КОНСПЕКТ НОД по теме «Традиции гостеприимства народов России»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре.
Задачи:
1. Образовательные: Формировать представления детей о культуре гостеприимства народов населяющих Россию.
2. Развивающие: обогащать словарь детей выражениями: «гостеприимство», «многонациональность». Закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста.
3.Воспитательные: воспитывать детей в духе доброжелательного отношения к людям разных народов; уважительное отношение к хлебу; гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistovik.docx | 39.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад № 102 г. Томск
Проверил: Утверждаю:
Старший воспитатель МАДОУ № 102 Заведующий МАДОУ № 102
_____________ И. И. Синогина _____________ О.В. Кузнецова
«_____» _______________ 2016г «____» ____________2016г
КОНСПЕКТ
НОД по теме «Традиции гостеприимства народов России»
В подготовительной группе № 07
Воспитатель: Лазарева О.А.
Батурина В. В.
г. Томск 2016
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе №07
по теме «Традиции гостеприимства народов России»
Автор конспекта НОД: Лазарева О.А , Батурина В.В. воспитатели МАДОУ №102 г. Томска
Проверил: старший воспитатель Синогина И.И./ ______________ Дата «____»____________________ 2016 г.
Приоритетная образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»
Цель: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре.
Задачи:
1. Образовательные: Формировать представления детей о культуре гостеприимства народов населяющих Россию.
2. Развивающие: обогащать словарь детей выражениями: «гостеприимство», «многонациональность». Закрепить умения детей изготавливать хлебобулочные изделия из соленого теста.
3.Воспитательные: воспитывать детей в духе доброжелательного отношения к людям разных народов; уважительное отношение к хлебу; гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе.
Методы и приемы:
1.Словесные: рассказ педагога и детей о традициях русского гостеприимства. Постановка перед детьми учебно-познавательной задачи, беседа с элементами диалога, художественное слово.
2.Наглядные: демонстрация наглядных пособий (хлеб народов других национальностей, тематические картинки); герои в русских народных костюмах.
3.Практические: показ трудовых приемов при лепке из соленого теста хлебобулочных изделий.
4. Игровые: создание игровой ситуации, загадывание и отгадывание загадок.
Образовательные области в интеграции:
ОО «Познавательное развитие»: формирование представления детей о русскогом гостеприимстве и обычаям народов других национальностей.
ОО «Речевое развитие»: владение речью как средством общения, обогащению активного словаря: разучивание стихов частушек, пословиц, загадок.
ОО «Художественно»: эстетическое развитие»: лепка из соленого теста.
ОО «Физическое развитие»: музыкальная динамическая пауза, пальчиковая игра.
Развивающая предметно-пространственная среда: Реквизит для занятия - самовар, баранки, колосья пшеницы. Хлеб национальной кухни ( русской, армянской, турецкой, татарской). Каравай, соль, рушник, народные костюмы, тематические картинки, соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, фартуки.
Литература:
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016. – 352 с.
- О.Н. Корепанова, Л.С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством»
- Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая и подготовительная группы) / ЦГЛ Москва 2004.
- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа» ООО « Карапуз дидактика» Москва 2008.
- Интернет - ресурсы.
Структура НОД | Содержание НОД | Образовательная область | Форма работы |
Вводная часть | Приветствие гостей: Воспитатель 1: Здравствуйте люди добрые. Ребенок: Добро пожаловать к нам в гости. Ребенок: Милости просим Для каждого найдется доброе словечко И теплое местечко. Ребенок: В осенний денек Вьется за окном дымок Солнце светит к нам в окно А в избе гостей полно. Ребенок: Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом Встретить щедро от души С уважением большим То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем. ( девочка держит хлеб- соль на рушнике) Ребенок: Он на блюде расписном С белоснежным рушником С караваем соль подносим Поклоняясь, отведать просим. Дети вручают хлеб – соль гостям, кланяются в пояс. Воспитатель 1: Ребята, а вы любите ходить в гост? К кому? Зачем? Ответы детей: (навестить родственников, поделиться новостями, побеседовать, повеселиться отдохнуть, попить чая)
Воспитатель 1: Сегодня мы встретили гостей, соблюдая традиции русского гостеприимства. Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово это – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство. Хлеб и соль всегда сопровождали радостные события, которые происходили в жизни русских людей. Ребенок: Во все времена русские люди любили ходить в гости и встречать гостей, красиво наряжались и украшали свой дом, готовили подарки и угощения. Встречали гостя хлебом – солью, кланялись в пояс. Ребенок: Гость отламывал маленький кусочек хлеба, обмакивал в соль и кушал. Усаживали гостей в красный угол – самое красивое и удобное место в доме. Пили чай из самовара, пели песни, танцевали, водили хороводы. Воспитатель 1: Ребята мы с вами говорим о русском гостеприимстве, но наше общество многонациональное. А знаете ли вы, что обозначает слово многонациональность? Ответы детей (много национальностей, люди разных национальностей живут в нашей стране) Воспитатель 1: И в наш детский сад ходят дети разных национальностей. Аня, Ульяна, Илья, Андрей – русские. Айдемир – киргиз. София течет татарская, казахская и польская кровь. У Левы папа армянин. Все мы разные и у каждого народа есть свои традиции гостеприимства.
Воспитатель 1: Работа Софииной бабушки много лет была связана с Турцией. По возвращению из деловых поездок бабушка рассказывала интересные истории. София поделись с нами услышанным. София Полещук - Турки всегда рады гостям. Встречают гостя у входа, говорят « Добро пожаловать гости дорогие» приглашают в дом, угощают. Главный на столе домашний хлеб и самса. В нашей семье очень любят беляши - это татарское блюдо, их вкусно готовят моя мама и бабушка. Воспитатель 1: Это лето Ульяна Соболева целый месяц отдыхала в Крыму. Может и ты нам что ни будь расскажешь? Ульяна Соболева - В Крыму проживает много армян, это очень гостеприимный народ. Встречают они гостей лавашом с медом и обязательное, национальное блюдо сладкий плов. Воспитатель 1: Бактыбаев Айдемир по два месяца в году живет у бабушки в Киргизии в городе Бишк.
Бактыбаев Айдемир - Я люблю ездить к бабушке у нее всегда много гостей, А на столе нан и борсок. Мама тоже готовит национальные киргизские блюда. Воспитатель 1: Спасибо ребята. Очень интересные рассказы. Давайте вспомним, как хлеб на стол попадает? (Составление детьми кластера (зерно - поле - сбор урожая –мельница-тесто- пекарня- магазин) Воспитатель 1: Да, путь это не простой. И нам пора отдохнуть. Поиграем в игру «В землю зёрнышко попало» В землю зёрнышко попало, (приседают) Воспитатель 2: (в костюме пекаря) Здравствуйте ребята. Я пекарь, решил вас навестить и принести гостинцев. Давайте посмотрим, что же лежит в моей корзинке? (Дети достают хлеб из корзины : русская буханка, лавш, мантыкаш и т.д), Воспитатель 2: читает стихи С.Погорельского «Вот он хлебушек душистый, Вот он – теплый, золотистый. В нем – здоровье, наша сила! В нем – чудесное тепло! Сколько рук его растило, Охраняло, берегло». Воспитатель 1: Каравай, буханка, ловаш …. Много национальностей, много традиций, но у всех есть общее. Что? Ответы детей (Все рады встретить гостей, приготовить угощение. Гостям всегда подают хлеб.) Воспитатель 1: У русского народа есть слова – « Хлеб всей жизни голова». А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе и гостеприимстве? Ответы детей: - Плох обед, коли хлеба нет. - Хлеба ни куска так и в избе тоска. - Хлеб всему голова. - Без соли, без хлеба худая беседа. - Умел гостей звать, умей и угощать. - Чем богаты тем и рады. - Хоть не богат, а гостю рад. - Что есть в печи, все на стол мечи. - Собрался в гости, неси гостинцы в горсти. -Не будет хлеба, будешь без обеда Воспитатель 2: А я знаю вот такую пословицу «Хочешь калачей - трудись». Вы хотите поработать пекарями? Воспитатель предлагает детям пройти на свои места. На детей одеваются фартуки. Воспитатель 2: Давайте представим себе, что мы находимся в настоящей пекарне. Наша пекарня очень тепла, в ней ароматно пахнет. Скоро метель, а у нас тепель. Сегодня мы познакомимся с волшебным материалом (соленое тесто). Каждый из вас придумает, что он вылепит из своего кусочка теста. Для этого отгадать загадки Отгадывание загадок: В день веселых именин, В кусочке сдобного теста Что на сковородку наливают Ответ: (Блины) На шпагате кольца к чаю Средь хлебов продолговатых, Воспитатель 2: Предлагает детям, подумать и выбрать какие хлебобулочные изделия они будут лепить. Практическая работа Воспитатель 2: Давайте познакомимся с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться твердым. Давайте разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто» - Мы тесто месили, мы тесто месили, (Инструкции воспитателя) Дорогие мои ребята, вам необходимо знать правила техники безопасности в мастерской-пекарне. Это стека (показать) – наш основной инструмент, запомните: стекой не размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто,- его замешивают с солью и с клеем. Напомнить различные приёмы лепки. Если дети задумали вылепить:
(Выполнение работы детьми) Итог занятия Воспитатель 1: А сейчас давайте вспомним все, что вы узнали сегодня на занятии нового Ответы детей:
Воспитатель 2: Все ребятки молодцы! Все постарались, налепили много хлебобулочных изделий. Вам понравилось лепить хлеб из соленого теста? Я надеюсь, впереди у вас еще много интересных открытий, секретов, творческих работ . Мне было очень приятно с вами работать. В завершение работы приглашаю ребят вымыть руки. | Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Физическое развитие | Художественное слово Приглашение к началу занятия Рассказ педагога о русском гостеприимстве Рассказы детей из личного опыта |
Основная часть | Физическое развитие | Подвижная игра | |
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | |||
| На шпагате кольца к чаю Это хлеб, но он не наш, Практическая работа Давайте познакомимся с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться твердым как камень. Из него мы выполним разные хлебобулочные изделия. Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто» - Мы тесто месили, мы тесто месили, (Инструкции воспитателя) Дорогие мои ребята, вам необходимо знать правила техники безопасности в мастерской-пекарне. Это стека (показываю) – наш основной инструмент, запомните: стекой не размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто,- его замешивают с солью и с клеем и пищевым красителем. Предлагает детям, подумать и выбрать какие хлебобулочные изделия они будут лепить. Напомнить различные приёмы лепки. Если дети задумали вылепить:
Выполнение работы детьми | Физическое развитие | Показ трудовых приемов педагогом. |
Заключительная часть | 4. Итог занятия А сейчас давайте вспомним все, что вы узнали сегодня нового на занятии. Ответы детей: 1.Люди разных национальностей почитают хлеб. 2.Все люди встречают гостей хлебом. 3.К хлеб нужно бережно относиться . 4.Научились лепить из соленого теста. Все ребятки молодцы! Все постарались, налепили много хлебобулочных изделий. Вам понравилось лепить хлеб из соленого теста? Я надеюсь, впереди у вас еще много интересных открытий, секретов, творческих работ. Мне было очень приятно с вами работать. В завершение работы приглашаю ребят вымыть руки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по теме "Традиции русского народа"
Представляю свой опыт календарно - тематического планирования по теме «Традиции и обычаи русского народа» в средней группе детского сада....
Обобщение опыта по внедрению инновационной работы по теме: "Традиции мордовского народа"
В материале подобраны пословицы и поговорки мордовского народа. Рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект к презентации " Традиции и праздники России" ( по проекту " Моя Россия")
Цель: Познакомить детей с праздниками России ( от древних славян до наших дней).Задачи: · Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа....
Консультация для родителей на тему: "Традиции мордовского народа"
Консультация для родителей на тему: "Традиции мордовского народа"...
Конспект экскурсии в мини-музей "Традиции чаепития народов России" и фотоотчёт
Экскурсия была проведена для детей подготовительных групп в рамках мероприятия, проводимого на муниципальном уровне "Фестиваль народных культур", посвященного Дню народного единства....
Конспект экскурсии в мини-музей "Традиции чаепития народов России"
Экскурсия была проведена для детей подготовительных групп в рамках мероприятия, проводимого на муниципальном уровне "Фестиваль народных культур", посвященного Дню народного единства....
конспект рисования по теме "Одежда" Надежда народов России
Задачи: - закреплять знание детей о женском и мужском народном костюме, о назначении деталей костюма;- расширять представление о цветовом колорите народного костюма, о вышивке (обереге)...