ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа (старшая группа) на тему
Образовательная программа группы "Солнышко"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnyshko_bor_obrazovatelnaya_programma_doshkolnogo_obrazovaniya_2016.doc | 306.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Красноярского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТУРУХАНСКОГО РАЙОНА
Группа дошкольного образования «Солнышко»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Борская средняя общеобразовательная школа»
Туруханского района п. Бор
Принято: Педагогическим советом
МОУ «БорСШ»
Протокол № 1 от «30» августа 2016г.
Согласовано:
Родительским комитетом
детского сада «Солнышко» МКОУ БСОШ Председатель
Ворошилова В.В.
Протокол № 3 от «31» августа 2016г.
УТВЕРЖДАЮ: Директор
МОУ «БорСШ»
Хильченко Е.А..
Приказ 84 от «1» сентября 2016г
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2015
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Образовательная программа дошкольного образования |
Назначение программы | Создать условия для реализации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. |
Сроки реализации программы | 2016-2020 г.г. |
Исполнитель программы | Группа дошкольного образования «Солнышко» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Борская средняя общеобразовательная школа» Туруханского района п. Бор |
Руководитель программы | Хильченко Елена Александровна директор Муниципальное казенное образовательное учреждение «Борская средняя общеобразовательная школа» Туруханского района п. Бор |
Творческая группа по разработке программы | Директор - Хильченко Елена Александровна Заместитель директора по УВР - Ладаева Татьяна Александровна, Коваленко Наталья Васильевна, воспитатель первой категории, Филатова Галина Анатольевна, воспитатель первой категории, музыкальный руководитель - Атавина Анна Викторовна инструктор по физической культуре - Рубцова Александра Ивановна педагог-психолог - Чалкина Валерия Константиновна учитель-логопед - Дубровская Оксана Петровна |
Оглавление
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы:
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы.
2. Содержательный раздел.
2.1.1.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»
2.1.4.Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
2.6. Иные характеристики содержания Программы
2.6.1. Описание специфики национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
2.6.2. Взаимодействие с социальными институтами
3.1 Материально – техническое обеспечение Программы .
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания .
3.3 Распорядок дня и/или режим дня
3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
4.1. Краткая презентация Программы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы:
Цели:
- Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей
- Развитие у дошкольников основ гражданственности и патриотизма в отношении города Красноярска и Красноярского края, культурных и природных особенностях.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- создание условий для формирования представлений ребенка об истории родного поселка, города Красноярска, Красноярского края, культурных ценностях народов Красноярского края, его природных особенностях, и бережного отношения к природе родного края.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
Основными методологическими подходами к формированию Программы являются:
- культурно-исторический подход – культурно-исторический подход к развитию психики человека, предложенный Л.С. Выготским, рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского наиболее полно отражает качественный подход к развитию ребенка. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С. Выготский, 1956).
- деятельностный подход - деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
- личностный подход - поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Основные принципы к формированию Программы:
- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
- основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы.
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- ребенок знаком с разнообразными видами искусства художественно-творческой деятельности, может воплотить свой замысел в повседневной жизни;
- проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свой поселок, край, его достижения, имеет представление о его географическом и природном разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
2. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
2.1.1.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
- Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, формирование представлений о культурных ценностях народов Красноярского края.
формирование у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
формирование основ самоанализа, умения мотивировать свои поступки, выражать собственные интересы; приобретение опыта невербальной и речевой коммуникации со сверстниками и взрослыми, способности к самоидентификации.
Программное обеспечение | Методическое обеспечение |
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) |
|
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Формирование у воспитанников познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения.
Программное обеспечение | Методическое обеспечение |
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) |
|
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формирование у воспитанников ДОУ коммуникативной компетентности дошкольника, которая проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д.
Программное обеспечение | Методическое обеспечение |
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) |
|
2.1.4.Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Знакомство воспитанников с произведениями художников и музыкантов, писавших на социально-личностные темы общества.
Программное обеспечение | Методическое обеспечение |
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) |
|
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
развитие физических качеств посредством участия старших дошкольников в спортивной жизни поселка, в поселковых , районных соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.
Программное обеспечение | Методическое обеспечение |
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) |
|
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Вариативные формы организации образовательной деятельности:
игры; чтение; беседа; наблюдение; рассматривание; педагогическая ситуация; праздник; экскурсия; ситуация морального выбора; ситуативный разговор; поручение и задание; дежурство; реализация проекта; создание коллекций; просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач; экспериментирование; исследовательская деятельность; конструирование; коллекционирование; моделирование; творческая мастерская; инсценирование; сочинение загадок; использование различных видов театра; рассматривание эстетически привлекательных предметов; организация выставок; изготовление украшений; слушание народной, классической, детской музыки; экспериментирование со звуками; разучивание музыкальных игр и танцев; совместное пение; двигательный, пластический танцевальный этюд, танец; хороводные игры; творческое задание; концерт-импровизация; просмотр и обсуждение видеозаписей выступлений детских и взрослых танцевальных коллективов; наблюдение за выступлением детских и взрослых танцевальных коллективов; изготовление украшений, предметов для игр, сувениров; создание макетов, коллекций и их оформление; утренняя гимнастика; физкультурное занятие; спортивные и физкультурные досуги; спортивные состязания.
Методы организации образовательной деятельности:
Методы реализации Программы
Методы по источнику знаний:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
Методы по характеру образовательной деятельности детей:
- Информационно-рецептивный
- Репродуктивный
- Проблемное изложение
- Частично-поисковый
- Исследовательский
- Активные методы
Общие методы художественно-эстетического воспитания:
- Методы формирования эстетического сознания
- Методы организации художественной деятельности
- Методы стимулирования и активации художественного творчества
Средства реализации программы
- демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);
- визуальные (для зрительного восприятия), аудиовизуальные (для слухового восприятия);
- естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
- реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, невозможные).
- для двигательной деятельности (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
- для игровой деятельности (игры, игрушки);
- для коммуникативной деятельности (дидактический материал);
- для чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- для познавательно-исследовательской деятельности (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
- для трудовой деятельности (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
- для продуктивной деятельности (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, ручного труда, в том числе строительный материал, конструкторы, природный и бросовый материал);
- для музыкально-художественной деятельности (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Разные виды образовательной деятельности
- Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
- Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.
При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
- Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
- Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
- Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.
- Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности.
- Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
- Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.
- Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольным учреждением с положениями действующего СанПин.
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает:
- наблюдения - в уголке природы; за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
- театрализованные игры с детьми и (или) с небольшими группами детей;
- совместную деятельность детей по их интересам;
- создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;
- трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);
- беседы и разговоры с детьми по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
- индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
- двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;
- работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
- Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает:
- подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
- элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
- свободное общение воспитателя с детьми.
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. Это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
- Игровые культурные практики (совместная игра, театрализованные игры, инсценирование сказок, т. д).
- Исследовательские культурные практики (исследовательская культурная практика по темам: «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления» и др.).
- Коммуникативные культурные практики (ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта; чтение стихов, заучивание стихов наизусть; конкурсы и викторины, др.).
- Художественные культурные практики (досуговая деятельность, семейные творческие выставки, творческая мастерская, создание поделок и элементов игровых атрибутов и костюмов из природного и бросового материала, рисунки на асфальте, лепка, кляксография, ручной труд, музыкально-литературные развлечения, др.).
- Организационные культурные практики (украшение групповой комнаты или участка, постройка конструкций для подвижных игр и упражнений из мягких блоков, спортивного оборудования, расстановка и уборки инвентаря и оборудования для образовательной деятельности, др.).
- Образовательные культурные практики (викторины, НОД, др.)
2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы
В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.
Все виды деятельности, предусмотренные программой МДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.
4-5- лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;
- создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;
- при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
- не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
- обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
- привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
- читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
5-6 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Цель: установление партнерских отношений и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс
Задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- формирование у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
- профилактика и предупреждение эмоционального неблагополучия детей в семье из-за возникновения разного рода деструкций в детско-родительских отношениях, поддержка права каждого ребенка на безопасные условия социализации в семье, защиту от всех форм физического и психического насилия.
Формы сотрудничества с родителями ДОУ:
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Наглядно-информационные формы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую по мощь семье. К ним относятся записи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Таблица 1
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. |
|
Досуговые | Призваны устанавливать теплые доверительные | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
|
Познавательные | Направлены на ознакомление родителей с возрастными |
|
информационно-ознакомительная форма;
| Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
|
|
Формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:
- Познавательные формы взаимодействия с родителями
- Досуговые формы взаимодействия с родителями
- Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями
- Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями
- Письменные формы взаимодействия с родителями.
2.6. Иные характеристики содержания Программы
2.6.1. Описание специфики национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Содержание национальных и социокультурных условий образования обусловлено природным, культурно-историческим социально-экономическим своеобразием Красноярского края.
Климатические особенности: Образовательная деятельность выстраивается с учетом климатических особенностей Красноярского края (резкий перепад дневных и ночных температур, относительно короткое жаркое лето, продолжительная холодная зима) в холодный период года группа «Солнышко работает по особому режиму.
Сокращается длительность прогулки при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 8 лет при температуре воздуха ниже минус 20 °C и скорости ветра более 15 м/с.
В морозные дни образовательная деятельность, предусмотренная во время прогулок, организуется в помещении. При этом в помещении организуются виды деятельности, входящие в структуру прогулки (подвижные игры, наблюдения и экспериментирование, трудовая деятельность). Физкультурные занятия, планируемые на воздухе, переносятся в помещение.
В летний период прием детей проходит на улице. Время прогулки на свежем воздухе увеличивается, за счет организации совместной образовательной деятельности детей и взрослых.
Красноярский край промышленный, многонациональный регион, с разнообразным богатым растительным и животным миром. В процессе организации различных видов детской деятельности дети знакомятся с особенностями региона.
Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
холодный период: учебный год (сентябрь-май),
летний период (июнь-август), для которого составляется другой режим дня
2) Организация образовательной среды, направленной на обеспечение социально-личностного развития ребенка, осуществляется с учетом необходимости усвоения ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развития общения и взаимодействия ребенка со взрослым; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развития социального и эмоционального интеллекта; становление эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Организация предметно-пространственной образовательной среды в группе «Солнышко» включает в себя:
- уголок духовно-нравственного воспитания (формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности дошкольника);
-центр сюжетно-ролевых игр;
-центр конструирования;
-центр ПДД и ОБЖ;
- уголок тишины и уединения;
2.6.2. Взаимодействие с социальными институтами
Цель: развитие связей дошкольного учреждения с социальными институтами для повышения качества образовательных услуг.
Основными принципами сотрудничества являются:
- учет запросов общественности;
- социально-личностное направление деятельности;
- сохранение имиджа учреждения в обществе;
- принцип добровольности.
Социальными партнерами детского сада «Солнышко» являются:
- Борская сельская, школьная библиотеки (с целью организации досуга воспитанников, сохранение и укрепление традиций детского сада);
- МОУ «БорСШ» (с целью организации преемственности детского сада и школы);
- ДДТ «Островок»
- Заповедник (с целью организации досуга воспитанников, сохранение и укрепление традиций детского сада).
III. Организационный раздел
3.1 Материально – техническое обеспечение Программы .
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания .
3.3 Распорядок дня и/или режим дня
Модель организации образовательной деятельности в ДОУ
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы | |
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах |
Режим дня на холодный период
Режимные процессы | Средняя группа (4-5лет) | Старшая группа (5-6 лет) |
Приход детей в ДОУ, свободная игра, самостоятельная деятельность | 7.00-8.05 | 7.00-8.10 |
Утренняя гимнастика | 8.05-8.15 | 8.10-8.30 |
Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры. Завтрак. | 8.20-8.50 | 8.30-8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.50-9.00 | 8.50-9.00 |
Организованная детская деятельность (в перерывах – самостоятельная деятельность детей и второй завтрак) | 9.00-10.35 | 9.00-10.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.35-12.30 | 10.50-12.35 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей | 12.30-12.40 | 12.35-12.45 |
Подготовка к обеду, гигиенические процедуры. Обед. | 12.40-13.00 | 12.45-13.00 |
Подготовка ко сну. Сон. | 13.00-15.00 | 13.00-15.00 |
Постепенный подъем, закаливающие процедуры. | 15.00-15.20 | 15.00-15.20 |
Подготовка к полднику. Полдник. | 15.20-15.40 | 15.20-15.40 |
Игры, самостоятельная и организованная деятельность детей | 15.40-16.35 | 15.40-16.35 |
Подготовка к ужину. Ужин. | 16.35-17.00 | 16.35-17.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых, уход детей домой. | 17.00-19.00 | 17.00-19.00 |
Режим дня на теплый период
Режимные процессы | Средняя группа (4-5лет) | Старшая группа (5-6 лет) |
Прием детей на свежем воздухе (в пасмурные дни в группе); самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность детей и взрослых | 7.00-8.10 | 7.00-8.20 |
Утренняя гимнастика на свежем воздухе | 8.10-8.20 | 8.20-8.30 |
Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры. Завтрак. | 8.20-8.55 | 8.30-9.00 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка, второй завтрак, самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых. Мероприятия оздоровительного и художественно-эстетического цикла. | 8.55-11.40 | 9.00-12.00 |
Подготовка к обеду, гигиенические процедуры. Обед. | 11.40-12.10 | 12.00-12.30 |
Подготовка ко сну. Сон. | 12.10-15.00 | 12.30-15.00 |
Постепенный подъем, оздоровительные воздушные, водные процедуры, самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых. | 15.00-15.20 | 15.00-15.20 |
Полдник, гигиенические процедуры. | 15.20-15.30 | 15.20-15.30 |
Самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых. Чтение художественной литературы. | 15.30-16.35 | 15.30-16.40 |
Подготовка к ужину. Ужин. | 16.35-17.00 | 16.40-17.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых, уход детей домой. | 17.00-19.00 |
3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
- Праздник «День знаний» - праздник, направленный на привитие детям любви к познанию, желания учится в школе. Праздник проходит с участием сказочных героев. Детям предлагаются веселые конкурсы, викторины. В празднике принимают участие дети и родители.
- Праздник «День Матери», приуроченный к международному дню матери (последняя неделя ноября) – обеспечение преемственности поколений, формирование у детей дошкольного возраста понимания, насколько велика значимость женщины-матери в обществе, формирование основ семейных устоев, развитие эмоциональной отзывчивости.
- Праздник «Моя Россия – Моя Страна» - спортивно-патриотический праздник - досуг, направленный на формирование патриотизма у детей, закрепления знаний детей о государственных символах России, воспитания чувства любви к своей Родине – России;
- «Украсим землю цветами» - познавательный праздник – досуг, который проводится ежегодно в мае месяце. Дети вместе с сотрудниками детского сада и родителями благоустраивают и озеленяют территорию детского сада. Акция направлена на воспитание в детях заботы и любви к своему дому, детскому саду, краю. Дети познают радость коллективного труда. В течение лета дети ухаживают за высаженными растениями.
- «Путешествие в страну «Здоровья» (3-я неделя августа) - спортивный досуг. Спортивные праздники в детском саду позволяют познакомить детей с историей и традициями, проникнуться духом «олимпизма» — стремления к совершенству, любви к спорту.
- Выставки семейного творчества: «Осень Золотая», «Зимушка - Зима», «Мамочка моя» - развитие творческого потенциала участников образовательных отношений.
3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
- Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
- Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений организована воспитателем в виде развивающих центров активности. Наполняемость центров меняется в зависимости от педагогических задач, интересов детей, по мере их взросления, времени года и прочих факторов.
Центр познавательной деятельности: дидактические материалы - пирамидки, миски – вкладыши, мерки, наборы песочных формочек, застежки, кассы букв и цифр; материал для развития пространственных (схемы групп, планы помещений, участка детского сада, карта города, района) и временных представлений (разнообразные модели календарей; часы: песочные, солнечные, электронные, с циферблатом).
Экологические центры: разнообразные комнатные растения; предметы ухода за комнатными растениями (фартуки, лейки, щетки, кисти, палочки для рыхления, горшочки для черенкования, ветошь). Материалы и приборы для обеспечения развития элементарных естественно – научных представлений и навыков экспериментально исследовательской деятельности (календари природы, лупы, компасы, ящики для посадок, банки для проращивания семян, разные емкости, сачки, весы, мерные стаканы); различные коллекции (камней, растений, ракушек, семян ит.д.). Наглядные пособия (альбомы, энциклопедии, художественная и познавательная литература, дидактические игры, муляжи и т.д.).
Центр речевого развития: детская библиотека (детская художественная, познавательная литература, книги для самостоятельного рассматривания и чтения), портреты детских писателей и поэтов, иллюстрации к художественным произведениям, открытки, фотографии и др.
Центры конструктивной деятельности: напольные, настольные конструкторы разного вида (деревянный, пластмассовый, металлический) с различными видами соединений; материалы для обыгрывания (природный, бросовый, мелкие игрушки и т.п.); рисунки отдельных частей построек(колонн, башен, триумфальных арок), модели, схемы построек; сюжетные конструкторы, макет детского сада, макеты частей города, карты, схемы района и города; наборы открыток, репродукций архитектурных достопримечательностей города, страны.
Центры художественно-эстетического развития: детские музыкальные инструменты (дудочки, губные гармошки, свирели, рожки, ложки, колокольчики и др.). Игрушки (шарманки, музыкальные книжки и др.), не озвученные музыкальные игрушки (гитары, балалайки, пианино и др.). Сюжетные картинки, открытки иллюстрации, портреты композиторов, репродукции картин.
Театральные центр: различные виды настольного кукольного, кулачкового, варежкового, пальчикового театра. Костюмы, атрибуты, грим, фотографии.
Центры «творческих мастерских»: ножницы, картон, бумага белая и цветная, цветные карандаши, графитные карандаши, цветные восковые мелки, пастель, акварель, гуашь, палитра, кисти, мел для рисования, пластилин, бытовой материал (катушки, коробки, пробки…),природный материал, ткань, нитки, пуговицы, инструменты.
Спортивный центр: мячи, кегли, обручи, шнуры, скакалки, кольцебросы, массажные коврики, ребристые дорожки, флажки и ленты разноцветные.
Содержание центров предметно-пространственной развивающей среды см. приложение № 8.
IV. Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация Программы
Образовательная программа группы «Солнышко» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Программа направлена на разностороннее развитие детей с 3 до 8 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы.
Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный и дополнительный.
Цель взаимодействия педагогического коллектива МОУ «БорСШ» с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Эффективное взаимодействие педагогического коллектива МОУ «БорСШ» и семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий:
- поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его взаимодействия с семьёй, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребёнка;
- учёт в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов;
- нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских отношений;
- сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;
- практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).
Принципы руководства взаимодействием общественного и семейного воспитания:
- ценностного отношения к детству как части духовной жизни семьи, что является источником развития и ребёнка, и взрослого.
- деятельностный в отношениях «педагог-семья».
- интеграции внешних и внутренних факторов повышения воспитательного потенциала семьи.
- доверительных отношений в системе «семья - ДОУ», включающий готовность сторон доверять компетентности друг друга.
- разграничение ответственности между педагогом и родителем как партнёрами по общению, каждый из которых несёт персональную долю ответственности в рамках своей социальной роли.
- комплексности: целостное видение воспитательной компетентности родителей.
- системности: связан с упорядоченностью периодов развития воспитательного потенциала семьи от подготовки к будущему родительству к воспитанию его в разных периодах детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...
Методическая разработка: Конспект непрерывной образовательной деятельности " Образование числа 5"
Использованы современные образовательные технологии: ИКТ – технология: презентация «Образование числа 5»;- здоровьесберегающая: пальчиковая гимнастика;- игровая: дидактиче...
Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "А" для детей для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "А" для детей для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития...
Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "В" для детей для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "В" для детей для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи...
Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного образования». О презентации групповых проектов ДОУ «Новый
Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 2020– 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 20...