Статья. Развитие поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
статья (старшая группа) на тему

Статья. Развитие поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юдина Валентина Михайловна

воспитатель логопедической группы

МБДОУ «Детский сад №46»

Г. Саров

 

 

     Развитие поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

                                                                                           

                                                                                      « Люди, научившиеся… наблюдениям и

                                                                                       опытам, приобретают способность

                                                                                      сами ставить вопросы и получать на

                                                                                      них фактические ответы, оказываясь

                                                                                     на более высоком умственном и  

                                                                                     нравственном уровне в сравнении с

                                                                                     теми, кто такой школы не прошёл»

                                                                                                           К. Е . Тимирязев

    Жизнь во всех его проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она,  чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, подхода к решению больших и малых задач. Сегодня обществу нужна творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.  Дошкольный возраст – это время, когда закладываются базовые способности познания, общения и деятельности. Для успешного освоения общеобразовательной программы начального общего образования, у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Одним из личностных предпосылок учебной деятельности, согласно ФГОС, является развитие познавательных потребностей ребёнка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями, потребность в творчестве, любознательность, мотивация в достижении успеха. Задача взрослых – помочь ребёнку развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В.А.Сухомлинский утверждал: «От того, как будет чувствовать себя ребёнок,   на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит  дальнейший путь к знаниям».

  Дошкольный возраст – это время, когда закладываются базовые способности познания, общения и деятельности. Для успешного освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Одним из личностных предпосылок учебной деятельности, согласно ФГОС, является развитие познавательных потребностей, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями, потребность в творчестве, любознательность, мотивация в достижении успеха.

    Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного мира и нет более пытливого исследователя, чем дошкольник. Ребёнок-дошкольник проявляет живой интерес ко всему, что его окружает: природа, предметный мир, мир людей. Радостно видеть детей, умеющих ориентироваться в окружающей жизни и обстановке, творчески мыслить, придумывать новые решения поставленных задач.

   Однако у наших детей, детей с общим недоразвитием речи, есть выраженные трудности при обучении. Для всех детей с ОНР характерна общая неловкость, нарушение оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

Дети с ОНР имеют особенности развития психических процессов. Для них характерна неустойчивость внимания, снижение  памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ОНР ограничивают круг их общения, способствуют возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности. Помимо речевых нарушений у детей наблюдается низкий уровень

познавательной активности.  Следовательно, нужен особый подход к  воспитательно-образовательному процессу, который построен на основе естественного стремления ребёнка к получению знаний, умений и навыков. Таким образом, возникла необходимость в развитии поисковой деятельности. Так как в процессе поиска, исследования, обогащается память ребёнка, мыслительные процессы активизируются, перед дошкольником возникает постоянная необходимость в совершении операции синтеза, анализа, сравнения, классификации и обобщения. Помимо этого ребёнку необходимо давать отчёт об увиденном, самостоятельно делать выводы, формулируя  словами обнаруженные закономерности, что стимулирует развитие речи. В результате чего дошкольник знакомится с новой информацией, а также идёт накопление фонда новых знаний, умений и навыков.

   Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, у нас возникла идея: усилить роль поисковой деятельности, форм её организации в развитии познавательных процессов и коррекции речевых нарушений. Для реализации идеи были поставлены цели и задачи:

  ЦЕЛЬ: развитие каждого ребёнка как самоценной личности, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми.

 ЗАДАЧИ: продолжать развивать познавательные способности ( логическое и образное мышление),  произвольности ( умение ставить цель и добиваться её) самостоятельности и свободного поведения ( выбор деятельности, задачи и способы её решения);

  • Обогащать словарь (освоение значений слов и их уместное употребление в контексте высказывания); упражнять в произвольном употреблении лексико- грамматических категорий, развивать связную речь;
  • Активно  внедрять современные технологии поисково-исследовательской деятельности детей;
  • Преобразование предметно – развивающей среды, создающей: свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных задач;
  • Разработка конспектов, позволяющих осуществлять деятельностный подход;
  • Подбор диагностических методик для определения эффективности работы по развитию поисковой деятельности;
  • Оптимизировать организованную модель педпроцесса, направленную на реализацию комплекса образовательных и коррекционных задач; на удовлетворение интересов и потребностей детей ( организация цикла развивающих игр «Почемучка», мастерской « Умелые руки»;
  • Включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.

  Работу по  развитию познавательно- поисковой деятельности можно условно разделить на 3 этапа:

1 этап: Расширение кругозора и образного мышления.

   Формированию наглядно-образного  мышления помогали игры и упражнения, различные задания, которые позволяли научить детей определять различные и одинаковые свойства предметов, сравнивать предметы между собой, закреплять навыки классификации предметов и явлений по форме, цвету, величине, функции в практической жизни, учили определять последовательность событий, судить о противоположных явлениях, развивали умение видеть временные рамки своей деятельности, ориентироваться в пространстве.

    Использование с/дид игр, разработанных А.А.Смоленцевой, формировали у детей проблемно-практическое понимание мира, рождали массу вопросов и догадок. Для развития кругозора много читали. Интересно проводили занятия работники библиотеки, где дети узнавали об удивительных открытиях, о жизни древних людей, о создании книги и т.д. побуждала у детей любознательность и расширяла кругозор детей работа на станции юных натуралистов.

   Наблюдения и экскурсии – это, пожалуй, самый популярный и доступный метод поисковой деятельности. В ходе наблюдения восприятие и внимание ребёнка носят аналитический характер. Дети не просто фиксируют объект, они анализируют его, сравнивают его, оценивают, находят общее с другим.

   При проведении НОД у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребёнка к самостоятельной деятельности. Для достижения результатов применяли следующие формы работы: опыты в уголке экспериментирования, путешествия по «реке времени», путешествия по карте, коллекционирование (классификация), наблюдения. И обязательно работа по плану. Мы разработали свой план перспективного планирования с учётом поисково-исследовательской деятельности и в соответствии с темами логопедических занятий. При написании плана обратились к рекомендациям Н.Коротковой в кн. «Образовательный процесс в группах старшего возраста».

   Формированию речемыслительной  деятельности дошкольников с речевыми нарушениями также способствовали продуктивные виды деятельности . Здесь мы подводили детей к овладению такими важными комплексными навыками, как планирование предстоящей работы, выбора способов, средств осуществления, проверка результатов. На конструировании из бумаги активно внедряли методику О.А.Сафоновой, Л.А. Парамоновой, которые разработали систему формирования  самостоятельного и творческого конструирования из бумаги для детей от 4 до7 лет. У ребёнка в процессе конструирования возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными инструкциями и перевод их в практическую деятельность,  последовательность действий, приёмы.

    Работа над проектами и особенно защита проектов, расширяет кругозор детей, положительно влияет на организацию межгруппового общения. В ходе работы над проектами использовали интегрированный подход, т.е. дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы. В работе над проектами активное участие приняли родители. Они вместе с  детьми изготовляли книжки – малышки, оформляли альбомы, красочные газеты по теме исследования, организовывали фотосессии о своей семье, принимали самое активное в защите проектов ( развивающая игра-викторина «Поле чудес»).

   2 этап. Развитие исследовательских умений и навыков у детей (тренинг) и мониторинг.

   Для проведения поисково-исследовательской практики требуются специальные знания, умения и навыки. И детей надо целенаправленно этому обучать , давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательской практике умения и навыки, т.е. тренировать. Детей необходимо учить:

  • Видеть проблемы;
  • Ставить вопросы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Давать определения понятиям;
  • Классифицировать;
  • Наблюдать;
  • Проводить эксперимент;
  • Делать умозаключения;
  • Структурировать материал.
  • Готовить мини-доклады;
  • Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Задачи эти трудные для наших детей. Для работы , исходя из особенностей  своей группы, подбирали набор упражнений из разных блоков: это блок «Учимся задавать вопросы», «Учимся выдвигать гипотезы» и др. ( см. лекции А.И.Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»).

  Немного хочу сказать о блоке «Познание в действии или как провести эксперимент».

  Для решения познавательных задач мы использовали экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению с окружающим, с природой, но и в продуктивных видах деятельности; предлагали проблемные задачи, направленные на формирование потребности решать их опытным путём. Проводили не только реальные, но и мысленные эксперименты. В ходе мысленного эксперимента ребёнок мысленно представляет себе каждый шаг  своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий. Примеры мысленных экспериментов: - Что можно сделать из песка? (глины, бетона, дерева)                        

                                - Каким должен быть город, чтобы люди не гибли на дорогах?

                                - Что нужно сделать, чтобы в группе не было драк?

         

 Но самыми интересными были эксперименты с реальными предметами и их свойствами: эксперименты с кляксами, с набрызгом красок, с акварелью. Не менее  интересны эксперименты на определение « плавучести» предметов, как исчезает вода, эксперименты с лучом света, с магнитом и металлами, а также эксперименты с живыми растениями, которые в течение года проводили в экологической зоне.

  Как показала  работы, обслуживая познавательный процесс, в ходе экспериментирования речь становится востребованной и активной. На этом фоне легче исправляются недостатки речи, в разговорную практику вводятся созданные стереотипы. Дети учатся формулировать чёткие выводы и определения в ходе экспериментирования. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. Знакомятся с корневым смыслом объекта познания, у детей  развивается словарь. Дети учились подбирать от исходного слова словообразовательное гнездо ( снег – снежинка – снежный – снеговик), учились рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами.

  3 этап . Детская исследовательская практика.

 С этой целью были изучены и систематизированы материалы по исследовательской деятельности, предлагаемые А.И.Савенковым: «Методика исследовательского обучения». Данная методика позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск, используя доступные методы исследования:

   -  подумать самостоятельно;

   -  посмотреть в книге;

   -  спросить у взрослого;

   -  понаблюдать;

   -  провести эксперимент;

   -  посмотреть по телевидению;

   -  посмотреть в интернете.

 В организации  и проведении поисково-исследовательской деятельности можно выделить 4 этапа:

  • Постановка и формулирование проблемы.
  • Выдвижение предположений.
  • Сбор информации.
  • Подведение итогов.  Выводы.

Методика А.И.Савенкова  позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск – от определения проблемы до предоставления и защиты полученных результатов. Задача педагога – выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту. Опираясь на данную методику мы в работе с нашими детьми поисковую деятельность начинаем с:

  1. Постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи, возможна ( и необходимо этому учить детей) постановка познавательной задачи детьми.

Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций.

  1. После принятия познавательной задачи под нашим руководством определяли её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигали предположения. Выслушиваются все предположения.
  2. Способами проверки предположений могли быть: кратковременные распознающие наблюдения и длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, эврические беседы. Ход наблюдений, опытов, результаты работы фиксировали в дневнике наблюдений в виде рисунков-схем, изображали знаками. Символами.
  3. Заключительным этапом поисковой деятельности является формирование выводов. К самостоятельному формированию выводов детей необходимо побуждать, случается, что они делают неправильные выводы, в этом случае можно организовать дополнительное наблюдение.

Конкретные соблюдаемые правила при выборе темы:

  1. Тема должна быть интересной детям, должна их увлекать.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам  исследования.
  3. Тема должна быть оригинальной. В ней должен быть элемент неожиданности, необычности.
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

 В результате проведённой работы, по итогам мониторинга, у детей с общим недоразвитием речи значительно возрос интерес к окружающему миру, повысилась наблюдательность, любознательность. Помимо этого дошкольники научились:

  • Фиксировать результаты исследования с помощью моделей;
  • Задавать вопросы и отвечать на них полным предложением;
  • Работать сообща и договариваться между собой.

  Таким образом, поисково-исследовательская деятельность стимулирует познавательную  активность дошкольника с общим недоразвитием речи, развивает воображение, творчество, формирует представления об объектах окружающего нас мира.

        Литература:

1.  ФГОС дошкольного образования (от 17 . 10.2013 №1155, зарегистрированном в Минюсте14.11.2013 №30384)

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР.-М.1993

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Практическое пособие.- М.:Айрис-Пресс,2007.

4. Микоева Н.В. Возможность использования эксперимента в подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи, логопедия сегодня.2009,№4

5. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных способностей. Психология науки, М.1997

6. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.ЛИНКИ-ПРЕСС. Москва,2001

7. Короткова Н.А., Познавательная исследовательская деятельность до школьников. Дошкольная педагогика, 2003. №3

8. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома, Мозаика_Синтез.2007

9. Смоленцева А.А., Суворова О.В.Математика в проблемных ситуациях для маленьких. М.:Просвещение.М,1991

10. Савенков А.И.  Детское исследование как метод обучения старших дошкольников- Москва, Педагогический университет «,2007 сентября»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Статья "Развитие вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Данная статья содержит материал,раскрывающий  основные принципы работы с детским голосом....

Статья: Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование пластилинографии

Обновление содержания дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности.Поощрение твор...

Статья: «Развитие точности движений у детей старшего дошкольного возраста»

Физическая культура - важнейший элемент формирования личкости....

Статья "Развитие ладового слуха у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности"

К основным компонентам музыкальных способностей детей относится ладовое чувство, формирующее слуховые представления и эмоциональные сопереживания, что является главной задачей музыкального воспитания ...

Статья «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В статье рассматриваются игры-ситуации в театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков дошкольников....

Статья Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Борисова А.Ю., Будерецкая В.Г.

В данной статье освещена проблема и значимость развития эмоционального интеллекта у старших дошкольнико средствами экспериментальной деятельности...