«Особенности технологии изготовления изделий из папье-маше и их применение в ДОУ»
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Эгнатосян Ани Владимировна

опыт рабрты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx76.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение №25 «Радуга» г. Курганинск

Муниципальное Образование Курганинского района

Опыт работы на тему:

«Особенности технологии изготовления изделий

из папье-маше и их применение в ДОУ»

Воспитатель

 Эгнатосян А.В.

2016г.

Оглавление.

  1. Введение.
  2. История возникновения техники папье-маше.
  3. Особенности технологии изделий из папье-маше.
  4. Использование поделок из папье-маше в ДОУ.
  5. Папье-маше в средней, старшей и подготовительной группах.
  6. Открытый урок.
  7. Мастер-класс для педагогов.
  8. Проделанная работа.
  9. Заключение.
  10. Список литературы.

  1.  Введение.

Кто-то впервые узнал об изделиях из папье-маше на уроках труда в начальной школе, кто-то в детстве находил у себя дома старые новогодние игрушки и куклы, бережно созданные кем-то для ребятишек, которые сейчас уже стали бабушками и дедушками. Но, пожалуй, каждого поражала легкость и, как казалось, необычность материала, с помощью которого сделаны эти вещи.

В детском саду, я стараюсь проводить много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно. В дальнейшем формирую на этих занятиях отношение ребенка к событиям и явлениям реального мира, учу понимать форму, цвет, величину, число, пространственные отношения, учу видеть и понимать прекрасное в жизни, природе и в искусстве.

Основой обучения детей является ознакомление их с окружающей жизнью, с миром предметов и явлений.

Техника папье-маше для изготовления различных предметов используется давно, и благодаря относительной простоте, завоевала свое достойное место среди яркого разнообразия прикладного искусства.

Для современного потребителя изделия из папье-маше привлекательны тем, что они изготовлены с применением натуральных материалов. Если качественно научиться этому виду искусства, оно может стать довольно профессиональным делом, ведь в технике папье-маше можно сделать все, что угодно. Это может быть оригинальная расписная шкатулка,  маска, елочные украшения, куклы и даже мебель [3. C. 19].

Главное - проявить фантазию и запастись терпением, ведь любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных, потому как уникальны и производятся в большинстве случаев в единственном экземпляре. А все, что нужно для «производства» - всего лишь стопка старых газет и клей.

Все это обуславливает актуальность исследования техники папье-маше и ее применения в ДОУ.

Объект работы - техника папье-маше.

Предмет работы - особенности технологии изготовления изделий из папье-маше и их применение в ДОУ.

Цель работы - выявить особенности технологии изготовления изделий из папье-маше и ее применение в ДОУ.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

. Рассмотрена история возникновения техники папье-маше

. Изучены особенности технологии изготовления изделий из папье-маше.

. Исследован процесс применения поделок из папье-маше в ДОУ.

.Проведены развлечения в средней, старшей и подготовительной группах.

.Проведен мастер-класс для педагогов ДОУ.

2. История возникновения техники папье-маше.

Творения мастеров, владеющих папье-маше, дошли до нас в виде огромных колон с лепниной в Эрмитаже, в виде скульптур богов в буддийских храмах, в виде лаковых шкатулок с миниатюрами.

Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции, однако это не совсем верно: изделий из папье-маше (фр. «жеваная бумага») во Франции не было до самой середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и год создания этих шлемов колеблется между 202-м и 220-м годом до н.э.

Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний.

Религиозное учение буддистов требовало от своих приверженцев аскетического образа жизни. Исходя из этого, восьмой сегун династии Токугава - Ёсимунэ, правивший в XVIII веке, издал ряд указов, согласно которым в стране вводились ограничения на роскошь. Никаких дорогих материалов при изготовлении одежды, кухонной утвари и даже игрушек. Так и получилось, что в обиход вошли изделия из папье-маше, которые изготавливались из самого доступного и дешевого сырья - макулатуры.

Харико - так в Японии называются изделия из папье-маше, просты в изготовлении, стоят дешево и выглядят не менее эффектно, чем настоящие дорогостоящие произведения искусства из фарфора, кости, дерева, создание которых требует от мастера больших трудов.

Новые законы способствовали широкому распространению папье-маше. Однако было бы неверно считать, что харико появилось именно благодаря сегуну и его нововведениям. Открытие этого интересного вида искусства, принадлежит китайцам, изобретшим бумагу. При изготовлении бумажных листов использовалась пульпа из целлюлозы, из которой, при желании, можно было слепить фигурки разной формы. Специально подготавливая заготовки из дерева, мастера заполняли их предварительно смоченной пульпой, в результате получая статуэтки. Уже позже такая технология использовалась для изготовления муляжных шлемов и крышек для кухонной утвари.

Японские мастера переняли эту технику еще в VIII веке. Ими было создано множество статуэток на религиозную тематику. Конечно, по качеству и, соответственно, цене, они не могли сравниваться с творениями из бронзы, резного дерева, но, тем не менее, изделиями из папье-маше украшались дома небогатых людей и бедные храмы. Более того, были созданы вещи, которые можно было сравнить с настоящими произведениями искусства, причем некоторые из них оказались настолько прочными, что сохранились и по сегодняшний день. Так статуэтка бодхисаттвы Мондзю - Мондзю-босацу была изготовлена в 1269 год и в настоящее время она хранится в сокровищнице буддийского храма Тюгудзи (Икаруга, преф. Нара).

Изначально, японские мастера следовали схеме, которую использовали китайцы. Так, они сначала подготавливали форму, а затем заполняли ее целлюлозной пульпой, предварительно вымоченной в воде. После этого будущая поделка хорошо просушивалась, промазывалась раствором клея и, уже после этого, на нее наносился рисунок. Со временем японцы нашли несколько иной способ работы. Они в течение двадцати дней вымачивали в воде нарезанные бумажные полоски. Причем использовали для этого не дорогостоящую бумагу васи, а уже использованные и исписанные листы, что позволяло пускать в ход вторсырье. Обкладывая бумагой форму, мастера промазывали клеем каждый проложенный слой, в результате добиваясь прочности изделия. Если будущее изделие имело сложную форму его делали из двух половинок, которые соединялись уже после того как были хорошо высушены. Специально для того, чтобы даже со временем форма изделия оставалась неизменной, фигурка заполнялась бумагой.

Данная техника изготовления различных вещей распространилась по всей стране. Причем в каждой провинции мастера придумывали собственные способы изготовления харико. Одни делали деревянные формы, другие использовали для этого глину, а были и такие, кто работал с бамбуковой основой. Так, изделия иккамбари, родиной которых считается Сикоку, создавались именно на форме из бамбука и, для их изготовления, использовалась рукодельная бумага васи, а также специальный состав - танин хурмы, благодаря которому изделие не боялось воды. Финальным шагом в процессе являлось лакирование.

Пик популярности папье-маше пришелся на XVIII век. Бедные слои населения, которым не по карману были дорогостоящие изделия из керамики, фарфора, бронзы и резного дерева, с удовольствием приобретали недорогие поделки, даже, несмотря на то, что их качество было ниже.

Традиционно, японские праздники - мацури, проходили с использованием масок, которые были изготовлены из папье-маше. Согласно древним преданиям, именно маска позволяла людям стать ближе к небожителям. По этой причине театральные постановки, а также торжественные церемонии и события в Японии не обходятся без использования главного атрибута - маски.

Не меньшей популярностью в древней Японии пользовались амулеты. Жители этой страны очень серьезно относятся к астрологии и поэтому каждый, согласно своему знаку Зодиака, имеет собственного покровителя.

Иногда оберегом становился амулет ину -харико (собака из папье-маше) или символ мужества тора-харико - бумажный тигр. Символом исполнения желаний, который в Японии принято покупать к Новому году, стало изображение основателя дзэн-буддизма Бодхидхармы - Дарумы. Фигурка красного цвета должна исполнить желание и если она не справится с заданием, ей уготовано быть сожженной. Если же все произойдет именно так, как и было загадано, фигурка похожая на неваляшку будет храниться как важный сувенир. Дарум может быть изготовлен их различных материалов, что касается папье-маше, то этот вариант самый недорогой.

Кошки из папье-маше, именуемые – манэки -нэко должны приманивать в дом хозяина достаток и денежное благосостояние. А для хранения денежек сгодится копилка -  свинья -харико [3. C. 27].

Только в 70-е годы XVII века папье-маше стали известны во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 г. началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, которые были привезены из Японии. Бизнес оказался настолько удачным, что начали изобретаться все более новые клеящие составы и техники, благодаря которым изделия обладали такой же прочностью, как дерево.

Чаще всего папье-маше использовалось для изготовления кукол. Во Франции было налажено их массовое производство, и нынче эти куклы в большой цене среди коллекционеров. По сей день техника папье-маше используется в театрах при изготовлении декораций. Они получаются очень легкими и их без усилий можно перемещать по сцене. А если подобное изделие не подвергать воздействию влаги, оно может прослужить очень долго.

В России папье-маше появилось два века назад, когда московский купец Петр Иванович Коробов, изучивший технологию немецких лаков, изготовляющихся фабрикой Иоганна Штобвассера в городе Брауншвейге, основал в 1795 году в селе Даниловке (часть современного села Федоскино) небольшую фабрику.

 Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технологию изготовления папье-маше, материала, из которого и поныне создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой. Поначалу зародившееся в России лаковое производство выпускало лакированные козырьки для военных головных уборов, потом - круглые табакерки, модные в начале XIX века.

В 1818 году Федоскинская фабрика перешла к зятю Коробова Петру Васильевичу Лукутину (1784-1863), затем к сыну Александру.

Техника изготовления папье-маше отличает русские лаки самим материалом от более древних - японских и китайских лаков с основой на дереве.

Нарезанные ленты картона смазываются мучным клейстером и навиваются на деревянные или металлические болванки нужных форм: шкатулки, ларцы, коробочки для мелочей, чайницы и прочие изделия. После прессования заготовку снимают и пропитывают льняным маслом, сушат в специальных шкафах при температуре до 100?С.

Потом приделывают крышку и приделывают донышко. После чего изделие обрабатывается стамесками, наждаками с целью достижения нужного контура формы, шпаклюется и просушивается. После шлифовки накладывается черный лак в несколько слоев. Внутренняя поверхность коробки окрашивается в красный цвет и покрывается бесцветным лаком. Прежде чем приступить к миниатюре черная поверхность пемзуется, отчего она становиться матовой. На нее наноситься рисунок путем перевода или прочерчивания, и начинается сложный процесс живописи. Традиционно в Федоскине пишут масляными красками, соответственно применяя метод реалистической живописи, воспринятый от традиции искусства XVIII-XIX веков.

  1. Особенности технологии изделий из папье-маше.

В настоящее время существует несколько техник изготовления изделий из папье-маше.

Первый - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.

Второй метод - изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

Папье-маше из бумажной массы

Материалы: салфетки; туалетная бумага; кассеты из под яиц (или старые газеты); клей ПВА или клейстер, который варится из крахмала (1 ч. л. крахмала на 1 стакан холодной воды).

Инструменты: пластиковый лоток, миксер, марля.

Порядок работы:

. Порвите бумажные салфетки на небольшие кусочки и как следует сомните (салфетки удобней и быстрее рвать по волокнам, также как и бумагу). Сложите бумагу в лоток, залейте водой и оставьте на некоторое время.

. После того как бумага размокнет, слейте лишнюю воду. Хорошо перемешайте бумажную массу миксером.

. Смешайте получившуюся «кашицу» с клеем ПВА в пропорции 2 части бумажной массы на 1 часть клея. Вымесите массу как тесто, продолжая измельчать отдельные комочки бумаги до однородной массы.

. Заверните бумажное «тесто» в марлю и немного отожмите. Также можно отжать просто руками. По пластичности масса должна напоминать глину. Для проверки пластичности можно использовать технологию кольца. Скатайте в ладонях колбаску и обверните вокруг пальца, проверти наличие разрывов и трещин в образовавшемся кольце. Если кольцо осталось цельным, масса готова для лепки.

Третий метод - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.

Склеивание плотного картона под прессом.

Материалы: плотный картон (или гофрированный картон), клей ПВА, скрепки, скобы с маркировкой для конкретного степлера

Инструменты: ножницы, пробойники, резак для бумаги, лезвие, степлер.

Порядок работы:

1. Вырежи из картона достаточное количество нужных форм. Количество зависит от нужной плотности, толщины и жесткости изготовляемого изделия. Я обычно в этой технике делая доспехи и мне достаточно 8 - 10 слоев картона.

2. После того как картон вырезан, он склеивается поочередно друг с другом. Вся поверхность детали равномерно покрывается тонким слоем клея и под давлением прижимается друг к другу. Для плотного и ровного склеивания картонных пластин рекомендую использовать канцелярские скрепки и степлер. Для создания нужного давления используйте груз. Можно поместить изделие под домашний ковер и домотчатци сами создадут нужное давление. В особых случаях, когда мы хотим придать изделию вогнутую форму, придется в виде пресса использовать гири, банки с водой, веревку.

3. Дайте изделию хорошо высохнуть, если нужно проделайте дополнительные отверстия с помощью пробойников.

Прогрунтуйте и прошкурите поверхность, после чего можно приступить к декорированию изделия. Очень часто одной технологией изготовления папье-маше дело не ограничивается. В одном изделие встречается несколько технологий один из которых является основным. а другой вспомогательным. Например, для декорирования меча, по готовой поверхности рукоятки наносится объемный декор с помощью бумажной массы, а при изготовлении маскарадной маски с помощью бумажной массы мы используем традиционный способ оклеивания формы кусочками рваной бумаги для придания изделию повышенной прочности.

Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи.

Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов и повышения плотности изделий можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.

Привлекательность папье-маше для современного человечества основывается скорее в применении натуральных материалов и использовании классической художественной традиции [1. C/28].

Технология изготовления папье-маше из бумаги

Вся премудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. В 80 года в любом детском саду, школе дети знакомились с техникой папье-маше и с любовью вспоминают эти уроки. Я хочу поделиться своим опытом и своими открытиями и ноу-хау в этой технике. Могу утвердительно сказать что техника папье-маше с одной стороны насчитывает историю четырех веков а с другой стороны стремительно развивается и занимает все большее пространство в современном искусстве, благодаря новым материалом декорирования (акрил, кожа, стеклярус и т.д.).

Работать с папье-маше удобнее всего на большом столе. Обязательно застелите стол газетами или старой клеенкой. Во время работы ваши руки будут пачкаться в клее, поэтому их надо чаще протирать большой сухой или немного влажной тряпочкой.

Если рассчитываете, что форма, которую вы оклеиваете, останется внутри изделия, смажьте ее клеем (воздушный шарик, пластиковая тара, картонные коробки и т.д.). Если же форму придется потом извлекать, надо смазать ее вазелином (растительным маслом или обернуть в целлофановый пакет) и клеить первый слой мокрой бумаги на него.

Разрывая газету руками (ни в коем случае не режьте ножницами!) на маленькие кусочки, оклейте ими всю поверхность формы.

Смажьте первый слой бумаги клеем и наклейте второй слой. Чтобы не запутаться, где какой слой, возьмите для второго слоя бумагу другого цвета (со шрифтом, белые поля газеты).

Таким образом, оклейте форму несколькими слоями бумаги.

Куски бумаги могут быть и крупнее, тогда дело пойдет быстрее. Но в этом случае сначала опустите куски в миску с клеем, дайте им намокнуть и помните в руках. Только тогда большие куски бумаги плотно покроют поверхность формы, собираясь в складки. Складки хорошенько разгладьте руками.

В этом случае форму не надо предварительно смазывать клеем.

В качестве форм для папье-маше рекомендуется использовать различные поверхности, например воздушные шары, с помощью которых можно делать карнавальные маски. Стеклянные банки подойдут для изготовления емкостей под любые мелочи. Жестяные банки и коробки пригодятся в процессе выполнения шкатулок для пуговиц, канцелярских принадлежностей, бижутерии и пр. Банки из-под консервов также могут стать формой для любых емкостей или цветочных горшков. Чтобы создать оригинальную основу, можно воспользоваться пластилином, вылепив нужную для изделия фигуру, например, замок, дом, модель автомобиля, сердечко и др.

Когда папье-маше снимут с формы, его поверхность может быть недостаточно ровной и гладкой. Чтобы этого избежать, ее необходимо загрунтовать любой строительной шпатлевкой на водной основе. Грунт наносят на поверхность и тщательно размазывают, заделывая все неровности и трещины. Дают грунтовке высохнуть, после чего обрабатывают изделие мелкой наждачной бумагой.

Чтобы изделие из папье-маше стало красивым и оригинальным его нужно декорировать. Для этого подойдет техника декупаж, которая позволит создать изящные вещи для домашнего интерьера. Для декупажа можно использовать трехслойные бумажные салфетки с красивым рисунком или вырезать любую понравившуюся картинку из глянцевого журнала. Бумажный элемент для декупажа можно выполнить и самостоятельно, нарисовав любой узор или орнамент. Далее его прикрепляют к поверхности изделия клеем ПВА, яичным белком, клеящим карандашом или специальным клеем для декупажа. Затем обязательно покрывают несколькими слоями лака, давая каждому из них хорошо просохнуть.

Покрывать папье-маше красками также уместно, но желательно использовать акриловые или масляные краски, которые не стираются от прикосновений к предмету. Гуашь и акварель непременно следует покрыть лаком. При росписи гуашью лучше всего добавить в краску немного клея ПВА, тогда она будет хорошо ложиться на поверхность.

Готовое изделие из папье-маше можно украшать объемными фигурками, создавая композицию или орнамент. Для их изготовления используют соленое тесто или затвердевающую массу для лепки. Соленое тесто является простым и дешевым способом декорирования поверхности папье-маше.

Для приготовления теста необходимо смешать 1 часть муки с 1 частью мелкой соли, добавить немного кипяченой воды и замесить эту смесь. Влить 1 ч. л. растительного масла, чтобы масса стала более эластичной. Фигурки из соленого теста можно просто вылепить или вырезать острым ножом из тонкого раскатанного пласта. Особенно удачно и красиво смотрятся орнаменты, составленные из фигурок, которые выполнены из тонких жгутиков.

Поверхность папье-маше будет выглядеть очень красиво, если украсить ее бисером, приклеенным на клей ПВА и покрытым лаком для прочности.

Бумажная аппликация является одним из способов декорирования поверхности изделий из папье-маше. Из цветной бумаги можно выполнить аппликацию в стиле квилинг, например, на шкатулке или рамке для фотографий. Тонкие полоски бумаги скручивают в тугие спирали, придавая им разнообразные формы. Затем заготовки из полосок наклеивают на поверхность, создавая причудливые узоры или орнаменты, изящные цветы или красочных бабочек. Самый простой способ бумажной аппликации - это приклеивание различных фигур (цветов, кружков, полосок) на предмет из папье-маше. Например, обычный стакан может легко превратиться в оригинальную подставку для карандашей и ручек, если на нем будет выполнена простая аппликация из кружков и квадратов.

Настенное блюдо из папье-маше можно украсить тканью, приклеенной на его поверхность. Для декорирования подходят разные виды ткани, например, особенно удачно и изящно будут смотреться гипюр или органза, а также пестрые ситец, сатин и атлас. Как правило, рекомендуется выбирать тонкие материалы с красивыми рисунками и фактурой. Крупные элементы узора на ткани обычно вырезают по контуру, а затем приклеивают клеем и покрывают работу лаком после высыхания.

Макаронные изделия отличаются оригинальной формой, поэтому они также являются подходящим материалом для украшения изделий из папье-маше. Например, бантики, звездочки, спирали, ракушки способны оказаться необычными деталями узора на рамке для фотографий или банке для сыпучих продуктов. Кроме того, макароны можно окрасить в любой цвет и покрыть лаком [4. C. 36].

Крупы и семена растений - еще один из вариантов декора изделий из папье-маше. С их помощью создается интересная фактура поверхности или выкладывается красивый узор. Для работы подойдут гречневая, манная, пшеничная крупы, рис, просо, семена подсолнечника и тыквы, горох и фасоль. Крупу и семена, выложенные в виде оригинальных узоров, также легко покрыть красками.

  1. Использование поделок из папье-маше в ДОУ.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста занятие папье-маше принесет не только массу положительных эмоций, но и пользу.

Папье-маше можно рассматривать как один из естественных методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности у детей. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук, поэтому его можно рекомендовать для занятий, как в детских дошкольных учреждениях, так и в школах. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности - рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д.

Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.

Также папье-маше развивает воображение детей и является одним из способов реализации творческого потенциала.

Нельзя не отметить положительного влияния папье-маше на развитие таких личностных качеств детей, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности.

Очень важным является то, что на занятиях по ручному труду дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью ее воспроизведения и моделирования. Таким образом, папье-маше - как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности, формируя ряд положительных личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу.

Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение [2. C/ 17].


Технология выклеивания бумажных копий.
Оклеивание формы (первая технология изготовления папье – маше). 
Смажьте форму клеем, если она останется внутри изделия, а если же форму, придется потом извлекать, надо смазать ее вазелином и клеить первый слой мокрой бумаги на него. 
Разрывая газету руками (ни в коем случае не режьте ножницами!) на маленькие кусочки, оклейте ими всю поверхность формы. 
Смажьте первый слой бумаги клеем или клестером и наклейте второй слой. Чтобы не запутаться, где какой слой, возьмите для второго слоя бумагу другого цвета (со шрифтом, белые поля газеты). 
Таким образом, оклейте форму несколькими слоями бумаги. Складки хорошенько разгладьте руками. Последний слой обязательно из белой бумаги.
После того как оклеенная игрушка высохнет (1-2 дня) – раскрасить её, а если форму надо вынуть, тогда аккуратно канцелярским ножом разрезать игрушку вдоль, затем сложить края и снова оклеить несколькими слоями белой бумаги, раскрасить готовую игрушку. Готовое изделие можно задекорировать (используя цветную бумагу, бисер и т.д.).

Велико значение использование папье – маше в ДОУ
•у  детей развивается мелкая моторика
• они овладевают и усовершенствуют различные виды художественной деятельности - рисование, аппликация, навыками моделирования и т.д.
•знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. 
•в процессе работы развивается воображение у детей, творчество.
•развиваются таких личностные качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность
План -конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе «Игрушки из бумаги» .

Изделия, выполненные по технике папье-маше, дают нам возможность разнообразить интерьер группы в детском саду. Материалы, используемые для создания изделий по данной технике, являются не токсичными и гипоаллергенными, поэтому, они безопасны для здоровья детей. Поэтому, мы можем встретить данное изделие, во многих уголках группы: овощи и фрукты в кухонном уголке, куклы и маски в театральном уголке и т.д. Изделия из папье-маше могут использоваться как в игре, так и в методических целях.

  1. Папье – маше в старшей и подготовительной группах.

В детском саду дети занимаются разнообразным ручным трудом, содержание которого определено в программе воспитания и обучения дошкольников. Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т.п.) и, конечно, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил, например, из картона, старых коробок, можно играть, можно подарить ее младшим брату, сестре.

Ребенок стремится к миру прекрасного, и бумагопластика – одна из форм работы, в которой он может проявить свои творческие способности. В процессе создания картин и поделок из бумаги происходит активное развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения работе с бумагой: – развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

  • развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
  • развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  • становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
  • получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
  • воспитание зрительской культуры;
  • возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.
  • активизация самостоятельности и творческих возможностей детей.

В младшем дошкольном возрасте этот вид художественного творчества связан с экспериментированием, ребенок знакомится с различными свойствами бумаги: она бывает мягкой и жесткой, различной толщины и прочности, матовой и блестящей, гладкой и шершавой, цветной и белой. Ее можно рвать, сминать, скручивать, складывать, клеить и создавать из нее различные формы.

В старшем дошкольном возрасте спектр экспериментальных действий с бумагой значительно расширяется: это и работа с мятой бумагой, оригами, поделки из папье-маше, бумажная скульптура и объемная аппликация. Но особое внимание хотелось бы остановить на поделках из папье-маше, как наиболее любимом детьми способе работы с бумагой.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

1) Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

2) Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

3) Возрастными психологическими особенностями старшего дошкольника. Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают развить мелкие мышцы кистей рук. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.

Цель программы:

Развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на обучении технике папье-маше.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:

  1. формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой;
  2. создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями;
  3. выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;
  4. формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей;
  5. воспитание эстетического вкуса.

Структура программы представлена двумя этапами, соответствующими логике освоения художественно-творческой деятельности и совпадающими с годами обучения. Каждый этап предусматривает занятия по основным видам декоративно-прикладного искусства, связанным с использованием бумаги в технике папье-маше.

1 этап (1 год обучения) – знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение отдельных простейших трудовых процессов, знакомство с простейшими технологическими картами, введение элементов самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности.

2 этап (2 год обучения) – повышение требований к самостоятельному применению знаний, полученных ранее; доведение до уровня привычки правила никогда не приступать к работе, без подготовки рабочего места; самостоятельное создание и выполнение творческих заданий, проектов. (Приложение 2)

Задачи по разделу “Ручной труд”

“Программа воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А.Васильевой

Программа “Умелые ручки”

Старшая группа (5-6 лет)

Лепка из пластилина, глины, пластической массы

В аппликации изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание (на плоскости)

Ручной труд: создавать из листа бумаги объемные фигуры. Сгибать лист вчетверо, в разных напрвлениях, работать по готововй выкройке.

Первый год обучения (5-6 лет)

Лепка из “бумажного теста”

Изготовление изделий в технике папье-маше способом “маширование”. Знакомство со способами внутреннего маширования и внешнего маширования. Изготовление изделий способами внутреннего и внешнего маширования. Изготовление изделий способом “бумажной массы” (без шаблона).

Подготовительная группа (6-7 лет)

В аппликации: при создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений, учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки.

В лепке: выполнять из пластилина декоративные композиции способами налепа и рельефа.

Второй год обучения (6-7 лет)

Знакомство с техникой переноса бумажной массы на плоскость.

Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике “папье-маше” из ниток, из марли. Создание картин с помощью техники переноса бумажной массы на плоскость с использованием собственных эскизов.

Для воспитания и развития навыков творческой работы старших дошкольников программой предусмотрены следующие основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);
  2. репродуктивных (работа по образцам);
  3. частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
  4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же других материалов для работы в объёме).

Для реализации образовательной программы необходимо дидактическое обеспечение:

а) наглядные пособия, образцы изделий; изготовленные кружковцами;
б) слайды, видео-аудио пособия;
в) иллюстрации изделий мастеров;
г) схемы изготовления изделий, технологические карты.

Папьем-машем (фр. papier-mâché, букв.– жеваная бумага) — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т. Д. Техника папье-маше в наше время переживает второе рождение.

Папье-маше — плотный материал, изготовленный из жидкой массы: измельченной и размоченной в воде бумаги (чаще всего газет) с добавлением какого-либо связывающего вещества (клея, мела, глины). Во влажном виде смесь легко приобретает нужную форму, а после сушки ее можно раскрасить и покрыть лаком. Изделия из папье-маше отличаются большой прочностью и легкостью.

Существует несколько технологий изготовления папье-маше:

Работа слоями. Принцип работы – наклеивание слоев бумаги, один на другой, на какую-то форму до получения желаемой толщины изделия. Чем больше слоев, тем изделие крепче.

Работа с тестом из бумаги. Другая техника – изготовление из бумаги теста, напоминающего глину. Из этой массы можно лепить целые изделия небольших размеров или покрывать ею базовые формы.

Для оценки эффективности образовательной программы разработан оценочно-результативный блок.

Основные требования к знаниям и умениям

К концу первого года обучения дети должны

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем.

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

Знать виды папье-маше (способ “бумажной массы”, “маширование”), технологию изготовления изделии.

Уметь изготавливать изделия в технике папье-маше (способ “бумажной массы”, “маширование”). Самостоятельно изготавливать по образцу простейшие виды изделий (аналогичные изделиям, предусмотренным программой), по эскизу.

К концу второго года обучения дети должны

Знать

Уметь

Правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда.

Строго их соблюдать

Способы и приемы обработки различных видов бумаги и картона, предусмотренные программой.

Самостоятельно планировать и организовывать свой труд.

 

Самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку, эскизу, замыслу).

 

Экономно использовать материалы.

 

Контролировать правильность выполнения работы.

Оценка и контроль результатов

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

1 год обучения

Изготовление фигурок в технике оригами, основой которых являются “простейшие” базовые формы.

Получение знаний и приобретение навыков в технике “папье-маше”. Изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление.

Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам

Беседа, в ходе которой происходит коллективное обсуждение, сравнение, анализ работ, принимающих участие в итоговой выставке.

2 год обучения

Отшлифовка полученных знаний, умений и навыков, полученных ранее. Освоение новых приемов изготовления изделий в технике папье-маше из марли, из ниток.

Изготовление изделий, основой которых являются “сложные” базовые формы.

Самооценка и самоконтроль. Изготовление изделий по замыслам и эскизам самих учащихся.


Особенности пластической формы, создаваемой детьми средней группы
Дети пятого года жизни по своему развитию отличаются от детей предшествующего возраста. У них в достаточной мере окрепла мышечная система, расширился словарный запас, в связи с этим повысилась регулирующая роль речи.
Дети начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов, что облегчает процесс изображения. Они стали внимательнее во время объяснений воспитателя и в процессе занятия, но результаты работы еще мало отличаются от того, что они делали во второй младшей группе: при изображении предметов нарушаются пропорции, нет четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части. Происходит это потому, что дети не владеют в нужной мере способами изображения, у них нет ясного представления о предметах, их форме и строении.

Задачи обучения:

Воспитатель продолжает воспитывать устойчивый интерес к занятиям лепкой, развивать активность мышления и воображения, координацию движения рук. Учит лепить всей кистью руки и пальцами. Уточняет представления о форме предметов, их строении, пропорциях и деталях, учит передавать эти представления в лепке. Например, что голова у человека круглая, что на лице есть нос, рот, глаза. На голову может быть надета шапка. Туловище у куклы может быть овальной или конусообразной формы, а руки и ноги изображаются в виде цилиндров; голова маленькая по сравнению с туловищем.
В большей мере, чем в предыдущей группе, развивается эстетическое восприятие формы, чувство ритма, симметрии, пропорций. Более высокие требования предъявляются к детям в отношении самостоятельного использования некоторых способов лепки и выбора темы на занятиях по собственному замыслу.
Повышаются требования к технике лепки: дети должны уметь лепить форму концами пальцев, плотно скреплять части путем замазывания мест скрепления, делать мелкие детали палочкой или путем прищипывания.

Прохождение программы

I квартал
На первых занятиях детям предлагают раскатывать ком глины прямыми и круговыми движениями, расплющивать полученную форму между ладонями. Повторные задания проводятся для закрепления способов лепки и более точного выполнения требований педагога. Для этого детей учат не только лепить движениями ладоней, но и передавать пальцами характерные детали формы. Кроме того, пальцами дети уточняют овальную форму моркови. Процесс этот трудный. Он требует понимания формы предмета, умения отчетливо представить себе образ, зрительного контроля за действиями пальцев. Таким образом, в начале года примерно до декабря дети изображают знакомые предметы, уточняют их форму, совершенствуют способы лепки.
II квартал
Во II квартале детям предлагают лепить предметы из целого куска (овощи, фрукты), а также фигурки, состоящие из нескольких частей. Они лепят куклу, девочку в длинной шубке, кролика, кошку, игрушечного мишку и зайца. Все эти предметы состоят из частей, созданием которых дети овладели, но передача пропорций, строения предметов, способы соединения частей вызывают затруднение.
Строение фигуры человека дети поймут быстрее, если начать с лепки снеговика. Во второй младшей группе дети лепили снеговика из двух шаров. В средней они будут лепить его из трех частей, и это явится первоначальным усвоением основных пропорций фигуры человека: внизу большой шар, в середине поменьше, а верхний шар самый маленький. Дети могут изобразить руки и другие детали: шапку, глаза, рот, нос. После этого можно лепить куклу а платье или девочку в длинной шубке. Обе фигурки создаются из отдельных плотно соединенных частей.
Постепенно задачи усложняются: дети переходят к изображению животных. Например, изображение кошки начинается с лепки овального туловища, затем головы и хвоста; передние ноги оттягиваются от общей массы (задние можно не изображать, так как у сидящей кошки их почти не бывает видно).
Продолжая совершенствовать способы лепки, воспитатель учит детей заострять и закруглять пальцами конец столбика, защипывать края диска-лепешки для создания более полной и красивой формы. Дети, пользуясь этими способами, могут вылепить морковку, пирожки, ватрушки, печенье, блюдечко.
III квартал
В этом квартале решаются новые задачи: научить детей оттягивать глину при лепке мелких частей, вдавливать ее пальцами для получения полых предметов, загибать края у расплющенной формы во время лепки посуды, прочно скреплять части путем замазывания мест скрепления.
Оттягивать глину от общей массы дети учатся при изображении цыпленка, птички и рыбы, одновременно они учатся правильной передаче формы этих предметов, сравнению частей между собой по форме и величине. Например, при лепке рыбы из целого куска сначала создается основа туловища овальной формы, а затем, немного вытягивая и закругляя одну из сторон, лепят голову, более сильно вытягивают противоположную сторону для лепки хвоста, делая его плоским по сравнению с головой. Плавники изображаются путем защипывания глины, затем по желанию дети изображают чешую, делая ее палочкой (стекой) или путем налепа (накладывание на поверхность изделия более мелких деталей).
Нужно научить детей делить глину на необходимое количество частей. Например: чтобы вылепить птичку, ком глины величиной с детский кулак нужно разделить пополам. Из одной половины делается туловище, а из другой — голова и подставка.
В III квартале дети учатся лепить посуду. Для этого им показывают два способа: вдавливание пальцами округлой и цилиндрической формы для получения стакана, кружки и отгибание краев у расплющенной формы для изображения тарелки, блюда и подноса. Ручку у чашки дети могут сделать, используя свои умения защипывать и оттягивать глину от общей формы, а также новым способом — примазыванием к вылепленному сосуду глиняного валика.
Посуду, одежду у кукол, столбик, на котором сидит птичка, можно украсить высоким или углубленным рельефом. Это способствует созданию более яркого образа и положительному эмоциональному настрою детей к развитию чувства ритма, симметрии, стремлению сделать свою работу красивой и законченной. 
IV квартал
В летний период создаются возможности для закрепления приобретенных детьми умений. Как правило, дети лепят все предметы, которые научились делать в течение учебного года, кроме того, воспитатель предлагает другие предметы, изображение которых соответствует умениям детей, например мышку, ежика, свинью, блюдо с ягодами, корзину с грибами, посуду.
В каждом квартале все занятия носят предметный характер. Часть из них проводится по заданию воспитателя, а часть по собственному замыслу детей. В процессе занятий по замыслу ребята чаще всего повторяют то, чему научились. Основная задача этих занятий — научить детей придумывать тему для лепки, доводить работу до конца, проявлять самостоятельность в создании четкой формы предмета в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.

Методы и приемы обучения
Для успешного прохождения и закрепления программы в течение года воспитатель отбирает соответствующие приемы обучения. Используются приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления детей об окружающем. В группе и во время прогулок организуется рассматривание предметов и наблюдение явлений окружающей жизни, которые могут быть предложены ребятам для изображения. Воспитатель обращает внимание детей на то, как клюет корм воробей, как плавают в аквариуме рыбки, как пьет молоко или свернулся в комок колючий ежик. При рассматривании педагог направляет внимание детей лишь на основную форму, на элементарные пропорции и строение и только на те действия, которые они
 могут понять, а потом изобразить. Например, при рассматривании птицы внимание детей обращается на ее овальное туловище, на круглую голову, плоский хвост, на то, что голова находится сверху туловища, ближе к краю, а хвост — с другой стороны. Особо отмечается, что клюв очень маленький по сравнению с головой.
Положение в пространстве воспитатель связывает с тем, что делает животное: если птица клюет зерна, она наклоняет голову, а если пьет, то сначала она наклоняет голову, чтобы набрать воды в клюв, а затем запрокидывает ее, чтобы проглотить воду. Ежик свернулся в комок — он испугался. Подобные объяснения воспитателя способствуют образованию у детей связи между образом животного и положением, которое оно принимает в зависимости от производимого действия.
С целью более тщательного знакомства проводится обследование, в которое включается движение рук. Сначала взрослый сам рукой охватывает туловище, голову и словами определяет форму частей, затем обращает взгляд детей на более мелкие части, проводит по ним пальцами и предлагает повторить эти действия. В результате такого обследования у детей должно сложиться представление о предмете (животном) в целом, о форме его частей и о пропорциональных соотношениях между ними. Эти предварительные обследования должны помочь во время лепки, направить детей на осознанное изображение формы. Но ограничиться лишь предварительным рассматриванием и анализом предметов в средней группе нельзя, нужно в начале занятия опять обратиться к анализу, но уже к зрительному. Воспитатель рукой обводит основные части предмета, подчеркивая и называя их форму, величину и относительные пропорции. На первых этапах обучения, чтобы детям был понятен способ лепки, при анализе формы частей можно прибегать к сравнениям с теми предметами, форму которых дети хорошо знают. Например, при лепке куклы можно сказать, что руки у нее как столбики, а туловище напоминает толстую морковку, значит, и лепить руки нужно так же, как столбики, а туловище — как морковку.
Умения детей 4 лет еще невелики, многое им еще не удается. Вначале не всегда хорошо получается у них овальная форма, плохо умеют дети соединять между собой части путем примазывания. В связи с этим воспитатель прибегает к объяснению с полным или частичным показом. В основном же детям показывают лишь незнакомые способы лепки или те, которые недостаточно усвоены. Например, при изображении ежа, поросенка может понадобиться показ лепки овального туловища. Воспитатель говорит: «Дети, мы сегодня будет изображать ежа. Форма его тела напоминает яичко. Посмотрите, как его нужно лепить: «Кладу кусок глины на ладонь правой руки, покрываю ладонью левой, вот так, сначала двигаю руками по кругу, вот так, проверяю, скатался ли ровный шар. Теперь делаю движение руками туда — обратно, вот так, проверяю, что получилось, — шар немного вытянулся. Пальцами правой руки немного вытягиваю одну из сторон, делаю ее тоньше, а другую сторону оставляю потолще. Вот и получилось туловище ежа».
Бывает так, что не все дети сразу усваивают показ и объяснение. В таких случаях для активизации внимания и памяти воспитатель может предложить тем, кто усвоил данный способ, показать его всем детям.
В средней группе нужно научить детей пользоваться некоторыми выразительными средствами: изображать не только основную форму предметов, но и характерные детали. С этой целью при рассмотрении предметов следует направлять внимание детей на такие особенности, как углубление у яблока, вытянутый черенок у кабачка и т. п. Чтобы повысить у ребят интерес к результату лепки, можно приготовить для морковок черенки из картона, а для яблока листочки. Однако к подобному приему рекомендуется прибегать лишь в самом начале, пока дети не накопили соответствующих умений для передачи этих особенностей способами ленки. Постепенно в процессе обучения дети сами начнут лепить черенки, а затем и листочки из глины.
Чтобы подвести ребят к созданию более яркого образа, кроме наблюдений за живыми объектами, можно организовать рассматривание с детьми игрушек, скульптуры малой формы или фигурок, выполненных воспитателем. Для рассматривания отбираются две однородные фигурки, но в различном положении. Например, дети могут лепить на тему «Птички клюют корм». Одна из птиц изображается в покое — ее туловище горизонтально к плоскости стола, а вторая в наклонном положении — она клюет — ее туловище расположено под углом. При выполнении другой темы — «Кролики грызут морковку» — один кролик лепится с поджатыми под себя лапками, и около него находится морковка, а другой сидит на задних лапах и в передних держит морковку.
Подобное преподнесение темы интересно детям и побуждает их думать о возможном разнообразии в изображении. Однако следует помнить, что детям трудно за одно занятие вылепить две фигуры, поэтому можно предложить для изображения один предмет в том положении, которое ребенка больше привлекло.
Другим не менее действенным приемом обучения может быть обыгрывание темы и результата работы. Так, всех вылепленных птиц дети размещают на одной подставке, называя ее кормушкой. Эту кормушку лучше всего вылепить заранее из глины, так, чтобы дети видели, как ее делает воспитатель (можно использовать для этой цели также доску или толстый картон). Тема «Лепка торта» связывается с приготовлением угощений для кукол: в начале занятия детям предлагают вылепить угощение для кукол, а в конце вылепленные изделия помещают на стол, вокруг которого сидят куклы. Если же дети изображали животных, то зайчат они могут разместить около картонных елок или зайчихи, которую слепил педагог, а поросят — около свиньи или корытца для корма.
Чтобы научить детей правильно передавать пропорции, нужно показать прием сравнения. Например, при изображении рук у куклы педагог берет заранее вылепленный столбик, делит его пополам и, сравнивая получившиеся части, устанавливает их длину. Учить детей сравнивать длину деталей можно и в процессе лепки корзиночки из колец. Детям предлагают вылепить дно-диск и 4 столбика одинаковой длины. Из трех столбиков делается сама корзинка, а четвертый используется для ручки. Уточнение длины частей проходит путем сравнения столбиков: дети прикладывают один из столбиков ко дну, и если он получился длиннее его окружности, то его укорачивают; каждый последующий столбик прикладывается к предыдущему, выравнивается по длине и плотно к нему прижимается.
Во время объяснения перед лепкой, а также в процессе любого занятия воспитатель задает ребятам вопросы о характере формы, деталей, пропорциях, способах лепки, стимулирующие их умственную активность. Например, спрашивает, как можно вылепить пятачок у свинки или как изобразить и укрепить воротник на шубке у девочки.
Чтобы вызвать у детей интерес и положительное отношение к занятию, а также яркие образные представления, можно за день до лепки или в начале занятия прочитать короткие сказки, стихи и загадки. Важно, чтобы содержание этих произведений помогло раскрытию темы предстоящей лепки (формы, строения, размера). Например, перед лепкой свинки можно загадать загадку: «Хвост крючком, нос пятачком. Кто это?»
Для создания более выразительных образов можно предлагать стеку-палочку. Детям нужно показать, как резать ею глину на части, снимать лишнюю глину, а также наносить мелкие детали, узоры на некоторые предметы. Например, чтобы изобразить глаза кролику, фигурку устанавливают на подставке, придерживают левой рукой, а правой рукой, в которой находится стека, намечают глаза.
Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. В начале занятия воспитатель обучает ребят выбору темы и для этого просит вспомнить, что они видели на прогулке, о ком им читали и т. д. После того как дети определили тему и приступили к работе, взрослый вопросами и советами направляет их внимание на выразительность создаваемых образов: особенности ушей у зайца, свиньи, кошки, мишки, их расположение, действия персонажа. «Что делает твой зайка? — спрашивает воспитатель у ребенка. — Сделай так, чтобы всем было ясно, что он сидит». Или, заметив, что положение вылепленной ребенком птички неярко выражено, говорит: «Птичка получилась хорошая, но непонятно, что она делает. Подумай, как нужно установить птичку на подставке, чтобы все сразу догадались, что она пьет воду». Подобные вопросы активизируют мыслительную деятельность во время лепки, учат детей работать над образом.
Расширяя представление детей о форме, пропорциях предмета и способах лепки, важно во время анализа результата проводить небольшие беседы по поводу того, что получилось. В основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы, обращая внимание на то, как получалась форма, правильно ли изображены пропорции и строение, на сколько прочно соединены части, но всегда следует активизировать детей, задавая им вопросы, которые будут их побуждать думать над тем, что у них вышло.

 

6.Открытый урок.

Тема: «Красивые узоры на посуде (на тарелочках)».

 

Средняя группа.

Задачи: 

Развивать у детей чувство цвета, желание украсить готовые формы узором, способность замечать красивые предметы в быту. Закреплять навыки работы с красками: отжимать лишнюю, хорошо споласкивать.  Продолжать развивать воображение и эстетическое восприятие. Активизация словаря. Развитие связной речи.

Материал:

 Настоящие блюдца, тарелки заранее разрисованные разным рисунком, украшенные образцы, на отдельных листках. Лист с различными узорами: прямые, широкие линии; узкие волнистые, примакивание, точки

(синего, голубого цветов). Готовые силуэты блюдца, гуашь (белая, синяя, голубая), мягкие кисти № 3.

Предшествующая работа:

Рассматривание узоров на посуде, чтение рассказа «Где работают художники», рассматривание набора «Посуда». Лепка тарелок из папье-маше. Окрашивание их и сушка.

Д/и «Найди пару»

Ход занятия:

Ребята входят в группу. В группе они видят волшебную коробку, а ней лежит письмо.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что это у нас в группе появилось, пока нас не было?

Дети:

- Коробка.

Воспитатель:

- Обратите внимание, здесь есть не только коробка, но и …

Дети:

- Письмо!

Воспитатель:

- Давайте прочтем его.

Берет письмо, разворачивает и читает:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я прислал вам разные расписные тарелки, которые необходимо отправить на выставку в волшебную страну Каляки-Маляки. Если внимательно посмотрите, то заметите, что тарелки все с рисунками времен года … Вот только не хватает зимних рисунков. Пожалуйста, помогите. А в награду мой волшебный коробок приготовит вам подарки.

Ваш верный друг Цветной Карандашик.»

Воспитатель:

- Ребята давайте поможем Цветному Карандашику.

Дети:

- Давайте!

Достают тарелки из коробки, выставляют на выставку и рассматривают.

Воспитатель:

- Посмотрите, все тарелки имеют разный узор (показываю и рассматриваем узоры на посуде).

- Как вы думаете, кто придумывает эти разные узоры для посуды? Дети:

- Художники.

Воспитатель:

- Сначала художники рисуют придуманный узор на бумажных силуэтах посуды. Давайте и мы сегодня будем маленькими художниками. Мы на прошлом развлечении приготовила тарелочки из папье-маше (показываю). Вы можете выбрать свое блюдце, и придумать для неё узор. Помните, Цветной Карандашик просил изобразить зиму? Давайте посмотрим в окно. Какое время года? Как вы думаете, какие цвета характеризуют зиму?

Дети:

Варианты ответов детей.

Физкультминутка:

 «Найди, где спрятано?»

Цель:

развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.

Описание игры:

дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить игру 3-4 раза.

Воспитатель:

- Дайте теперь пройдем за столы и начнем украшать тарелки.

Сначала показываю детям образцы приёмов рисования, кисточкой. Показываю как нарисованы, а затем на горизонтальной поверхности, кисточкой, показываю «как рисую»

Демонстрирую  украшенный образец, кисточкой поверх показываю, как рисовала узор.

Перед рисованием вспоминаем:

  1. Как держать кисть
  2.  Что делать с лишней краской
  3. Как  и из чего делали тарелки

    Дети поочередно выбирают свои тарелки (как договорились). И начинают наносить рисунок.

Пальчиковая гимнастика:

Рисовали, рисовали,

Наши пальчики устали,

А теперь мы отдохнем

 Рисовать опять начнем!

Воспитатель:

- Молодцы, все справились с заданьем. Ребята, помните, в письме Цветной Карандашик обещал нам подарки за хорошую работу?

Дети:

- Да!!!

Воспитатель:

- Так давайте же еще раз заглянем в волшебную коробку.

Дети с удовольствием заглядывают в коробку и находят там конфеты.

Самостоятельная работа детей.

Оценка:

  1.  Работы выставляются, желающие выбирают понравившийся узор, рассказывают почему, смотрим «маленького художника» - хвалим.
  2. 3 – 4 человека выбирают понравившиеся узоры, рассказывают что понравилось, кто «Художник».

Итог:

Воспитатель:

-Что нового и интересного вы узнали об узорах? Какие приемы мы использовали при нанесении краски кисточкой? Что больше всего понравилось и запомнилось?

Дети:

Предлагают свои варианты ответов.

Воспитатель:

- Спасибо Цветной Карандашик. И вам, спасибо, ребята. Думаю, мы помогли нашему другу, и он теперь вовремя организует выставку тарелок со всеми временами года.

7. Мастер-класс для педагогов.


Творения мастеров, владеющих папье-маше, дошли до нас в виде огромных колон с лепниной в Эрмитаже, в виде скульптур богов в буддийских храмах, в виде лаковых шкатулок с миниатюрами.


Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции, однако это не совсем верно: изделий из папье-маше (фр. «жеваная бумага») во Франции не было до самой середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и год создания этих шлемов колеблется между 202-м и 220-м годом до н.э. Техника изготовления изделий из папье – маше распространилась по всей стране. В России папье-маше появилось два века назад, когда московский купец Петр Иванович Коробов, основал в селе Даниловке небольшую фабрику. Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технологию изготовления папье-маше, материала, из которого и поныне создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой. 


Папье-маше из бумажной массы (вторая технология изготовления папье – маше). 
Лепка изделий из бумажной массы: порвите бумажные салфетки на небольшие кусочки и как следует сомните. Сложите бумагу в лоток, залейте водой и оставьте на некоторое время. 
после того как бумага размокнет, слейте лишнюю воду. Хорошо перемешайте бумажную массу. 
Смешайте получившуюся "кашицу" с клеем ПВА в пропорции 2 части бумажной массы на 1 часть клея. Вымесите массу как тесто, продолжая измельчать отдельные комочки бумаги до однородной массы. 
Далее бумажное "тесто" немного отожмите. По пластичности масса должна напоминать глину. Скатайте в ладонях колбаску и обверните вокруг пальца, проверти наличие разрывов и трещин в образовавшемся кольце. Если кольцо осталось цельным, масса готова для лепки. 
Затем вылепить необходимую форму, раскрасить её и задекорировать в случае необходимости.

Материалы и оборудование для работы.
Для работы понадобиться: 
маска (форма для оклеивания), клейстер или клей ПВА, гуашь, кисти, клеенка, салфетки или писчая и газетная бумага, ножницы, влажные салфетки, фартук для работы с папье-маше.

Папье-маше – это технология, основанная на получении формующей массы из волокнистого материала (бумаги или картона) и клеящего вещества (клей ПВА, клейстер, обойный клей).


Программное содержание: 
1. познакомить педагогов с новым видом работы с бумагой (папье-маше).

2. Научить коллег навыкам работы с папье-маше, учить правильно обклеивать предмет, не оставляя промежутков между кусочками бумаги, склеивать детали между собой, разрисовывать маску.

3.Развивать творческие способности, фантазию.

4. Расширять кругозор. Вызвать интерес к данной работе.

Материал: кусочки белой и газетной бумаги, клейстер, вода, салфетки, маска, тарелочки, выставка изделий из папье-маше. 


Методические приёмы:
1. Организация. 
2. Рассматривание выставки поделок из папье-маше. 
3. Беседа о приёмах работы с папье-маше.
4. Самостоятельная работа (в середине работы физ. Минутка)
5. Подведение итога работы. Рассматривание готовых изделий. 

8. Проделанная работа.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах.

Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Как мне кажется, самообразование в нашем саду зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации педагога, так как позволило привлечь к данному процессу весь педагогический коллектив и дало возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

Так в 2013-2016  учебных годах мной были проведены различные развлечения:

НОД посвященное теме «Особенности технологии изготовления изделий из папье-маше и их применение в ДОУ», которое посетили педагоги.

Приняла участие в конкурсе «Фабрика деда Мороза».

Пополнила развивающую среду: фрукты, овощи, ягоды, хлебобулочные изделия, горшки и кувшины, маски.

Приняла участие в различных конкурсах.

9. Заключение.

Папье-маше (жеванная бумага) - масса, получаемая из бумаги, картона и других волокнистых материалов с добавлением клеящих веществ, а также различных наполнителей (гипс, крахмал). Из папье-маше изготавливаются различные бытовые и художественные изделия, отличающиеся легкостью и прочностью. Получаемые изделия обрабатываются различными способами - окраска, роспись, лакировка и другие.

Вся премудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени.

Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.

По первой - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели.

По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

По третьему методу, - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Высушенные изделия , шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи. Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

Папье-маше хорошо известен художникам миниатюристам, кукольникам, декораторам, дизайнерам.

Папье-маше привлекает к себе простотой обращения, легкостью и прочностью. Часто его используют вовремя творческих занятий на уроках труда в детском саду и в начальной школе.

10. Список литературы.

1. Иванова Е.П. Поделки из папье-маше. М.: ООО «Книжный клуб семейного досуга». 2011. 64с.

2. Лыкова И.А. Мастерилка. Детское художественное творчество. Издательский дом «Карапуз» 2008. 68с.

4. Матюхина Ю. А., Медведева О. П. Папье-маше. Нехитрая наука бумажных шедевров. М.: Феникс. 98с.

5. Рэй Гибсон. Папье-маше. Бумажные цветы. Серия: Наши руки не для скуки. Издательство Росмэн. 1998. 65стр.<


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Изготовление игрушек из папье - маше.

Папье- маше.Порядок работы.1.Замочи в ванночке кусочки газетной бумаги. Когда бумага намокнет, слей воду2.Смажь форму жиром или мыльной водой.3.Оклей форму несколькими слоями бумаги4.Обрежь края.5.Ког...

Конспект открытого занятия «Изготовление тарелки из папье-маше»

В конце декабря проводилось открытое занятие по теме «Изготовление тарелки из папье-маше».Цель: Формирование умений и навыков в конструировании изделий в папье-маше....

Мастер – класс по изготовлению поделки в технике папье-маше «Забавный снеговик»

Предлагаю выполнить новогоднюю поделку достаточно простым и интересным для детей и родителей способом. Применять папье-маше можно как в домашних условиях, так и в условиях образовательной организации....

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе. Изготовление изделия в технике папье – маше. «Тарелочка»

Папье-маше – это один из самых распространенных видов рукоделия, который под силу даже маленьким детям. Работа с бумагой и мелкими предметами положительно влияет на мелкую моторику рук детей дош...

Мастер - класс по изготовлению картины из папье – маше «Морское царство»

В этом мастер - классе описана самая простая технология по созданию изделий из папье - маше....

Мастер класса по изготовлению новогодних шариков из массы папье-маше для родителей

Цель: Изготовление новогодних шариков в технике папье -маше...