Отчет по самообразованию педагогической деятельности за 2015-2016 учебный год.
материал (средняя группа) на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Морозко»
Отчет по самообразованию
педагогической деятельности
за 2015-2016 учебный год.
Группа «А» общеразвивающей направленности
для детей от 4 до 5 лет.
Составила воспитатель:
Коптелова И.И.
Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Исходя из этого, я определила цель своей работы:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Улучшить общую двигательную активность;
Содействовать нормализации речевой функции;
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы:
массаж кистей рук
пальчиковая гимнастика, физкультминутки
пальчиковые игры со стихами, потешки
пальчиковый и настольный театр
театр теней
Использование элементов ТРИЗ (Теория развития изобразительных задач)
лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, пластилином, и т. д.
конструирование из бумаги в технике оригами (самолет и кораблик), работа с конструктором,
различные виды аппликаций
Развитие графической моторики
рисование по трафаретам
штриховка
лабиринты
Дидактические игры
шнуровка М. Монтессори
игры с мелкими предметами, со счетными палочками, спичками.
пазлы, мозаика
Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка и предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина , В. Кудрявцева. и другие).
Описание собственного опыта работы
Прежде чем, приступить к работе, я четко выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.
В начале работы я использовала диагностику, в которой определяла степень ловкости рук и пальцев у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). В ходе диагностики я предложила детям три вида упражнений:
- с мячом (ударить об пол и поймать в руки, подбросить вверх и поймать, вести мяч одной рукой)
- с карандашом (обвести предмет и заштриховать его)
- изолированные движения пальцами
Я поставила перед собой задачи: улучшить координацию движений пальцев рук, проводить упражнения по формированию навыков самообслуживания, улучшить общую двигательную активность ребенка.
Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.
В индивидуальной работе с детьми я включала задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Одним из основных методов работы являлись пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев. Делалось это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков-ежиков.
Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и др.
Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.
Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки».
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы. Другим положительным моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме обучается пространственным понятиям, а также понятию числа.
Мною были изготовлены куклы для пальчикового и настольного театра к русским народным сказкам: «Репка», «Теремок», «Три поросенка». А также теневой театр к сказкам: «Курочка Ряба», «Колобок», «Гуси – Лебеди».
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые они использовали в играх.
В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки, рисование пластилином и др. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.
Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры, в которых детям необходимо был проводить параллельные линии в определенном направлении.
Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Детям давались заготовки с рисунками или упражнения в прописях (Г.Е.Сычева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», издательство «мозайка – синтез»: «Математика для малышей», «Уроки грамоты для малышей») Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.
В совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений и в самостоятельной деятельности детей я использовала методику плоскостного моделирования (рисунки, составленные из ограниченного количества плоских геометрических фигур), упражнения со счетными палочками. При этих видах деятельности развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность. Здесь предлагались возможности для творчества детей: сам придумал, сам выложил.
Большой интерес для детей представляло конструирование. Дети сооружали многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий было собирание пазла.
Еще один из приемов, который я использовала в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.
Мною были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики. Игра «Сосчитай-ка» (соотнесение цифры и количества предметов с помощью шнурка), игра «Волшебные бусы» (нанизывание плоских геометрических фигур разной формы, величины, цвета на шнурок; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность).
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности. В своей работе я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я подготовила консультации на темы: « Для чего нужна пальчиковая гимнастика», «Тестопластика для детей», «Домашний кукольный театр», «Как самостоятельно создать кукольный театр для ребенка», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Театральная деятельность в детском саду», «Кукольный театр дома», «Если дома нет кисточки». Картотека дидактических, сюжетно-ролевых игр (для родителей и педагогов).
Была подготовлена консультация для педагогов и родителей: «Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»; картотека игр, направленных на доброжелательное отношение к сверстнику, гуманное отношение к людям.
Заключение
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Используемая литература
Узорова О.В, Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. Изд. «Астрель»,2008.
Железнова Е.С. Наша – то Катюша умная была… Пальчиковые игры. - Ид «Карапуз», 2009.
Железнова Е.С. Паучок ходил по ветке… Пальчиковые игры. - Ид «Карапуз», 2008.
Кузьмина Т.Е. Каравай. Русские народные песенки – потешки. – Книжный дом, 2003.
Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. - ТЦ Сфера, 2007.
Рик Т.Г. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. – ООО «Линка-пресс», 2008.
Беляков Е.А. 365 развивающих игр. – Айрис Пресс , 1999.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Исходя из этого, я определила цель своей работы:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Улучшить общую двигательную активность;
Содействовать нормализации речевой функции;
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы:
массаж кистей рук
пальчиковая гимнастика, физкультминутки
пальчиковые игры со стихами, потешки
пальчиковый и настольный театр
театр теней
Использование элементов ТРИЗ (Теория развития изобразительных задач)
лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, пластилином, и т. д.
конструирование из бумаги в технике оригами (самолет и кораблик), работа с конструктором,
различные виды аппликаций
Развитие графической моторики
рисование по трафаретам
штриховка
лабиринты
Дидактические игры
шнуровка М. Монтессори
игры с мелкими предметами, со счетными палочками, спичками.
пазлы, мозаика
Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка и предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина , В. Кудрявцева. и другие).
Описание собственного опыта работы
Прежде чем, приступить к работе, я четко выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.
В начале работы я использовала диагностику, в которой определяла степень ловкости рук и пальцев у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). В ходе диагностики я предложила детям три вида упражнений:
- с мячом (ударить об пол и поймать в руки, подбросить вверх и поймать, вести мяч одной рукой)
- с карандашом (обвести предмет и заштриховать его)
- изолированные движения пальцами
Я поставила перед собой задачи: улучшить координацию движений пальцев рук, проводить упражнения по формированию навыков самообслуживания, улучшить общую двигательную активность ребенка.
Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.
В индивидуальной работе с детьми я включала задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Одним из основных методов работы являлись пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев. Делалось это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков-ежиков.
Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и др.
Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.
Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки».
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы. Другим положительным моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме обучается пространственным понятиям, а также понятию числа.
Мною были изготовлены куклы для пальчикового и настольного театра к русским народным сказкам: «Репка», «Теремок», «Три поросенка». А также теневой театр к сказкам: «Курочка Ряба», «Колобок», «Гуси – Лебеди».
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые они использовали в играх.
В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки, рисование пластилином и др. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.
Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры, в которых детям необходимо был проводить параллельные линии в определенном направлении.
Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Детям давались заготовки с рисунками или упражнения в прописях (Г.Е.Сычева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», издательство «мозайка – синтез»: «Математика для малышей», «Уроки грамоты для малышей») Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.
В совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений и в самостоятельной деятельности детей я использовала методику плоскостного моделирования (рисунки, составленные из ограниченного количества плоских геометрических фигур), упражнения со счетными палочками. При этих видах деятельности развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность. Здесь предлагались возможности для творчества детей: сам придумал, сам выложил.
Большой интерес для детей представляло конструирование. Дети сооружали многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий было собирание пазла.
Еще один из приемов, который я использовала в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.
Мною были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики. Игра «Сосчитай-ка» (соотнесение цифры и количества предметов с помощью шнурка), игра «Волшебные бусы» (нанизывание плоских геометрических фигур разной формы, величины, цвета на шнурок; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность).
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности. В своей работе я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я подготовила консультации на темы: « Для чего нужна пальчиковая гимнастика», «Тестопластика для детей», «Домашний кукольный театр», «Как самостоятельно создать кукольный театр для ребенка», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Театральная деятельность в детском саду», «Кукольный театр дома», «Если дома нет кисточки».Картотека дидактических, сюжетно-ролевых игр (для родителей и педагогов).
Была подготовлена консультация для педагогов и родителей: «Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»; картотека игр, направленных на доброжелательное отношение к сверстнику, гуманное отношение к людям.
Заключение
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Используемая литература
Узорова О.В, Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. Изд. «Астрель»,2008.
Железнова Е.С. Наша – то Катюша умная была… Пальчиковые игры. - Ид «Карапуз», 2009.
Железнова Е.С. Паучок ходил по ветке… Пальчиковые игры. - Ид «Карапуз», 2008.
Кузьмина Т.Е. Каравай. Русские народные песенки – потешки. – Книжный дом, 2003.
Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. - ТЦ Сфера, 2007.
Рик Т.Г. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. – ООО «Линка-пресс», 2008.
Беляков Е.А. 365 развивающих игр. – Айрис Пресс , 1999.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Морозко»
Отчет по самообразованию
педагогической деятельности
за 2015-2016 учебный год.
Группа «А» общеразвивающей направленности
для детей от 4 до 5 лет.
Составила воспитатель:
Коптелова И.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет Воспитателя Мамонтовой Ольги Ивановны Педагогические достижения за 2015- 2016 учебный год»
1. Возрастная группа воспитанников· Подготовительная группа «А» дети 6-7 лет· Воспитат...
Отчет педагогической работы за 2015-2016 учебный год "наши успехи".
В отчет пелагогической работы входят мероприятия проведенные в течение года: праздники, развлечения, экскурсии, конкурсы, публикации педагогов и т.д....
Отчет по инновационной деятельности за 2015-2016 учебный год
Аналитический отчет о проделанной инновационной работе за учебный год....
Отчет о реализации инновационного педагогического проекта за 2015-2016 учебный год
Отчет о реализации инновационного педагогического проекта за 2015-2016 учебный год...
Отчет о педагогической деятельности за 2015-2016 учебный год
Отчет о педагогической деятельности за 2015-2016 учебный годПедагог Андрюкова Т.В....
Отчет по реализации инновационного педагогического проекта на 2015-2016 учебный год
Отчет по реализации инновационного педагогического проекта на 2015-2016 учебный год Педагог Зюбина Н.И,Тема инновационного педагогического проекта «Формирование безопасности дошкольников...