Проект «Развитие эмоциональной сферы ребенка с общим недоразвитием речи через музыкально-художественную деятельность»
проект (старшая группа) на тему
Создание проекта по развитию эмоциональной сферы детей с ОНР через музыкально-художественную деятельность позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит активное участие педагогов группы, родителей и детей.
Для родителей этот проект предоставит возможность упорядочить уже имеющиеся и приобрести новые знания, получить новые впечатления и приобрести определенный опыт для развития эмоциональной сферы ребенка в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_emp.docx | 31.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Тема:
«Развитие эмоциональной сферы ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) через музыкально-художественную деятельность»
Автор-разработчик:
Музыкальный руководитель Порошенко О.В.
Педагог - психолог Финогеева С.Н.
Участники проекта:
дети, родители, педагоги
Продолжительность проекта:
краткосрочный проект с 1 по 30 ноября 2016 г
г.Лобня, 2016 г.
Актуальность
Радикальные преобразования, происходящие в последнее время в России, ставят особые задачи перед системой образования. Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Но, к сожалению, в наше время дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Сама по себе эмоциональная сфера не складывается - её необходимо формировать.
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.
По мнению А.В. Запорожца, в вопросе развития эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Эта деятельность позволяет ребенку пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния.
Но в тоже время, растет число детей с тяжелыми нарушениями речи. Из-за нарушения речи ребенок попадает в условия социальной депривации, в результате чего усвоение социального опыта затрудняется, специфичным путем идет усвоение эмоционального словаря. Существует ряд указаний на то, что у детей с ОНР эмоциональная лексика формируется с нарушениями и с большим отставанием в сроках (И.Ю. Кондратенко, 2002). Дети не умеют осознавать свои и чужие эмоции. Это приводит к тому, что ребенок не дифференцирует сходные эмоции, затрудняется в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния.
Низкая познавательная активность таких детей, малая осведомленность об окружающем мире, низкая самооценка, повышенная тревожность, неустойчивость эмоциональных состояний, педагогическая и социальная запущенность приводит к тому, что у детей изменяется характер коммуникации, возникает задержка в эмоциональном и социальном развитии, что отрицательно сказывается на формировании личности в целом.
Таким образом, работа по развитию эмоциональной сферы детей, формированию у них коммуникативных умений и позитивной самооценки наиболее актуальна для нашего дошкольного учреждения. Работу целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста, потому что именно старший дошкольный возраст является сенситивным периодом в эмоциональном и социальном развитии ребенка.
Классическая музыка успешно используется для развития эмоциональной сферы детей. В работах известных педагогов – музыкантов Э.Б.Абдулина, Д.Б.Кабалевского, О.П.Радыновой, В.Г.Ражникова и др., - подчеркивается особая значимость эмоционально – образной сущности музыки, ее роль в становлении эмоциональной сферы личности. Музыка формирует эмоционально – эстетический опыт, воспитывает эмоциональную культуру ребенка. Музыка как искусство, содержанием которого является чувства, эмоции, настроения, - это незаменимое средство обогащения эмоциональных представлений детей, развития их словаря эмоциональной лексики.
Психологами и педагогами доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период очень важен для последующего развития человека. Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, развивает его вкусы и предпочтения. Музыка является доступным и эффективным психолого-педагогическим методом воздействия на ребенка.
В Древней Греции существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие, наоборот, изнеживают.
Известный физиолог В.Бехтерев доказал, что ребенок задолго до развития речи (с 1-х дней жизни) реагирует на звуки музыки. Музыка развивает у ребенка способность испытывать эмоции и чувства в процессе восприятия. В музыкальном образе передаются чувства и мысли, волнующие многих людей, но каждое музыкальное произведение индивидуально неповторимо. Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
Музыка – волшебница, она способна объединить усилия педагогов и родителей, чтобы помочь подарить детям чувство психологического комфорта, так необходимого для гармоничного развития личности.
В подборе музыкальных произведений для слушания и выполнения двигательных упражнений используется программа О.П.Радыновой для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Музыкальные шедевры», основой которой является развитие у детей понимания сущности музыки как вида искусства, передающего настроения, чувства, их смену.
Создание проекта по развитию эмоциональной сферы детей с ОНР через музыкально-художественную деятельность позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит активное участие педагогов группы, родителей и детей.
Для родителей этот проект предоставит возможность упорядочить уже имеющиеся и приобрести новые знания, получить новые впечатления и приобрести определенный опыт для развития эмоциональной сферы ребенка в семье.
Цель проекта: развитие эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи (ОНР) через музыкально – художественную деятельность.
Задачи проекта:
- расширить знание детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;
- обогатить словарь детей за счет слов, обозначающих различные чувства, эмоции, настроения;
- дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова)
- развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогического коллектива по данной проблеме.
Ожидаемый результат по проекту:
- дети научатся понимать своё и окружающих людей эмоциональное состояние; будут иметь представление о способах выражения собственных эмоций; смогут управлять своими эмоциями и чувствами. Проект поможет сплотить детский коллектив.
- У родителей сформируется активная позиция в развитии и воспитании своих детей; повысится компетентность родителей по эмоциональному развитию детей.
- У воспитателей повысится профессиональный уровень по эмоциональному развитию детей. Создание необходимой предметно – развивающей среды в группе.
Тип проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: 1 ноября – 30 ноября 2016 года.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители воспитанников, педагоги (воспитатели группы).
Авторы проекта: Порошенко О.В., музыкальный руководитель, 1 категории; Финогеева С.Н., педагог – психолог, 1 категории.
План проекта
1 этап проекта – Подготовительный ( с 1 по 13 ноября) | ||||
Деятельность музыкального руководителя | Деятельность педагога - психолога | Взаимодействие специалистов с детьми | Взаимодействие с специалистов педагогами | Взаимодействия специалистов с родителями |
Планирование - анализ проблемы - анализ программы, определение и изучение литературы и других источников информации -постановка задач -распределение ролей между участниками педагогического процесса Принятие решения - выбор оптимального варианта -разработка перспективного плана -создание банка данных. | Первичная диагностика: наблюдение за детьми во время организованной и самостоятельной деятельности. | Сбор информации об особенностях эмоциональных реакциях, поведении в группе. Ознакомление с перспективным планом. Консультации: «Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы» (педагог – психолог); «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкально-художественную деятельность» (муз. руководитель). | Анкетирование родителей в группах. Письменная консультация «Значение эмоций в жизни ребенка» (педагог – психолог) | |
2 этап проекта – Реализация ( с 14 по 27 ноября) | ||||
Выполнение проекта | Выполнение проекта | Организация совместной деятельности и индивидуальной работы. Включение в организованную деятельность: -дидактические игры на выражение основных эмоций, -этюды на выражения эмоций, чувств, переживаний, настроения, -социально-эмоциональные игры, -игровые упражнения на выразительность речи и музыки посредством интонации, жестов, мимики, движений. Слушание музыкальных произведений разных жанров. Импровизация на детских музыкальных инструментах. | Создание фонотеки в группе (классическая музыка, музыка, выражающая настроение человека, детские песни для включения в режимные моменты.) Обучению способам расслабления и снятия напряжения. Создание развивающей среды (карточки с эмоциями, этюдами, игры на развитие эмоциональной сферы). | Письменные консультации: 1.«Воспитание души ребенка» 2.«Влияние музыки на развитие творческих способностей» Совместная деятельность «ребенок – родитель»: конкурс рисунков «Самый радостный день!». |
3 этап проекта – Завершающий ( с 28 по 30 ноября) | ||||
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов | Повторная диагностика: наблюдение за детьми во время организованной и самостоятельной деятельности. Рефлексивная деятельность у старших дошкольников. | Участие в коллективном анализе и оценке результатов общей работы. Подготовка к мастер-классу с родителями и детьми Рефлексия. | Мастер – класс для родителей и детей по изготовлению атрибутов, детских музыкальных инструментов (народных, шумовых). Рефлексия. |
Проектная карта
Направление работы музыкального руководителя | Направление работы педагога - психолога | Направление работы педагогов (воспитателей группы) | |
1 этап проекта с 1 по 13 ноября | - Первичная диагностика: наблюдение за детьми на НОД Музыка, заполнение таблиц на каждого ребенка. - Ознакомление с перспективным планом всех участников проекта. - Консультация педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкально-художественную деятельность». | - Первичная диагностика: наблюдение за детьми в свободное время, заполнение таблиц на каждого ребенка. Сбор информации у воспитателей группы об особенностях эмоциональных реакциях, поведениях детей в группе. - Ознакомление с перспективным планом всех участников проекта. - Консультация педагогов «Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы». -Письменная консультация родителей «Значение эмоций в жизни ребенка» | - Первичная диагностика: наблюдение за детьми в свободное время, НОД, заполнение таблиц на каждого ребенка. - Анкетирование родителей «Какую роль эмоции играют в жизни вашего ребенка?». |
2 этап проекта С 14 по 20 ноября | - В НОД Музыка использовать дидактические игры по определению эмоций при прослушивании классических произведений (по Радыновой). - Занятие №1 с детьми совместно с педагогом – психологом «Путешествие на лесную полянку» (по Радыновой). - Создание фонотеки в группе совместно с педагогами. - Письменная консультация для родителей: «Воспитание души ребенка». | - Занятие с детьми по развитию эмоциональной сферы «Давайте знакомиться, страна Эмоций». - Занятие №1 с детьми совместно с муз.руководителем «Путешествие на лесную полянку» (по Радыновой). - Консультация с педагогами «Способы и приемы расслабления». - Создание развивающей среды (карточки с эмоциями, этюдами, игры на развитие эмоциональной сферы) совместно с педагогами. | -Беседы с детьми на знакомство с эмоциями. - Организация игр направленных на развитие эмоциональной сферы детей. - Конкурс рисунков, совместного творчества ребенок – родитель «Самый радостный день». - Создание развивающей среды (карточки с эмоциями, этюдами, игры на развитие эмоциональной сферы) совместно с педагогами. - Создание фонотеки в группе совместно с педагогами. |
2 этап проекта С 21 по 27 ноября | В НОД Музыка использовать импровизацию на шумовых инструментах с учетом характера музыки (по Тютюнниковой). - Занятие №2 с детьми совместно с педагогом – психологом «Путешествие на лесную полянку» (по Радыновой). | - Занятие №2 с детьми совместно с муз. руководителем «Путешествие на лесную полянку» (по Радыновой). -Письменная консультация для родителей « Играем дома в эмоции» | - Беседы с детьми на знакомство с эмоциями. - Организация игр направленных на развитие эмоциональной сферы детей. - Проведение релаксационных упражнений для снятия напряжения. - Совместный рисунок группы «Наша дружная группа». |
3 этап проекта С 28 по 30 ноября | - Повторная диагностика: наблюдение за детьми во время организованной и самостоятельной деятельности. - Мастер – класс для родителей и детей по изготовлению атрибутов, детских музыкальных инструментов (народных, шумовых). - Подведение итогов конкурса рисунков «Самый радостный день». - Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. | - Повторная диагностика: наблюдение за детьми во время организованной и самостоятельной деятельности. - Мастер – класс для родителей и детей по изготовлению атрибутов, детских музыкальных инструментов (народных, шумовых). - Подведение итогов конкурса рисунков «Самый радостный день». - Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. | - Повторная диагностика: наблюдение за детьми во время организованной и самостоятельной деятельности. - Мастер – класс для родителей и детей по изготовлению атрибутов, детских музыкальных инструментов (народных, шумовых). - Подведение итогов конкурса рисунков «Самый радостный день». - Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. |
Результаты проекта
Педагоги | Родители | Дети |
Повышение профессионального уровня по теме. Установление партнерских отношений с родителями. Организованная система работы по развитию эмоциональной сферы ребенка посредством музыкально-художественной деятельности. | Повышение компетентности по рассматриваемой проблеме. Переосмысление своих воспитательных установок. Развитие умения анализировать собственную воспитательную деятельность, критически оценивать ее, находить причины своих педагогических ошибок. Выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям. Заинтересованность темой проекта. Желание быть активными и полноправными участниками педагогического процесса. Уверенность в своих педагогических возможностях. | Развитие интереса у старших дошкольников к миру эмоций. Эмоциональное восприятие окружающего. Осознание собственных эмоциональных ощущений. Получены знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, эмоций, позы. |
Литература.
- Арнаутова Е.П. «Педагог и семья», ИД «Карапуз», Москва, 2002г.
- Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», Волгоград, 2011г.
- Давыдова О.И. «Работа с родителями в ДОУ», ТЦ Сфера, Москва, 2006г.
- Додокина Н.В., Евдокимова Е.С «Семейный театр в детском саду», Мозаика- Синтез, Москва,2008г.
- Лампан В.Е. «Родитель-Ребенок -Педагог», Волгоград, 2011г.
- Лещинская О.В. «Игра и психологическая готовность детей к школе», НИРО, Нижний Новгород, 2011г.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. «Коммуникативный тренинг», Речь, Санкт Петербург, 2006г.
- Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников», Аркти, Москва, 2000г.
- Пименов В.А. «Театр на ладошках», Воронеж, 1998г.
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры», Москва, 2000г.
- Карелина И.О. «Эмоциональное развитие детей 5 – 10 лет», Ярославль 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы ребенка через театрализованную деятельность.
Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человеч...
«Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованной деятельности».
Развитие эмоциональной сферы ребенка...
Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка"
Данная консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В ней содержится информация о роли театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников....
Театральная деятельность ребенка как фактор развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
В данной статье приводится анализ динамики развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста в исследованиях психологов. Акцентируется внимание на сложностях развития эмоциональной сферы и кин...
"Развитие эмоциональной сферы ребенка в процессе хореографической деятельности"
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и эмоциональный слух, и двигательные спос...
Статья. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.
Рекомендации по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ОНР, можно использовать с дошкольниками и младшими дошкольниками....