"Возрастные особенности современных детей раннего возраста"
статья на тему

Роза Сахратовна Березина

Представленный в настоящей статье материал раскрывает возрастные особенности современных детей раннего возраста, отдельно останавливаясь на особенностях протекания и развития психических процессов. Соответственно, представленный материал позволит эффективнее организовать педагогическое взаимодействие с такими детьми.

Познавательная сфера

Развитие познавательных процессов идёт быстрыми темпами: стремительно развивается внимание, память, мышление, восприятие и др.

Ощущения

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Благодаря ощущениям мы познаём отдельные качества и свойства предметов и явлений: тепло и холод, цвета, звуки, запахи, вкус и т.д. Но ощущения в чистом виде выделить очень трудно, они всегда переживаются как свойства предмета. Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса – восприятия.

Восприятие

Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Пять всем известных органов чувств собирают информацию из внешней среды для организма в виде света, цвета, запахов, звука, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренние органы также сигнализируют о своём состоянии. Все эти многочисленные сенсорные («сенсус» - ощущение) каналы сливаются в одну могучую реку, которая омывает и питает мозг информацией.

И, как отмечает выдающийся психолог ХХ века Л.С. Выготский, главной доминирующей функцией этого возраста является восприятие. А это значит, что значительных успехов ребёнок добьётся в этом возрасте не в области памяти, мышления, а в области восприятия. Именно восприятие является той функцией сознания, которую надо развивать в первую очередь. Ребёнок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Перейдя к зрительной ориентировке, ребёнок выполняет верно, действия уже без примеривания. Поэтому в возрасте 2,5 – 3 лет ребёнок уже способен осуществить выбор предмета, сначала по форме, потом по величине, по цвету. Зрительный выбор по образцу – задача, которая значительно сложнее, чем простое узнавание знакомого предмета. Только к трём годам восприятие ребёнка приближается к восприятию взрослого. В этот период происходит скачок, и ребёнок начинает задавать окружающим вопросы.

Если ребёнок (в период раннего детства) прочно овладеет такими понятиями, как «большой, маленький, круглый, квадратный (кубик, кирпичик, шарик) красный, зелёный, синий и т.д.», то и овладеть впоследствии знаниями в школе ему будет легче.

Память

Память ребёнка раннего возраста с его активным восприятием – узнаванием (Выготский Л.С.). Полугодовалый ребёнок может узнавать только близкий для него круг предметов и людей, с которыми он постоянно общается. Малыш от года до двух лет узнаёт знакомое лицо, которое не видел от 1,5 до 2-х месяцев. На третьем году жизни он узнает объект, который втдел год назад. В связи с развитием речи развивается словесно-логическая память, дети начинают подговаривать потешки, короткие стишки.

Внимание

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Как только ребёнок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию его внимания. Малыш учится удерживать своё внимание на различных предметах, которые попадают в поле его зрения. Так как ребёнок знакомится с всё большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание. В тот момент, когда ребёнок разглядывает что-то, взрослый может заострить его внимание на деталях предмета (частях) и таким образом повысить уровень концентрации внимания. В процессе освоения речи ребёнок приобретает умение удерживать внимание на словах. А вскоре он научается выполнять простые инструкции взрослого. К концу третьего года ребёнок может выполнять две инструкции из трёх. Пример. В возрасте от 2 до 3-х лет малыш может удерживать внимание от 8 до 10 минут.

Но дети в этом возрасте ещё «часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия». Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно беспокоить взрослых. Она связана с высокой познавательной активностью ребёнка, которую нельзя тормозить необоснованными замечаниями.

Мышление

Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно-действенный характер и развивается под воздействием восприятия. Это значит, развивается благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. По образному выражению Л.Ф. Обуховой, мышление ребёнка данного возраста можно видеть глазами. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддерживать мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Мышление начинает развиваться более интенсивно с развитием речи. Малыш задаёт вопросы, следовательно, у него появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Одной из характерных особенностей хорошо развитого трёхлетнего ребёнка является его умение вести разговор со взрослым, как со своим сверстником.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития ребёнка раннего возраста

  В нашем детском саду состоялась первая встреча из цикла встреч в рамках «Школы для родителей», которая была организована для родителей группы присмотра и ухода для детей 2-3-х лет «Солны...

Возрастные особенности второй группы раннего возраста ( от 2 до 3 лет)

Материалы для родителей по возрастным особенностям детей второй группы раннего возраста от 2 до 3 лет....

Возрастные особенности развития детей раннего возраста.

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качеств...

возрастные особенности современных детей 5-6 лет

uСекрет воспитания дошкольника с помощью эмоционального воздействия заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребёнка, а направлять их в нужное русло....

Презентация "Возрастные особенности развития детей раннего возраста"

В презентации раскрываются новообразования раннего возраста и особенности психического развития детей раннего возраста....