ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему
Одной из важнейших задач реализации требований ФГОС является позитивная социализация дошкольников. Для успешного решения данной задачи необходимо сформировать адекватную самооценку у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovaniya_samootsenki_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из важнейших задач реализации требований ФГОС является позитивная социализация дошкольников. Для успешного решения данной задачи необходимо сформировать адекватную самооценку у детей дошкольного возраста.
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.с. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джеймс и др.
Понятие «самооценка» в психологии многогранно. Ученые и исследователи постепенно расширяют и углубляют это понятие.
Основателем разработки проблемы самооценки является Уильям Джеймс (1890). Он считает, что самооценка является эмоциональным образованием и видит в ней неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой.
У. Джеймс под самооценкой понимает самоотношение. С.Л. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутри личностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения .
Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки имеет свою линию развития, а также различные уровни осознанности. Формы взаимодействия самооценок разнообразны и нередко находятся в конфликтных отношениях, что выражается в постоянных поисках личностью себя, внимания на своем внутреннем мире.
В старшем дошкольном возрасте, на этапе предшкольного образования начинает складываться самооценка – обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе (Л.С.Выготский), важная личностная инстанция, опосредующая отношение ребенка к самому себе. Источниками формирования самооценки выступают опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми. Самооценка выступает важнейшей личностной инстанцией, выполняющей функцию регуляции поведения и деятельности ребенка в соответствии с социальными нормами. В составе самооценка следует разделять содержательное представление ребенка о себе и своих свойствах – конкретные самооценки - и самоотношение (оценочный компонент самооценки). К 7 годам формируется способность к адекватной, критичной самооценке в конкретных видах деятельности, в то время как адекватность самооценки по личностным качествам несколько запаздывает в своем развитии (Чеснокова И.И). Содержательные представления о себе носят ценностный характер (содержат определенную оценку – позитивную или негативную своих качеств) и скорее предвосхищают, чем констатируют индивидуальность.
Нормально развивающемуся ребёнку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение «Я - хороший». Однако дошкольник более объективно может оценить результат деятельности сверстника, нежели разглядеть недочёты в своей работе. И это норма возрастного развития, так как самооценка начинает формироваться лишь в старшем дошкольном возрасте. К этому периоду ребёнок уже понимает, что он умеет делать, а что не умеет; осознаёт не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения; он способен понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.
Литература
- Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
- Алямовская, В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения /В.Г. Алямовская // Современный детский сад. – 2007. - №1. - С.21-25.
- Боцманова М.Э. Захарова А.В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте/ Нов. Исследования в психологии. М. Педагогика, №2, 1998.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006, - 713 с.
5. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977, 143с.
https://khrestomatiya.ru/?yclid=6759455118938868360
http://vestnikpedagoga.ru/
https://portalpedagoga.ru/?yclid=6759669487634485656
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.
Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....
Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.
Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....
3.12.18г. "Я хороший". Формирование самооценки у детей дошкольного возраста.
Программа «Растём вместе»Уважаемые родители детей дошкольного возраста!Центр "Диалог" приглашает вас принять участие в программе дистанционного просвещения родителей детей дошкол...
Формирование самооценки у детей дошкольного возраста
Самообразование...
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
пакет методик...
Консультация «Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста»
Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс де...
Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности.Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и п...