Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Петрищева Юлия Владимировна

Формирование планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx75.81 КБ

Предварительный просмотр:

Петрищева Юлия Владимировна

воспитатель,

Филиал МАОУ Гагаринская  СОШ - Мизоновская ООШ

Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста

        К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время, как и в обществе в целом, как и в отдельных его институтах. Не является исключением школа и детский сад. Следует отметить, что предметом нетерпимости может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивает на необходимость проведения социальной работы по формированию планетарного сознания в дошкольных образовательных учреждениях.

Планетарное сознание – совокупность знаний и ценностных установок личности, определяющая характер ее деятельности и отношения к людям с иной культурой, национальной, религиозной, и социальной средой.

Планетарное сознание является одним из направлений нравственного развития ребенка – у детей формируются представления о доме, знакомятся с понятием «Планета Земля», изучают сходства и различия живущих на Земле людей, формируются представления о странах, их особенностях и общих чертах.

Если  мы хотим, чтобы наши дети не только знали и понимали, в чем ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу, но и сами овладели этими качествами, то необходимо создавать условия, которые этому способствуют и помогут ребёнку познать себя, окружающих его людей, свою страну, свою планету:

  • проведение занятий, направленных на воспитание доброжелательных взаимоотношений  между детьми разных национальностей и культур; желание играть вместе, умения не ссориться, «мирно» разрешать возникающие конфликты.

Содержание познавательных занятий может строится на основе:

- жизнедеятельности детей в семье, при общении с родственниками, то есть мы принимаем во внимание то, что каждая семья имеет свой уклад жизни, который отличается и этнокультурной спецификой;

- наблюдений, которые позволяют детям в ходе экскурсии, досугов и т.п. приобрести опыт и знания в области культуры разных народов и межнационального общения;

- образовательной работы, прежде всего обобщающих бесед, цель которых суммирование, уточнение и систематизация знаний детей.                      На каждом занятии следует обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей; учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку; побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка, эффективным способом активного отношения ребенка к обсуждаемой нравственной проблеме является обращение к уже имеющемуся у него опыту, сравнению пережитых им самим чувств с чувствами тех сверстников, о которых он узнал из содержания художественного произведения или проблемной ситуации. Ситуации, требующие поставить себя на место другого, будут способствовать формированию осмысления переживаний других людей, животных;

  • знакомство детей с играми разных народов. Игра  - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, учением, искусством, спортом обеспечивает благоприятные эмоциональные условия для формирования планетарного сознания дошкольников.                                  Дети могут совершать очное и заочное путешествие в историю другой страны, знакомится с традициями, обычаями, культурой и особенностями этого народа. Так же игра вводит у детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Любые игры легко насыщаются этнокультурным содержанием дидактического и развлекательного характера. Игра включает фольклорные прибаутки, считалки;
  • видеопросмотры, которые могут использоваться и на занятиях и в свободное время (чаще во вторую половину дня); видеоматериал включает специально созданные образовательные программы или записи популярных телевизионных передач соответствующей тематике. Можно использовать любые съемки, сделанные во время путешествий или экскурсий.          Видеопросмотры позволяют, во – первых, создать у детей наглядные динамические образы жизни и деятельности разных народов; во – вторых, расширить кругозор – дошкольники получают представления о тех событиях, явлениях, которые не могут непосредственно воспринимать: об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли.                                                                                                                                                                                                 Поэтому формирование планетарного сознания очень сложный по своему характеру процесс. Он требует не только разнообразных методов, целенаправленности, непрерывности, но главное – длительного времени и начинаться должен с дошкольного возраста.

http://www.armawir.ru/userimages/Image/gallery/obrazovanie/mdoy_35/6.jpg

Литература

  1. Абакумова, М.В. О становлении толерантной личности в поликультурном обществе [Текст] / М.В. Абакумова // Вопросы психологии. - 2003. - №3. - С.78 – 83.
  2. Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников [Текст] / М.И. Богомолова. - М.: Просвещение, 1988. - 112с.
  3. Захарова, Л.М. Концептуальные положения и программа по воспитанию у детей дошкольного возраста культуры межнационального общения  [Текст] / Л.М. Захарова // Детский сад от А до Я. – 2006. - №6. - С.60 –70.
  4. Козлова, С.А. Мой мир приобщение ребенка к социальному миру [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Линка-пресс, 2000. – 233с.
  5. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160с.
  6. Поштарева, Т. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности [Текст] / Т. Поштарева // дошкольное воспитание. – 2007. -№12. – С.33 – 38.
  7. Толстякова, С. Особенности формирования межнационального общения в дошкольном учреждении [Текст] / С. Толстякова // Детский сад от А до Я . - 2006. - №6. - С.81 – 84.
  8. Трубина, Л. Толерантная и интолерантная личность у дошкольников [Текст] / Л. Трубина // Воспитание школьников. - 2003. - №3. - С.33 – 35.
  9. Шустова, Л.П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы [Текст] / Л.П. Шустова // Классный руководитель. - 2006. - №4. - С.77 – 80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка по теме: «Развитие планетарного сознания»

Творческая разработка по теме: «Развитие планетарного сознания»...

«Развитие планетарного сознания»

Творческая разработкапо теме: «Развитие планетарного сознания»...

Формирование планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Формирование планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности...

«Развитие планетарного сознания»(старшая группа)

познакомить детей с главным конструктором ракеты С.П. Королёвым. Рассказать о желании людей научится летать, воспитывать гордость за нашу страну, которая первая полетела в космос, закрепить элементарн...

Конспект ООД по окружающему миру на тему: «Развитие планетарного сознания»

Дошкольникам о космосе в творческой разработкепо теме: «Развитие планетарного сознания» Источник: https://doshvozrast.ru/konspekt/komplex26.htm...