Проект "эти разные куклы"
проект (старшая группа) на тему
Пояснительная записка
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством родного края. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, а также с помощью взаимодействия с родителями привить детям любовь к совместному творчеству. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. В данном проекте включено насколько образовательных областей:
-Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
Участники проекта дети старшего дошкольного возраста.
Время проекта 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Эти разные "куклы" | 404.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №10 «Росинка»
г. Белореченска муниципального образования Белореченский район
Проект: «Эти разные куклы»
Исполнитель: Воспитатель Гужова Ольга Борисовна.
Белореченск 2015г
«Из всех существующих в мире загадок
тайна куклы – самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека».
М. Е. Салтыков-Щедрин
Ранее, на неделе «Хлеб всему голова», мы узнали, что на Руси, при посеве зерна, первую горсть брали из мешочка, сшитого в виде куклы. После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы опять наполнить ею куклу-мешочек. Эту куклу бережно хранили до следующего сева.
Мы решили узнать, что это за кукла, и какие еще бывают куклы.
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно-творческий.
По предметно-содержательной области: общество – культурные ценности.
По характеру участия: ребенок участник.
По продолжительности: долгосрочный.
По количеству участников:групповой.
Участники проекта: Дети, воспитатель, педагоги, родители.
Выясняем интересы и потребности детей по данной теме.
Вопросы анкетирования детей:
1. Знаешь ли ты, что такое кукла?
2. Есть ли дома тряпичная кукла?
3. Какие народные тряпичные куклы тебе известны?
4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?
5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?
6. Что нужно для изготовления народной куклы?
7. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы?
8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?
Проблема: У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.
Причины:
• Незнание истории возникновения народной куклы.
• Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.
• Отсутствие развивающей среды для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.
Задачи:
1. Изучение истории возникновения народной тряпичной куклы.
2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Создание мини-музея кукол.
Методы проекта: наглядный, словесный, практический.
Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели).
Что знаю?
• Народных кукол: масленица, чучело огородное.
• Историю возникновения народной куклы.
Что хочу узнать?
• Какие еще есть народные куклы.
• Как сделать самостоятельно куклу.
• Можно ли играть с такими куклами.
Как узнать?
• Найти в книгах, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием народных тряпичных кукол, их историю возникновения.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
1. Постановка цели, задач.
2. Изучение методической литературы.
II. Разработка проекта (теоретический)
1. Подбор литературы. Накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа.
2. Пополнение окружающей среды. Подбор пособий для работы с детьми.
3. Выбор форм работы с родителями.
4. Выбор основных мероприятий.
5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.
III. Внедрение проекта (основной)
1. Составление консультаций, памяток, рекомендаций.
2. Создание мастерской и мини-музея «Куклы».
3. Совместные мероприятия с родителями и детьми.
Творческие задания для родителей.
Беседы, наблюдения, занятия с детьми.
Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-театрализованная деятельность с детьми.
Разработка плана достижения цели
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы:
Народная сказка «Василиса Прекрасная» или «Матушкина кукла». Стихи о куклах авторы: Г. Заславская. Л. Рубальская В. Берестов.
Потешки. Поговорки. Загадки.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Составь картинку», «Кто ты куколка моя? »,
«Узнай по описанию».
Русские народные игры
(подвижные, малоподвижные).
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери».
Познавательное развитие:
Беседа «История возникновения
народной куклы».
Беседа «Куклы наших бабушек».
Беседа «Русская народная игрушка».
Беседа «Моя любимая игрушка».
Продуктивная деятельность:
Изготовление куклы-оберега «Колокольчик».
Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука".
Рисование: «Моя любимая кукла».
Рисование: «Куклы из нашего музея».
Пластилинография: «Наряд для куклы».
Работа с родителями:
Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».
Мастер класс: «Изготовление народной куклы «Желанницы».
Совместное изготовление с детьми куклы для выставки.
Составление альбома «История кукол»
Консультация: «Народная кукла в игре современных детей.
Подбор картинок, иллюстраций, фотографий.
Предполагаемый результат работы:
• Повышение интереса к русской народной кукле
• Повышение познавательной активности детей
• Активизация словарного запаса детей
• Усиление ресурсного обеспечения группы
• Альбом «История возникновения кукол»
• Изготовленные куклы для мини-музея
• Презентация
Используемый ресурс:
Методическая литература
1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла».
2. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007
3. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
4. Е. Морозова «Кукла как образ человека», 2009
5. Москин Д., Яшкова Т. "Загадка народной куклы".- Петрозаводск: Периодика, 2010.
6. Лариса Яковлева "Куклы на все времена".
Детская литература
7. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
Реализация проекта.
Название этапа | Содержание работы. | Сроки реализации |
Подготовительный этап. |
- Привлечение родителей к оформлению мини-музея «куклы». - Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре». - Составление альбома «История кукол» - Консультация: «Народная кукла в игре современных детей. - Организация мастерской для родителей.
3.Подбор стихов, потешек, загадок о куклах. 4. Подбор бросового материала для создания мастерской для родителей. 5. Подбор картинок, иллюстраций, фотографий. | июль-август 2014 июль 2014 июль-август 2014 февраль 2015 апрель 2015 июль-август июль-август 2014 январь-февраль 2014 июль-август 2014 |
Теоретический этап | 1. Подбор методической, справочной, художественной литературы. | Июль-август |
Основной этап | Беседа «Моя любимая игрушка». Рисование: «Моя любимая кукла». Беседа «История возникновения Изготовление куклы-оберега «Колокольчик». Экскурсия в музей-кукол детей разновозрастных групп Чтение народной сказки «Василиса Премудрая» Беседа «Русская народная игрушка». Пластилинография: «Наряд для куклы».
Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука". Чтение сказки «Матушкина кукла» Рисование: «Куклы из нашего музея». Мастер класс: «Изготовление народной куклы «Желанницы» (совместное изготовление родителей с детьми куклы). | Июль 2014 Июль 2014 Август 2014 Август 2014 Август-ноябрь2014 Октябрь Сентябрь Сентябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Февраль 2015 Май 2015 Май 2015 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по теме "Такие разные куклы"
Конспект НОД интегрированного занятия по познанию (ФЭМП и сенсорное развитие) на тему «Такие разные куклы» в первой младшей группе...
Консультация для родителей "Такие разные куклы"
Подборка статей для родителей об истории кукол, народных куклах. Несколько рекомендаций при выборе игрушек ребенку....
Консультация для родителей "Такие разные куклы"
Подборка статей о истории создания куклы, видах кукол, особенностях кукольного хозяйства, "хитростях" при выборе....
Такие разные куклы
Виды кукол, способы их изготовления....
"Какие разные куклы"
заметка в газету о создании мини-музея в группе...
Презентация "Такие разные куклы"
презентация в рамках реализации проекта "История тряпичных кукол"...
Проект: "Такие разные куклы".
1.Цель проекта.2.Задачи.3.Объект.4.Происхождение куклы....