Вместе с математикой
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Вместе с математикой. Использование математики в коррекционно-развивающем процессе с детьми с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vmeste_s_matematikoy.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Вместе с математикой
Коррекционно – развивающая работа логопеда неразрывно связана с математикой.
На специально организованных логопедических занятиях логопед не только работает над постановкой фонем, автоматизацией поставленных звуков, но и отрабатывает лексико - грамматические категории. Вот здесь и необходимы математические понятия, знания и умения.
Как же лучше осуществить практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывать правильное звукопроизношение используя понятия, умения математики?
Планируя коррекционную работу, необходимо придерживаться следующих правил:
- программное содержание коррекционной работы согласовывать с освоенными математическими понятиями, умениями и навыками;
- параллельно с логопедическими задачами осуществлять решение задач по лексике и грамматике (согласование в роде, числе, падеже);
- учитывать возможности каждого ребенка и осуществлять личностно-ориентированный подход.
Количество и счет детьми с речевыми нарушениями осваивается гораздо медленнее. Счет до 5, особенно до 10 детям дается с усилием и в течение более продолжительного времени.
Дети, имеющие речевые нарушения (ФФНР, ОНР), показывают недостаточный уровень не только фонетики, но и лексики. В большей степени речь таких детей характеризуется бедностью словаря, он чаще всего освоен на бытовом уровне. Поэтому навыки словообразования очень слабо освоены. Например, сравнивать предметы и выразить это словами ребятам не всегда под силу: стол – столик, кукла – куколка, дом – домик и т.д.
Большие затруднения у детей с речевыми нарушениями появляются в овладении количественного и порядкового счета, например, одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лисы, - говорит ребенок.
На логопедических занятиях логопед развивает у ребенка и ориентировку в пространстве: проводит работу в тетради, где ребенок выполняет многочисленные задания.
Профессионализм педагога, работающего с детьми, имеющими нарушения речи, проявляется в правильном подборе речевого материала с учетом произносительных возможностей детей.
Поощрение полных ответов способствует развитию связной, грамматически правильной речи, автоматизации поставленных фонем, введение их в самостоятельную речь, что необходимо детям, имеющим нарушения речи.
Математика предоставляет внимательному и профессиональному педагогу большие возможности при коррекции речевых нарушений детей, для автоматизации поставленных звуков, для обогащения лексики не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения навыками словообразовании, развития связной речи.
Активная и тесная связь с математикой осуществляется во время проведения речевых игр и упражнений, которые являются основой каждого логопедического занятия.
Игры и упражнения:
- игра «Подбери слово» Согласование существительных с числительными два, две: два - … мяча, две - куклы и т.д.
- игра «Один – много» Дифференциация существительных единственного и множественного числа. Дерево – деревья. Лист – листья. Трава – травы. И т.д.
- игра «1, 3, 5, 7» Согласование числительных с существительными: один помидоров, два помидора, три помидора, пять помидоров, семь помидоров и т.д.
- игра «Сосчитай» Одна лисичка, три лисички, пять лисичек.
- игра «Назови первый и последний звук в слове». Нос. Год. Шаг. Дом
- игра «Большой - маленький». Огурец – огурчик, помидор, горох, свекла, морковь и т.д.
- игра «Как называется?»
Когда мы кушаем утром – это …(Завтрак). Когда мы кушаем в полдень – это… (Обед). Когда мы кушаем после дневного сна - это …(Обед). Когда мы кушаем после дневного сна – это (Подник). Когда мы кушаем вечером - это .. (Ужин).
- игра «Где это происходит?»
Раздеваются (Где?) –… (В раздевалке). Моют руки - … ( В умывальной комнате). Играют - …(В групповой комнате). Спят - …(В спальне). Танцуют, поют - …(В музыкальном зале). Учатся правильно говорить - … (В логопедическом кабинете). Занимаются спортом … (В спортивном зале). Готовят пищу - … (В кухне). Делают прививки - …(В медицинском кабинете).
- Игра «Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме).
В осуществлении интегрированных связей логопедии с математикой необходима преемственность и тесный контакт с педагогами, родителями. Только это позволит достигнуть устойчивых результатов в речевом развитии ребенка и в овладении математическими знаниями и умениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Веселая математика вместе с Буратино»
quot;Веселая математика" подготовительная группа....
Интегрированное занятие по математике в средней группе «В космос вместе с математикой
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о космосе.Задачи:• уточнить и обобщить знания детей о названиях некоторых планет солнечной системы;• формировать экологическую культуру;&bull...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Веселая математика вместе с Буратино»
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Веселая математика вместе с Буратино»...
Творческо-интеллектуальный клуб "Вместе с математикой"
Создание творческо- интеллектуального клуба на базе средней группы детского сада. Освоение математических представлений, логико-математических средств и способов познания (эталоны, модели, речь, ...
Конспект открытого занятия по математике.«Веселая математика вместе с Буратино»
Конспект открытого занятия по математикев подготовительной группе«Веселая математика вместе с Буратино»Открытое занятие по математике в подготовительной группе «Веселая математика вм...
Мастер – класс для родителей «Играем и учимся вместе. Занимательная математика»
Советы родителям, как развивать и закреплять знания и умения детей, играя с детьми дома...
Познавательный проект «Играем, познаем, думаем вместе с математикой»
Краткосрочный познавательный проект в старшей группе детского сада....