проект "Юные таланты"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Визитная карточка проекта
Направление | Поддержка талантливых детей - путь к успеху. |
Нормативно-правовое обеспечение |
|
Разработчики проекта | Пирогова Любовь Михайловна, старший воспитатель, Кучерова Ольга Леонидовна, музыкальный руководитель, Вершинина Светлана Евгеньевна, воспитатель ИЗО, Попеску Мария Сергеевна, педагог-психолог. |
Цели и задачи проекта | Цель: Создание системы поддержки талантливых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Задачи:
|
Сроки реализации, участники проекта | 2015-2016 учебный год |
Участники, партнёры проекта. | Педагоги, дети, родители, социальные институты г.Пыть-Ях |
1.Обоснование необходимости создания проекта.
Раннее выявление одаренности и создание системы поддержки талантливых детей – одно из перспективных направлений развития системы образования. В связи с этим в приоритетные задачи современной образовательной организации входит создание условий, обеспечивающих реализацию потенциальных возможностей одаренных детей. В ст. 77 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) отмечается, что в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и творческие конкурсы, физкультурные и спортивные мероприятия, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской деятельности), творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности.
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы поставлена задача обеспечения условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.
На государственном уровне формулируется задача выявления особой одаренности, незаурядных достижений у детей, а также сохранения и реализации этого потенциала.
Одним из приоритетных направлений работы обозначено создание условий для поиска и поддержки талантливых детей, развитие одаренности через организацию совместной и самостоятельной деятельности ребёнка. Поэтому воспитатели в дошкольных учреждениях должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого воспитанника, обеспечивающую возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.
В детском коллективе встречаются особые дети. Они выделяются яркими достижениями, в каком-либо виде деятельности, это дети с высоким уровнем творческих способностей. Мы задаемся вопросом: как увидеть этих детей? Как создать такие условия в детском саду?
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.
Вместе с тем это одна из наиболее сложных проблем дошкольного образования, имеющая ряд серьезных рисков для развития ребенка, становления его личности. Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы психолого-педагогического сопровождения, выявления и развития талантливых детей в дошкольном образовательном учреждении.
2. Основные цели и задачи проекта «Юные таланты»
Цель: Создание системы поддержки талантливых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- выявить детей с предпосылками одаренности;
- объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;
- создать единый банк данных по выявлению и развитию талантливых детей;
- разработать индивидуальные образовательные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
- создать ситуацию успеха (участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях). Активизировать участие детей в конкурсном движении.
3.Этапы реализации проекта в течение учебного года по возрастным группам
Подготовительный (начало учебного года)
Цель: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников.
Задачи:
- по результатам диагностики уровня развития способностей воспитанников сформировать творческие группы по направлениям развития.
- разработать индивидуальные образовательные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
- разработать перспективный план работы клубов, студий, мастерских по интересам.
Основной (в течении учебного года)
Цель: объединение усилий педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;
Задачи:
- создать ситуацию успеха для каждого ребёнка (участие дошкольников в конкурсах, фестивалях, проектах разного уровня);
- организовать развивающую работу с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития;
- периодически пополнять базу данных успехов воспитанников;
- создать банк информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей;
- организовать мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях, марафонах, олимпиадах.
- разработать методику сопровождения семей, воспитывающих талантливых детей с учётом возрастных особенностей;
- развивать систему дополнительного образования детского сада.
Заключительный (конец учебного года)
Цель: проверка влияния полученных в ходе проекта результатов на
удовлетворение потребностей участников проекта.
Задачи:
- провести мониторинг фактических результатов проекта и сравнить их с ожидаемыми результатами;
- закрепить положительные результаты реализации проекта через организацию семинаров – практикумов для педагогов города.
- разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации системы поддержки талантливых детей в условиях детского сада.
- Ожидаемые результаты.
- Самореализация детей через участие в конкурсах, марафонах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах.
- Формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей.
- Создание постоянно обновляемой информационной базы данных талантливых и способных детей ДОУ.
- Своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми возможностями в случае необходимости (коррекция психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок, содействие социальной адаптации).
- Совершенствование профессионального мастерства и развитие личностного потенциала педагогов.
- Возможные риски.
- возможность недовольства родителей и отказ принимать участие в дополнительных репетициях, в необходимости подготовки ребёнка домашних условиях;
- перегрузка воспитанников, так как участие в фестивалях, конкурсах требует подготовки вне занятий, дополнительного времени;
- отсутствие финансирования на приобретение костюмов, спортивного оборудования, инструментария для занятий по ИЗО – деятельности.
Минимизации рисков будет способствовать:
- организация консультативной помощи родителям, воспитывающим талантливых детей;
- оптимизация воспитательно-образовательного процесса.
6.Содержание и технологии инновационной деятельности.
Отбор методов реализации проекта обусловлен необходимостью реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и развитию дошкольников, привлечения семьи к развитию их творческих способностей и участию в мероприятиях различного уровня: ДОУ, муниципальный, региональный, всероссийский.
Одним из вариантов решения задач является организация деятельностного подхода, а также использование методов стимулирования и мотивации познавательной, творческой деятельности, методов контроля за эффективностью развития творческих способностей талантливых детей.
Основной идеей работы является объединение усилий воспитателей, родителей, педагогов дополнительного образования, творческой общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей ДОУ.
7.Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми.
Выявление талантливых детей:
- анализ особых успехов и достижений воспитанников;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- психолого - педагогический мониторинг потенциальных возможностей детей.
Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:
- создание для воспитанника ситуации успеха и уверенности через индивидуальное развитие и воспитание;
- организация и участие в клубах, студиях по интересам;
- мониторинг развития в рамках образовательной деятельности;
- формирование и развитие сети дополнительного образования;
- подготовка детей для участия в творческих конкурсах.
Взаимодействие образовательного учреждения с другими структурами социума с целью создания благоприятных условий развития талантливых детей.
- создание системы поддержки талантливых детей предполагает:
проведение конкурсов, акций по различным направлениям: художественно-эстетическое, интеллектуальное, гражданско-патриотическое, физкультурно-оздоровительное;
- внедрение системы материальных и моральных стимулов:
- поощрение;
- публичное вручение наград: благодарность, грамота, благодарственное письмо;
- вручение премии администрации образовательного учреждения «Воспитанник года»;
- оформление стенда «Наши звездочки» с занесением в книгу Почета ДОУ;
- публикации в СМИ и на сайте ДОУ;
- улучшение практики взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, способствующего более полному развитию таланта воспитанников;
- осуществление материально-технической поддержки, позволяющей реализовать намерения дошкольного образовательного учреждения (музыкальный зал, спортзал, студии, «инструментарий» для юных талантов).
-совершенствование системы учета личностных достижений воспитанников (портфолио).
Формы работы:
- индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
- участие в конкурсах различного уровня;
- проектная деятельность;
- посещение интеллектуальных и творческих кружков;
- интеллектуальные игры, викторины;
- развивающие игры и упражнения;
- исследовательская деятельность;
- создание детских портфолио.
8. План мероприятий по реализации проекта.
№ | Наименование мероприятия | Сроки |
1. | Диагностика уровня развития талантливых детей. | На протяжении проекта. |
2. | Разработка программ индивидуального развития и поддержки каждого ребёнка. | На подготовительном этапе. |
3. | Организация групп по направлениям: художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, физкультурно-оздоровительное и др. | На подготовительном этапе. |
4. | Организация консультативной помощи родителям, воспитывающих талантливых детей. | На протяжении проекта. |
5.Участие в конкурсах, фестивалях по направлениям и на различных уровнях | ||
5.1 | Организация конкурсов в ДОУ: конкурс чтецов «Речецветик», театральный фестиваль «Маленькие артисты», смотр-конкурс юных вокалистов «Звонкие голоса», спортивные состязания: «Детская спартакиада», «Осенний кросс», «Губернаторские состязания», организация творческих выставок воспитанников. | На протяжении проекта. |
5.2 | Участие в конкурсах, фестивалях на муниципальном уровне:
| На протяжении проекта. |
5.3 | Участие в конкурсах, фестивалях на региональном уровне:
| На протяжении проекта |
6. | Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах различного уровня | На протяжении проекта |
7. | Разработка методических рекомендации по созданию системы поддержки талантливых детей в условиях ДОУ. | На заключительном этапе. |
8. | Организация семинаров - практикумов для педагогов по проблемам работы с талантливыми детьми | На заключительном этапе. |
9.План психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) 2. Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность) 3. Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) 4. Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) | Раз в квартал | Педагог - психолог |
Проведение скринингого исследования | 2 раза в год |
Руководители кружков |
Психолого-педагогическое консультирование педагогов группы: 1.Информирование о результатах диагностических исследований 2. Круглый стол «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления» (по результатам диагностики) 3.Консультация «Организация условий для совместной творческой деятельности» 4.Заседание творческой группы: «Использование новых форм работы с одаренными и высокомотивированными детьми». | Сентябрь, май Октябрь
Ноябрь Декабрь | Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Старший воспитатель
|
Индивидуальная работа по виду одарённости, по направлению | 1 раз в неделю | Руководители кружков |
Посещение кружка | 2 раза в неделю | Руководители кружков |
Совместная работа с педагогами по дополнительному образованию (ДШИ, ЦДТ, КДЦ «Факел»)
| Октябрь Декабрь Апрель | Руководители кружков |
Организация отчётных мероприятий | Раз в квартал | Руководители кружков |
Участие в конкурсах различного уровня. | По желанию | Все педагоги |
10.Система взаимодействия педагогов ДО при организации работы с одаренными детьми.
Функции | Педагог - психолог | Старший воспитатель | Воспитатель | Руководители кружков |
Организационная | Осуществляет координацию деятельности воспитателя и узких специалистов в рамках программы сопровождения. | Осуществляет организацию и координацию процесса сопровождения одарённого ребёнка. Повышает педагогические компетенции родителей и педагогов. | Осуществляет координацию деятельности помощника воспитателя, специалистов в рамках программы сопровождения. | |
Контролирующая | Разработка схемы наблюдения за процессом сопровождения одарённого ребёнка. Коррекция деятельности субъектов процесса на основе мониторинга и анализа их работы. | |||
Диагностическая | Осуществление психодиагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики. | Осуществление педагогической диагностики | Выявление группы детей со специальными способностями. Углублённая диагностика одарённого ребёнка с целью определения его зоны ближайшего развития. | |
Методическая | Организует методическое оснащение педпроцесса сопровождение одарённого ребёнка. Оказывает методическую помощь при разработке программ. | |||
Информационная | Просвещение родителей и педагогов по проблемам выявления, сопровождения и развития одарённости | Консультирование родителей по вопросам воспитания, развития и образования одарённых детей. | Сотрудничество с родителями (лицами их замещающими) с целью распространения информации по особенностям одарённого ребёнка | |
Коррекционная | Организация мероприятий по адаптации и социализации одарённого ребёнка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений. | |||
Развивающая | Составление индивидуальных программ развития ДО. Участие в развитии одарённого ребёнка (индивидуальные и групповые занятия), оказание помощи педагогам при составлении программы индивидуального развития одарённого ребёнка. | Определение педагогических задач сопровождения с учётом индивидуальных особенностей одарённых детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных программ развития одарённого ребёнка. | Осуществляет развитие музыкальных, физических, художественных и других способностей и эмоциональной сферы ребёнка. Учитывает индивидуальные особенности детей, осуществляет дифференцированный подход к подбору групп одарённых дошкольников. Активно участвует в преобразовании среды развития ребёнка. |
11.Взаимодействие с семьей
Формы взаимодействия | Мероприятие | Ответственный |
Индивидуальная беседа | Информирование о результатах диагностических исследований. Консультирование по проблемам выявления, сопровождения и развития одарённости. | Педагог- психолог |
Консультация | Тема: «Создание условий для творческого развития ребенка в семье» | Воспитатель |
Игровой-тренинг | Педагог- психолог | |
Семинар | ||
Консультация | «Формирование у ребенка дошкольного возраста умения доводить начатое дело до конца». | Воспитатель |
Деловая игра | ||
Мастер-класс | Совместные творческие работы родителей и ребенка | Педагог по изобразительной деятельности |
Приложения
Исследовательско-диагностический этап
Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
Задачи:
1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:
1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)
Принципы тестирования детей:
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
2. Игровой характер тестовых методик;
3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования
5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенок.
Подбор диагностического инструментария
Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско - диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные группы. В приложении показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Перечень диагностического инструментария в работе с одаренными
Организация и проведение диагностики уровня развития способностей талантливых детей
Использованная методика | Цель диагностирования |
Методика экспертных оценок (Лосева А.А.) | Определение одаренных детей |
Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков) | Оценка личности ребенка |
Методика определения эмоциональной самооценки (автор А.В. Захаров) Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур) | Определение уровня эмоциональной самооценки у ребёнка |
Диагностическая проективная методика «Дерево желаний» (В.С.Юркевич) | Изучение познавательной активности детей. |
Диагностика креативности. «Дорисуй фигуры», Тесты Гилфорда, Торренса, Вильямса. | Определение уровня творческого потенциала личности |
Диагностика творческого воображения «Несуществующее животное» (предложена М. 3. Друкаревич.) | Определение уровня творческого воображения |
Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), Методика диагностики (Р. Сирса.) | Определение уровня тревожности |
Методика: «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад) | Диагностика сферы общения ребенка |
Диагностическая методика “Секрет”,” Подарок”) (разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой) | Выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям |
Проективный рисуночный тест "Дерево" (Л.А. Ясюкова) | Определение уровня самооценки, общей активности, особенностей общения |
Тест «Диагностика структуры интеллекта» (детский вариант) Векслера | Определение уровня интеллектуального развития |
Социометрическая проба "День рождения" (М.А. Панфилова), | Исследование отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении. |
Тест Люшера ("Настроение") и др. | Определение психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. |
"Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста" (Р.И. Бардина, О.М. Дьяченко, А.И. Булычева, Т.В. Лаврентьева, В.В. Холмовская), | Определение уровня умственного развития (развития восприятия, образного и логического мышления) и уровня развития произвольности (умения следовать заданному правилу) |
Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам» | Выявление актуального уровня умственного развития |
С педагогами:
1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» В. С. Юркевич
2.Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (Лосева А.А.)
4.Экспрес–анкета «Одаренный ребенок»»
3. Анкета профессиональной позиции педагога как воспитателя(самооценка)
С родителями:
1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн
2.Методика «Определение склонностей ребенка»
Алгоритм распределения детей по интересам
1. Посещение детьми занятий со специалистами.
2. Психодиагностика: анкетирование родителей, педагогов, тестирование детей.
3. Опрос детей о желании или нежелании посещать занятия.
4. Согласие родителей на посещение ребенком занятия.
5. Заполнение карты индивидуальных особенностей и интересов дошкольника.
6. Зачисление ребенка на занятия на основании полученных сведений
«Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»
Виды одаренности | Составляющие | Критерии |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
Средняя группа (4-5 лет)
Виды одарённости | Составляющие | Методики диагностики | Кружок, направленный на развитие способности | |
Воспитатель | Психолог | |||
Академическая одарённость | Мотивационно- личностные характеристики | Наблюдение, Ведение индивидуальных карт развития, Анализ индивидуальных карт развития, Беседы с родителями, Ведение листа экспертной оценки | Наблюдение, Экспресс-методика для старшей группы Цветовой тест Люшера-Эткинга | |
Способности к обучению | ||||
Творческая одарённость | Художественная одарённость | Изучение продуктов детского творчества. Тест «Что за игрушка» | Кружок «Умелые пальчики» | |
Вокальная одарённость | Наблюдение Методики В. Кудрявцева «Солнце в комнате», «Как спасти зайчика?» | |||
Литературная одарённость | - | Кружок «Пешечка» | ||
Артистическая одарённость | - | |||
Конструкторская одарённость | Наблюдение в играх, Изучение продуктов детского творчества | |||
Психомоторная одарённость | Спортивная одарённость | - | ||
Хореографическая одарённость | - | Кружок «Ритмическая мозаика» | ||
Коммуникативная одарённость | Социально-личностная одарённость | Наблюдение в свободной деятельности | ||
Лидерская одарённость |
Старшая группа (5-6 лет)
Виды одарённости | Составляющие | Методики диагностики | Кружок, направленный на развитие способности | |
Воспитатель | Психолог | |||
Академическая одарённость | Мотивационно- личностные характеристики | Наблюдение, Ведение индивидуальных карт развития, Анализ индивидуальных карт развития, Беседы с родителями, Ведение листа экспертной оценки | Наблюдение, Экспресс-методика для старшей группы Цветовой тест Люшера-Эткинга | Кружок «Будущий первоклассник» |
Способности к обучению | ||||
Творческая одарённость | Художественная одарённость | Изучение продуктов детского творчества. Тест «Назови и дорисуй» | Кружок «Умелые пальчики» | |
Вокальная одарённость | Наблюдение | Кружок «Звонкие голоса» | ||
Литературная одарённость | Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам» | «Театральный салон» | ||
Артистическая одарённость | ||||
Конструкторская одарённость | Наблюдение в играх, Изучение продуктов детского творчества | Кружок «Веселый карандаш» | ||
Психомоторная одарённость | Спортивная одарённость | - | Кружок «Спортландия» | |
Хореографическая одарённость | - | «Ритмическая мозаика» | ||
Коммуникативная одарённость | Социально-личностная одарённость | Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников» | Сюжетно-ролевые игры | |
Лидерская одарённость |
Подготовительная группа (6-7 лет)
Виды одарённости | Составляющие | Методики диагностики | Кружок, направленный на развитие способности | |
Воспитатель | Психолог | |||
Академическая одарённость | Мотивационно- личностные характеристики | Наблюдение, Ведение индивидуальных карт развития, Анализ индивидуальных карт развития, Беседы с родителями, Ведение листа экспертной оценки Лист экспертной оценки «Изучение образовательной потребности дошкольника» | Наблюдение, Экспресс-методика для подготовительной группы Тест Пьерона-Тулуза Цветовой тест Люшера-Эткинга Методика Юркевича «Древо желаний» | Кружок «Пешечка»
«Будущий первоклассник» |
Способности к обучению | ||||
Творческая одарённость | Художественная одарённость | Изучения продуктов детского творчества, «Краткий тест креативности» Торранса Тест креативности Вильямса Рисунок человека Рисунки на заданную тему | Кружок «Умелые пальчики» | |
Вокальная одарённость | Наблюдение | Кружок «Звонкие голоса» | ||
Литературная одарённость | Тест «Составь рассказ по сюжетной картинке» | Кружок «Играем в театр» | ||
Артистическая одарённость | Кружок «Театральный салон» | |||
Конструкторская одарённость | Тест Равена, Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | «Веселый карандаш» | ||
Психомоторная одарённость | Спортивная одарённость | - | «Спортландия», «Аэробика», секция спортивных игр | |
Хореографическая одарённость | - | Кружок «Ритмическая мозаика» | ||
Коммуникативная одарённость | Социально-личностная одарённость | Тест-игра «Довольна ли мама?» Тест-игра «Ситуации» Тест Темпла, Дарки, Томаса Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей | Кружок «Пешечка» Сюжетно-ролевые игры | |
Лидерская одарённость |
- Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).
- Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.
- Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.
Мониторинг эффективности работы с детьми и педагогами
- Экран настроений (Эмоциональное состояние ребенка до и после занятий, перед участием в конкурсе и после).
- Достижения в конкурсах, фестивалях, марафонах и т. д.
- Сравнительный анализ результатов диагностирования педагогов при помощи теста В. С. Юркевич «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» до и после информационного этапа
Портфолио одарённых детей
Детские портфолио — не обязательный отчетный документ. Они могут иметь разную форму: копилка достижений, дневник и пр.
Портфолио могут содержать:
- титульный лист с анкетными данными (фамилия и имя ребенка, дата рождения, группа детского сада, которую посещает); фотографией; эмблемой, видом деятельности, к которому есть способности;
- характеристика ребенка (как проявляются способности, как он к ним относится и т.п.);
- индивидуальный маршрут (траектория) сопровождения развития ребенка (может быть представлен в виде плана работы с ребенком и родителями помесячно, поквартально);
- рабочие листы и результаты тестирования;
- рекомендации психолога;
- заполненные родителями анкеты;
- сочинения родителей о своем ребенке;
- детские работы (рисунки, сочиненные рассказы и стихи, решенные и сочиненные кроссворды, участие в выставках и концертах, личные достижения — преодоление психологических барьеров и т.п.);
- грамоты, дипломы, медали от воспитателей и других организаторов конкурсов, соревнований, концертов;
- фотографии;
- дневник наблюдений (заметки на полях и т.п.) сопровождающего педагога, его пожелания ребенку, рекомендации родителям.
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
Дата заполнения: ________________________________________________
Общие данные
Ф.И.О. ребенка |
|
Дата рождения |
|
Сведения о семье: Мать (ФИО, образование, место работы) |
|
Отец (ФИО, образование, место работы) |
|
Воспитатели (ФИО): |
|
Специалисты: Музыкальный руководитель: Воспитатель изодеятельности: |
|
Группа здоровья |
|
Режим пребывания ребёнка в ДОУ |
|
Результаты диагностики потенциальных возможностей ребенка | |
Долговременные цели | |
Цели на текущий период (учебный год) |
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка
этапы | задачи | методы | сроки | участники | результат |
Мониторинг развития | Выявление признаков одаренности. Анализ продуктов деятельности, широты кругозора | Диагностика Наблюдение Анкетирование собеседование | сентябрь | Воспитатели Психолог Специалисты | Составление психологической характеристики и индивидуального маршрута развития ребенка |
Развитие способностей ребенка, социальная помощь, Развитие коммуникативных способностей. | Формирование у ребенка адекватного само восприятия. Развитие форм конструктивного общения со сверстниками. Оказание помощи в адаптации в окружающем мире. Расширение кругозора ребенка в определенной сфере интересов. | Творческие задания Развивающие упражнения и игры Практикум коммуникативного общения. Собеседование Мозговой штурм Просвещение родителей и педагогов по взаимодействию с ребенком: беседы, семинары, деловые игры, тренинги, индивидуальные консультации | Октябрь-апрель | Воспитатели Специалисты Психолог | Повышение общих интеллектуальных умений Активизация творческого мышления Овладение коммуникативными навыками общения со сверстниками Повышение педагогической, социальной и психологической компетенции у родителей и педагогов |
Мониторинг одаренности | Отслеживание динамики развития одаренности ребенка | Метод оценки общей одаренности: интеллектуальной, коммуникативной сфер. | май | Воспитатели Специалисты Психолог | Составление психолого-педагогического портрета ребенка. Выработка рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка. |
Карта одаренного ребенка
(находится в кабинете старшего воспитателя)
- ФИО ребенка.
- Возраст ребенка (год, месяц).
- Медицинское заключение (последний профосмотр).
- Сведения о родителях.
- Состав семьи.
- Статус семьи.
- Результаты психологической диагностики
- Результаты педагогической диагностики
- Результаты социометрического исследования
- Область одаренности
- Признаки одаренности
- Диагностика одаренности
- Выводы и рекомендации
- Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
- Структура программы сопровождения (индивидуального маршрута)
- Определение целей и задач программы сопровождения.
- Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.
- Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.
- Мониторинг программы сопровождения.
Индивидуальная программа сопровождения ребёнка.
Карта индивидуального сопровождения ребёнка.
Наименование учреждения
Адрес
- Сведения о ребёнке
- Ф.И.О. ребёнка
- Дата рождения
- Адрес
- Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка
- Социальная характеристика семьи.
- Мать -
- Отец –
- Степень участия в воспитании
- Условия проживания, условия быта
- Запрос родителей
- Долгосрочная цель сопровождения
- Возможные риски
- Группа сопровождения
- Координатор (Ф.И.О)
педагог ИЗО: Журавлёва И.В.
- Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
- Получение образования (программа обучения) __________________________
- Использование ресурсов других учреждений (привлечение специалистов центров и учреждений дополнительного образования)
- Оценка промежуточных результатов:
Наименование мероприятий | Сроки | Оценка | Постановка дальнейших целей и задач |
12. Срок реализации индивидуальной программы развития
- Подпись родителей _____________________
Расписание индивидуальных занятий специалистами
На 20___/___ учебный год
Фамилия, имя ребёнка ________________________________________________________
Группа ______________________________________________________________________
Специалисты | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Педагог-психолог | |||||
Воспитатель ИЗО | |||||
Музыкальный руководитель | |||||
Учитель-логопед | |||||
Инструктор по физической культуре | |||||
Воспитатель | Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане воспитательно-образовательной работы |
Карта результативности (старших групп)
№ | 2015-2016 учебный год | Дата |
1 | На муниципальном уровне: | |
2 | На федеральном уровне: |
Карта результативности (подготовительных групп)
№ | 2015-2016 учебный год | Дата |
1 | На муниципальном уровне: | |
2 | На федеральном уровне: |
Карта результативности ( 2015 – 2020 г.)
Дата | Мероприятие | Результаты | Победители, участники |
Методика «Определение склонностей ребенка»
Подготовительная работа
необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.
Инструкция проведения: для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.
Лист вопросов
- Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
- Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
- Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.
- Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.
- Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.
- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
- Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.
- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
- Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
- Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
- Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
- Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.
- Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
- Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
- Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
- Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
- Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
- Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
- Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
- Легко входит в роль какого-либо персонажа.
- Бегает быстрее всех детей в детском саду.
Лист ответов
(Фамилия, имя ребенка) _____________________________________ ____________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата_________________________ _____________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Обработка результатов
Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
- интеллектуальная;
- академических достижений;
- творческого, продуктивного мышления;
- общения и лидерства;
- художественная;
- двигательная.
При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)
Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.
I. Интеллектуальная сфера
- Высокая познавательная активность, мобильность.
- Быстрота и точность выполнения умственных операций.
- Устойчивость внимания.
- Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
- Богатство активного словаря.
- Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы
их поведения. - Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
- Развитость творческого мышления и воображения.
- Владение основными компонентами умения учиться.
11.Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижении
- Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
- Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
- Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
- Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
- Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
- Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год - два.
- Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
- Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
- Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
- Пытается выяснить причины и смысл событий.
- Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
- Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Ш. Творчество
- Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
- Изобретательность в использовании материалов и идей.
- Склонность к завершенности и точности в занятиях.
- Задает много вопросов по интересующему его предмету.
- Любит рисовать.
- Проявляет тонкое чувство юмора.
- Не боится быть таким, как все.
- Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы
- Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
- Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
- Любит писать рассказы или статьи.
- Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
- Легко входит в роль другого персонажа, человека.
- Интересуется актерской игрой.
- Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
- Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда
имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену. - Передает чувства через мимику, жесты, движения.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других
людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают. - С большой легкостью драматизирует, передает чувства
и эмоциональные переживания. - Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
- Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
- Хорошо поет.
- В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
- Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
- В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
- Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
- Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
- Интересуется механизмами и машинами.
- В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
- Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
- Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
- Любит рисовать чертежи механизмов.
- Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера
- Точность и точность моторики.
- Развитая двигательно-моторная координация.
- Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
- В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).
IX. Сфера художественных достижений
- Проявляет большой интерес к визуальной информации.
- Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
- Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
- Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
- Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
- Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.). Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
- Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
- Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство
- Легко приспосабливается к новой ситуации.
- Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
- Высокая общительность с окружающими.
- Стремится к доминированию среди сверстников.
- Сверстники обращаются за советом.
Диагностическая проективная методика
«Древо желаний» (В.С.Юркевич)
Цель: изучение познавательной активности детей.
(используются картинки и словесные ситуации)
- Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
- Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
- Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
- Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
- Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
- Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
- Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
- Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
- Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
- Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
- Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
- Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
ЭКСПРЕСС-АНКЕТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
(для воспитателя)
Анкету заполнил:________________________________________________________
Группа:
№ | Вопросы | Ответы | |
1 | Кого из детей в группе Вы считаете одаренными? | ||
2 | В чем проявляется одаренность ребенка? | Ф.И. ребенка | Проявления одаренности |
3 | Какое поведение у этих детей | Ф.И.ребенка | В нескольких словах о поведении каждого ребенка |
4 | Взаимоотношения детей со сверстниками | Ф.и. ребенка | Как сложились отношения с остальными детьми |
5 | Есть ли трудности в работе с этими детьми? | ||
6 | Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным? |
Источник: Журнал «Управление дошкольным образованием «Приложение «Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ» М.2006 г.стр.87
Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса.
«Дорисовывание фигур»
Даная методика является модифицированным вариантом методика Е.П.Торренса.
Цель: определить уровень творческого потенциала ребенка.
Подготовка и проведение исследования.
Детям дается 10 фигур и предлагает поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале. (см приложение)
Обработка данных:
0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии
3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.
5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.
8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.
10 баллов -создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.
Низкий уровень- от 0 до 2 баллов
Средний – от 3 до 7 баллов
Высокий от 8 до 10 баллов
Социометрическая проба «День рождения»
(методика Панфиловой М.А.)
Тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для исследования отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении. Время проведения 10-15 мин.
Инструкция. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с ребёнком: «давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – что это? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим – звёздочкой или снежинкой? (Ответ ребёнка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звёздочку, а девочки – снежинку.)
Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора.) Ребёнок называет имена людей, игрушки, животных… Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребёнок.
После четвёртого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь ещё кого-то сажать, или уберём (зачеркнём) стульчики?» (Ответ ребёнка даёт возможность предположить его потребности в общении.)
Когда ребёнок заполнит все десять «стульчиков», задаём вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».
Анализ результатов
1. Потребность в общении:
а) желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые;
б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачеркиваются) «стулья»;
в) несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных.
2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом с «именинником».
3. Значимость социальных окружений:
а) количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними;
б) преобладание какой-то группы ( семья, детский сад, школа, двор, дача и т. д.) – значимая среда в общении;
в) половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.
Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательную задачу теста и ситуативность ребёнка. Для углублённого социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методику Рене Жиля, социометрические опросники и др.)
Шаг 1
Воспитатели средних групп выделяют детей для дальнейшего обследования на предмет одаренности. В конце учебного года они подводят итоги и оценивают уровень освоения детьми программы "Развитие" (под ред. Л.А. Венгера). По результатам педагогических наблюдений и диагностики формируется группа детей, освоивших программу на высоком и выше среднего уровнях, которые хорошо выполняли задания, показывали оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, а также обладают такими характеристиками, как сообразительность, инициативность, любознательность, широта кругозора (признаки одаренности). Дальнейшее обследование проводится с данной группой детей, у которых достаточно часто и ярко проявляются перечисленные признаки.
Шаг 2
Педагог-психолог отбирает детей в группу одаренных.
Внимание:
Речь идет о детях, одаренность которых проявляется в ускоренном умственном развитии, высоком уровне познавательных способностей, а именно – в потребности овладения новыми знаниями, расширении кругозора.
Работа педагога-психолога по выявлению интеллектуально одаренных детей проводится с помощью серии диагностических методик для детей пятилетнего возраста :
- "Соотнесение свойств предмета с эталонами" (зрительное восприятие);
- "Перцептивное моделирование" (зрительное восприятие);
- "Действия схематизации" (образное мышление);
- методика "Действия систематизации" (логическое мышление).
На основе результатов комплексной диагностики делается вывод об одаренности ребенка .
Шаг 3
Проводится мониторинг особенностей продвижения интеллектуально одаренных детей в образовательном процессе.
№ | Цель мониторинга | Методика | Сроки |
1 |
| "Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста" (Р.И. Бардина, О.М. Дьяченко, А.И. Булычева, Т.В. Лаврентьева, В.В. Холмовская) | Май |
2 | Выявление особенностей развития эмоциональной и коммуникативной сфер интеллектуально одаренных детей |
| Сентябрь, |
3 | Обследование с целью отследить соответствие нагрузки возможностям детей, их настроение; определение уровня тревожности |
| Декабрь |
4 | Обследование детей 6–7 лет с целью определения мотива учения |
| Январь |
5 | Определение уровня готовности к школе детей 6–7 лет | "Методика определения готовности детей к школе" (Л.А. Ясюкова) | Апрель |
«Пошаговая инструкция. Проведение психодиагностики одаренных детей В избранное»
Материал из Справочной системы «Образование»
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/16/3146/tit1/?of=copy-e51e2723ca
Литература:
1. Галянт И. О проблемах художественной одарённости дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.31-38.
2. Гердт, Н. И. Художественная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.30-34.
3. Евтушенко, И. Н. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.
4. Евтушенко И. Детская одарённость и родители // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.46-51.
5. Емельянова, И. Е. Особенности организации деятельности одаренных детей // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.21-23.
6. Емельянова, И. Е. Особенности организации исследовательской деятельности одаренных детей // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.
7. Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одарённости // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.27-30.
8. Коваленко, Н. В. Программа деятельности педагогического коллектива школы по работе с одаренными детьми // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.119-123.
9.. Менделевич, С. Принципы и технология обучения одарённых детей. // Директор школы. - 2007. - № 9. - С. 59-65.
10.Нохрина, Н. А. Диалог педагога и психолога в диагностике одаренных детей // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.81-87.
11. Пасечник, Л. Дети с особыми познавательными потребностями // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.4-10.
12. Пасечник, Л. Одарённый ребёнок - особая ценность для общества // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С.13-22.
13. Песечник, Л. Одарённые дети в детском саду и в семье (статья вторая) // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С.14-21.
14. Соколова, Т. А. Использование арт-педагогических технологий с работе с одарёнными детьми // Методист. - 2008. - № 10. - С.49-54.
15. Ткачук, В. М. Система работы с одарёнными детьми в НОУ "Эврика" // Методист. - 2009. - № 8. - С. 35-36.
16. Трубайчук Л. В. Феноменология дошкольного возраста в аспекте развития одарённости // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.
17. Трубайчук, Л. В. Феноменология дошкольного возраста в аспекте развития одаренности ребенка // Начальная школа плюс. - 2009. - № 11. - С.10-15.
18. Трубайчук, Л. Одарённый ребёнок дошкольного возраста как развивающийся феномен // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9. - С.32-35.
19. Фурсова, М.Ю. Выявление и развитие детских талантов и одаренности // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - № 10. - С.38-44.
20. Циклограмма работы с одарёнными детьми. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С.34-39.
21. Чичель И. Д. О педагогической поддержке одаренного ребенка // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.63-70.
22. Шайдуллина, Г. Р. Интерактивный проект "Перспектива" в рамках реализации комплексно-целевой программы "Одарённые дети" // Методист. - 2009. - № 3. - С. 16-24.
23. Шебеко, В. Дошкольный возраст: выявление психомоторной одарённости // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С.23-27.
24. Шебеко, В. Дошкольный возраст: психомоторная одарённость. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7. - С.42-48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как раждаются таланты?
Как рождаются таланты ? Вот уже 16 лет я посвящаю своим дошколятам .Я креативный человек ,люблю заниматься и делать что то не обычное , что порадовало бы и меня и моих воспитанников . Нет я не стремлю...
как рождаются таланты
статья о взаимодействии родителей и педагога с целью существенного влияния на развития ребёнка в раннем возрасте...
как рождаются таланты?
материало том ,какое влияние на развитие детей оказывает взаимодействие педагога с родителямиКак рождаются таланты ? Вот уже 16 лет я посвящаю своим дошколятам .Я креативный человек ,люблю заниматься ...
Материал для родителей "Талант вашего ребёнка"
Материал для родителей "Талант вашего ребёнка"...
Материал для родителей. Тест - анкета "Музыкальный талант ребёнка"
Материал для родителейТест - Анкета"Музыкальный талант вашего ребёнка"...
Презентация проекта "Вечер семейных талантов".
Семья - самое главное в жизни для нас......
" Таланты детей находятся на кончиках их пальцев"
Это доклад на родительском собрании с целью ознакомления родителей с теоретической основой по развитию мелкой моторики рук детей. Родители с удовольствием играли в предложенные им игры....