Лэпбук-помощник взрослых и детей.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Лэпбук-помощник взрослых и детей.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.
Цель методической разработки – обеспечение активности и разнообразия мыслительной и практической деятельности в процессе освоения обучающимися образовательной программы.
Задачи:
1. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.
3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления).
4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Обычно он выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, детям нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук - это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Насекомые". Но он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее. Небольшой опыт работы в такой форме показывает, что интерес не только детей, но и родителей возрастает. Совместная деятельность по наполняемости материала, оформлению содержания даёт положительные результаты во всех направлениях. Лепбук – хорошая форма, позволяющая привлечь родительское сообщество к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению вторых в образовательный процесс.
В нашей маленькой книжке “Заповедники Белогорья” поместилось много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по- своему и главное совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
В интерактивной тематической папке «Наш город», которую мы вместе с детьми сделали, будут храниться иллюстрации с памятниками нашего города, фольклор Белгородской области, рисунки детей «Город в прошлом, настоящем и будущем»
К приходу весны мы сделали новый лэпбук. У нас есть уже «Осень», есть «Зима», «Жизнь зверей зимой». А теперь пусть будет «Весна». Как всегда, в лэпбуке кроме развивающих элементов есть и творческие задания, и задания для исследовательской работы, например (кармашек для таблицы по наблюдению за ростом растений.) Для выполнения этого задания дети посадили лук, семена томатов и провели наблюдения за их развитием, зарисовывая и записывая результаты в таблицу. В дальнейшем предполагаем, изготовить интерактивную папку «Лето»
Приближается 12 апреля, День космонавтики и у нас есть повод еще раз поговорить о космосе, сделать своими руками какую-нибудь космическую поделку или узнать что-то новое на эту тему. Во время изучения нового материала начали изготавливать лэпбук «Космос»
В чем же преимущество использования лэпбука?
Он помогает:
- структурировать сложную информацию
- развивать познавательный интерес и творческое мышление
- разнообразить даже самую скучную тему
- научить простому способу запоминания
- объединить всю семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
При создании интерактивной папки происходит творческое взаимодействие в модели «Дети-родители- педагоги». Поглядите, какие связи
1. Воспитанник- педагог
-образовательная деятельность
2. Педагог-родитель
-установление партнерских отношений
3. Родитель-воспитанник
-использование лэпбука в проектной деятельности (моя семья, мой город и т.п)
-для закрепления пройденного материала.
Если мы вас заинтересовали, и у вас появилось желание изготовить Лэпбук, что для этого надо:
1.Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Для детей младшего возраста можно брать «широкие, обобщающие» темы- зима, осень, транспорт и т.п. Для детей старшего возраста - темы берут более узкие, несущие конкретную информацию - это будет более продуктивнее.
2.После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему (программное содержание) А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
3. Следующий этап самый интересный: теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Необходимо нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий, и все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
Все это мы рисуем на листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Для изготовления лэпбука нам понадобятся :
- лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 для изготовления самой папки. Для этого подойдет любая картонная папка.
- ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч;
- еще шаблоны для Лэпбука. Для этого хорошо использовать цветную бумагу для принтеров - тогда папка получается цветная и красочная;
- безграничная фантазия.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместного праздника взрослых и детей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"
Совместный праздник детей и взрослых (педагогов, родителей, воспитанников) посвященный дню Семьи ....
Конкурс совместного творчества детей и взрослых "Вместе – взрослые и дети!"
В апреле 2013 года в детском саду «Солнышко» п. Каменск, проводился конкурс совместного творчества детей и взрослых «Планета детства»....
Дети, которые не понимают взрослых...или дети, которых не понимают взрослые?
Консультация для родителей...
Семейный развлекательный досуг для детей и взрослых «Неразлучные друзья взрослые и дети»
К сожалению, мы стали все реже говорить о таких ценных нравственных качествах как дружба, верность, преданность, честь… А ведь это именно то, чего так не хватает детям в нашем противоречивом мир...
Семейный развлекательный досуг для детей и взрослых «Неразлучные друзья взрослые и дети»
К сожалению, мы стали все реже говорить о таких ценных нравственных качествах как дружба, верность, преданность, честь… А ведь это именно то, чего так не хватает детям в нашем противоречи...
буклет-памятка для взрослых "Безопасность детей - забота взрослых"
буклет-памятка для родителей...
Консультация для педагогов «Создание комфортной среды общения взрослого и детей, влияние взрослого на психоэмоциональное состояние ребенка»
Консультация для педагогов "Создание комфортной среды общения взрослого и детей, влияние взрослого на психоэмоциональное состояние ребенка"...