Психолого - педагогический проект по гармонизации материнско - детских отношений
проект по теме

Попова Олеся Владимировна

Проблема детско - родительских отношений в современной педагогической  специальной психологии является одной из самых актуальных. Создание эффективной психолого - педагогической работы по гармонизации материнско- детских отношений в семьях воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detsko-roditelskie_otnosheniya_.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический проект

по гармонизации материнско-детских отношений

Визитная карточка проекта. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. И такой мир существует в нашем замечательном детском саду. С 2002г. к нам приходят дети от 2 до 7 лет как обычные, так и с проблемами в развитии (синдром Дауна, детский церебральный паралич, а также дети с различными формами  нарушений психического и речевого развития). В нашем проекте участвуют педагоги группы и психолог, которые объединившись с целью создания модели  гармонизации материнско-детских отношений. Ведь не секрет, что когда в семье рождается особый ребенок, душевный мир взрослых подвергается серьезному испытанию, следствием которого становится изменение всей системы социальных и межличностных отношений, зачастую и образа жизни членов семьи. Рождение ребенка с особенностями развития связано с сильными и глубокими переживаниями – первую очередь, это переживание мамы. В связи с этим возникает много напряженных ситуаций взаимодействия между родителем и ребенком, которые определяют распространенные родительские противоречия, ограничивать или давать свободу проявления творчеству, как проявлению индивидуальности; наказывать за проступок или не наказывать.

Максимально сотрудничая с родителями для воспитания и формирования более полного представления о взаимоотношениях с ребенком, мы разработали проект «Ступеньки радости и доброты»

Проект долговременный, исследовательский рассчитан на два года (с  01.09.2015 по 15.05.2017)

Актуальность проекта. Проблема детско-родительских отношений в современной педагогической и специальной психологии является одной из самых актуальных.

Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Специфика детско-родительских отношений определяет направления формирования личности ребенка. Любые негативные воздействия со стороны родителей способны отрицательно сказаться на эмоциональном состоянии ребенка, способствовать развитию страхов, нервозности и тревожности. Зачастую подобное  происходит по причине недостаточной осведомленности родителей, их неумению правильно ориентироваться в вопросе построений взаимоотношений с ребенком, а особенно с ребенком, имеющим отклонения в развитии.

Проблему детско-родительских отношений рассматривали западные и отечественные психологи, такие как Э. Эриксон, Э.Фромм, Д.Боулби, З.Фрейд, Л.А.Венгер, Н.Ю.Синягина и другие.

Помимо изучения ребенка в годы взросления и становления детско-родительских отношений психология считает важным изучение его положения в семейной иерархии. Поэтому в настоящее время актуален вопрос: как влияют типы родительского отношения, где воспитывается особый ребенок, на их личностное развитие.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объективной структуры - всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в материнско-детских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье.

Исходя из актуальности темы, была определена

Цель проекта: Создание эффективной психолого-педагогической работы по гармонизации материнско-детских отношений в семьях воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.

Задачи проекта:

Провести теоретический анализ литературы по  психологической и педагогической проблеме исследования;

Выявить типы материнского отношения к ребенку имеющего отклонения в развитии;

 Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование благоприятных отношений родителей с детьми, имеющих отклонения в развитии.

            Этапы проекта

Этап

Содержание деятельности

Подготовительный этап

Способствовать активному вовлечению семей воспитанников к сотрудничеству в вопросах понимания своего ребенка, в решении  проблем и в оптимизации его развития.

Проведение наблюдения в утренние часы приема и во время ухода ребенка из детского сада взаимодействий мамы и ребенка.

Проведение теста-опросника родительского отношения к детям А.Я.Варга и В.В.Столина.

Составления плана психокоррекционной работы (решение эмоционально-личностных проблем, решение проблем в изменении мнения родителей о «бесперспективности» развития их ребенка и т.д.)

Основной этап

Организация тренингов для родителей, занятий (ребенок + мама).

Проведение тематических коллоквиумов по проблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Заключительный этап

Подведение итогов работы в рамках данного проекта.

Обобщение опыта на педагогическом совете

Реализация и внедрения проекта позволит обеспечить:

Проявления чувства социальной и личной ответственности матери за благополучное, полноценное развитие и воспитании своего ребенка.

Гармонизацию материнско-детских отношений.

Ожидаемые результаты

Консультирование и индивидуальные рекомендации помогут родителям  в решении проблем связанных с материнско-детскими отношениями и окажут существенное влияние на благополучие ребенка в семье.

Будет наблюдаться положительная динамика в принятии родителями своих детей (на основании повторного опроса родителей по ОРО (опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина)

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

        Первый этап проекта мы посвятили исследованию семьи и семейных взаимоотношений в психологии. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что фундамент общечеловеческих и культурно – национальных ценностей личности, ее духовного стержня формируется преимущественно в процессе внутрисемейного взаимодействия ребенка с другими членами семьи. Семья является важнейшим фактором успешной реабилитации как психологической, так и социальной. Разные авторы (Харчев А.Г., Соловьев Н.Я., Антонов А.И., и др.) перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако, выделяемая ими совокупность довольно схожа.

        Кроме этого мы выяснили, что большое значение в формировании личности ребенка придается структуре семьи, то есть состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений.

        В своей работе мы рассмотрели общее понятие «отношения». В частности в психологии вопросами отношений занимался В. Н. Мясищев. Он определяет отношения личности как «целостную систему индивидуальных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности».

Далее мы рассмотрели положения А.Я. Варги и В.В. Столина о том, что «родительское отношение» – это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

В ходе нашей работы нами было обнаружено, что проблеме материнско-детских отношений в семьях воспитывающих ребенка с проблемами в развитии уделяется очень мало внимания. Появляются лишь отдельные работы, в которых рассматриваются материнское отношение.

Проведя эмпирическое исследование, нами был использован «Опросник родительского отношения» Варга-Столина, с целью определения типа материнского отношения. Принимали участие 10 матерей коррекционной группы.

По итогам результата опросника нами был составлен рисунок 1.

Таким образом, анализируя полученные данные, мы выявили, что со стороны матерей воспитывающих детей с нарушениями в развитии, большинство имеют симбиотические отношения к детям, а также отношения по типу «инфантилизация».

Проведение наблюдения в утренние часы приема и во время ухода ребенка из детского сада взаимодействий мамы и ребенка, позволило выявить индивидуальные особенности поведения родителей и их воспитательные установки при общении с детьми.  При этом, родители разговаривали с детьми на повышенных тонах, не интересовались успехами детей, были безразличны к их просьбам.

        На основании результатов исследования была разработана коррекционно-развивающая программа по гармонизации материнско-детских отношений. (Приложение1)

Цель программы: Коррекция отношений родителей и детей

Задачи:

Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;

Улучшения понимания родителями собственного ребенка. Особенностей и закономерностей его развития;

Достижение способностей к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг другу.

В рамках реализации основного этапа проекта предполагаются разнообразные формы взаимодействия с мамами воспитанников в целях оказания им информационной и практической поддержки в решении проблемы оптимизации отношений партнерства и сотрудничества с ребенком.

Одной из самых действенных форм взаимодействия с мамами стали тренинги. (Приложение 2). Опыт работы с семьями свидетельствует о трудностях установления визуального контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Такая форма работы дает возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь (и от взрослых и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной  точки зрения.
Структура тренинга:

- Ритуалы приветствия и прощания;

- Разминочные упражнения;

- Игры, требующие взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений;

- Рефлексия.

Весьма эффективной формой общения с мамами являются доверительные коллоквиумы, которые проводятся вместе с психологом в соответствии с тематическим планом. Коллоквиум является уникальным и незаменимым вариантом взаимодействия образовательного учреждения с родителями. Основной задачей проведения доверительных коллоквиумов является повышение уровня доверия и открытости между родителями и педагогами детского сада, а также обмен опытом воспитания особого ребенка.

 Таким образом, несмотря на достаточно сложную ситуацию в современном обществе, данный проект успешно реализуется и достигает своих намеченных целей. Мамы наших воспитанников учатся воспитательным приемам и способам управления больным ребенком. У них формируется безусловное материнское принятие и поддержка ребенка  познавать этот мир, и действовать в нем. В результате этого дети стали эмоционально открытыми, встречают родителей с радостью, рассказывают о своих достижениях.

Приложение 1

Календарный план реализации программы

Срок

        Формы взаимодействия

Цель

2015-2017г

сентябрь-октябрь

Круглый стол «Давайте познакомимся»

Беседа «Родитель – кто ты?»

1.Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы;

2.Проведение мини – дискуссии по вопросам теста-опросника.

Ноябрь - декабрь

Тренинг

« Учимся понимать друг друга»

Повышение компетентности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность

Январь-февраль

Тренинг «Мамина школа»

Укрепление уверенности родителей  и детей в том, что они любимы, желанны; активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства

Март-апрель

Доверительные коллоквиумы «Подходы к воспитанию особого ребенка»

Повысить уровень компетентности родителей в вопросах создания позитивного психологического климата в семье

Май

Тренинг «Ступеньки радости»

Формирования чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.

 2015-2016гг

Сентябрь-октябрь

Круглый стол

«Все мы чем-то похожи»

Продолжать развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств

Ноябрь-декабрь

Тренинг «Когда ребенок сводит вас с ума»

Работа с агрессией и гневом; осознание этих состояний. Отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля

Январь - февраль

Доверительные коллоквиумы «Давайте узнавать вместе»

Перестройка собственных стереотипов общения с ребенком.

Март - апрель

Тренинг «Сделай себя счастливой»

Развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, осознания чувства полноты жизни, ощущения счастья.

май

Мультимедийные презентации «Мы вместе»

Подведение итогов

Приложение 2

Тренинг « Учимся понимать друг друга»

         Задачи тренинга:

-установление контакта между участниками групп;

-изменение неадекватных родительских позиций;

-оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания;

Сегодня мы с вами отправимся по ступенькам радости и доброты. Мы поможем Вам проводить больше времени с ребенком, играть с ним, тем самым находясь на территории его интересов. Работая в группе, подчинение и взрослых и детей единым правилам игры дают ребенку почувствовать свою значимость, а маме побывать в роли ребенка. И так, я приглашаю Вас в путь!

Список литературы:

  1. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 2005.
  2. Немов Р.С. Психология. - М., 2006.
  3. Шевцова И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений. - М., 2000.
  4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая технология деятельности педагога-психолога детского сада

Описание психолого-педагогической технологии деятельности педагога-психолога детского сада. В данном материале раскрываются цель, задачи и формы деятельности педагога-психолога. А так же представлено ...

Организация психолого-педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию этнотолерантности.

   Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся ...

Психолого-педагогический проект в детском саду "Поделись улыбкою своей..."

Проект содержит материалы по всем образовательным областям (познавательная, речевая, физическая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая) по теме "Улыбка людей". Данный проект направлен ...

Психолого-педагогический проект по адаптации "Здравствуй, детский сад!"

Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, родители, воспитанники  младших групп....

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Психолого - педагогический проект «Здравствуй, детский сад!»

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться пр...

"Психолого- педагогический проект"В детский сад без слез"

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться пр...