Психологические особенности детей дошкольного возраста
материал на тему
В таблице приведен сравнительный анализ показателей развития детей в различных возрастных группах (по Широковой Г.А. "Справочник дошкольного психолога").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Параметры | Показатели развития детей в возрасте | ||||
2-3 года | 3-4 года | 4-5лет | 5-6лет | 6-7лет | |
Мышление | Обладают наглядно-действенным мышлением, т.е. при решении каких-либо задач и ситуаций малыши оперируют с помощью материальных предметов в наглядно воспринимаемой ситуации. | На основе наглядно-действенного формируется наглядно-образное мышление, т.е. происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». | Ведущую роль играет наглядно-образное мышление. Развитие способности выстраивать умозаключения. | Наглядно-образное, начинает формироваться образно-схематическое мышление. Развивается соподчинение мотивов. | На основе наглядно-образного мышления у дошкольников развиваются элементы логического мышления. |
Речь | Словосочетаниями, понимает глаголы | Формирование связной речи, начинает понимать прилагательные. | Более широкое использование речи как средства общения. Окончание формирования активной речи. Ребенок учится излагать мысли. Главный вопрос – «почему?» | Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. | Развитие внутренней речи. |
Произвольность познавательных процессов | Внимание и память непроизвольные | Внимание и память непроизвольные. Память характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. | Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения внимания, развиваться произвольное запоминание в игре. | Развитие целенаправленного запоминания, наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. | Начало формирования произвольности, как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения |
Физиологическая чувствительность | Высокая чувствительность к физическому дискомфорту. | Сохраняется высокая чувствительность к дискомфорту | Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту. Ребенок становится более вынослив физически и психологически. Снижается утомляемость. | Уменьшение чувствительности к дискомфорту. | Индивидуально, у большинства низкая. |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство. | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение. | Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые. Детей начинают интересовать причины и следствия явлений. | Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые. Нравственные нормы. Сфера взаимоотношений между людьми. | Причинно-следственные связи между предметами и явлениями. |
Способ познания | Манипулирование предметами, их разбирание | Экспериментиро-вание, конструирование | Рассказы взрослого, экспериментиро-вание | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментиро-вание. | Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. |
Условия успешности ребенка | Разнообразие развивающей среды, в которой пребывает ребенок. | Развивающая среда и партнёрские отношения со взрослыми. | Кругозор взрослого, его стремление удовлетворять познавательный интерес ребенка, содержательно отвечать на все вопросы. Хорошо развитая речь ребенка. | Собственный широкий кругозор ребенка, хорошо развитая речь. | Собственный широкий кругозор, умение в чем-либо. |
Форма общения | Ситуативно-личностное, т.е. вступает в общение при возникновении потребности, как реакции на ситуацию. | Ситуативно-деловое. | Внеситуативно-деловое. | Внеситуативно-деловое и внеситуативно-личностное. | Внеситуативно-личностное. |
Отношения со сверстниками | Мало интересны | Мало интересны, но дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников. | Появляется интерес к сверстникам как к партнерам по игре. Начинают складываться предпочтения по половому признаку. | Появляется познавательная мотивация в общении, стремление поделиться со сверстниками своими знаниями и впечатлениями. Углубление интереса как к партнеру по играм. | Сверстник – это собеседник, партнер по деятельности. |
Отношения со взрослыми | Взрослый для ребенка этого возраста источник защиты, ласки и помощи. | Взрослый для ребенка этого возраста источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству. | Взрослый для ребенка как источник информации. | Взрослый для ребенка является источником информации, собеседником. | Взрослый для ребенка – источник эмоциональной поддержки. |
Наличие конфликтов | Со взрослыми («Я – сам») | Со взрослыми (как продолжение «Я – сам») | Отсутствуют | Представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко. | К 7 годам – мотивационно-потребностный кризис. Стремление к смене социальной роли. Принятие роли школьника. |
Эмоции | Сильной модальности, ярко выражены проявления всех переживаний. Резкие переходы из одного состояния в другое. | Сильной модальности, резкие переключения. | Фон настроения выравнивается, становится более стабильным. | Преобладание ровного оптимистического настроения. Ребенок может различать весь спектр человеческих эмоций. Формируются «высшие чувства». | Эмоции регулирует. Развиваются «высшие чувства». |
Игровая деятельность | Предметно-манипулятивная. Игра «рядом» со сверстником, но не «вместе». | Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, появляется самостоятельное игровое действие. | Коллективная: дети стремятся к партнерству в играх со сверстниками. Используется ролевой диалог, создаётся игровая ситуация. Игровые объединения становятся устойчивыми. | Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения. | Длительные игровые объединения; умение согласовывать своё поведение в соответствии с ролью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Определение рамок «нормы» и «патологии» («аномалии») на сегодняшний день остается предметом дискуссий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение э...
"Психологические особенности детей дошкольного возраста"
Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), ...
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Краткое описание психологических особенностей детей с 2 до 7 лет....
Психологические особенности детей дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста1.2. Особенности эмоц...
Психологические особенности детей дошкольного возраста с зпр.
В выступлении раскрыты : психологические особенности развития детей с задержкой психического развития, познавательные особенности детей....
Психологические особенности детей дошкольного возраста с СДВГ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
Семинар - практикум для педагогов «Психологические особенности детей дошкольного возраста. Современные дети. Какие они
Представлен материал для проведения семинара-практикума с педагогами...