за моей рукой (жесты руками). А теперь в шарике образовалась маленькая дырочка, теперь мы будем выдыхать медленно.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

М.р. Приглашаю вас в следующую студию «Игроритмика» (на столе лежат шумовые инструменты). Ребята, что вы здесь видите? (ответы детей: шумовые инструменты). Как вы думаете, что мы будем делать в этой студии? (Ответы детей: играть на инструментах). Здесь мы будем развивать ритмический слух. В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Что такое ритм? (Ответы детей: чёткость, выразительность, чередование звуков) Верно, это чёткое равномерное чередование звуков. А, какие звуки бывают? (Долгие и короткие). Вот сейчас мы эти звуки постараемся ритмично передать в песенке «Барабан». Сначала, прохлопаем ритм в ладоши, а затем поиграем на шумовых инструментах.

Ритмическая игра «Барабан»

М.р. А теперь я вам предлагаю передать ритм в движении и приглашаю вас на ритмическую танцевальную разминку «Тучка». Постарайтесь станцевать красиво, ритмично, чётко под музыку выполняя все движения.

Ритмическая разминка «Тучка»

Вос-ль. Пройдёмте в следующую студию, которая называется «Игралочка».  Посмотрите, как вы думаете для чего здесь зеркала? (Ответы детей: чтобы смотреться в зеркало, играть с язычком, губками, зубками, делать гимнастику для язычка).  Правильно, мы будем делать гимнастику для язычка. А для чего это нам нужно? (Ответы детей: чтобы чётко и ясно проговаривать слова и звуки, чтобы хорошо говорить, чтобы легко петь). Правильно, чтобы у вас была хорошая дикция. А что такое дикция? Дикция – это чёткое и ясное произношение слов и звуков. Если у вас будет хорошая дикция, зрителям будет понятно, о чём вы поёте.  Возьмите каждый себе зеркало и поиграем в игру «Улыбка».

Артикуляционная гимнастика «Улыбка» (на фоне песенки «Улыбка» дети выполняют гимнастику)

Все растянем губы – будем улыбаться,

Сложим губы трубочкой – стали обижаться.

Снова улыбаемся, снова удивляемся.

Широко открыли рот – стали восхищаться,

Рот похож на букву «О» - стали удивляться.

Снова восхищаемся, снова удивляемся.

Сложим губы трубочкой, как будто пятачок,

Двигаем им вправо-влево, вправо-влево,

А теперь – кружок.

Покусали язычок, стал толкать он щёчкам в бок.

Чтоб иметь красивую улыбку,

Чистим зубы язычком,

Вот теперь другое дело, улыбаемся все смело!

М.р. Молодцы! А что ещё нужно делать певцам и артистам, чтобы у них была хорошая дикция? (Ответы детей: учить скороговорки). Давайте споём нашу любимую скороговорку про бычка. (Дети исполняют 1 раз). А сейчас давайте попросим наставников показать нам мастер – класс (поют наставники). Спасибо! Ну а сейчас поют снова дети. Предлагаю спеть песенку с разным настроением. Изобразите весёлого бычка, грустного, сердитого (групповое и индивидуальное пение)

Песенка-игра со скороговоркой «Бык-бычок»

Вос-ль. Ребята, что ещё вы видите в студии «Игралочка» (Ответы детей: бабочки и цветочки). Сейчас мы поиграем в  игру «Поющие бабочки». Превращаемся в цветы и бабочки. Возьмите, кому что нравится. Цветочки, вставайте в круг – это будет полянка для бабочек. А, бабочки, занимайте места на цветочках (воспитатель задаёт детям вопросы на татарском языке: Син кем? Нинди күбәләк? Ә син кем? Нинди чәчәк?)

М.р. Ребята, пока звучит музыка, бабочки будут перелетать с цветка на цветок и петь песенку на звук «А». Когда бабочка летит, она поёт высоким голосом, а приземляясь на цветок, поёт низким. А чтобы бабочки перелетали дружно, следите за моей рукой.

Фонопедическая игра «Поющие бабочки»

М.р. Переходим в следующую студию «Распевалочка» (дети садятся на стульчики около пианино). Ребята, кто из вас знает, для чего нужно распеваться перед пением? (Ответы детей: чтобы не сорвать голос, настроить, подготовить голос, разогреть связки). Напомните мне, как должен сидеть и стоять певец во время пения. Давайте вспомним и об этом споём.

Распевка «Петь приятно и удобно»

М.р  Ребята, не забывайте об этих правилах, потому что это тоже очень важно в пении. Ну и споём распевку «Похлопаем в ладоши»

Распевка «Похлопаем в ладоши»

М.р. Ну вот  мы с вами прошли подготовку в творческих студиях, и у нас, я думаю, получится хороший ансамбль. Ребята, а что такое ансамбль? (Ответы детей) Правильно, это когда несколько людей поют или танцуют вместе. А как нужно петь в ансамбле? (Ответы детей: вместе, слаженно, каждый должен слушать друг друга, не выкрикивать). А какую песню вы бы хотели исполнить на сцене проекта «Голос»? (Ответы детей). Предлагаю спеть нашу любимую шуточную песню «Гном и бабочка». Но для начала мы устроим небольшую репетицию.  Подойдите все к инструменту.  Ребята, в этой песенке в припеве есть сложные скачки  мелодии. Давайте постараемся спеть их чистенько и будем рукой себе помогать.   (Поют припев, сопровождая пение рукой). А что бы вы добавили в ваше выступление, чтобы оно было интересным? (Ответы детей: выразительности, эмоций, творчества, движения, сценические костюмы, артистичности, игры). Проходите  в костюмерную, выберите себе сценический костюм, и мы ждём вас на сцене. (Дети надевают атрибуты). Артисты готовы? Тогда на сцену! И помните, что вы теперь артисты и выступаете перед зрителями. Постарайтесь передать весёлое и шутливое настроение. Спойте так, чтобы все наставники оценили ваше выступление громкими аплодисментами. (Дети инсценируют песню)

Песня «Гном и бабочка» сл. А.Хайта, муз. Б.Савельева

М.р. Спасибо вам, мои маленькие певцы, вы выступили очень хорошо. А теперь переодевайтесь и возвращайтесь к нам (Дети снимают костюмы). Вам понравилось наше игровое путешествие на проект «Голос»? Но это ещё не всё.

Вос-ль. Сейчас мы приглашаем вас в студию художественного творчества «Закреплялочка»

Дети, вы выполняли много различных упражнений и игр для развития вокальных навыков. В этой студии перед вами лежат картинки, которые вам сейчас напомнят о том, чем мы сегодня с вами занимались. Выберите то, что вам сегодня больше всего понравилось и запомнилось (Дети подходят к рисункам)

Эти картинки я предлагаю вам  раскрасить с помощью клея и разноцветного песка.

Обращаю внимание детей на ящик с разноцветным песком.

Ваша задача сначала нанести на рисунок клей толстым слоем, а затем положить картинку в ящик с песком изображением вниз. Слегка похлопать, чтобы песок лучше приклеился. Поднять картинку над ящиком, тихонечко стряхнуть  и показать всем.  Работать нужно аккуратно.

А сейчас приступайте к работе (дети выполняют).

Заключительная  часть

 По окончании творческой деятельности дети показывают всем свои рисунки и коротко рассказывают о том, что им больше всего понравилось и запомнилось.

Вос-ль. Какая замечательная выставка у нас получилась! И на ней отражены все игры и упражнения, которые сегодня помогли вам стать настоящими артистами. А чтобы и гости не забывали, мы подарим им наши впечатления.

М.р. Ребята, я  думаю, что еще не раз мы заглянем в эти творческие студии. А может кто-то из вас в будущем станет участником проекта «Голос» И мы его увидим на большой сцене на телеэкране. А теперь попрощаемся с гостями (Дети прощаются и уходят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровой образовательный ресурс по художественно-эстетическому направлению развития ребенка

Данный ЦОР по художественно-эстетическому направлению развития ребенка. Нетрадиционные музыкальные инструменты....

Цифровой образовательный ресурс по художественно-эстетическому направлению развития ребенка

ЦОР по художественно-эстетическому направлению развития ребенка...

Мастер-класс (для воспитателей) «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности в рамках реализации ФГОС ДО».

laquo;Красная гвоздика-символ памяти, символ Победы».(Развитие творческого мышления и воображения на основе знакомства с технологией изготовления изделий из бумажных салфеток.)...