Родительское собрание «Дети у телевизора».
материал (старшая группа) на тему
Форма проведения: семинар с элементами практикума.
Аудитория: родители воспитанников старшей группы.
Количество участников: родителей воспитанников, воспитатель группы, психолог.
Цель: сформировать у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка. Совместно с родителями постараться решить проблему телевизионной зависимости детей и взрослых.
Задачи:
1. Показать влияние телевизионных просмотров на физическое и психическое состояние детей.
2. Доказать важность ответственности родителей за эмоциональное здоровье детей.
3. Познакомить родителей воспитанников с вариантами игр – занятий способными увлечь ребенка в домашних условиях и заменить тем самым просмотр мультфильмов.
Ожидаемые результаты: расширение представлений у родителей о вреде долгого просмотра мультфильмов для детей определенного возраста. Формирование ответственности родителей за эмоциональное здоровье детей. Использование родителями нетрадиционных игр – занятий для детей в домашних условиях.
Информационно-техническое оборудование: ноутбук.
Материалы и оборудование: бейджики для родителей; для игры-ситуации с родителями: презентация с изображениями героев из советских и зарубежных мультфильмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_sobranie_deti_i_televizor.docx | 45.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Дети у телевизора».
Форма проведения: семинар с элементами практикума.
Аудитория: родители воспитанников старшей группы.
Количество участников: родителей воспитанников, воспитатель группы, психолог.
Цель: сформировать у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка. Совместно с родителями постараться решить проблему телевизионной зависимости детей и взрослых.
Задачи:
- Показать влияние телевизионных просмотров на физическое и психическое состояние детей.
- Доказать важность ответственности родителей за эмоциональное здоровье детей.
- Познакомить родителей воспитанников с вариантами игр – занятий способными увлечь ребенка в домашних условиях и заменить тем самым просмотр мультфильмов.
Ожидаемые результаты: расширение представлений у родителей о вреде долгого просмотра мультфильмов для детей определенного возраста. Формирование ответственности родителей за эмоциональное здоровье детей. Использование родителями нетрадиционных игр – занятий для детей в домашних условиях.
Информационно-техническое оборудование: ноутбук.
Материалы и оборудование: бейджики для родителей; для игры-ситуации с родителями: презентация с изображениями героев из советских и зарубежных мультфильмов.
Подготовительный этап:
1.Домашнее задание для родителей (обратить внимание, сколько времени проводит ребенок ваш ребенок у телевизора, задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, какие передачи предпочитает).
3.Анкетирование родителей «Ребенок и телевидение»
4.Подготовка памятки «Просмотр передач».
Организационный этап:
1. Проведение тренингового упражнения на сплочение «Закончи рисунок».
2. Родители рассаживаются на 2 команды. Оборудовано место для игры – ситуации с родителями «Угадай, какой мультфильм».
Ход мероприятия:
- Вступительное слово психолога. Информирование родителей о теме собрания.
Актуальность выбранной темы
Просмотр мультфильмов является главным времяпровождением наших детей. Это время раньше принадлежало подвижным играм, играм с куклами и машинами, рисованию и лепке, совместным забавам с родителями. Дети стали домоседами со многими физическими и психологическими проблемами. Телевидение отгородило детей от внешнего мира. Понаблюдав за детьми средней группы, пообщавшись с ними, за их играми, я пришла к выводу о необходимости подготовки и проведения родительского собрания на тему: «Дети у телевизора».
2) Статистика:
2/3 наших детей в возрасте от 3до10 лет смотрят телевизор ежедневно.
Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
50% детей смотрят телепередачи безо всякого выбора и исключений.
25% детей в возрасте от 3до 10 лет смотрят одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд.
3) Дискуссия, обсуждение темы «Телевидение в жизни семьи и ребенка». Обсуждение вопросов:
- Телевидение в жизни ребенка-это хорошо или плохо?
- Сколько и что должны смотреть дети?
- Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми? (советы для родителей. См. приложение 1).
4) Выступление психолога «Влияние телевидения на детей».
(Правила для родителей. См. приложение 2).
ВЕДУЩАЯ: Для того чтобы воспитывать детей, нужно многое знать и уметь. А теперь посмотрим, что знают и умеют наши уважаемые родители.
5) Игры с родителями «Угадай, какой мультфильм». Взрослые делятся на 2 команды. Родителям предлагаю картинки с сюжетами из советских и зарубежных мультфильмов. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее и больше отгадать мультфильмов и правильно назвать.
ПРОВОДЯТСЯ КОНКУРСЫ.
«ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ». Вопросы первой команде:
- Емкость для приготовления супа. (КАСТРЮЛЯ).
- Струнный русский народный инструмент (БАЛАЛАЙКА).
- Часть суток между днем и ночью. (ВЕЧЕР).
- Небольшое животное зеленого цвета, которое живет около воды. (ЛЯГУШКА).
- Огородное растение оранжевого цвета. (МОРКОВЬ).
- Часть суши, со всех сторон окруженная водой. (ОСТРОВ).
- Отец отца или матери по отношению к их детям. (ДЕДУШКА)
Вопросы второй команде:
- Сосуд с ручкой, в котором обычно носят воду. (ВЕДРО)
- Музыкальный инструмент с шестью или семью струнами. (ГИТАРА)
- Время года, которое наступает после весны. (ЛЕТО)
- Животное с длинной шеей. (ЖИРАФ)
- Врач, который лечит детей. (ПЕДИАТР)
- Верхняя часть дерева. (КРОНА)
- Мать отца или матери по отношению к их детям. (БАБУШКА)
«ЛИТЕРАТУРНЫЙ». (Чередовать вопросы для команд.)
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старуха пряла свою пряжу.
Старик ловил неводом рыбу.
(А.С. ПУШКИН. СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ.)
2. В доме восемь дробь один
У Заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча.
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
(С.МИХАЛКОВ. ДЯДЯ СТЕПА.)
3. Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(А.С.ПУШКИН. СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ.)
4. О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными?
(К.И.ЧУКОВСКИЙ. ДОКТОР АЙБОЛИТ.)
- Как зовут мальчика, которому нужно было из льдинок сложить слово «вечность»? (КАЙ)
- Как зовут девочку, которая попросила Льюиса Кэрролла написать сказку, где было бы «побольше глупостей»? (АЛИСА)
- Как звали волшебника, который носил с собой два зонтика: один пестрый и нарядный, а второй – обычный, черный? (ОЛЕ-ЛУККОЙЕ).
- Назовите имена двух неугомонных братьев из рассказа А.Гайдара. (ЧУК И ГЕК).
- Как зовут поэта в сказке А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»? (ПЬЕРО).
- Как звали друга папы Карло, принесшего ему полено, из которого тот вырезал Буратино? (ДЖУЗЕППЕ).
6) Подведение итогов. «Мозговой штурм» «Вопросы-ответы».
Телевизор:
-Полностью захватывает сознание ребенка?
-Развивает творческие способности, воображение ребенка?
-Отрицательно влияет на физическое развитие ребенка?
- Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости?
-Позволяет развивать кругозор ребенка?
-Повышает состояние тревожности, нервозности, страха?
- Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность?
-Позволяет получать новые знания?
-Ухудшает зрение ребенка?
-Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления?
Вывод:
Просмотр телепередач дает возможность:
-расслабиться, забыть проблемы, уйти от страхов и переживаний;
-находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;
-понять что такое хорошо и что такое плохо;
-узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
-развить воображение, фантазию, эмоциональную среду;
-занять свободное время
В заключение нашей дискуссии хотелось бы подвести следующий итог: Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
Упражнения «Весенний дождь».
Инструкция. Участники встают в круг. Затем объявляются правила: «давайте попробуем сымитировать звук дождя. Первая команда хлопает по коленям (показывает движение). А теперь вы повторите. Вторая команда топает ногами. Попробуйте…. А теперь смотрите на мою правую руку. (согнутая на уровне плеча) – это означает, что топаем тихо. Когда я поднимаю руку (поднимает над головой) – топаем громче, сильнее. Попробуем… . Если рука опущена вдоль тела – это значит, что дождя нет. Попробуем…. Теперь давайте все вместе. Начинает накрапывать дождь… . Первые капли гулко ударяют по асфальту…. По траве…. Дождь усиливается…. Еще, еще, превращается в ливень… . И вдруг стихает…. Тише…. Тише. И снова усиливается…»
-Понравилось упражнение? Чем?
-Было ли трудно следить за движением рук? Понравилось ли упражнение?
Психолог: «Вы обратили внимание, что это упражнение несет большой заряд положительной энергии. Этот дождь нас обновил, смыл усталость, тревоги, огорчения. На этой позитивной ноте мы можем завершить нашу встречу.
Использованная литература:
1. С.В.Чиркова «Родительские собрания в детском саду».
2. Г.Пархомчук «Дети и телевизор: пути решения проблемы».
3. Р.Пацлаф «Физиологическое воздействие телевидения на развитие ребенка».
4. Л.В.Чуприй «Влияние на детей телевидения и Интернета».
Приложение 1
Советы родителям:
1.Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите ему какое-нибудь дело - пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.
2.Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю и отметьте те передачи или фильмы, которыми следовало бы ограничиться.
3.Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на этот день более полезные занятия.
4.Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем, какие передачи и в какое время смотрит ребенок.
5. Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона.
Приложение 2
Правила для родителей.
1. До 2-2,5 лет ребенку нельзя(!) смотреть телевизор, от 2 до 3 лет (а лучше позже) – не более15 минут в день, и только вместе с мамой. Она должна проговаривать вслух все, что происходит на экране, и объяснять это ребенку. Такой пересказ необходим, потому что 2-3 летний малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, так как скорость его зрительного восприятия несравнима со скоростью восприятия старших детей и тем более взрослых.
2. Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и понятны, доступным малышу содержанием.
3. Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий.
4. Передача «Спокойной ночи, малыши!» может быть рекомендована детям, начиная с 3 лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи и переходить от беседы Хрюши и Степашки с ведущим к мультфильму, для начала можно просмотреть только первую часть передачи, мультфильм записывать, а просматривать его в другой день.
5. Если Вы заметили, что вечером ребенок перевозбуждается от просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером почитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том, как прошел день, что Вы с ним видели, что делали, как играли, что нового он узнал.
6. Никогда не оставляйте ребенка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без Вашего ведома. Мало ли что он увидит!
Приложение 3
Тест на обнаружение телевизионной зависимости.
Инструкция: Представьте, что у Вас сломался телевизор и не работает уже три дня. Поставьте знак «+», если Вы согласны с утверждением.
1. У Вас появилась слабость, упадок сил, вялость, неуверенность, чувство потерянности и неприкаянности, а также отмечается снижение трудоспособности.
2. Вы испытываете чувство неудовлетворенности, и Вас начинает раздражать каждая мелочь, падает настроение, а при первой же возможности «доступа к телевизору» Вы успокаиваетесь и забываете обо всех тревогах.
3. Вы теряете самообладание: отвечаете с раздражением, гневом, злостью или высказываете свое недовольство по любому поводу.
4. У Вас появляется чувство, что Вам чего – то не хватает и при этом на Вас наваливается ощущение пустоты или Вы чувствуете себя не в своей тарелке.
5. У Вас возникают дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворенность чем-либо, или Вы испытываете апатию, безразличие, отстраненность, сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность.
6.Вы испытываете чувство вины, унижения, обиды на кого-либо, страдание, боль, невыносимые муки.
И вот телевизор заработал! Поставьте знак «+», если согласны с утверждением.
- У Вас запущена квартира, на кухне гора немытой посуды, и Вам стыдно кого-либо пригласить в гости.
- У Ваших детей появились проблемы, а в отношениях с супругом или супругой появился холодок отчуждения.
- Ваши былые увлечения, хобби забыты, и Вы не помните, когда в последний раз читали серьезную книгу, были в театре или на концерте.
- Все проблемы и неудачи телегероев Вы воспринимаете как свои, а в разговорах со знакомыми и сослуживцами Вам не о чем поговорить, как только на тему увиденного по телевизору.
- Вы каждый вечер проводите у телевизора не менее 4-5 часов.
Обработка результатов. Если Вы обнаружили у себя хотя бы три критерия, проконсультируйтесь у специалиста. Необходимо принять меры, чтобы эти признаки не переросли в серьезную зависимость.
Если Вы обнаружили у себя половину эту признаков - необходима помощь профессионала, без психологической помощи не обойтись.
Если Вы обнаружили у себя более пяти признаков, это уровень сформировавшийся зависимости, угроза здоровью, социальному положению, семейному благополучию, это при знак того, что помимо телевизионной зависимости у Вас сформировались депрессия или комплекс зависимостей.
Приложение 4
Памятка для родителей «Просмотр телепередач».
1. Подумайте для разнообразия своего досуга, вспомните свои потребности и интересы. Если Вы будете уделять внимание и другим формам досуга, то на телевизор у Вас будет уходить не более 1-2 часов за вечер: творчество, игры на свежем воздухе, общение с природой, займитесь чем-то нужным и полезным, что в полной мере помогает реализовать себя.
2. Развернитесь к решению своих проблем, к проблемам детей, взаимоотношений с близкими и родными и решайте их. Возьмите на вооружение принцип сознательного отказа от телевидения или ограничения его в Вашей жизни до минимума. Отказываясь, вы ничего не теряете, а, наоборот приобретаете!
3. Вместо электронного наркотика, который только мог заглушать стрессы, неудовлетворенности и напряжения, выработайте другие, здоровые способы снятия напряжения и восстановления своих сил, главное, чтобы они были разнообразны и помогали Вам развиваться как личности.
Приложение 5
Выступление психолога «Влияние телевидения на детей».
Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач?
1. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, политике, выяснению отношений. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.
2. ЗАВИСИМОСТЬ. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг?
Старайтесь не превращать телевизор в участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребенок избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя.
3. ПАССИВНОСТЬ. Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах - думать, при прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни причем, так как ни на что не можете повлиять. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. Долгое сидение у телевизора наносит огромный вред нравственному и психическому здоровью детей. Самое, пожалуй, страшное - воспитанная телевизором привычка воспринимать информацию бездумно, как готовую жвачку. Мелькающие на экране картинки, бесконечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.
МДОУ « Детский сад комбинированного вида № 35 « Алёнушка-1»
г. Ершова Саратовской области
Родительское собрание
«Дети у телевизора».
Выполнила: воспитатель первой
квалификационной категории
Хужалиева Л Ж
г. Ершов 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. "Дети у телевизора"
Конспект родительского собрания "Дети у телевизора"Форма проведения: семинар с элементами практикума.Аудитория: родители воспитанников средней группы.Цель: сформировать у родителей потребности в...
Родительское собрание Ребёнок и телевизор. Что таит в себе голубой экран
Родительское собрание...
Материал для проведения родительского собрания "Дети у телевизора"
Презентационный материал для проведения родительского собрания "Дети у телевизора"...
Родительское собрание "Дети у телевизора и компьютера"
Родительское собрание "Дети у телевизора и компьютера"...
Конспект родительского собрания с элементами деловой игры по правилам дорожного движения с участием родителей подготовительной группы. Тема родительского собрания: «Дети, дорога, безопасность»
Создание условий для организации родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма....
Родительское собрание «Дети на дороге — как учить детей осторожности»
Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Ежедневно в сводках новостей можно увидеть сообщение об авариях с участием детей. Родители с самого ранне...
РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ «Дети у телевизора»
Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия на развитие личности дошкольника.Задачи:Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором.Повышать ...