Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
статья (старшая группа)

Поленова Анастасия Александровна

Формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument_2.odt22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников

Взаимодействие – это особая форма связи между участниками образовательно-воспитательного процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса, имеющее социально значимый характер.

Основными формами взаимодействия выступают общение и деятельность.

Необходимо отметить, что в системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательной организации. Основная цель взаимодействия семьи и сотрудников дошкольной организации заключается в стимулировании позитивных факторов семейного и общественного воспитания, организации их взаимодополнения и взаимовлияния.

По нашему мнению, ключевые направления в работе дошкольной образовательной организации с семьей должны концентрироваться на формировании осознанного родительства и компетентного родителя, что в свою очередь обеспечивает полноценное и планомерное сотрудничество заинтересованных в воспитании ребенка субъектов.

К современным направлениям и формам организации работы образовательной организации с родителями воспитанника следует отнести:

1. Информационно-аналитическую работу (сбор информации о семьях и установление первичных контактов с семьей):

  • дни открытых дверей с участием специалистов ДОО;первые визиты в детский сад родителей с ребенком;
  • групповые родительские собрания;
  • анкетирование родителей;
  • общение с родителями во время приема и прощание с детьми;
  • личные беседы воспитателей с родителями;
  • посещение на дому;
  • ведение дневников наблюдения воспитателями.

2. Организационно-просветительскую работу:

  • контактные формы работы (семинары, лектории, родительские собрания, круглые столы, тренинги и т.п.);
  • бесконтактные формы работы (информационные стенды, почта доверия (ящик для вопросов и предложений), личные блокноты, неофициальные записки и т.п.).

3. Досуговую работу:

  • проведение совместных праздников (например, «Семейные посиделки», «День смеха», «Наши дочки и сыночки» и т.д.);
  • участие в совместных выставках и конкурсах (например, «Золотая осень», «Моя семья» и др.);
  • проведение совместных соревнований (например, «Папа, мама и я - спортивная семья»);
  • выпуск семейных газет и др.

Родители должны иметь постоянную возможность свободно, по своему желанию, в удобное для них время знакомиться с жизнедеятельностью ребенка в дошкольной организации, а дошкольная организация должна стать открытым развивающим пространством, где родители и сотрудники – равноправные партнеры в воспитании детей.

Придать дошкольной организации «открытость» - значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Необходимо создать условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть самого себя в какой – то деятельности, мероприятии и т.д. Своим примером (личной готовностью открыть самого себя) педагог вызывает родителей на доверительное общение.

«Открытость» дошкольной образовательной организации внутрь - предполагает вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольной организации, внести свой вклад в образовательную работу. Это могут быть эпизодические мероприятия, которые по силам каждой семье: организовать помощь в проведении мероприятий, экскурсию, поход, помощь в оснащении педагогического процесса и др. В этом случае дети учатся с уважением, благодарностью и любовью смотреть на своих близких. Педагоги в свою очередь имеют возможность лучше узнать семью, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить содержание своей помощи, а иногда и просто поучиться.

«Открытость» дошкольной образовательной организации наружу означает, что дошкольная организация открыта влияниям микросоциума своего микрорайона, готова сотрудничать с расположенными на территории социальными институтами: общеобразовательной школой, музыкальной школой, библиотекой, спортивным комплексом и др.

Полноценное воспитание дошкольника должно происходить в условиях одновременного влияния семьи и дошкольной организации. Диалог между детским садом и семьей необходимо строить на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли воспринимается родителями как равноправный партнер в воспитании.

Формирование эффективного взаимодействия родителей и педагогов ДОО является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане и предполагает несколько этапов.

Первый этап должен включать демонстрацию родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями устанавливаются доброжелательные отношения, направленные на сотрудничество. Важность этого этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям необходимо дать практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом могут быть использованы различные традиционные формы и методы, а также инновационные подходы.

Третьим этапом должно выступать ознакомление педагога с проблемами конкретной семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у педагога по интересующим их проблемам.

Таким образом, организация эффективного взаимодействия педагогов ДОО с родителями включает в себя следующие направления: информационно-аналитическое, организационно-просветительское и досуговое. Содержание и формы работы с семьей в ДОО отличаются разнообразием и определяются потребностями участников образовательного процесса. Целесообразно традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями воспитанников сочетать с вариативными инновационными технологиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников и развитие речи у детей посредством русских народных сказок"

В период поступления ребенка в детский сад, особенно в адаптационный период, значительно изменяется жизнь ребенка и его психоэмоциональный фон. Теперь ребенка окружают взрослые и дети, которых он рань...

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников   «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»  ...