ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа (старшая группа) на тему

Наталья Васильевна Коваленко

Образовательная программа группы "Солнышко"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Красноярского края

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТУРУХАНСКОГО РАЙОНА

Группа дошкольного образования «Солнышко»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Борская средняя общеобразовательная школа»

Туруханского района п. Бор

Принято:                                                                     Педагогическим советом  

МОУ «БорСШ»

Протокол № 1 от «30» августа 2016г.                                                                                                                

 

Согласовано:

Родительским комитетом

детского сада «Солнышко» МКОУ БСОШ                                   Председатель

Ворошилова В.В.

Протокол № 3  от «31» августа 2016г.

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                                                   Директор

 МОУ «БорСШ»

Хильченко Е.А..                              

Приказ 84 от «1» сентября 2016г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2015


ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Образовательная программа дошкольного образования  

Назначение программы

Создать условия для реализации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями  ФГОС ДО.

Сроки реализации программы

2016-2020 г.г.

Исполнитель программы

Группа дошкольного образования  «Солнышко» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Борская средняя общеобразовательная школа» Туруханского района п. Бор

Руководитель программы

Хильченко Елена Александровна директор  Муниципальное казенное образовательное учреждение «Борская средняя общеобразовательная школа» Туруханского района п. Бор

Творческая группа по разработке программы

Директор - Хильченко Елена Александровна

Заместитель директора по УВР  - Ладаева Татьяна Александровна,

Коваленко Наталья Васильевна, воспитатель первой категории,

Филатова Галина Анатольевна, воспитатель первой категории,

музыкальный руководитель -  Атавина  Анна Викторовна

инструктор по физической культуре -  Рубцова Александра Ивановна

педагог-психолог - Чалкина Валерия Константиновна

учитель-логопед - Дубровская Оксана Петровна

Оглавление

I. Целевой раздел        

1.1. Пояснительная записка        

1.1.1. Цели и задачи реализации  Программы:        

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.        

1.2. Планируемые результаты  освоения Программы.        

2. Содержательный раздел.        

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.        

2.1.1.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»        

2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»        

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»        

2.1.4.Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»        

2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»        

2.2.  Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных  потребностей и интересов.        

2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик        

2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы        

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников        

2.6. Иные характеристики содержания Программы        

2.6.1. Описание специфики национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.        

2.6.2. Взаимодействие с  социальными институтами        

III. Организационный раздел        

3.1 Материально – техническое обеспечение Программы  .        

3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания .        

3.3 Распорядок дня и/или режим дня        

3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий        

3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды        

IV. Дополнительный раздел        

4.1. Краткая презентация Программы        

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации  Программы:

Цели:

  1. Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей 
  2. Развитие у дошкольников основ гражданственности и патриотизма в отношении города Красноярска и Красноярского края, культурных и природных особенностях.

Задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • создание условий для формирования представлений ребенка об истории родного поселка, города Красноярска, Красноярского края, культурных ценностях народов Красноярского края, его природных особенностях, и бережного отношения к природе родного края.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.

Основными методологическими подходами к формированию Программы являются:        

  • культурно-исторический подход – культурно-исторический подход к развитию психики человека, предложенный Л.С. Выготским, рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского наиболее полно отражает качественный подход к развитию ребенка. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С. Выготский, 1956).
  • деятельностный подход - деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
  • личностный подход - поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Основные принципы к формированию Программы:

  • развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
  • основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
  • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.2. Планируемые результаты  освоения Программы.

Целевые ориентиры дошкольного образования  представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

         Специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования  делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  • ребенок знаком с разнообразными видами искусства художественно-творческой деятельности, может воплотить свой замысел в повседневной жизни;
  • проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свой поселок, край, его достижения, имеет представление о его географическом и природном разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

2. Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

2.1.1.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

  • Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, формирование представлений о культурных ценностях народов Красноярского края.

формирование у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

формирование основ самоанализа, умения мотивировать свои поступки, выражать собственные интересы; приобретение  опыта невербальной и речевой коммуникации со сверстниками и взрослыми, способности к  самоидентификации.

Программное обеспечение

Методическое обеспечение

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)   

  • Перемьянина О. Р. Развитие социальных навыков детей 5 – 7 лет: познавательно-игровые занятия. – Волгоград: Учитель, 2012
  • Н.Ф. Губанова. Игровая деятельность в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез, 2012;
  • Толстикова С.Н., Виноградова Н.А. Социально-эмоциональное развитие дошкольника -М.: Сфера, 2013;
  • Толстикова С.Н. Виноградова Н.А. Социально-нравственное развитие дошкольников-М.: Сфера, 2013;
  • Н.Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада-М.: Мозаика-Синтез, 2012
  • Ежкова Н.С. Руководство самостоятельной деятельности старших дошкольников. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.
  • М.Б. Зацепина. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез, 2011;
  • Н.Ф. Комарова. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012.
  • Шорыгина Т. А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с. (Детям о самом важном).
  • Т.Ф. Саулина Три сигнала светофора. –М.: Мозаика-Синтез, 2010;
  • Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2011.
  • Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2014;
  • Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2012;

2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 

Формирование у воспитанников  познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения.

Программное обеспечение

Методическое обеспечение

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)   

  • Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. - 2-е изд., испр. и доп. – Мозаика-синтез, 2011.
  • Железнова Е.Р. Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011.
  • Познание предметного мира. Вторая младшая группа/ авт.-сост. З. А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  • Ефанова З. А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2013.
  • Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  • Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для работы с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  • Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. – Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаикк-Синтез, 2012.
  • Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в старшей группе  детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80 с.
  • Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной к школе группе  детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80 с.

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формирование у воспитанников ДОУ коммуникативной компетентности дошкольника, которая проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. 

Программное обеспечение

Методическое обеспечение

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)   

  • Граб Л. М. Творческое рассказывание: обучение детей 5 – 7 лет. –Волгоград: Учитель, 2011.
  • Артикуляционная гимнастика в считалках : пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей / Т.А. Куликовская. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
  • Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  • Развитие монологической речи детей 6 – 7: занятия на основе сказок / авт.-сост. А. А. Гуськова. – Волгоград: Учитель, 2012.
  • Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки/ авт.-сост. Т.М. Пименова, В.В. Архипова. – Волгоград: Учитель, 2013.
  • Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / под. ред. О. С. Ушаковой.- М.: ТЦ Сфера, 2014;
  • Е.В. Колесникова. «От звука к букве». – М.: Изд-во «Ювента», 2015;

           2.1.4.Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Знакомство воспитанников  с произведениями художников и музыкантов, писавших  на социально-личностные темы общества.

Программное обеспечение

Методическое обеспечение

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)   

  • Т.С. Комарова. Развитие художественных способностей дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2012;
  • Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 112 с.
  • Торгашова В. Н. Рисуем нитью. Занятия для дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012.
  • Гальцова Е. А. Художественно-трудовая деятельность: игровые и театрализованные занятия с детьми 5 – 6 лет. – Волгоград: Учитель, 2012.
  • Занятия изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А. А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2013
  • Комарова Т. С. Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  • Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  • Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез., 2011.

2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

развитие физических качеств посредством  участия старших дошкольников в спортивной жизни поселка, в поселковых , районных соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.

Программное обеспечение

Методическое обеспечение

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)    

  • Л.И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду: Средняя группа (4-5 лет) -  М.: Мозаика-Синтез, 2012;
  • Л.И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду: Подготовительная  группа (6 -7 лет) -  М.: Мозаика-Синтез, 2012;
  • Подольская Е. И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3 – 7 лет. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2012
  • Воронова Е. К. Формирование двигательной активности детей 5 – 7 лет: игры-эстафеты. – Волгоград: Учитель, 2012
  • Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет/ авт.-сост. М.П. Асташина. – Волгоград: Учитель, 2012
  • Э.Я. Степаненко.  Сборник подвижных игр. –М.: Мозаика-Синтез, 2011;
  • Борисова М.М.  Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет: Методическое пособие.  - М.: Мозаика-Синтез, 2012                                              
  • Л.И. Пензулаева. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2011;
  • И.М. Новикова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез, 2010;
  • Л.Ф. Асачева., О.В. Горбунова. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. – СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013;

2.2.  Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных  потребностей и интересов.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Вариативные формы организации образовательной деятельности:

игры; чтение; беседа; наблюдение; рассматривание; педагогическая ситуация; праздник; экскурсия; ситуация морального выбора; ситуативный разговор;  поручение и задание; дежурство; реализация  проекта; создание коллекций; просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач; экспериментирование; исследовательская деятельность; конструирование; коллекционирование; моделирование; творческая мастерская; инсценирование; сочинение загадок; использование различных видов театра; рассматривание эстетически привлекательных предметов; организация выставок; изготовление украшений; слушание народной, классической, детской музыки; экспериментирование со звуками; разучивание музыкальных игр и танцев; совместное пение; двигательный, пластический танцевальный этюд, танец; хороводные игры; творческое задание;  концерт-импровизация; просмотр и обсуждение видеозаписей выступлений детских и взрослых танцевальных коллективов; наблюдение за выступлением детских и взрослых танцевальных коллективов; изготовление украшений, предметов для игр, сувениров; создание макетов, коллекций и их оформление; утренняя гимнастика; физкультурное занятие; спортивные и физкультурные досуги; спортивные состязания.

Методы организации образовательной деятельности:

Методы реализации Программы

Методы по источнику знаний:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические

Методы по характеру образовательной деятельности детей:

  • Информационно-рецептивный
  • Репродуктивный
  • Проблемное изложение
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский
  • Активные методы

Общие методы художественно-эстетического воспитания:

  • Методы формирования эстетического сознания
  • Методы организации художественной деятельности
  • Методы стимулирования и активации художественного творчества

Средства реализации программы

  • демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);
  • визуальные (для зрительного восприятия), аудиовизуальные (для слухового восприятия);
  • естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
  • реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, невозможные).
  • для двигательной деятельности (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
  • для игровой деятельности (игры, игрушки);
  • для коммуникативной деятельности (дидактический материал);
  • для чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
  • для познавательно-исследовательской деятельности  (натуральные  предметы  для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
  • для трудовой деятельности (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
  • для продуктивной деятельности (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, ручного труда, в том числе строительный материал, конструкторы, природный и бросовый материал);
  • для музыкально-художественной деятельности  (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Разные виды образовательной деятельности

  • Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
  • Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.

При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

  • Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
  • Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
  • Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.
  • Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности.
  • Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
  • Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.
  • Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольным учреждением с положениями действующего СанПин.
  • Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает:

  • наблюдения - в уголке природы; за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
  • индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
  • театрализованные игры с детьми и (или) с небольшими группами детей;
  • совместную деятельность детей по их интересам;
  • создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;
  • трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);
  • беседы и разговоры с детьми по их интересам;
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
  • индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
  • двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;
  • работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
  • Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает:
  • подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
  • наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
  • экспериментирование с объектами неживой природы;
  • сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
  • элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
  • свободное общение воспитателя с детьми.

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. Это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность  носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

  • Игровые культурные практики (совместная игра, театрализованные игры, инсценирование сказок, т. д).
  • Исследовательские культурные практики (исследовательская культурная практика по темам: «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления» и др.).
  • Коммуникативные культурные практики (ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта; чтение стихов, заучивание стихов наизусть; конкурсы и викторины, др.).
  • Художественные культурные практики (досуговая деятельность, семейные творческие выставки, творческая мастерская, создание поделок и элементов игровых атрибутов и костюмов из природного и бросового материала, рисунки на асфальте, лепка, кляксография, ручной труд, музыкально-литературные развлечения, др.).
  • Организационные культурные практики (украшение групповой комнаты или участка, постройка конструкций для подвижных игр и упражнений из мягких блоков, спортивного оборудования, расстановка и уборки инвентаря и оборудования для образовательной деятельности, др.).
  • Образовательные культурные практики (викторины, НОД, др.)

 2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы

В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.

Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

Все виды деятельности, предусмотренные программой МДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.

Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

4-5- лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является  познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
  • обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;
  • создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;
  • при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
  • не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
  • обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
  • привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
  • побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
  • читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

5-6 лет

 Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно –         личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Цель: установление партнерских отношений и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс 

                Задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям;
  • обеспечение  психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • формирование у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания  ребенка;
  • профилактика  и  предупреждение  эмоционального неблагополучия детей в семье из-за возникновения разного рода деструкций в детско-родительских отношениях, поддержка права каждого ребенка на безопасные условия социализации в семье, защиту от всех форм физического и психического насилия.

Формы сотрудничества с родителями ДОУ:

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Наглядно-информационные формы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую по мощь семье. К ним относятся записи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

 

Таблица 1

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. 

  • Социологические опросы
  • Социологические срезы
  • тесты
  • анкетирование
  • почтовый ящик
  • информационные корзины

Досуговые

Призваны устанавливать теплые доверительные 
отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

  • «Встреча Нового года»
  • «Я и мой папа»
  •  «Праздник мам и бабушек»
  • «Праздник урожая»
  • «Спортивный праздник с родителями»
  • Совместные экскурсии на лесную поляну и берег реки
  • «День семьи»
  • «День матери»
  •  «Семейные театры»
  • различные выставки

Познавательные

Направлены на  ознакомление родителей с возрастными
и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических 
навыков воспитания детей.

  • Семинары-практикумы
  • педагогический брифинг,
  • педагогическая гостиная,
  • педагогическая библиотека для родителей
  • «Театральная пятница»
  • «Педагогический случай»
  • «Круглый стол»
  • викторины

информационно-ознакомительная форма;

 

Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.

Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

 

  • дни открытых дверей
  • открытые про смотры занятий и других видов деятельности детей.
  • выставки детских работ
  • выставки совместных работ детей и родителей
  • информационные проспекты для родителей,
  • видеоролики о жизни ДОУ
  • выпуск газет,
  • организация мини-библиотек 
  • использование современных технологий
  • информационные стенды
  • папки-передвижки
  • тематические выставки
  • мини газеты
  • библиотеки по основным проблемам семейной педагогики

Формы взаимодействия педагогического  коллектива с семьями воспитанников:

  • Познавательные формы взаимодействия с родителями
  • Досуговые формы взаимодействия с родителями
  • Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями
  • Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями
  • Письменные формы  взаимодействия с родителями.

2.6. Иные характеристики содержания Программы

2.6.1. Описание специфики национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Содержание национальных и социокультурных условий образования обусловлено природным, культурно-историческим социально-экономическим своеобразием Красноярского края. 

Климатические  особенности:  Образовательная деятельность выстраивается с учетом климатических особенностей Красноярского края (резкий перепад дневных и ночных температур, относительно короткое жаркое лето, продолжительная холодная зима)   в холодный период года группа «Солнышко работает по особому режиму.

Сокращается длительность прогулки при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 8 лет при температуре воздуха ниже минус 20 °C и скорости ветра более 15 м/с.

В морозные дни образовательная деятельность, предусмотренная во время прогулок, организуется в помещении. При этом в помещении организуются виды деятельности, входящие в структуру прогулки (подвижные игры, наблюдения и экспериментирование, трудовая деятельность). Физкультурные занятия, планируемые на воздухе, переносятся в помещение.

В летний период прием детей проходит на улице. Время прогулки на свежем воздухе увеличивается, за счет организации совместной образовательной деятельности детей и взрослых.

Красноярский край промышленный, многонациональный регион, с разнообразным богатым растительным и животным миром. В процессе организации различных видов детской деятельности дети знакомятся с особенностями региона.

 Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее,  график образовательного процесса составляется в соответствии  с  выделением двух периодов:

холодный  период:  учебный год (сентябрь-май),

летний период (июнь-август), для которого составляется другой  режим дня  

         2) Организация образовательной среды, направленной на обеспечение социально-личностного развития ребенка, осуществляется с   учетом необходимости усвоения ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развития общения и взаимодействия ребенка со взрослым;  становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;   развития социального и эмоционального интеллекта;  становление эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками;  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Организация предметно-пространственной образовательной среды в группе «Солнышко» включает в себя:

- уголок духовно-нравственного воспитания (формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности дошкольника);

-центр сюжетно-ролевых игр;

-центр конструирования;

-центр ПДД и ОБЖ;

- уголок тишины и уединения;

2.6.2. Взаимодействие с  социальными институтами

Цель: развитие связей дошкольного учреждения с социальными институтами для повышения качества образовательных услуг.

        Основными принципами сотрудничества являются:

  • учет запросов общественности;
  • социально-личностное направление деятельности;
  • сохранение имиджа учреждения в обществе;
  • принцип добровольности.

Социальными партнерами детского сада «Солнышко» являются:

  • Борская сельская, школьная  библиотеки (с целью организации досуга воспитанников, сохранение и укрепление традиций детского сада);
  • МОУ «БорСШ» (с целью организации преемственности детского сада и школы);
  • ДДТ «Островок»
  • Заповедник  (с целью организации досуга воспитанников, сохранение и укрепление традиций детского сада).

III. Организационный раздел

3.1 Материально – техническое обеспечение Программы  .

3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания .

3.3 Распорядок дня и/или режим дня

Модель организации образовательной деятельности в ДОУ

Совместная деятельность
взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Режим дня на холодный период

Режимные процессы

Средняя группа

(4-5лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Приход детей в ДОУ, свободная игра, самостоятельная деятельность

7.00-8.05

7.00-8.10

Утренняя гимнастика

8.05-8.15

8.10-8.30

Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры. Завтрак.

8.20-8.50

8.30-8.50

Игры, самостоятельная деятельность детей

8.50-9.00

8.50-9.00

Организованная детская деятельность (в перерывах – самостоятельная деятельность детей и второй завтрак)

9.00-10.35

9.00-10.50

Подготовка к прогулке, прогулка

10.35-12.30

10.50-12.35

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей

12.30-12.40

12.35-12.45

Подготовка к обеду, гигиенические процедуры. Обед.

12.40-13.00

12.45-13.00

Подготовка ко сну. Сон.

13.00-15.00

13.00-15.00

Постепенный подъем, закаливающие процедуры.

15.00-15.20

15.00-15.20

Подготовка к полднику. Полдник.

15.20-15.40

15.20-15.40

Игры, самостоятельная и организованная деятельность детей

15.40-16.35

15.40-16.35

Подготовка к ужину. Ужин.

16.35-17.00

16.35-17.00

Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых, уход детей домой.

17.00-19.00

17.00-19.00

Режим дня на теплый  период

Режимные процессы

Средняя группа

(4-5лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Прием детей на свежем воздухе (в пасмурные дни в группе); самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность детей и взрослых

7.00-8.10

7.00-8.20

Утренняя гимнастика на свежем воздухе

8.10-8.20

8.20-8.30

Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры. Завтрак.

8.20-8.55

8.30-9.00

Игры, подготовка к прогулке, прогулка, второй завтрак, самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых. Мероприятия оздоровительного и художественно-эстетического цикла.

8.55-11.40

9.00-12.00

Подготовка к обеду, гигиенические процедуры. Обед.

11.40-12.10

12.00-12.30

Подготовка ко сну. Сон.

12.10-15.00

12.30-15.00

Постепенный подъем, оздоровительные воздушные, водные процедуры, самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых.

15.00-15.20

15.00-15.20

Полдник, гигиенические процедуры.

15.20-15.30

15.20-15.30

Самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых. Чтение художественной литературы.

15.30-16.35

15.30-16.40

Подготовка к ужину. Ужин.

16.35-17.00

16.40-17.00

Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых, уход детей домой.

17.00-19.00

3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

  • Праздник «День знаний» - праздник, направленный на привитие детям любви к познанию, желания учится в школе. Праздник проходит с участием сказочных героев. Детям предлагаются веселые конкурсы, викторины. В празднике принимают участие дети и родители.
  • Праздник «День Матери», приуроченный к международному  дню матери (последняя неделя ноября) – обеспечение преемственности поколений,  формирование у детей дошкольного возраста понимания, насколько велика значимость женщины-матери в обществе, формирование основ семейных устоев, развитие эмоциональной отзывчивости.
  • Праздник «Моя Россия – Моя Страна» - спортивно-патриотический праздник - досуг, направленный на формирование патриотизма у детей, закрепления знаний детей о государственных символах России, воспитания чувства любви к своей Родине – России;
  • «Украсим землю цветами» - познавательный праздник – досуг, который  проводится ежегодно в мае месяце. Дети вместе с сотрудниками детского сада и родителями благоустраивают и озеленяют территорию детского сада. Акция направлена на воспитание в детях заботы и любви к своему дому, детскому саду, краю. Дети познают радость коллективного труда. В течение лета дети ухаживают за высаженными растениями.
  • «Путешествие в страну «Здоровья» (3-я неделя августа) - спортивный досуг. Спортивные праздники в детском саду позволяют познакомить детей с историей и традициями, проникнуться духом «олимпизма» — стремления к совершенству, любви к спорту.
  • Выставки семейного творчества: «Осень Золотая», «Зимушка - Зима», «Мамочка моя»  - развитие творческого потенциала участников образовательных отношений.

3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

  • Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

  • Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  • Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

  • Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

  • Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

  • Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений организована воспитателем в виде развивающих центров активности. Наполняемость центров меняется в зависимости от педагогических задач, интересов детей, по мере их взросления, времени года и прочих факторов.

        

Центр познавательной деятельности: дидактические материалы - пирамидки, миски – вкладыши, мерки,  наборы песочных формочек, застежки, кассы букв и цифр; материал для развития пространственных (схемы групп, планы помещений, участка детского сада, карта города, района) и временных представлений (разнообразные модели календарей; часы: песочные, солнечные, электронные, с циферблатом).

Экологические центры: разнообразные комнатные растения; предметы ухода за комнатными растениями (фартуки, лейки, щетки, кисти, палочки для рыхления, горшочки для черенкования, ветошь). Материалы и приборы для обеспечения развития элементарных естественно – научных представлений и навыков экспериментально исследовательской деятельности (календари природы, лупы, компасы, ящики для посадок, банки для проращивания семян, разные емкости, сачки, весы, мерные стаканы); различные коллекции (камней, растений, ракушек, семян ит.д.). Наглядные пособия (альбомы, энциклопедии, художественная и познавательная литература, дидактические игры, муляжи и т.д.).

Центр речевого развития: детская библиотека (детская художественная, познавательная литература, книги для самостоятельного рассматривания и чтения), портреты детских писателей и поэтов, иллюстрации к художественным произведениям, открытки, фотографии и др.

Центры конструктивной деятельности: напольные, настольные конструкторы разного вида (деревянный, пластмассовый, металлический) с различными видами соединений; материалы для обыгрывания (природный, бросовый, мелкие игрушки и т.п.); рисунки отдельных частей построек(колонн, башен, триумфальных арок), модели, схемы построек; сюжетные конструкторы, макет детского сада, макеты частей города, карты,  схемы  района  и  города;  наборы  открыток,  репродукций  архитектурных достопримечательностей города, страны.

Центры художественно-эстетического развития: детские музыкальные инструменты (дудочки, губные гармошки, свирели, рожки, ложки, колокольчики и др.). Игрушки (шарманки,  музыкальные  книжки  и  др.),  не озвученные музыкальные игрушки (гитары, балалайки, пианино и др.). Сюжетные картинки, открытки иллюстрации, портреты композиторов, репродукции картин.

Театральные центр: различные виды настольного кукольного, кулачкового, варежкового, пальчикового театра. Костюмы, атрибуты, грим, фотографии.

Центры «творческих мастерских»: ножницы, картон, бумага белая и цветная, цветные карандаши, графитные карандаши, цветные восковые мелки, пастель, акварель, гуашь, палитра, кисти, мел для рисования, пластилин, бытовой материал (катушки, коробки, пробки…),природный материал, ткань, нитки, пуговицы, инструменты.

Спортивный центр: мячи, кегли, обручи, шнуры, скакалки, кольцебросы, массажные коврики, ребристые дорожки, флажки и ленты разноцветные.

Содержание центров предметно-пространственной развивающей среды  см. приложение № 8.

IV. Дополнительный раздел

4.1. Краткая презентация Программы

Образовательная программа группы «Солнышко» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Программа направлена на разностороннее развитие детей с 3 до 8 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы.

Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный и дополнительный.

   

Цель взаимодействия педагогического коллектива МОУ «БорСШ» с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Эффективное взаимодействие педагогического коллектива МОУ «БорСШ»  и семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий:

- поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его взаимодействия с семьёй, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребёнка;

- учёт в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов;

- нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских отношений;

- сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;

- практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).

Принципы руководства взаимодействием общественного и семейного воспитания:

- ценностного отношения к детству как части духовной жизни семьи, что является источником развития и ребёнка, и взрослого.

- деятельностный в отношениях «педагог-семья».

- интеграции внешних и внутренних факторов повышения воспитательного потенциала семьи.

- доверительных отношений в системе «семья - ДОУ», включающий готовность сторон доверять компетентности друг друга.

- разграничение ответственности между педагогом и родителем как партнёрами по общению, каждый из которых несёт персональную долю ответственности в рамках своей социальной роли.

- комплексности: целостное видение воспитательной компетентности родителей.

- системности: связан с упорядоченностью периодов развития воспитательного потенциала семьи от подготовки к будущему родительству к воспитанию его в разных периодах детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

Методическая разработка: Конспект непрерывной образовательной деятельности " Образование числа 5"

Использованы современные образовательные технологии: ИКТ – технология: презентация «Образование числа 5»;- здоровьесберегающая: пальчиковая гимнастика;- игровая:  дидактиче...

Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "А" для детей для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития

Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "А" для детей для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития...

Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "В" для детей для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "В" для детей для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи...

Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного образования». О презентации групповых проектов ДОУ «Новый

Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 2020– 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»В ПЕРВОЙ  МЛАДШЕЙ ГРУППЕ  НА 20...