Вместе с математикой
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Вовчук Екатерина Ивановна

Вместе с математикой. Использование математики в коррекционно-развивающем процессе с детьми с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vmeste_s_matematikoy.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

 Вместе с математикой

  Коррекционно – развивающая работа  логопеда неразрывно связана с  математикой.

На специально организованных логопедических занятиях логопед не только работает над постановкой  фонем, автоматизацией поставленных звуков, но и отрабатывает лексико - грамматические категории. Вот здесь и необходимы математические понятия, знания и умения.

 Как же лучше осуществить практическое усвоение детьми лексико-грамматических  категорий и отрабатывать правильное звукопроизношение используя понятия, умения  математики?

  Планируя коррекционную работу, необходимо придерживаться следующих правил:

    - программное содержание коррекционной работы согласовывать с освоенными математическими понятиями, умениями и навыками;

    - параллельно с  логопедическими задачами  осуществлять  решение задач   по лексике и    грамматике (согласование в роде, числе, падеже);

      - учитывать      возможности  каждого ребенка и осуществлять личностно-ориентированный подход.

Количество и счет  детьми с речевыми нарушениями осваивается гораздо медленнее. Счет до 5, особенно до 10 детям  дается с усилием и в течение    более продолжительного времени.

                  Дети, имеющие речевые нарушения (ФФНР, ОНР), показывают недостаточный уровень не только   фонетики, но и лексики. В большей степени речь таких детей характеризуется   бедностью словаря, он чаще всего освоен на бытовом уровне. Поэтому навыки словообразования очень слабо освоены.    Например,  сравнивать предметы  и выразить это словами ребятам не всегда под силу: стол – столик, кукла – куколка, дом – домик и т.д.

       Большие затруднения у детей с речевыми нарушениями появляются в овладении количественного и порядкового счета, например, одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лисы, - говорит ребенок.

      На логопедических занятиях логопед развивает у ребенка и ориентировку в пространстве: проводит работу в тетради, где ребенок выполняет многочисленные задания.

                Профессионализм педагога, работающего с детьми,  имеющими нарушения речи, проявляется в правильном подборе речевого материала с учетом произносительных возможностей детей.

      Поощрение  полных ответов способствует   развитию связной, грамматически правильной речи, автоматизации поставленных фонем, введение их в самостоятельную речь, что  необходимо   детям, имеющим   нарушения речи.

   Математика предоставляет внимательному и профессиональному педагогу большие возможности при коррекции речевых нарушений  детей, для автоматизации поставленных звуков, для обогащения лексики не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения навыками словообразовании, развития связной речи.

 Активная и тесная связь с математикой осуществляется во время проведения речевых игр и упражнений, которые являются основой каждого логопедического занятия.

      

   Игры и упражнения:

  • игра «Подбери слово»                                                                                                      Согласование существительных с числительными два, две:  два - … мяча,  две  -  куклы и т.д.
  • игра «Один – много»  Дифференциация существительных единственного и множественного числа.                                                                                                           Дерево – деревья. Лист – листья. Трава – травы. И т.д.
  • игра «1, 3, 5, 7»                                                                                                                         Согласование числительных с существительными: один помидоров, два помидора, три помидора, пять помидоров, семь помидоров и т.д.
  • игра «Сосчитай» Одна лисичка,  три лисички, пять лисичек.
  • игра «Назови первый и последний звук в слове». Нос. Год. Шаг. Дом
  • игра «Большой  - маленький». Огурец – огурчик, помидор, горох, свекла, морковь и т.д.
  • игра «Как называется?»

      Когда мы кушаем утром –  это  …(Завтрак). Когда мы кушаем в полдень –    это… (Обед). Когда мы кушаем после дневного сна  - это …(Обед).  Когда мы кушаем после дневного сна – это (Подник).  Когда мы кушаем  вечером -  это .. (Ужин).

  • игра «Где это происходит?»

Раздеваются (Где?) –… (В раздевалке).  Моют руки - … ( В умывальной комнате). Играют - …(В групповой комнате). Спят - …(В  спальне). Танцуют, поют - …(В музыкальном зале).  Учатся правильно говорить - …  (В логопедическом кабинете). Занимаются спортом … (В спортивном зале). Готовят пищу - … (В кухне). Делают прививки - …(В медицинском кабинете).

  • Игра «Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?  (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме).

     

В осуществлении интегрированных связей логопедии с математикой необходима преемственность и тесный контакт с  педагогами, родителями. Только это позволит достигнуть устойчивых результатов  в речевом развитии ребенка  и в овладении математическими знаниями и умениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике в средней группе «В космос вместе с математикой

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о космосе.Задачи:• уточнить и обобщить знания детей о названиях некоторых планет солнечной системы;• формировать экологическую культуру;&bull...

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Веселая математика вместе с Буратино»

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Веселая математика вместе с Буратино»...

Творческо-интеллектуальный клуб "Вместе с математикой"

Создание творческо- интеллектуального клуба на базе средней группы детского сада. Освоение математических представлений, логико-математических средств и способов познания (эталоны, модели, речь, ...

Конспект открытого занятия по математике.«Веселая математика вместе с Буратино»

Конспект открытого занятия по математикев подготовительной группе«Веселая математика вместе с Буратино»Открытое занятие по математике в подготовительной группе «Веселая математика вм...

Мастер – класс для родителей «Играем и учимся вместе. Занимательная математика»

Советы родителям, как развивать и закреплять знания и умения детей, играя с детьми дома...

Познавательный проект «Играем, познаем, думаем вместе с математикой»

Краткосрочный познавательный проект в старшей группе детского сада....