«Развитие планетарного сознания»(старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пидпанюк Анастасия Владимировна

познакомить детей с главным конструктором ракеты С.П. Королёвым. Рассказать о желании людей научится летать, воспитывать гордость за нашу страну, которая первая полетела в космос, закрепить элементарные представления о планетах Солнечной системы, о планете Земля, о звездах и созвездиях, развивать любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_planetarnogo_soznaniya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе: «Развитие планетарного сознания»

Программное содержание:  познакомить детей с главным конструктором ракеты С.П. Королёвым. Рассказать о желании людей научится летать, воспитывать гордость за нашу страну, которая первая полетела в космос, закрепить элементарные представления о планетах Солнечной системы, о планете Земля, о звездах и созвездиях, развивать любознательность.

Материал: картинки по сказкам, фото Королёва, фотографии с изображением планет Солнечной системы, схемы для конструирования «Ракеты».

Словарная работа: конструктор, космодром

Ход занятия:

Дети заходят музыкальный зал и садятся на стульчики, которые расположены полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте,  ребята. Посмотрите сколько сегодня собралось гостей, они хотят посмотреть как мы с вами занимаемся. А теперь все внимание на меня.

Сегодня мы с вами поговорим о космосе.

Воспитатель: - Ребята, скажите на чем можно полететь в космос?

Дети:    Ракета

Воспитатель: на чем только люди не летали к луне, солнцу, звездам. Герои сказок, фантастических романов, летали на колесницах, волшебной стреле, на Коньке-горбунке, ковре-самолете, Барон Мюнхгаузен полетел на луну на ядре,а Незнайка на космическом корабле (показ картинок). Но не сразу люди сумели построить ракету. Один изобретатель предложил соединить Землю с Луной чугунной трубой и путешествовать по этому туннелю туда и обратно. Люди стремились летать как птицы, но в космос можно полететь только на ракете. Очень трудно было сконструировать ракету, которая бы преодолела силу земного притяжения. И только в нашей стране сконструировал ее С.П.Королев (показ фото).Впервые полет самолета Сережа увидел, когда ему было 6 лет. Полет аэропланов были тогда редкостью, и, авиаторы, словно, цирковые артисты разъезжали по городам и показывали свое опасное искусство, которое и увидел маленький Сережа. Прошли годы, Сережа вырос, но не забыл о своей мечте, он выучился, и во что бы то ни стало, хотел сконструировать ракету. Под его руководством были созданы сложные ракеты, которые понесли в космос и первый искусственный спутник земли, и первый корабль и лучшие автоматические станции.

Воспитатель: – Ребята, кто был первым космонавтом в мире?

Дети: – Юрий Гагарин. На космическом корабле

1 Ребенок читает стихотворение

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вокруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток».

Его знает и любит каждый,

Был он юным, сильным, отважным.

Помним взгляд его добрый, с прищуром,

Его звали Гагарин Юра!

Воспитатель: – А кого из космонавтов вы ещё знаете?

Дети: – Валентина Терешкова – первая женщина космонавт.

Алексей Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос.

Воспитатель: – А вам бы хотелось полететь на Луну?

Дети: – Да!

Воспитатель: – Космонавты должны быть сильными, смелыми, знающими и всё умеющими делать сами. Что вы знаете о Луне?

Дети: – Луна является спутником Земли. Луна меньше Земли в четыре раза. Луна не светит сама, она как зеркало лишь отражает падающие на неё солнечные лучи. У Луны нет атмосферы. Воды на Луне тоже нет. Луна вращается вокруг Земли.

Воспитатель: – Молодцы! А теперь выбирайте схему ракеты и приступайте к строительству нашей ракеты.

(Воспитатель показывает две схемы конструирования, дети выбирают и выполняют задание: из стульчиков строят «ракету»)

Воспитатель: – Вот какой хороший получился корабль! А как мы его назовём?

Дети отвечают.(варианты ответов)

Воспитатель: – Космонавтам нужно хорошо питаться. Как вы думаете, мы можем взять кастрюли с борщом, котлетами, компотом?

Дети: – Нет нельзя. Ведь в космосе невесомость и вся еда будет летать по ракете. Нужно брать специальные тюбики с едой.

Воспитатель: – Ребята, а какие продукты питания могут быть в тюбиках?

Дети: – Борщ, суп, каша, компот, какао и др.

Воспитатель: – Чтобы начать наше путешествие, нужно отгадать какое слово лишнее: лететь, полёт, лето, лётчик, летательный.

Дети: – Лето.

Воспитатель: – Перед полётом надо повторить правило дружбы.

Дети: – Один за всех и все за одного!

Воспитатель: – Объявляется пятиминутная готовность: 5, 4, 3, 2, 1. Начало трудное. Начинается перегрузка.

Упражнение «Перегрузка и невесомость» под музыку «Спейс 

(Звучит музыка взволнованного, беспокойного характера)

Воспитатель: – Какие ваши руки, ноги?

Дети: – Тяжелые.

Воспитатель: – А голова?

Дети: – Тяжелая.

Воспитатель: – Это перегрузка.

(Музыка меняется на спокойную)

Воспитатель: – А теперь вам становится легче, легче. Как вы себя чувствуете?

Дети: – Легко.

Воспитатель: – Это невесомость.

2 ребенок:

В воздухе, как ласточки мы парим.

Из отсека в отсек мы летим.

Посмотри в иллюминатор, друг,

Чудеса одни вокруг!

Воспитатель: – Ребята, вот мы и в космосе! Посмотрите, сколько звёзд!   (на экране появляется звездное небо) Полюбуйтесь их сиянием. В древности люди тоже любили наблюдать за звездами, и они соединили группы звёзд в созвездия. Какие созвездия вы знаете?

Дети отвечают. (Большая медведица, малая медведица, Ориона, близнецы,  тельца,  пегас)

 (Звучит спокойная музыка)

Воспитатель: – Внимание! Наш космический корабль приближается к планете Луна. Готовимся к посадке.  Но чтобы выйти из корабля нужно отгадать загадки о космосе, слушайте внимательно первую загадку:

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)

Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна)

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт)

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете — На орбите как назло
Появилось … (НЛО)

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … (Гуманоид)

Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость… (Света)

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты -… (Кометам)


Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора — Это черная … (Дыра)

В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный … (Звездолёт)

Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … (Галактики)

А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся …(вселенная)

Какие молодцы!!!! Все загадки отгадали.

Ребята, чтобы дальше продолжить наше путешествие по Луне надо надеть скафандры

Воспитатель: – А зачем скафандры нужны на Луне?

Дети: – На Луне нет атмосферы и поэтому нет воздуха, и нам нечем будет дышать.

3 ребенок

Вот и опускаемся мы на Луне.

Очень нравится путешествие мне.

Радостью охвачена детвора.

Вот она Луна!

(Дети выходят из «ракеты» и садятся на стульчики)

 (Звучит музыка и выходит Хозяйка Солнечной системы)

Хозяйка Солнечной системы: – Здравствуйте, ребята! Я – Хозяйка Солнечной системы и хотела бы вас попросить помочь мне. Несколько планет Солнечной системы заболели. Чтобы их вылечить, надо каждую правильно назвать и описать.

(Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Меркурий)

Дети: – Это планета Меркурий.

Меркурий – ближайшая к солнцу планета,

Залит он лучами горячего света.

Так много ему достаётся лучей,

Что эта планета других горячей.

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Как будто торопит: «Меня догоните!»

Хозяйка Солнечной системы: – Правильно, ребята, это Меркурий. А что ещё вы знаете об этой планете?

Дети: – Меркурий по размерам меньше Земли. Поверхность Меркурия твердая, каменистая. На Меркурии нет атмосферы.

(Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Венера)

Дети: – Это планета Венера.

В честь богини красоты

Названа Венера ты!

В темных небесах сияешь,

Красотой ты озаряешь.

Хозяйка Солнечной системы: – Правильно, ребята. А что ещё вы знаете о Венере?

Дети: – Поверхность Венеры каменистая. На планете есть атмосфера, но в ней нет воздуха. Воды на Венере нет.

(Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Земля)

Дети: – Это наша планета Земля.

От Солнца третья по счёту планета,

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле – это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке

Жизнь на Земле вы найдёте повсюду –

В самом далёком, глухом уголке!

Хозяйка Солнечной системы: – Да, ребята, вы узнали свою планету. А расскажите мне побольше о ней.

Дети: – Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю отпадающих из космоса камней и льда. Земля вращается вокруг своей собственной оси. За счёт этого вращения происходит смена времени суток. Земля вращается вокруг Солнца. За счёт этого вращения происходит смена времён года. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле есть вода и воздух. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета.

Хозяйка Солнечной системы: – Молодцы! Мне очень понравился ваш рассказ.

(Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Марс)

Дети: – Это планета Марс.

Марс – таинственная планета.

Она по размеру чуть больше Луны.

Из-за кроваво – красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Хозяйка Солнечной системы: – А что ещё вы знаете об этой планете?

Дети: – У Марса есть атмосфера, но в ней нет воздуха. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой».

(Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Юпитер)

Дети: – Это планета Юпитер.

Юпитер – больше всех планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

(Хозяйка Солнечной системы показывает изображение планеты Сатурн)

Дети: – Это планета Сатурн.

Сатурн – красивая планета

Жёлто – оранжевого цвета.

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Хозяйка Солнечной системы: – Спасибо, ребята. Вы мне очень помогли.

Воспитатель: – Хозяйка Солнечной системы, наши дети не только умные и смелые, но они и самые ловкие. Мы сейчас это покажем.

Проводится подвижная игра.

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

Хозяйка Солнечной системы: – Да, теперь я вижу, что вы действительно настоящие космонавты. Эти звёздочки я хочу подарить вам на память. До свидания!

Дети:

И опять в ракету мы спешим,

На свою планету полетим!

(Дети подходят к «ракете»)

Воспитатель: – Внимание экипаж! Занять всем свои места на нашем корабле. Приготовиться к отлёту:5, 4, 3, 2, 1.

(Звучит спокойная музыка)

Воспитатель: – Ребята, понравилось вам путешествие?

Дети: – Да!

Воспитатель: – А что больше всего понравилось?

Дети отвечают.

Воспитатель: – Ребята, подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

Дети: – Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

Воспитатель: – Правильно! Вот мы и приземлились! Все мы гордимся  своими достижениями в космосе, именно наша страна первая полетела в космос.

Дети выходят из «ракеты» и исполняют песню «Дом под крышей голубой» - журнал «Дошкольное воспитание» №12 – 1999 г.

Физкультминутка.

Руки ставим все в разлет,
Появился самолет.
Мах крылом, туда - сюда,
Делай раз и делай два.
Раз и два, раз и два.
Руки в стороны держите
Друг на друга посмотрите, 
Раз и два, раз и два.
Опустите руки вниз, 
И на место все садись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка по теме: «Развитие планетарного сознания»

Творческая разработка по теме: «Развитие планетарного сознания»...

«Развитие планетарного сознания»

Творческая разработкапо теме: «Развитие планетарного сознания»...

Занятие познавательного цикла по развитию правового сознания старших дошкольников "Ваши права, дети".

Занятие проводилось в саршей группе по теме: "Правовое воспитание дошкольников"...

Конспект ООД по окружающему миру на тему: «Развитие планетарного сознания»

Дошкольникам о космосе в творческой разработкепо теме: «Развитие планетарного сознания» Источник: https://doshvozrast.ru/konspekt/komplex26.htm...

Дошкольникам о космосе в творческой разработке по теме: «Развитие планетарного сознания»

Он летел в межпланетной мгле,Совершив вокруг Земли виток.А корабль назывался «Восток».Его знает и любит каждый,Был он юным, сильным, отважным.Помним взгляд его добрый, с прищуром,Его звали...