Семинар. Что должен знать ребенок к 5 годам.
консультация на тему

Зверева Надежда Игоревна

Ребенку исполняется 5 лет, значит пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них ребенок преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_rebenok_k_5_godam.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 14 управления, экономики и права»

ЦДО  «Росточек»

     660078,  г. Красноярск,  пер. Медицинский,  29А,  тел. 261-00-12,  maou14@mail.ru 

Работа с педагогическим коллективом:

Семинар. Что должен знать ребенок к 5 годам.

Подготовила:

педагог-психолог Зверева Надежда Игоревна

Красноярск 2016

Домашнее задание для педагогов на семинар: подготовить развивающие игры, направленные на развитие:

  • Внимания;
  • Элементарных математических представлений;
  • Памяти;
  • Мышления;
  • Мелкой моторики;
  • Развитие речи;
  • Окружающего мира;
  • Двигательное развитие.

Ребенку исполняется 5 лет, значит пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них ребенок преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.

Зная особенности развития наших детей, мы сможем помочь им достичь большего.

На пятом году жизни ребенок более широко использует речь как средство общения, стимулирующее расширение кругозора ребенка, открытия им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?».

Активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже не интересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса – сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения внимания.

Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие психологической выносливости: снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4 – 5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

К 5 годам ребенок должен уметь:

Внимание.

  • Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Копировать в точности узор или движение.
  • Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

Играем в игру направленную на развитие внимания, подготовленную педагогами.

Математика.

  • Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
  • Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  • Как пользоваться арифметическими знаками действий.
  • Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
  • Состав чисел первого десятка.
  • Прямой и обратный порядок числового ряда.
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Название текущего месяца, последовательность дней недели.

Играем в игру направленную на развитие элементарных математических представлений, подготовленную педагогами.

Память.

  • Запоминать 8-10 картинок.
  • Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
  • Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
  • Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
  • Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  • Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
  • Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
  • Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
  • Определять последовательность событий.

Играем в игру направленную на развитие памяти, подготовленную педагогами.

Мышление.

  • Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
  • Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
  • Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
  • Складывать пазлы без посторонней помощи.

Играем в игру направленную на развитие мышления, подготовленную педагогами.

Мелкая моторика.

  • Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
  • Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
  • Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Играем в игру направленную на развитие мелкой моторики, подготовленную педагогами.

Развитие речи.

  • Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов:  рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.
  • Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха | меховая шапка и т.д.
  • Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
  • Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
  • Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
  • Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые предложения на слова.  Делить слова на слоги (части).
  • Различать гласные и согласные буквы.
  • Определять, на какой слог падает ударение.
  • Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
  • Определять количество звуков и букв в слове.
  • Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное. 

Играем в игру направленную на развитие речи, подготовленную педагогами.

Окружающий мир.

  • Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.
  • Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
  • Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
  • Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
  • Отличать хищных животных от травоядных.
  • Отличать перелетных птиц от зимующих.
  • Отличать садовые цветы от полевых.
  • Отличать деревья от кустарников.
  • Называть все явления природы.

Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки.

  • Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии.
  • Раскрашивает  простые формы.
  • Копирует заглавные печатные буквы.
  • Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела).
  • Складывает бумагу более чем 1 раз.
  • Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку.
  • Определяет предметы в мешке на ощупь.
  • Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну.
  • Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками.
  • Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Играем в игру направленную на двигательной развитие, подготовленную педагогами.


Основные психологические особенности детей 4-5 лет

  • Наглядно-образное мышление
  • Общение внесситуативно-деловое (первые признаки)
  • Взрослый интересен как источник информации
  • Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре
  • Хорошее понимание речи, заканчивается формирование активной речи. Отвечает на вопрос «Какой?». Учиться излагать мысли
  • Способ передачи информации – показ книги, фильма, рассказ
  • Эмоции более уравновешены
  • Объект познания – то, что «где-то там»
  • Способ познания – рассказы взрослого
  • Условие успешности: хорошая речь и кругозор взрослого
  • Игра коллективная со сверстниками
  • Внимание и память непроизвольны

Основные психологические особенности детей 4-5 лет

  • Наглядно-образное мышление
  • Общение внесситуативно-деловое (первые признаки)
  • Взрослый интересен как источник информации
  • Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре
  • Хорошее понимание речи, заканчивается формирование активной речи. Отвечает на вопрос «Какой?». Учиться излагать мысли
  • Способ передачи информации – показ книги, фильма, рассказ
  • Эмоции более уравновешены
  • Объект познания – то, что «где-то там»
  • Способ познания – рассказы взрослого
  • Условие успешности: хорошая речь и кругозор взрослого
  • Игра коллективная со сверстниками
  • Внимание и память непроизвольны

Основные психологические особенности детей 4-5 лет

  • Наглядно-образное мышление
  • Общение внесситуативно-деловое (первые признаки)
  • Взрослый интересен как источник информации
  • Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре
  • Хорошее понимание речи, заканчивается формирование активной речи. Отвечает на вопрос «Какой?». Учиться излагать мысли
  • Способ передачи информации – показ книги, фильма, рассказ
  • Эмоции более уравновешены
  • Объект познания – то, что «где-то там»
  • Способ познания – рассказы взрослого
  • Условие успешности: хорошая речь и кругозор взрослого
  • Игра коллективная со сверстниками
  • Внимание и память непроизвольны

Основные психологические особенности детей 4-5 лет

  • Наглядно-образное мышление
  • Общение внесситуативно-деловое (первые признаки)
  • Взрослый интересен как источник информации
  • Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре
  • Хорошее понимание речи, заканчивается формирование активной речи. Отвечает на вопрос «Какой?». Учиться излагать мысли
  • Способ передачи информации – показ книги, фильма, рассказ
  • Эмоции более уравновешены
  • Объект познания – то, что «где-то там»
  • Способ познания – рассказы взрослого
  • Условие успешности: хорошая речь и кругозор взрослого
  • Игра коллективная со сверстниками
  • Внимание и память непроизвольны

Шпаргалка для педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Что должен знать ребенок к концу года"

Что должен знать ребенок к концу года к 7-ми годам...

консультация для родителей "Что должен знать ребенок 3-4 года"

Консультация для родителей о том, что должны знать и уметь их дети в возрасте 3 - 4 лет...

Консультация для родителей "Что должен знать ребенок к двум годам"

Что должен знать ребенок к 2 годам Общение со сверстниками: знать имена близких ему взрослых и детей; учиться играть и дейстовать рядом с другими детьми, не мешая им.Усвоение социальных норм пове...

Консультация для родителей " Что должен знать ребенок в 3-4 года"

Консультация для родителей в виде папок-передвижек " Что должен знать и уметь ребенок в 3-4 года"...

что должен знать ребенок к 6 годам

консультация для родителей...

Что должен знать ребенок 3 - 4 лет к концу учебного года.

Что должен знать ребенок младшей группы...