Развитие сенсорной культуры и мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
материал на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время всё большее значение приобретает дошкольное образование, поскольку оно является тем фундаментом, от которого прямо зависит, какое здание, образование в целом может быть возведено на его основе.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и наглядно воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения.
Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным и не создаёт необходимой основы для умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисование, конструирование и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Цель сенсорного воспитания - это развивать у детей полноценное восприятие предметов окружающей среды, знакомить с разнообразными свойствами предметов - цветом, формой, величиной, формировать представление о количественных отношениях.
В течение дошкольного возраста психологический процесс восприятия предмета совершенствуется, проходя путь от простого манипулирования через рассматривание и выделение его частей и признаков к систематическому планомерному рассматриванию предмета.
Сенсорные способности - как бы фундамент умственного развития ребёнка - начинают интенсивно развиваться уже в 3 - 4 года.
Ребёнок в течение длительного времени учится использовать их как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
• На первом этапе малыш называет треугольные предметы «крышами»; про круглые говорит, что они похожи на мячи, т.е. появляются так называемые предметные предэталоны. Иными словами, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Обычно это происходит на третьем году жизни детей.
• На втором этапе в 3 - 4 года происходит переход предэталонов в собственно эталоны. В частности дети овладевают основными цветами спектра, сенсорными эталонами формы выступают основные геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Особое место занимают эталоны величины (т.к. величина носит условный характер.)
• На третьем этапе овладение сенсорными эталонами - 4-5 год жизни- дети знакомятся с разновидностями каждого свойства, систематизируют их.
Реализуя эти этапы, они дали мне возможность не ограничиваться формами проведения занятия, а подходить к образовательной работе осознанно. Творчески, внося в неё новые, придуманные мною элементы.
Во время работы я замечала, что дети слабо владеют сенсорными эталонами, и при встрече с учителями начальных классов я выяснила, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет не подготовленность руки к письму. Поэтому перед собой я поставила задачу: развивать сенсорные эталоны и организовать коррекционно - развивающую работу по мелкой моторике рук.
Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребёнка, его успеха в учёбе и творчестве существует прямая связь, а также развивается речевая функция.
Мною разработаны занятия и составлен перспективный план по сенсорному воспитанию. Многолетний опыт проведения занятий позволяет утверждать: результаты подобного обучения достаточно эффективны. Воспитанники научились обследовать предметы, замечая сходство и различия между ними, подробно описывать их, выделяя главные и второстепенные признаки. Особое внимание уделялось развитию у детей речевых навыков.
На первых сенсорных занятиях инициатива принадлежит воспитателю, он подробно комментирует все действия детей, оценивает результат их работы, вопросами вовлекает в описание предметов и действии производимых с ними. Постепенно у детей формируется потребность самим объяснять свои действия и оценивать то, что получилось.
Но самым главным является то, что дети полюбили занятия по сенсорному развитию и даже в свободное время занимаются выкладками геометрических фигур различных предметов, или играют в сухом бассейне и т.п.
Для достижения наиболее полного эффекта в развитии сенсорных эталонов, я изготовила наглядные пособия это:
чудо - подушка - на ней дети учатся шнуровать, застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, развязывать ленточки, заплетать косички, расстегивать молнии; адаптационная юбка - на ней дети закрепляют геометрические фигурки, цвет, упражнения на дыхание, сухой бассейн.
Предлагаемые наглядные пособия позволяют тренировать мышцы рук, отвечающие за работу кисти рук. Это способствует правильному написанию, создаёт условия для интенсивного развития.
Для закрепления вышеизложенного я создала кружок «Рукодельница» в нашей группе с целью: развивать произвольные движения рук, формировать наблюдательность, усидчивость, точность восприятия. Кроме того, разработан перспективный план кружковой работы «Рукодельница».
Вывод: Серия занятий по развитию сенсорных эталонов имеет ступенчатую систему. Задания поэтапно усложняются, и ребёнок постепенно переходит от простых упражнений к более сложным. Поэтому дети научились точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, знают все цветовые гаммы, формы, величину. Более развита стала мелкая моторика рук, что способствовало в дальнейшем успешной учебе в школе.
При проведении игр важна последовательность (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды занятий, так как это может вызвать негативное отношение ребёнка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.
Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка вызывается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам (нанизывание, работа с бумагой и т.д.)
Занятия должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое «изделие» малыша должно быть утилитарным (дарится, показываться, быть предметом игр и гордости малыша).
Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна быть мера.
Никогда не начинайте занятия, если вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой.
Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативному поведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».
ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...
Развитие сенсорной культуры и мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
Методическая разработка по сенсорному развитию детей....
Развитие сенсорных эталонов через мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста
quot;Изучая биоэлектрическую активность мозга, ученые установили, что любое воздействие — зрительное, звуковое, осязательное — обязательно вызовет повышение возбудимости двигательной обла...
Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...
Буклет "Дидактические игры по развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста"
методический материал...
Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста»
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков-эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук....
Методическая разработка «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторике пальцев рук детей старшего дошкольного возраста»
Информация для воспитателей как использовать материал для работы с детьми...