Формирование технического мышления старших дошкольников средствами Лего-конструирования
статья (старшая группа) на тему
Выступление на окружном семинаре"Создание условий для формирования предпосылок технического мышления у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popova_o.n.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование технического мышления старших дошкольников средствами Лего-конструирования
Выступление на окружном семинаре:
«Создание условий для формирования предпосылок технического мышления у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Попова О.Н.
воспитатель высшей
квалификационной категории
Мышление является высшим познавательным процессом. Это особого рода умственная практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Оно представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.
Техническим мышлением называют вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата. При этом рационализация, изобретение и открытие как результаты научно-технического творчества порождают качественно новые результаты в области науки и техники и отличаются оригинальностью и уникальностью.
Таким образом, техническое мышление направляется желанием, стремлением дойти до истины, обнаружить структурное ядро, перейти от неопределенного отношения к ясному видению.
Дошкольный возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим особое значение отведено конструированию.
Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. По своей сути, Лего - конструирование относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Деятельность с конструктором «Лего», как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно – игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей.
Использование конструктора «Лего» позволяет развивать у детей:
- творческий потенциал;
- мыслительно–коммуникативные возможности;
- речь;
- знания об окружающем мире;
- внимание, память, мышление, умение сосредоточиться;
- элементарные математические представления.
Начиная с конструирования простых фигур, ребёнок совершенствует свои навыки, видя свои успехи, становится более уверенным в себе и переходит к более сложному этапу обучения.
Игры с «Лего-конструкторами» выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве и времени. Конструктор помогает воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат, расширяя представления об окружающем мире. Опыт, получаемый ребёнком в ходе лего-конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Часто предлагаю детям такие конструкторские задачи, которые заставляли бы их мыслить, изобретать. А если деятельность ребёнка носит творческий характер, она заставляет его думать, становиться привлекательной и позволяет открывать в самом себе новые возможности, а это является сильным и действенным стимулом к занятиям по лего-конструированию.
Работу по Лего-конструированию веду в непосредственной и совместной образовательной деятельности с детьми. Тематика непосредственной образовательной деятельности разработана в соответствии с возрастом детей, календарно-тематическим планом.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для воспитанников деятельности. В группе старшего дошкольного возраста применяю:
Виды, формы, методы и приемы использования Лего-конструктора.
Виды НОД | По схеме |
По образцу | |
По собственному замыслу | |
По карточкам с моделями | |
Формы работы с детьми | Создание совместных построек |
Беседы | |
Разнообразные игры | |
Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности | |
Создание макетов | |
Проектная деятельность | |
Познавательно-исследовательская деятельность | |
Экспериментирование | |
Оформление выставок | |
Продуктивная деятельность | |
Применяемые методы | Наглядно-практические |
Словесные | |
Проблемные ситуации | |
Анализ образцов | |
Игровые | |
Игровые приёмы | Дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти |
Сюрпризные моменты | |
Игровой сюжет | |
Основные принципы обучения детей | Последовательность |
Доступность | |
Индивидуальный подход к каждому ребёнку | |
Эффективность форм взаимодействия |
Непосредственно образовательная деятельность по Лего-конструированию провожу в игровой форме:
- дети в ходе игры обследуют детали конструктора, выделяя сенсорные признаки;
- в соответствии с замыслом и темой выполняют поделки из деталей;
- используют постройки для организации игр в совместной деятельности.
Интеграция образовательных областей через Лего-конструирование
Образовательная область | Область применения Лего-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО |
Социально-коммуникативное развитие | Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. |
Познавательное развитие | Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора. формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). |
Речевое развитие. | Работа на логопункте с учителем логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
Художественно-эстетическое развитие | Творческое конструирование – создание замысла из деталей Лего-конструктора. реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной. |
Физическое развитие | Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. |
Использование технологии Легоконструирования для воспитанников дошкольного возраста является великолепной возможностью развивать конструктивное мышление детей в творческой увлекательной форме. Для активизации процесса мышления необходимо создание проблемной ситуации, проявляющейся как нельзя лучше в деятельности.
Конструктивная деятельность является эффективным средством создания проблемной ситуации. В процессе конструирования дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять длину, ширину, высоту предметов и т.д.
Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием математического мышления, логико-конструктивного способа познания математического содержания.
Развитие технического мышления детей старшего дошкольного возраста теснейшим образом связано с интеллектуальным (языковое развитие, концептуальное мышление, способности: планировать, оценивать, классифицировать) развитием ребенка; развивает творческий потенциал (творческая фантазия, нацеленность на успех и т.д.), а также его личностные
Конструктивные умения - это:
∙ умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться);
∙ умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);
∙ умение расчленить, выделить составные части (анализировать);
∙ умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.
Таким образом, конструктивные умения способствуют развитию технического мышления.
Хочу рассказать об одной из эффективных форм работы с детьми по развитию конструктивных умений и способностей - проектной деятельности.
В сентябре прошлого года в нашем детском саду «Солнышко» с. Борское мы впервые провели творческо - исследовательский проект «Мини – погрузчик для БМВ» с использованием Легоконструктора. Участвовали дети подготовительной группы. А началось все с того, что однажды дети с родителями ехали из гостей и на одной из сельских дорог увидели бойлер с надписью «Вода» и заинтересовались как минеральная вода из Борского становится той вкусной водой в зеленой бутылке, которую продают во всех магазинах.
1. На подготовительном этапе дети совместно с родителями (педагогами):
вели сбор информации о том, как и где набирает воду бойлер, в каких скважинах;
читали энциклопедии, «Почемучки», знакомились со свойствами воды;
читали стихи, рассказы о волшебнице воде;
провели серию опытов по самостоятельной очистке воды от примесей, сравнивая фильтры очистки;
был организован конкурс рисунков;
поход на экскурсию на мини – завод по производству Борской минеральной воды БМВ.
2. Основной этап:
из легоконструктора конструировали: сборник отстаивания, сатуратационную установку, разливочно – укупорочный автомат, термоусадочный автомат или термоусадочную печку т.е. полностью линию для изготовления минеральной воды как на мини - заводе.
В ходе экскурсии дети заметили, что весь конвейер автоматизирован на БМВ, кроме последней точки, и решили создать автомат, который захватывал бы палетки с минералкой и складывал бы их на поддон, потому что людям это очень трудно – целую смену складывать упаковки с минералкой. Поэтому предложили сделать мини - робот погрузчик.
В марте 2016 года своего мини – робота погрузчика для БМВ дети представляли на региональных отборочных соревнованиях по робототехнике «ИКаРёнок» в образовательных учреждениях Самарской области.
Обобщая вышеизложенное, хочется сделать вывод о том, что развитие конструктивных умений и способностей детей старшего дошкольного возраста – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и технического мышления.
Литература.
1. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. - № 3. с. 6.
2. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В.П.Бедерханова //Развитие личности. - 2010. - № 1. - с. 24 – 36.
3. Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ .2006. - № 7. с 76-83.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с. 5. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2012. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя. – М., 2013.
7. Горлицкая С.И. История метода проектов// Компьютерные инструменты в образовании – 2001. - №5. - с. 4-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности моделирования из бумаги в процессе развития технического мышления старших дошкольников
Возможности моделирования из бумаги в процессе развития технического мышления старших дошкольников...
"Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики"
Материал для родителей и педагогов...
Моя педагогическая находка. РМО "Развитие учебной деятельности старших дошкольников посредством ЛЕГО - конструирования"
Использование Лего - конструирование в образовательных областях.https://yadi.sk/i/fv_ARFFDiPulWA...
Консультация для педагогов: «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами математики»
Перед педагогами дошкольных учреждений стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.Главная цель: вырастить де...
Консультация для педагогов: «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами математики»
Перед педагогами дошкольных учреждений стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.Главная цель: вырастить де...
Буклет Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики
методич. материалы Скачать материал Для чего и как необходимо развивать логическое мышление у дошкольников? Логическое мышление – процесс, который помогает человеку не только усваивать и прео...
Проект «Парк будущего» как средство формирования технического творчества старших дошкольников ( из опыта работы)
В выступлении на тему :"Проект «Парк будущего» как средство формирования технического творчества старших дошкольников"представлен опыт работы с детьми старшей гр...