Семинар-практикум «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
материал на тему
Повышение профессиональной компетентности педагогов, позволяющей осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии. Дошколятам жизнь в детском саду будет интересна только в том случае, когда она наполнена игрой. Дети любят и должны играть! Но не только в компьютерные игры, а в игры с живым общением детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 97.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Росинка»
Семинар-практикум
«Игры нового поколения
в интеллектуальном развитии дошкольника»
Подготовила и провела:
Казанцевой М.А.
ноябрь, 2016
Семинар-практикум
воспитателя Казанцевой М.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Росинка»
Тема: «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Цель семинара:
- повышение профессиональной компетентности педагогов, позволяющей осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии
- применение игровых развивающих технологий (палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, ТРИЗ, РТВ, ИКТ, лист Мёбиуса) в учебно- образовательном процессе в группах дошкольного возраста.
Задачи:
-развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;
-обучение педагогов методам применения развивающих игр (ИКТ, лист Мёбиуса).
План
1. Вступительное слово «Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников».
2. Презентация «Инновационные технологии: палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, ТРИЗ, РТВ, ИКТ, лист Мёбиуса развития интеллекта дошкольников».
3. Практическая часть: ИКТ, лист Мёбиуса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Тема нашей встречи: «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника».
Интеллект - Сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение, речь) в их взаимосвязи.
П. Я. Гальперин
Интеллектуальное развитие детей направлено на развитие умственных способностей ребёнка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном - в увлекательной игровой форме.
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Игра имеет особое значение в жизни ребенка.Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет.Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни.В игровой деятельности всегда присутствует воображение,а игра и воображение взаимосвязаны.
И сегодня мы уделим внимание развивающей игре " Удивительный лист Мёбиуса".
«Игра- это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений,понятий об окружающем мире».
В.А.Сухомлинский.
«Путешествие по развивающим играм»
Ход:
«Дерево ожидания»
Цель: развивать умение определить прогнозируемый результат встречи.
Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже включиться в игру. Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях.
Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.
"Вхождение в игру"
Цель: интеллектуальная разминка.
Разминка направлена на тренировку простых мыслительных операций и на активизацию мыслительной деятельности.
Болотная трава, которой легко порезаться.(осока)
Катастрофа,случившаяся с автомобилем.(авария)
Если 15 мая пришлось на пятницу, то какой день недели был 10 мая.( воскресенье)
Если 30 февраля-вторник, то какой день недели будет 3марта?( в феврале нет 30 )
Какая ветка не качается даже при сильном порыве ветра.(железнодорожная)
Говорят,что когда она есть, ума не требуется. Что это?(сила).
Нацепив на ноги ласты,под водой плывут гимнасты.(аквалангисты)
Рыбкам маленький сачок сплел умелец- паучок.(мухам)
Без какой буквы не существует воздушное пирожное?( безе- без «е»)
Три девочки шли в школу под одним зонтом. Почему ни одна из них не промокла?(не было дождя).
Когда мельник в мельнице без головы? (когда высунется в окно)
Если б не было его, не сказал бы ничего.Что это? (язык)
Как называется отрезок,соединяющий точку окружности с центром?( радиус).
Теоретическая часть
Презентация
Практическая часть
1. «Каша из топора»
Цель: способствовать творческому поиску педагогов, развивать навыки сотрудничества.
Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.
На столе лежат следующие предметы и игрушки:
- Шляпа
- Кошка и мышка
- Дом
- Ежик и гриб
После презентаций игр обобщение.
По сути, любая игра является для малыша развивающей: потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов, дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику рук.
В игре ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв — он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это должны учитывать развивающие игры для этого возраста. Особое внимание при их планировании следует уделить творческой деятельности — рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
2. Мастер-класс " Удивительный лист Мёбиуса"
Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.
Введённый федеральный государственный стандарт определённо изменил роль педагога в системе образования, а соответственно и задачи деятельности воспитателя. Я считаю, педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению путём инновационных технологий.
Немного истории
Лист Мёбиуса - топологический объект, односторонняя простейшая поверхность с краем. Попасть из одной точки этой поверхности в любую другую можно, не пересекая края. Лента Мёбиуса была обнаружена независимо немецкими математиками Августом Фердинандом Мёбиусом и Иоганном Бенедиктом Листингом в 1858г. Лист Мёбиуса иногда называют прародителем символа бесконечности, т. к. находясь на поверхности ленты Мёбиуса, можно было бы идти по ней вечно. Сейчас мы это и попробуем.
Опыт № 1.
Возьмем полоску бумаги, перекрутим ее один раз и склеим концы. Это и будет лист Мебиуса. Легко убедиться, что у него одна сторона.
Возьмем приготовленный лист Мёбиуса и разрежем склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что получится? Конечно, если бы мы не перекрутили ленту перед склейкой, все было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два узких. А что сейчас?
Вывод: получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее. К тому же перекручено оно не один раз, а два.
Опыт № 2.
Если разрезать ленту, отпуская от края приблизительно на треть её ширины;
Вывод: то получаются две ленты, одна- короткая лента Мебиуса, другая - длинная лента с двумя полуоборотами.
Опыт № 3.
Разрезаем лист Мебиуса на одну четвертую от края.
Вывод: получается 2 кольца вдвое длиннее первоначальной ленты и вдвое перекрученные, сцепленные между собой.
Опыт № 4.
Разрезаем ленту с двумя перекрутами посередине по линии, параллельной краю.
Вывод: получили два кольца с двумя перекрутами, сцепленные друг с другом.
Опыт № 5.
Разрезаем ленту с двумя перекрутами на одну треть от края.
Вывод: получили один лист Мебиуса и два кольца с двумя перекрутами.
Опыт №6.
Возьмем полоску, перегнутую по длине один раз. Перекрутим ее на полный оборот и склеим концы, накладывая «домиком» один конец на другой. !Теперь разрежем двойной слой склеенной ленты по ее средней линии!
Вывод: получатся три кольца, сцепленные попарно.
3. «Дерево ожидания»
(рефлексия)
Цель: сравнить соответствие ожидаемых результатов с результатами, полученными в ходе семинара.
Закончить нашу встречу хотелось бы следующими словами:
В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.
Самоанализ
семинара-практикума для педагогов
воспитателя Казанцевой М.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Росинка»
Тема: «Важные секреты педагогического мастерства».
Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль (Петровский В.А., Сухомлинский В.А и др.).
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но сегодня необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, проявлением жестокости, дисгармоничных детско-родительских отношений.
Не все родители понимают самоценности своей семьи и особенности восприятия ее как социального и воспитательного института. Все это наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребенка, его благополучию.
Сотрудничество воспитателей и родителей, создает благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, интеллекта, приобщение к культуре общения.
Поэтому дошкольное учреждение уделяют этой проблеме большое значение, и ищут новые формы взаимодействия взрослых и детей.
Образ мира ребёнка не совпадает с нашим миром - миром взрослых.
Мир детства светлый и беззаботный. В нём дети много играют, а в игре они развиваются. Истинное воспитание ребёнок получает в семье! А детский сад для детей – это большая игрушка. Как нужно прожить день в детском саду? … Весело, интересно для себя и для других.
Дошколятам жизнь в детском саду будет интересна только в том случае, когда она наполнена игрой. Дети любят и должны играть! Но не только в компьютерные игры, а в игры с живым общением детей.
С целью актуализации творческого развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя был проведен семинар-практикум с педагогами.
В игре принимали участие воспитатели всех возрастных групп.
Для вовлечения педагогов в коллективную деятельность, развития умения и желания взаимодействовать друг с другом для решения педагогических ситуаций все педагоги были разделены на две команды.
Для достижения поставленной цели были созданы благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Для совершенствования педагогического мастерства педагогов, формирования у педагогов потребности: в творчестве, развития находчивости, сообразительности, логическом мышлении, педагогам были предложены задания: «Дерево ожидания», "Вхождение в игру (разминка)", презентация, «Каша из топора», мастер-класс " Удивительный лист Мёбиуса", опыты № 1-6, «Дерево ожидания (релаксация)».
Вывод: поставленная цель была достигнута, педагоги показали высокий уровень профессиональной подготовленности, работали сплоченно, показали умение работать в команде, аргументировано отстаивали свою точку зрения.
Были решены следующие задачи:
- совершенствовалась профессиональная компетентность педагогов, в развитии интеллектуальной и творческой активности;
- педагоги были вовлечены в коллективную деятельность, развивалось умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения предложенных задач.
- были созданы благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Палочки Кьюзинера
Задачи:
- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
- осваивать прямой и обратный счет.
- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
- научить делить целое на части и измерять объекты.
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
- развивать логическое мышление, внимание, память.
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Игры Воскобовича
Цели и задачи технологии.1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.3. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Блоки Дьенеша
Задачи:
- Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
- Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;
- Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);
- Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;
- Развивать пространственные представления;
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника» В.В. Воскобович
Тема: «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника» Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий пр...
Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников
Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников...
Семинар - практикум «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логиче...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников».
Целью игры является повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии в усло...
: «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников» в рамках окружного семинара
Опыт работы воспитателя Ледяевой Т.А....
Семинар - практикум "«Играем дома. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук»
Предоставить родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук....
Семинар-практикум «Игры, направленные на формирование основ экономической грамотности дошкольников»
Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях....