Исследование познавательной готовности детей к школе в логопедическом детском саду
консультация (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_gotovnosti_k_shkole.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование познавательной готовности детей к школе в логопедическом детском саду
Исследование познавательной готовности детей к школе в логопедическом детском саду с использованием батареи методик А.Н. Корнева
Задачами данного исследования были апробация батареи методик А.Н.Корнева для шестилеток в логопедическом детском саду и исследование познавательных способностей детей логопедического детского сада соответствующими методиками.
На данный момент существует довольно много методик для диагностики готовности детей к школе. Достоинством же данной батареи методик (см. сборник "Методы нейропсихологического исследования",С-Пб,98) является то, что оцениваемые параметры имеют четкое количественное измерение, что довольно редко для подобных методик, а также имеются данные по средним и среднеквадратическим отклонениям. Также немаловажно, что это новейшие данные. Необходимо отметить, что в данном исследовании использовались не все тесты, предложенные А.Н.Корневым, а только те, которые, исходя из описаний, можно было просчитать количественно. В исследовании принимали участие дети из подготовительной группы логопедического детского сада.
Из всей батареи использовались следующие методики:
1 Тематический рисунок “Дом - дерево - Человек”. Интерпретация производится как с позиции степени зрелости графического символизма в рисунке, так и в плане оценки сформированности графомоторных навыков и формообразующих движений, способности передать пространственные признаки предметов и их пропорции. Каждый элемент предметного изображения оценивается по наличию или отсутствию значимых признаков, а затем полученные оценки суммируются.
2 Палочковый тест Гольдштейн-Ширера, адаптированный для детей, -одна из конструктивных методик. В тренировочной части ребенку предлагается по образцу воспроизвести из палочек разной длины 3 фигуры. В тестовой части он из тех же элементов воспроизводит поочередно 10 фигур по памяти.
3 Кубики Кооса - это одна из широко используемых методик. Оценка производится в зависимости от времени складывания фигуры по 4-балльной системе. Данная методика позволяет выявить сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза, уровень наглядно-образного мышления, способность к программированию и последовательной реализации конструктивной деятельности, а также пространственных представлений.
4 Исследование моторики.
a. "Пересчет пальцев": ребенку предлагается поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начиная с мизинца. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое.
b. Проба на пальцевой гнозис: ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные позы пальцев.
c. Исследование орального праксиса: по подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий (сделать губы как при звуке "о" и т.д.).
5 Исследование речевых функций.
a. “Повторение фраз”. Ребенку предлагается повторить фразу, произнесенную экспериментатором. В случае ошибки опыт повторяется с другой фразы той же длины и сложности. Оценкой в данном задании является длина фразы в слогах, которую смог повторить ребенок.
b. обследование грамматической стороны речи.
Перед исследованием детям дается инструкция: “Выслушай предложение, которое я тебе прочитаю, и ответь: правильно ли оно построено или нет? Так говорят или допущена ошибка?" Во второй половине задания ребенок должен не только оценить, но и исправить неверную грамматическую конструкцию. В тесте предлагается оценить падежные окончания существительных, личные окончания глаголов, времена глаголов, родовые окончания прилагательных, линейную схему фразы, логико-грамматические конструкции.
Анализ результатов по соответствующим методикам показал, что по большинству тестов дети справились с заданиями, снижение нормативов наблюдалось в тестах: “повторения фраз”, “грамматические конструкции”, “тест пальцевого гнозиса”. Результаты первых двух тестов, по мнению различных специалистов, коррелируют с уровнем развития пространственных представлений ребенка, его же отставание может быть связано с тем, что у обследуемых детей преобладают различного рода повреждающие факторы (родовая травма, послеродовая энцефалопатия и др.). Сниженные результаты в тесте “пальцевого гнозиса” показывают уровень развития мелкой моторики ребенка. Различными специалистами была подмечена связь между уровнем сформированности мелкой моторики рук и способностью к фонетическому звукоразличению, что также является спецификой детей, находящихся в логопедическом детском саду.
Таким образом, можно сказать, что опробация батареи методик А.Н. Корнева в логопедическом детском саду прошла успешно, показала основные моменты, на которые надо обратить внимание, и заслуживает дальнейшего внедрения. Единственное, что надо отметить, это то, что тест "грамматические конструкции" очень громоздок, поэтому дети после него очень устают, что отражается на результатах других тестов, поэтому он требует дальнейшей доработки.
Итак, уровень развития психических функций у детей логопедического детского сада соответствует норме, кроме уровня пространственных представлений и мелкой моторики. По большинству показателей дети готовы к обучению в школе.
http://www.vseodetishkax.ru/gotovnost-k-shkole/64-psixologicheskaya-gotovnost-k-shkole-psixologam/1240-issledovanie-poznavatelnoj-gotovnosti-detej-k-shkole-v-logopedicheskom-detskom-sadu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие описательно-повествовательной речи в подготовительной к школе группе логопедического детского сада
Умение рассказывать играет большую роль в общении человека. Рассказы детей с общим недоразвитием речи отличаются от расказов детей массового детского сада крайним несовершенством. Настоящая работа пос...
«Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста в детском саду».
В процессе познавательной деятельности ребенок удовлетворяет свое любопытство. Он учится наблюдать, размышлять и сравнивать, задавать и отвечать на вопросы, делать выводы и устанавливать п...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста логопедического детского сада к истокам русской народной культуры
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Приобщение детей старшего дошкольного возрасталогопедического детского сада К истокам русской народной культуры...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Педагогическая статья...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)»
Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей дейст...
Детские, развивающие и обучающие игры на улице, игры для детей в школе и в детском саду
Подборка 15 детских, развивающих и обучающих игр на улице для детей в школе и в детском саду...
«Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе»
Целью моего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка формирования психологической готовности детей к школе в условиях образовательной среды в ДОУ....