«Планирование воспитательно-образовательной деятельности в соответствии ФГОС ДО»
материал (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 6 – центр развития ребенка»
Выступление на педагогическом совете
Тема: «Планирование воспитательно-образовательной деятельности в соответствии ФГОС ДО»
Подготовила: воспитатель средней группы №8
Нестерова И.А.
Декабрь 2015
Введение
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов вносит в действующую структуру планирования значительные изменения.
Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю и педагогу необходимо соблюдать при планировании:
Рассмотрим условия, которые необходимо соблюдать при планировании образовательной работы в ДОУ:
• Объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
• Выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОУ;
• Четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
• Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Требования ФГОС к планированию воспитательно-образовательного процесса.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
• Основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
• Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• Основываться на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
• Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Образовательные области по ФГОС.
ФГОС ДО рекомендует планировать образовательную работу, охватывая следующие образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательно развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Опыт работы по планированию воспитательно-образовательного процесса.
Прежде, хотелось бы отметить, что мы осуществляем планирование в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс в ДОУ – программа «Детство», где впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодействием дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом.
Рассмотрим наш опыт работы по планированию воспитательно-образовательного процесса на примере проекта недели, посвященному Дню Матери (временные рамки: с 23 ноября - 27 ноября 2015 года). Содержание образовательной работы при планировании мы распределяем по пяти образовательным областям следующим образом:
Социально-коммуникативное развитие:
Разделы | Рекомендации к содержанию | Планирование в средней группе №8 |
Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми в режимных моментах | Темы бесед (по праздничным датам, временам года и т.д.), темы для проигрывания ситуаций, названия игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных и др.) художественную литературу и другой материал, использующийся при организации совместной деятельности педагога с детьми, индивидуальная работа. | Беседа: «Моя мама – лучшая самая». (Цель: учить детей рассказывать о маме как о самом дорогом человеке. Пробуждать нежные чувства, желание совершать добрые поступки, радуя тем самым мамочку.) Упражнение «Поможем маме» (Цель: приобщение к труду; развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости; формирование желания оказывать помощь близкому человеку. Беседа «Как вы заботитесь о маме? Что будете делать если она устала? Заболела?» СРИ «Семейный ужин» «Семья», «С мамой у врача», «Дочки-матери». Трудовая деятельность на прогулках. |
Планирование непосредственной образовательной деятельности | Деятельность по освоению правил речевого этикета и норм поведения принятых в обществе; по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родине и Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа, о отечественных традициях и праздниках; по формированию основ безопасности в быту, социуме, природе. | Тема: «История семьи. Что такое родословная?». (Цель: сформировать знания о понятиях «род», «родословная», «предки»; формировать понятие о ценности семьи и семейных традиций; развитие кругозора) |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Указываются вносимые игры, книги, карты, схемы и другой дидактический материал вносимый педагогом для самостоятельной деятельности детей. | Внесение атрибутов для сюжетно-ролевых игр и упражнений. |
Познавательное развитие:
Разделы | Рекомендации к содержанию | Планирование в средней группе №8 |
Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми | Темы наблюдений в природе, темы экскурсий, темы для познавательно-исследовательской деятельности, названия дидактических игр, тематику игровых упражнений, художественную и научную литературу и др., индивидуальная работа. | Дидактическое упражнение «Волшебный букет для наших мам». (Цель: вспомнить и закрепить названия цветов) Д/и «Мамы и детки». Познавательная беседа: «Профессии наших мам». (Цель: закрепить знания о профессиях, их особенностях и ценности каждой их них; сформировать понятие об атрибутах различных профессий) Познавательно исследовательская деятельность на прогулках – наблюдения. |
Планирование организованной образовательной деятельности | Планируется познавательно-исследовательская деятельность; деятельность по формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов. | Конструирование из бумаги: «Букет для мамы». (Цель: учить конструировать из бумаги; научить приему складывания; формировать навыки вырезания из бумаги, соединения частей общей композиции.) Математическое развитие. Тема: «Короче-длиннее». (Цель: формировать понятие о длине; учить сравнивать предметы по длине, определять ее визуально и путем сравнения; активизация мышления) |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Указываются вносимые атрибуты к играм, атрибуты для выполнения трудовых поручений, игры для самостоятельной деятельности, художественная и справочная литература, картины, иллюстрации схемы и другой дидактический материал вносимый педагогом для самостоятельной деятельности детей. | Внесение иллюстраций по теме «Профессии» и дидактического (раздаточного) материала для занятий и бесед. |
Художественно-эстетическое развитие:
Разделы | Рекомендации к содержанию | Планирование в средней группе №8 |
Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми | Темы для продуктивной деятельности, игры, картины, иллюстрации, художественная литература, развлечения, досуги, праздники, индивидуальная работа. | Чтение художественной литературы и беседы по прочитанному: Г. Виеру «Мамин день». У.Раджай «Кто пришел ко мне с утра? Мамочка!» Л.Николаенко «Доброта» А.Костецкий «Моя мама» Знакомство с пословицами и поговорками о маме. «Нету лучшего дружка, чем родная матушка» «Мамины руки не знают скуки» «При солнышке тепло, при матери добро» Прослушивание музыкальных композиций о маме. Обведение трафаретов «Красивые цветы для мам» Самостоятельное рисование на свободную тему: «Рисунок для мамы». |
Планирование организованной образовательной деятельности | Планируется деятельность по формированию элементарных представлений о видах искусства (виды и жанры); деятельность по овладению навыков по изобразительной, конструктивно-модельной деятельности и др. | Лепка: «Вкусный торт для мамочки» (Цель: продолжать формировать навыки работы с пластилином; учить составлять композицию, учитывая пропорции отдельных ее деталей; развитие мелкой моторики рук.) Музыкальные занятия (по плану музыкального руководителя) |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Указываются вносимые материалы и инструменты для творчества (краски, бумага – разного цвета, формата, фактуры, природный и бросовый материал, кисти), художественная литература, картины, иллюстрации, схемы, игры для самостоятельной деятельности, конструкторы. | Внесение материалов для творчества: карандаши, трафареты, фломастеры, пластилин, стеки. Обеспечение музыкального материала для прослушивания с детьми. Обеспечение книжного уголка художественной литературой для чтения по теме проекта. Организация фотовыставки «Когда мама была маленькой» |
Речевое развитие:
Разделы | Рекомендации к содержанию | Планирование в средней группе №8 |
Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми | Темы бесед для развития связной речи, игры (драматизации, имитации, театрализации), картины, иллюстрации, художественная литература, темы для книгоиздательства, театрализация, кружковая деятельность, досуги, праздники, индивидуальная работа. | Составление описательных рассказов о маме по фото. Речевые упражнения: «Какая мама?» (Цель: активизация прилагательных в речи; тренировка согласования прилагательного с существительным в роде и числе.) «Как зовут ваших родителей?» Беседа «Как вы будете поздравлять мамочку с праздником?». Упражнение «Поздравление» (работа в парах) |
Планирование организованной образовательной деятельности | Работа по обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; по формированию звуковой аналитико-синтаксической активности как предпосылки обучения грамоте через чтение художественной литературы, беседы, рассказы взрослого, составление рассказов, пересказ, заучивание стихов и др. | Составление описательного рассказа по сюжетным картинам по теме «Семья». Цель: расширять знания о семье; развитие связной устной речи; тренировка в составлении описательного рассказа; учить определять эмоциональный фон, настроение картины.) |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Указываются вносимые атрибуты для игр, художественная литература, картины, иллюстрации, разнообразные игры, схемы и другой дидактический материал. | Внесение сюжетных картин по теме «Семья», фотографий мам для составления описательных рассказов. Обеспечение дидактическим материалом для речевых игр и упражнений. |
Физическое развитие:
Разделы | Рекомендации к содержанию | Планирование в средней группе №8 |
Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми | Темы бесед по формированию элементарных норм и правил здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, для формирования полезных привычек и др.), темы бесед по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта; подвижные игры, игры-соревнования, игровые упражнения, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, закаливание, досуги, спортивные праздники, индивидуальная работа. | Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения. Подвижные игры: “Папа-змейка, мама-змейка, я – моя семья”. «Курица и цыплята» «Кот и мыши» «Воробушки и кот» Упражнения: -в ходьбе приставным шагом; -в прыжках на одной ноге с продвижением вперед; -в прыжках на двух ногах в обруч и из обруча. |
Планирование организованной образовательной деятельности | Работа по формированию двигательной активности детей дошкольного возраста направленной на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, на развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, на выполнение основных движений, на формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; на овладение подвижными играми; на становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; на овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни и др. | Занятия по физическому развитию (по плану инструктора физической культуры) Физминутки и динамические паузы. |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Указывается вносимое физкультурное оборудование. | Внесение атрибутов для подвижных игр и оборудования для упражнений. |
Также в планирование включается раздел «Работа с родителями», где отражается деятельность, направленная на:
-Изучение семьи, установление доверительных отношений между участниками образовательного процесса, ознакомление родителей с информацией о группе, о детском саде, ознакомление воспитателей с семьями, воспитанниками, сбор и анализ полученной информации, которая поможет воспитателям организовать работу.
-Ознакомление родителей с нормативно- правовыми актами разных уровней, с целью повышения уровня личной ответственности за воспитание детей.
-Ознакомление родителей с содержанием образовательной деятельности.
-Отчет о деятельности, в том числе о динамике развития воспитанников (выставки детских работ, фотовыставки о жизни группы и детского сада,
Мы запланировали:
-Привлечение родителей к сбору материала для реализации проекта (детские фото мам, информация о профессиях мам);
-Консультация для родителей в форме папки-передвижки – «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка»;
-Рекомендации для домашнего чтония литературы по теме проекта;
-Организация фотовыставки «Когда мама была маленькая».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование воспитательно-образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО
Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: ...
Планирование воспитательно-образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО.
Современные требования к планированию, виды и формы планирования, алгоритм....
Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по ФГОС
На смену ФГТ в ДОУ пришло ФГОС. Планирование воспитательно-образовательного процесса подходит к любой дошкольной группе....
Планирование воспитательно - образовательного процесса с учетом внедрения ФГОС ДО
Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностн...
Консультация для воспитателей «Планирование воспитательно-образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО »
Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями. В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых ...
Планирование воспитательно-образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО
Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями....
Циклограмма планирования воспитательно – образовательной работы воспитателя в соответствии с ФГОС ДО.
Материал будет полезен начинающим педагогам. Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы, предусмотренной перспективным планом, воспитатель разрабатывает календарные п...