Проблема левшества в детском возрасте. Методы диагностики, коррекция и развитие пространственных и квазипространственныхтрудностей
материал на тему

Бабакова Анна Юрьевна

Проблема левшества в детском возрасте.
Методы диагностики, коррекция и развитие пространственных и квазипространственныхтрудностей

 

Содержание:

  1. Что такое левшество. Отличие левшества от леворукости.
  2. Теории  возникновения леворукости, рассматриваемые в современной науке
    1. Генетическое направление
    2. Культурное направление
    3. Патологическое направление
  3. Особенности работы мозга
  4. Психологические особенности
  5. Методы диагностики
  6. Методические рекомендации по обучению левшей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levshestvo.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема левшества в детском возрасте.
Методы диагностики, коррекция и развитие пространственных и квазипространственныхтрудностей
 

 

Загадка левшества — одна из интенсивно обсуждаемых и по-прежнему таинственных проблем в науках о человеке. Несмотря на многолетние исследования в этой области человеческого бытия, число неразрешенных вопросов здесь на порядок превышает уже полученные ответы. Причем новые находки и открытия порождают все новые и новые вопросы. И так без конца.

В реальности есть несколько видов левшества, принципиально разных по своему происхождению, следовательно по всем базовым нейропсихологическим характеристикам. Поэтому только зная эти различия, можно грамотно и корректно спрограммировать дифференциально-диагностическую, коррекционную, профилактическую и абилитационную (развивающую) работу с ребенком.

В основном различают естественное генетически передаваемое левшество и леворукость.

Понятия «леворукость» и «левшество», синонимами (в нейропсихологии) не являются.

Леворукость — это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека.

Исследования, проведенные в разных странах, в том числе и у нас, показывают, что в историях развития леворуких детей высока частота патологии беременности и родов, родовых травм. Леворукими могут стать дети, у которых была серьезная травма правой руки в раннем возрасте.

Таким образом, леворукость в большинстве своем связана с патологией. Ученые утверждают, что такой ребенок не левша, а «неправша».

Левшество — проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество — истинное, генетически заданное.

Важно заметить, что тип мозговой организации (соответственно правшество и левшество) и предпочтение той или иной руки не всегда совпадают.

Можно выделить несколько типов леворукости, сочетающейся с различными особенностями межполушарной асимметрии: леворукие дети, у которых центр речи в левом полушарии, леворукие дети, у которых центр речи в правом полушарии, леворукие дети, у которых центры речи в обоих полушариях. Но можно выделить и леворукость различного происхождения: врожденную (наследственную) и вынужденную. Следовательно, леворукие люди – очень разнородная группа

Очень часто, особенно в современной детской популяции, леворукость оказывается временным, латентным признаком.

Он отражает всего лишь факт задержки формирования у ребенка межполушарных взаимоотношений и закрепления специализации, доминантности левого полушария мозга (правой руки) относительно всех динамических, поступательно разворачивающихся во времени двигательных функций

В возрастном аспекте динамика более активного использования правой или левой руки выглядит следующим образом:

до 1 года 52 % детей более активно используют правую руку, а 47 % — левую,

до 2 лет это соотношение равно 70 и 25 %;

к 7 годам — 85 и 12 %.

Это означает, что по мере обучения и расширения спектра выполняемых действий доминирование правой руки увеличивается.

Теории возникновения леворукости, рассматриваемые в современной науке

 

В настоящее время в науке существует три основных направления, в рамках которых разрабатывается проблема возникновения феномена левшества. К ним относятся:

«генетическое»,

«культурное»

и «патологическое»

Генетическое направление

Высокая частота семейного левшества устанавливалась, начиная с 1871 года и по наши дни, и вследствие этого была выдвинута модель генетического детерминирования леворукости.

Данная теория утверждала, что леворукость передается детям от родителей понаследству, то есть генетически, было сформулировано правило о подчиненности леворукости рецессивному распределению по Менделю, то есть 1:4. Генетические модели при обсуждении происхождения левшества в настоящее время являются наиболее распространенными.

Культурное направление

Это направление базируется на детерминирующей роли культурных условий на формирования рукости. В данной концепции, которая была разработана еще в XX веке, левшество рассматривается как следствие социального давления и тренировки, а не как результат расположения внутренних органов и других физиологических факторов

Патологическое направление

Данная позиция разделяется различными авторами частично или полностью. Согласно крайней точке зрения, всякое проявление леворукости является следствием родовой травмы; это одно из объективных доказательств врожденной энцефалопатии. Подтверждением подобных взглядов считается факт значительного увеличения среди близнецов числа левшей, особенности внутриутробного развития которых предрасполагают к развитию церебральной недостаточности.

Такой позиции придерживался Пол Бэкон, который утверждал, что любая леворукость имеет, по сути своей, патологическое происхождение и что большинство случаев леворукости можно объяснить родовой травмой.

 

Другой, промежуточной позиции придерживаются ученые, которые считают, что лишь некоторая часть леворуких являются таковыми вследствие пре- и перинатальных мозговых поражений, а остальные становятся таковыми под влиянием социальных, генетических или иных факторов. Также имеет место сочетание генетического левшества у ребенка с врожденной мозговой патологией.

Основные положения перечисленных концепций возникновения леворукости во многом комплементарны, что составляет основу для дальнейшего междисциплинарного исследования, необходимость которого вытекает из множества нерешенных вопросов о природе и происхождении левшества

 

Особенности работы мозга 

У правшей, имеет место отчетливо асимметричный тип церебрального межполушарного обеспечения психических функций. Степень их латерализации, то есть представленности в каждом из полушарий, неодинакова: речь и восприятие собственной телесности (соматогнозис) в мозге правшей представлены практически диаметрально противоположно, соответственно — в правом и левом полушариях. А, например, конструктивная или оптико-пространственная деятельность, а также слухоречевая память — более континуально.

Церебральная репрезентация психических функций у левшей кардинально изменяет свой характер. У них утрачиваются отличительные признаки полушарного обеспечения, а также речевых и неречевых процессов, независимо от степени их латерализованности. У левшей мозговая межполушарная организация психической деятельности приобретает более симметричный, более диффузный, амбилатеральный и менее упорядоченный характер. При этом они представляют собой (в отличие от правшей) удивительно низкопрогнозируемую, гетерогенную группу.

У левшей видоизменяется и внутриполушарная организация психических процессов. Она характеризуется внутриполушарной функциональной недифференцированностью, диффузностью. У правшей - достаточно жесткой соотнесенностью конкретных психологических звеньев, факторов с конкретной зоной передних или задних отделов мозга..

Иными словами, у правшей определенная зона мозга, неизменно вносящая свой специфический вклад в протекание соответствующей психической функции, у левшей может быть связана с абсолютно иным фактором. Например, височные речевые области могут не включаться, как у правшей, в обеспечение речевой деятельности, предоставляя это (частично или полностью) другим зонам мозга. Одновременно, в той области психической деятельности, с которой они никогда не ассоциируются у правшей, могут проявлять свою активность

В силу пространственной удаленности, функциональной дистанции мозговой организации у правшей единовременно не могут обнаруживаться такие особенности и расстройства, которые возможны в психической деятельности левшей. Подчеркнем, что внутриполушарная организация психических процессов, в отличие от межполушарной функциональной специфике левшей, гораздо менее предсказуема и прогнозируема по сравнению с правшами.

Исключительной чертой левшей является автономии левого и правого полушарий мозга, тенденция к относительной функциональной разобщенности. Наряду с уже обозначенными характеристиками относительная функциональная автономия полушарий мозга отражает функциональную межполушарную амбилатеральность, недифференцированность и внутриполушарную диффузность, которая является одной из важнейших составляющих церебральной организации психических процессов левшей.

Специфическая картина взаимодействия между корковыми и подкорковыми системами мозга является уникальной характеристикой мозгового обеспечения психической деятельности именно левшей. У правшей, как правило, таковые функционируют в последовательном, реципрокном, асинхронном режиме: большая активность коры инвариантно приводит к меньшей активности подкорки и наоборот. В обеспечение же того или иного психического акта у левшей, может наблюдаться достаточно частая картина единовременной, синхронной включенности корковых и подкорковых систем мозга

Таким образом, мозговая организация психических процессов у левшей является особой специфической системой, основу которой составляют следующие базисные параметры: недостаточная дифференцированность подкорково-корковых отношений, функциональная амбилатеральность, диффузность и относительная разобщенность, автономия гемисфер мозга.

Психологические особенности

С большой долей вероятности можно говорить о том, что становление многих психических функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, а опосредованно, многоканально. В процессе развития дети-левши привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциями, которые у правшей формируются естественно, просто по определенным психологическим законам, независимо от их произвольно желания.

Воспитывая левшу, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни, так как у левшей в отличие от правшей стабильно не простраивается тот психологический пласт упроченных автоматизмов и навыков, который позволяет функционировать во внешнем мире, в значительной мере не задумываясь: А как это сделать?, не привлекая дополнительных осознанных средств.

Воспитывая левшу, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни, так как у левшей в отличие от правшей стабильно не простраивается тот психологический пласт упроченных автоматизмов и навыков, который позволяет функционировать во внешнем мире, в значительной мере не задумываясь: А как это сделать?, не привлекая дополнительных осознанных средств.

Правши большое количество действий осуществляют автоматически. Однако природа не всегда стабилизирует этот уровень психической жизни у левшей. Конечно, у левшей увеличивает число степеней свободы для достижения той или иной цели тот факт, что они опираются на богатый арсенал внешних, осознанных средств. Но данный феномен в то же время свидетельствует о их слабых адаптивных механизмов и  изнашиваемости нервной системы в целом: ведь все пропускается через голову. Последствиями этого являются склонность к неврозоподобным проявлениям, частые эмоциональные срывы. Леворуких отличает своеобразие эмоционального статуса, уязвимость в отношении различного рода внешних и внутренних факторов.

В популяции леворуких по сравнению с правшами показатели креативности (способности к творческим решениям) мышления оказались значимо более высокими. Наконец, нельзя не отметить основное «преимущество» истинных, естественных левшей — необычайно высокую степень компенсаторных возможностей их мозга. Этот факт наиболее ярко обнаруживает себя при оценке спонтанной положительной динамики, и протекания речевых расстройств при локальных поражениях мозга. Очевиден он и при рассмотрении необычайных качеств левшат в плане компенсации различного рода дизонтогенетических явлений.

Все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида манипуляции на другой, в рамках одного процесса) нелегко дается левшам. Внешне это проявляется в постоянных поисках слов, в спонтанной речи, тенденции к замене нужных слов близкими им по значению, в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, и в том числе речевого высказывания. Наблюдается сравнительно поздний дебют самостоятельной речи у детей-левшей, и в дальнейшем она зачастую носит отчетливую акцентуацию: замедленна, скупа, недостаточно развернута, встречаются моменты неправильного построения предложения, падежных соответствий и т.п.

Вместе с тем, ребенок практически всегда понимает, что говорит неправильно, стремится исправить ошибки, то есть полностью сохраняет контроль за собственной речевой продукцией. Создается твердое убеждение, что внутренняя речь его намного ярче и богаче внешней.

Очень слабы динамические компоненты движений у левшей. Ситуации в которых, необходимы быстрые сопряженные действия обеих рук, особенно если эти действия не синхронны, не доступны для левшат.

У левшей не сформированы стойкие представления о том, например, где левая и правая рука. В их мире написать и прочитать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении, причем как в горизонтальном, так и в вертикальном. Соответственно это распространяется на более сложные действия, такие как письмо, счет, чтение, интерпретация сюжетной картины и другие аналогичные действия, которые левши могут начать с любой стороны. На пространственную недостаточность накладывается хаотичность и фрагментарность, т.е. выхватывание отдельных элементов целостного изображения, когда необходимо рассматривание большого поля.

На основании исследований ряда психологов, можно выделить определенные специфические черты, присущие левшам. К ним относятся: повышенная эмоциональная чувствительность; ранимость; быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность; высокий уровень креативности; раздражительность и обидчивость; подверженность различным страхам; низкий уровень самоконтроля; пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение); склонность к пассивному восприятию действительности; сонливость; повышенный уровень тревожности; эстетическая впечатлительность

Анализируя приведенные выше данные можно сделать следующий вывод: левши представляют собой специфическую группу в плане их онтогенеза, общих закономерностей протекания психической деятельности в норме и патологии. Многие приписываемые им «патологические» черты, возникают в связи с недостаточным вниманием к процессу их обучения и воспитания. Это обстоятельство приводит нас к тому, что необходимо выработать специальные психолого-педагогические подходы к детям-левшам

Методы диагностики

Для изучения особенностей функциональных асимметрий человека в настоящее время широко используются методики А.Р. Лурия, направленные на оценку "парциального левшества" (или парциального доминирования определенных зон мозга), а также пробы других авторов, включенные в "карту латеральных признаков". Данная методика в настоящее время достаточно активно применяется для выявления латеральных особенностей человека. Исходя из системы измерений "рука-ухо-глаз" для праворуких нами (В.А. Москвин, 1988) впервые предложено было выделять 4 варианта индивидуальных профилей латеральности (иПЛ), которые обозначаются следующим образом: ППП - праворукие с доминирующим правым ухом и глазом (унилатеральные правши), ППЛ - правши с правым доминантным ухом и левым ведущим глазом, ПЛП - праворукие с левым доминантным ухом и правым ведущим глазом, ПЛЛ - правши с сочетанием ведущего левого уха и глаза. Исходя из этой системы измерений, аналогичным образом можно описывать и латеральные профили леворуких (с учетом обратного знака асимметрии - ЛЛЛ, ЛЛП, ЛПЛ и ЛПП). Адекватность такого подхода была подтверждена рядом работ

Схема включает основные пробы и тесты, выявлявшие нарушения функций праксиса, гнозиса, речи, памяти и мышления; в специальной формализованной таблице представлены возможные варианты отклонений в заполнении проб ребенком, а также их нейропсихологическая трактовка и связь с дисфункцией определенных мозговых структур.

Исследование проводится в отдельной комнате, за столом. Ребенка усаживают напротив, исследователя. В комнате не должно быть посторонних людей, ярких плакатов и игрушек, которые отвлекали бы внимание ребенка от работы. Для исследования должны быть заготовлены специальные картинки для определения зрительного восприятия, набор предметов для исследования тактильного восприятия, а также чистые листы бумаги, ручка, карандаш.

Подготовка к нейропсихологическому обследованию начинается с предварительной беседы, в ходе которой исследователь должен расположить ребенка к себе, вызвать его доверие. Во время беседы оцениваются личностные особенности ребенка, адекватность его поведения, критичность, отношение к членам семьи, друзьям, воспитателям в детском саду, учителям в школ

Затем предъявляются ребенку ряд заданий на выявление явных или скрытых признаков левшества, моторного или сенсорного доминирования: определение "ведущей" руки в быту, "ведущей" ноги, "ведущих" глаза, уха. 
В результате определяется своеобразный коэффициент левшества - в виде дроби, в числителе которой проставляется количество проб, выявивших левшество, а в знаменателе общее число проведенных проб.
Обычно проводится не менее 11 проб: 
1 - 4 "ведущая" рука в быту (при письме, при пользовании ложкой, зубной щеткой, расческой); 
5 - перекрест пальцев обеих рук (при праворукости правый большой палец располагается сверху); 
6 - перекрест рук на груди (при праворукости правая рука сверху); 
7 - аплодирование (при праворукости правая рука сверху и активнее); 
8 - "ведущая" рука при игре с мячом; 
9 - предпочтение стороны при подпрыгивании на одной ноге; 
10 - предпочтение одного глаза при пользовании "подзорной трубой", свернутой из листа бумаги; 
11 - предпочтение уха при прослушивании тикания часов.

Результаты проб заносятся в специальную таблицу, для дальнейшего анализа и выявления

Интерпретация результатов ненропсихологического исследования строится не только на констатации, но и на квалификации симптомов нейропсихологических процессов. Она определяет необходимость выделения основного дефекта, лежащего в основе этого нарушения, который приводит к появлению комплекса симптомов, составленного из внешне разнородных, но на самом деле внутренне связанных друг с другом проявлений. Уже результаты исследования первой функции (кинестетический праксис) позволяют обозначить определенную "территорию" дисфункции в мозге, а так же как и исследование следующих функций - пространственного и динамического праксиса, слухо-моторной координации, стереогноза и др.

Есть специальный тест,  который позволяет среди новорожденных выявить левшей. Он называется "поза фехтовальщика", это когда правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. Если в положении на спине младенец в течении первого месяца жизни, регулярно принимает эту позу, то значит он левша. Еще доминирующую руку у ребенка можно распознать по повороту головы в течение первых 3-5 дней жизни. Если лежа на спине, малыш непроизвольно наклоняет голову в правую сторону, то он правша, а если в левую - то левша.

Методические рекомендации по обучению левшей

При работе с ребенком-левшой необходимо отказаться от переучивания, т. к. произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать.

К наиболее часто встречающимся проявлением невротической симптоматики у переученных левшей можно отвести:

нарушение сна;

нарушение аппетита;

головные боли (боли в животе);

страхи;

энурез;

заикание;

тики; навязчивые движения;

повышенная возбудимость, раздражительность;

укачивание в транспорте:

повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;

двигательное беспокойство, неусидчивость;

вялость, заторможенность.

Вместе с тем отказ от смены ведущей руки должен сочетаться с работой по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия по развитию моторики и зрительно-моторной координации должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.

Довольно часто, неправорукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим. Как показывают эксперименты, формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных отношений у левшей-дошкольников задерживается по сравнению со сверстниками правшами. Так значительная часть рисунков левшей отличается зеркальностью, а положение элементов ряда относительно друг друга не отражает цели его построения. Обследование вербальных рядов показало, что пространно временные отношения оказались не сформированы в полной мере как у правшей так и у левшей. Тем не менее, эксперимент проиллюстрировал различие в степени сформированности рядов. Опять же проявилось отставание левшей от контрольной группы. 

Работа по формированию рядов требует систематических занятий и может осуществляться в различных видах деятельности. При этом педагог обращает внимание на направления ряда, - следа направо. Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее элементов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.

Так же предлагается складывать кубики, от левого верхнего угла к верхнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд. Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов, можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.
 

Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:

1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).

2) перечисляет их несколько раз запоминая последовательность;

3) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;

4)образец открывается и проверяется правильность выполнения.

По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет. Полезно будет предложить неправорукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.

Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ребенка.

Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.

При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове и ошибок на уровне предложения

У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.

При чтений левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку, если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким образом пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.

Все занятия с неправоруким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поднос с песком, как средство диагностики, коррекции и развития»

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, можно использовать игры с песком в процессе специальных ...

Методы диагностики социально-нравственного развития детей дошкольного возраста

Для исследования развития нравственной сферы детей (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного развития) используются психодиагностические методики Л.А. Головей и Е....

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Нервно-психическое развитие – один из важнейших показателей состояния здоровья детей раннего возраста.Диагностика нервно-психического развития детей первых лет жизни является неотъемлемой ...

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИНЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

"Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л

quot;Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л....

Психологические проблемы детей в детском саду и их коррекция

Методическая разработка по коррекционной педагогике...